Рынок труда как источник трудовых ресурсов
КБиП (Колледж бизнеса и права)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Рынок труда как источник трудовых ресурсов»
по дисциплине: «Экономика организации»
2021
45.00 BYN
Рынок труда как источник трудовых ресурсов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика организации
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЫНОК ТРУДА: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ НЕСБАЛАНСИРОВАННОСТИ
1.1 Понятие рынка труда. Занятость населения и безработица
1.2 Инфляция как одна из форм несбалансированности рынка труда
1.3 Воздействие государства на занятость и безработицу
ГЛАВА 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУД
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ БЕЛОРУССКОГО РЫНКА ТРУДА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Труд является основой существования человека, определяет его место в обществе, является одной из важнейших форм самовыражения и самореализации, поэтому он должен быть организован таким образом, чтобы в полной мере отражать эти характеристики человека, обеспечивая соответствующее соразмерное вознаграждение.
Специфическими объектами исследования являются, во-первых, труд – это целенаправленная деятельность людей по созданию товаров и услуг, которая должна быть организована эффективно, результативно, экономически, во-вторых, он является основным условием жизнедеятельности не только индивидов, но и общества в целом, факторами деятельности любой организации (предприятия), в-третьих, его нельзя рассматривать как товар, поскольку она не является продукцией, трудом и услугами, и, наконец, в процессе труда происходит формирование системы социально-трудовых отношений,
В случае коренных изменений в системе общественных отношений наиболее существенные изменения происходят в социальной и трудовой сферах, что приводит к естественным конфликтам основных субъектов этих отношений. Именно поэтому не подвергаются жесткой критике такие сферы экономической жизни нашей страны, как социально-трудовые отношения. Среди этих факторов можно отметить патерналистские традиции государства, сложившиеся за годы работы в данной сфере, упрощенную систему оценки состояния общества и сферы труда и др.
В этих условиях необходимость формирования новой системы социально-трудовых отношений не вызывает подозрений, что должно найти отражение в современном понимании труда как объекта исследования и исследования, а также в трактовке современной экономики труда и тем и методов социально-трудовых отношений как науки.
Природа социально-трудовых отношений такова, что при их изучении и анализе необходимо учитывать их постоянное изменение, а их перестройка усиливает эту характеристику. Сложность и многомерность проблем обеспечения экономической безопасности в сфере функционирования рынка труда, недостаточный уровень их теоретического изучения определяют актуальность данного исследования.
Объектом исследования курсовой работы являются социально-трудовые отношения.
Предмет исследования – порядок регулирования социально-трудовых отношений в Республике Беларусь.
Целью курсовой работы является необходимость получить знания в области государственного регулирования рынка труда, ознакомиться с методами, функциями и инструментами государственного контроля.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
˗ изучить понятие, причины и формы несбалансированности рынка труда;
˗ проанализировать зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда;
˗ выявить проблемы белорусского рынка труда и обозначить направления совершенствования государственного регулирования занятости на современном этапе.
При написании курсовой работы использовались общенаучные и специальные методы исследования: диалектический, сравнительный, формально-логический, системный анализ и другие методы.
Структура работы определяется целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и перечня источников, используемых в работе.
ГЛАВА 1. РЫНОК ТРУДА: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ НЕСБАЛАНСИРОВАННОСТИ
1.1 Понятие рынка труда. Занятость населения и безработица
Рынок труда – наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя, но и, как в зеркале, отражаются все социально-экономические явления, происходящие в обществе. От того, насколько успешно функционирует экономика, в какой фазе экономического цикла она находится, каково поведение основных субъектов рынка (работника и работодателя), зависит спрос на рабочую силу и ее предложение, а соответственно – уровень и структура занятости, незанятости и безработицы.
Рынок труда - это ведущий компонент классической концепции занятости, которая базируется на следующих принципах:
- совершенная конкуренция на рынке труда;
- взаимозаменяемость факторов производства;
- номинальность заработной платы;
- рациональное поведение экономических субъектов;
- ориентация субъекта на реальную заработную плату.
Рынок труда понимается как система общественных отношений, социальных (в том числе юридических) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда [8, с. 13].
В широком смысле рынок труда – система социально экономических и юридических отношений в обществе, норм и нормативов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда [18].
