Денежные доходы населения как основа покупательского спроса: анализ состояния и развития
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Денежные доходы населения как основа покупательского спроса: анализ состояния и развития»
по дисциплине: «Коммерческая деятельность»
2021
45.00 BYN
Денежные доходы населения как основа покупательского спроса: анализ состояния и развития
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Коммерческая деятельность
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Основные показатели денежных доходов населения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Потребительские расходы домашних хозяйств.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Структура потребительских расходов домашних хозяйств.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Реальные располагаемые денежные доходы населения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Потребительские расходы домашних хозяйств.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Структура потребительских расходов домашних хозяйств.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Реальные располагаемые денежные доходы населения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕНЕЖНЫХХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Сущность и социально-экономическое значение денежных доходов населения, их источники и направления распределения
1.2 Методика экономического анализа денежных доходов и расходов населения
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Основные тенденции развития доходов населения Республики Беларусь
2.2 Анализ состава и структуры денежных доходов населения страны
2.3 Экономический анализ распределения денежных доходов населения страны
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Разрыв в уровне жизни зависит от различных значений людьми факторов производства и эффективности их использования. Таким образом, работник организации, производящей дефицитные и высококачественные товары, может иметь более высокий уровень дохода, чем работник той же квалификации, работающий в организации, производящей неконкурентоспособные и менее товарные товары. То есть, доход зависит от объема и эффективности развития факторов производства в стране. Кроме того, в любой стране есть часть населения, которая не способна так или иначе участвовать в формировании и использовании факторов производства и непосредственном создании товаров и продуктов, что делает необходимым для государства перераспределение доходов среди населения.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в современных условиях неравенство доходов может достигать огромных масштабов и, приводя к ухудшению качества и уровня жизни населения, в конечном итоге представлять угрозу политической и экономической стабильности в стране и ее независимости. Это одна из ключевых причин того, что практически все развитые страны мира постоянно совершенствуют свою макроэкономическую политику, направленную на сокращение разрыва в доходах различных групп населения.
Более того, чем выше доход, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями промышленности, тем выше качество выпускаемой продукции, потому что есть мотив для достижения лучших конечных результатов, ее конкурентоспособности, более высокой эффективности производства, следовательно, тем лучше экономическая ситуация в стране. Именно поэтому регулирование доходов, заработной платы является важной частью политики любого государства.
Итак, доходы населения и источники их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют тщательного рассмотрения и решения. Данная тема имела актуальность в нашей стране в связи с тем, что в Республике Беларусь вопросы неравенства доходов присутствовали на всем этапе развития суверенной страны, а в последние годы, на фоне замедления экономического роста страны, приобретают новую силу.
Целью работы является изучить проблемы неравенства в распределении доходов и государственную политику доходов населения в Республике Беларусь.
1. СУЩНОСТЬ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕНЕЖНЫХХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Сущность и социально-экономическое значение денежных доходов населения, их источники и направления распределения
Уровень жизни населения является важнейшей социальной категорией. Термин был введен ООН в 1961 году. Однако его количественная характеристика до сих пор точного определения не имеет.
В экономической литературе не существует однозначного определения категории «уровень жизни населения», в связи вопрос о перечне показателей, необходимых для ее статистической характеристики, остается открытым.
Весьма распространенным является определение уровня жизни, прежде всего, как совокупности продуктов и услуг, которые потребляет отдельный человек, семья или социальная группа населения. В широком смысле понятие уровень жизни населения включает, кроме потребления, еще условия проживания, здоровье, образование, нравственность и использование человеком свободного времени. Условия проживания в свою очередь включают состояние природной среды, условия труда, условия быта (т.е. обеспеченность жильем, медицинским обслуживанием, услугами торговли, транспорта и т.д.) [1].
Б.И. Башкатов говорит о том, что уровень жизни населения – социально-экономическая категория, отражающая степень удовлетворения потребностей населения в материальных благах и нематериальных услугах, а также условия, имеющиеся в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей [2, с. 686].
О.В. Шувалова и А.Ю. Тимонин говорят о том, что уровень жизни можно трактовать как социально-экономическую категорию, характеризующую степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, т.е. это интегрированная, существенная параметрическая величина, отражающая на определенный период степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей и выражающаяся в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг, оцениваемых системой показателей [3].
М.А. Атоходжаева дает следующее понятие: уровень жизни – комплексный показатель, характеризующий благосостояние и качество жизни граждан или социальных групп отдельной страны или территории.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Основные тенденции развития доходов населения Республики Беларусь
После кризиса многие страны переживают период устойчивого роста. В Беларуси стремление поскорее преодолеть последствия кризиса привело к тому, что реальные доходы населения быстро достигли докризисного уровня.