Проблема занятости и безработицы являются постоянными спутниками национальной экономики рыночного типа. Рабочая сила есть фактор производства. Втягивание рабочей силы в сферу национального производства создает занятость населения.
Занятость населения рассматривается как стабильное наличие рабочего места, как целесообразная деятельность, приносящая работнику доход в натуральной или денежной форме. Занятость раскрывается через систему экономических отношений, посредством которых рабочая сила втягивается в национальную экономику. В первую очередь это касается отношений присвоения и общественного разделения труда, формирования налогов [11, с. 265].
С учетом характера труда различают занятость по найму, а также самостоятельную трудовую деятельность или самозанятость. В современных условиях доминируют первый вид занятости, т.е. наемные отношения. Принято считать, что официально занятое население страны и официально зарегистрированные безработные образуют экономически активное население.
В нынешних условиях прямое воздействие на занятость населения оказывают революционные изменения в технологии производства, а также неуклонное повышение естественного уровня безработицы [11, с. 270].
ГЛАВА 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУД
В некоторых развитых странах (например, в США) практическое применение получила доктрина гибкого рынка труда. Гибкий рынок труда означает высокий уровень адаптации рабочей силы к колебаниям на рынке труда. В результате получила распространение гибкая система оплаты труда (учитывающая прибыль и участие в доходах). Работникам платят высокую заработную плату, однако они не имеют гарантий занятости. Функциональная гибкость предприятия предполагает, что персонал не должен иметь барьеров между специальностями. Постоянная модернизация производства требует от персонала способности легко изменять профессию.
Государственное регулирование гибкого рынка труда сводится к следующему:
- уменьшается роль правовых норм в области трудовых отношений;
- отказ от ряда государственных социальных программ;
- отказ от программ значительного перераспределения доходов и регулирования заработной платы;
- поощрению индивидуальных, а не коллективных договоров.
Оценка гибкости рынка труда – предмет особенно практической важности. С одной стороны, высокий и растущий уровень занятости и низкий уровень безработицы с позиций макро-анализа дают сигнал о благополучной ситуации на рынке труда.
Политика занятости многих развитых стран имеет два направления:
- стимулирование рынка труда;
- социальная защита безработных граждан и членов их семей.
Для ускорения привлечения безработных к трудовой деятельности создаются центры занятости, которые аккумулируют информацию о безработных и свободных вакансиях, подбирают работу, организуют обучение и так далее. Социальная защита населения включает пособия по безработице, защиту от необоснованных увольнений, защиту социально-уязвимых слоев граждан на рынке труда. При этом пособия по безработице не должны вызывать иждивенческих настроений, но и не вызывать обнищания.
Одним из основных направлений регулирования рынка труда является установление государством минимальной оплаты труда. В частности во Франции и некоторых других странах устанавливается минимальная оплата труда не только для всего рынка в целом, но и для людей различной квалификации, уровня образования [31, с. 400].
В настоящее время в связи с усиливающейся глобализацией экономики, большое значение получили международные организации в сфере труда.
Наиболее значимая из них – Международная организация труда (МОТ) – это специализированное подразделении ООН, которое способствует установлению социальной справедливости и признанию человеческих прав в области труда на международном уровне. МОТ формирует международные стандарты труда в форме Конвенций и Рекомендаций, устанавливая минимальные стандарты основных трудовых прав.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ БЕЛОРУССКОГО РЫНКА ТРУДА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Новые условия хозяйствования, обусловленные переходом к рыночной экономике, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения.
К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, которая является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства. Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.
Рынок труда Беларуси долгое время характеризовался низкой гибкостью и способностью адаптироваться к колебаниям в экономической конъюнктуре. Это связывали со слабой эффективностью инструментов количественной, качественной, ценовой и институциональной реакции рынка труда на структурные изменения. Вследствие этого во многих исследованиях указывается проблема медленной реаллокации трудовых ресурсов из неэффективных секторов экономики в эффективные, которая замедляет экономический рост Беларуси.