Основной доход населения Республики Беларусь, зачастую – это заработная плата. У наемного работника обычно нет других ресурсов, и поэтому он вынужден продавать свой труд. Это предопределяет его уязвимость на рынке труда и зависимость от системы мер государственного регулирования. Происходит переход к более активному использованию косвенных мер, а прямые меры не утратили своего значения.
В странах с рыночной экономикой наиболее эффективным средством для правительства контролировать заработную плату является определение минимальной гарантии.
В то же время минимальная заработная плата в Республике Беларусь стала одним из основных прямых регуляторов доходов населения. Минимальный размер оплаты труда определяется исходя из минимального потребительского бюджета. Коллективные договоры и соглашения (за исключением договоров с организациями, финансируемыми из бюджета и использующими государственные субсидии в качестве стороны) могут предусматривать более высокую минимальную заработную плату. В настоящее время национальные правила предусматривают ежегодный пересмотр минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата в трудовых отношениях обеспечивает социальную защиту работников.
Механизм индексации заработной платы, применяемый в современной экономике Республики Беларусь, предусматривает частичную компенсацию инфляционных потерь. В мировой практике обычно используется подобный метод, то есть индексируется только часть дохода. Это связано с тем, что не должно быть прямой пропорциональной зависимости между индексацией и повышением цен, потому что рынок может быть сбалансирован именно из-за разрыва, образованного между повышением цен и ростом доходов. Правительства некоторых стран пытались сдерживать рост заработной платы, когда цены росли, а индексация была ограничена или полностью отменена в некоторые годы (например, Финляндия, Норвегия).
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
В виду сложившейся экономической ситуации в России проблема регулирования денежных доходов и сбережений различных групп населения продолжает оставаться одной из актуальных проблем государственной политики. Возникшее в период экономических реформ глубокое расслоение общества продолжает усиливаться по причине неэффективной политики регулирования доходов. Неравенство в распределении доходов между группами населения России вызвало увеличение масштабов бедности и прочих острых социальных и экономических проблем. Усиление социального расслоения общества может привести к социальной и политической нестабильности и сформировать условия для сокращения объемов инвестирования и экономического роста.
В аспекте совершенствования денежно-кредитной политики в области регулирования доходов домохозяйств основными направлениями должны стать: развитие безналичного расчета и индексация доходов населения.
Чрезвычайно острой проблемой регулирования уровня доходов и заработной платы является создание эффективного механизма их индексации, т.е. повышения государством и работодателями денежных доходов граждан, позволяющего частично или полностью возместить им удорожание потребительских товаров и услуг.
Индексация доходов населения — одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудовых и иных доходов. Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).
Индексация заработной платы и других доходов населения – это корректировка доходов физических лиц с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.
Индексация доходов осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21.12.1990 № 476-XII "Об индексации доходов населения с учетом инфляции" (с учетом изменений) (далее - Закон № 476-XII), которым предусмотрена обязательная индексация доходов, получаемых физическими лицами в денежных единицах Республики Беларусь из бюджетных источников и не носящих единовременного характера.
Закон № 476-XII предоставляет право индексировать денежные доходы физических лиц, получаемые на территории Республики Беларусь из других, кроме бюджетных, источников. Индексация выплат, производимых за счет средств организаций, осуществляется по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение теоретических аспектов доходов населения позволяет отметить следующее:
- размер доходов населения, различных услуг и благ, а также распределение этих показателей по группам населения определяют уровень жизни населения;
- государственная политика перераспределения доходов должна быть направлена на повышение стимула к трудовой активности;
- проводя политику перераспределения, государство практически полностью может решить проблему бедности населения, ведь данная политика и проблема бедности тесно связаны меду собой;
- государство осуществляет регулирование доходов населения для снижения социальной напряжённости, для их стабилизации, для их увеличения, с целью улучшения уровня жизни населения.
Анализ динамики и структуры доходов населения Республики Беларусь позволили определить наличие следующих негативных тенденций:
- реальные располагаемые денежные доходы населения за последние пять лет снизились, в т. ч. – реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников, что является ключевым источником доходов населения;
- при этом наблюдалось сокращение разрыва между начисленной заработной платой и минимального потребительского бюджета, что может говорить в целом о снижении благосостояния населения, а в структуре совокупных доходов населения наблюдалась тенденция роста нагрузки на социальные выплаты и трансферты при одновременном снижении удельного веса доходов, полученных в виде заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности.
Для проведения эффективной политики регулирования доходов важно учитывать не