Низкая гибкость рынка труда Беларуси являлась результатом экономической политики государства. На протяжении многих лет в Беларуси проводилась политика поддержания полной занятости и роста реальной заработной платы с использованием директивных мер воздействия на экономику. Этому также способствовала структура экономики – преобладание государственного сектора в общем объеме занятости населения позволяло напрямую обеспечивать номинальный рост заработной платы. Сформированные институты рынка труда при этом имели ограниченное влияние. В частности, пособие по безработице, профсоюзное движение, минимальная заработная плата, система обеспечения исполнения контракта не играли важной роли в Беларуси. Часто это являлось результатом их незначительного формального статуса; в некоторых случаях они подменялись неформальными договоренностями, позволяющими обойти институциональные правила, установленные законодательством.
В настоящее время на рынке труда Республики Беларусь наблюдаются серьезные дисбалансы, которые происходят за счет изменений в профессионально-квалификационной структуре занятости. Из-за структурных сдвигов на предприятиях нехватка рабочих специальностей сочетается со значительным количеством свободных рабочих мест. Особо остро стоит проблема в тех регионах, где занятость населения зависит от одного-двух предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наше время рынок труда является важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации. Под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы. Ценой рабочей силы является заработная плата.
Безработица во все времена рассматривалась как одна из главнейших характеристик рынка труда. И в настоящее время безработица присутствует во всех странах мира в различных объемах, формах и продолжительности. Проблемы занятости населения и безработицы нуждаются в последовательном теоретическом анализе. Это поможет раскрыть перспективы социально-экономического развития страны. На основе анализа всегда разрабатываются практические рекомендации, которые позволяют отразить, прежде всего, ситуацию на рынке труда.
Две основные формы макроэкономического неравновесия – инфляция и безработица, - воздействуя между собой, обычно имеют противоположную динамику. Сокращение государственных расходов и подавление инфляции спроса могут обернуться возрастанием в стране безработицы. А увеличение безработицы и падение денежных доходов населения обычно сопровождается снижением объема совокупного спроса и подавления инфляции.
Условия равновесия на рынке труда заключается в том, что реальная заработная плата должна достичь такого уровня, при котором спрос и предложение труда уравновесились бы.
Разработка и реализация государственных программ оказывает позитивное воздействие на занятость населения, поэтому программы по регулированию занятости населения являются составной частью государственной экономической политики.
Исходя из опыта Японии, США, а также стран Центральной и Восточной Европы необходимо усилить дифференциацию доходов населения, что обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Это, прежде всего различные физические и умственные способности людей, отличие образовательного и профессионального уровня.
Состояние и развитие рынка труда в Республике Беларусь во многом определяется поведением организаций в использовании трудовых ресурсов, которое определено трансформацией хозяйственных условий.
Перенимая опыт зарубежного государственного регулирования рынка труда, в Республике Беларусь приняты ряд законодательных актов о применении гибких систем оплаты труда, ведь уровень заработной платы является основным параметром занятости.
Сопоставив проблемы и особенности государственного регулирования рынка труда в различных странах, изучив причины несбалансированности рынка труда, отметив проблемы белорусского рынка труда, динамику показателей развития рынка труда в Республике Беларусь, можно сказать, что государству необходимо поддерживать определенный оптимальный уровень и структуру занятости, прежде всего, стремиться к достижению полной занятости в обществе в сочетании с эффективной занятостью, то есть поддерживать в государстве рациональную занятость.
1. A new organization of work: the EU Green Paper and national developments // European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions [Электронный ресурс]. - Mode of access: https://www.eurofound.europa/.
2. Авраменко, А.И. Экономическая теория: практикум / А.И. Авраменко, Ю.Р. Тихонов, А.Я. Коховец; под ред. А.И. Авраменко. – Минск, 2008. – 480 с.
3. Бабук, И.М. Экономика предприятия: учеб. пособие / И.М. Бабук. – Мн.: «ИВЦ Минфина», 2006.- 327 с.
4. Базылева, М.Н. Нестандартные отношение занятости и развитие контрактной системы найма в Республике Беларусь / М.Н. Базылева // Экономика и управление. – 2012. - № 2(30). – С.111-117.
5. Базылева, М.Н. Особенности функционирования рынка труда в Японии [Электронный ресурс] / М.Н. Базылева – Режим доступа: htpp://bseu.by/8080/bitsteam/edoc/5580/1/bazyleva.pdf.
6. Ганаго, А. Рынок труда: стабильный или закостеневший? / А. Ганаго // Национальная экономическая газета. – 2015. - № 15. – С.4.
7. Государственная программа содействия занятости на 2015 год: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 7 фев. 2015 г., № 77 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – № 43. – С. 17.
8. Дубовик, А.К. Рынок труда: учеб.-метод. пособие / А.К. Дубовик. – Минск: БНТУ, 2017. – 109 с.
9. Ивасенко, А.Г. Макроэкономика: учеб. пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: КноРус, 2013. – 314 c.
10. Коршунов, Д. Перелом на рынке труда / Д. Коршунов // Национальная экономическая газета. – 2014. - № 11. – С.5.
11. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для студентов эконом. специальностей вузов / И.М. Лемешевский. – 3-е изд., доп. и перераб. – Минск: ФУАинформ, 2008. – 702 с.
12. Маковская, Н. В. Использование рабочего времени в национальной экономике Беларуси / Н. В. Маковская // Проблемы и вопросы экономики и менеджмента. Рецензируемый сборник научных трудов. Изд. ИЦ МОАН (ООО «Научно-Образовательные Технологии»), 2018. - С. 20-25.
13. Маковская, Н. В. Использование ресурса рабочего времени в промышленности Беларуси / Н. В. Маковская, Т. И. Чегерова // Вестник Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова. - 2018. - № 1(51). - С. 11-24.
14. Маковская, Н. В. Качество трудовой жизни в Беларуси через оценки удовлетворенности трудом / Н. В. Маковская, Т. И. Чегерова // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы : сборник трудов XII международной научно-практической конференции, УО «Полесский государственный университет», г. Пинск, 27 апреля 2018 г. / Министерство образования Республики Беларусь [и др.]; редкол.: К. К. Шебеко [и др.]. - Пинск: ПолесГУ, 2018. - С. 195-196.
15. Макроэкономика: учебник / И. В. Новикова [и др.]; под. ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: Тетрасистемс, 2010. – 384 с.
16. Нестандартные формы занятости. Анализ проблем и перспективы решения в разных странах: обзорная версия / Международное Бюро Труда. - Женева: МБТ, 2017. - С. 45.
17. О занятости населения Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/fLles/zakon-o-zanjatosti.pdf.
18. О Модельном Законе «О занятости населения»: Постановление Межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, 28 фев. 1998 г., № 5-9 // Информационные бюллетень межпарламентской ассамблеи СНГ. – 1998. - № 17-пр.
19. О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 4 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
20. Об утверждении Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 января 2016 г., № 73 // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.mintrad.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/files/POSTANOVLENIE1 .pdf.
21. Об утверждении Положения о содействии безработных в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 7 март 2008 г., № 342 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 66. – 5/27288.
22. Об утверждении Положения об организации временной занятости безработной молодежи «Молодежная практика»: Постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 16 июль 1998г., № 65: в ред. Постановлениz Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 мая 2011 г. № 36 // Бюллетень нормативной правовой информации. – 1999. - № 17.
23. Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг.: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 апр. 2011 г., № 136: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 20 июня 2014 г. № 287 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 43. – 1/12462.
24. Плотницкий, М.И. Микро- и макроэкономика: учеб. пособие / под ред. М.И. Плотницкого. – Минск, 2004. – 185 с.
25. Прус, Е. Рынок труда: от тактики к стратегии / Е. Прус // Экономика Беларуси. – 2013. - № 4. – С.30-35.
26. Рейтинг стран по уровню безработицы: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nonews.co/directory/lists/countries/unemployement.
27. Труд и занятость в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь; редкол.: И. В. Медведева (пред.) [и др.]. - Минск: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2018. - 310 с.
28. Формирование спроса на внутренних рынках труда организаций в Республике Беларусь: моногр. / Н.В. Маковская. — Минск: Мисанта, 2012. — 131 с.
29. Чегерова, Т. И. Прогнозирование и планирование экономики: учебно-методический комплекс / Т. И. Чегерова. - Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2018. - 74 с.
30. Шиманович, Г. Рынок труда: вызовы развития / Г. Шиманович, А. Болточко // Банковский вестник. – 2020. – № 3. – С. 109–113.
31. Экономическая теория (политэкономия): учебник / Под ред. Г.П. Журавлевой. 5-е изд. – М.: ИНФРА, 2011. – 864 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты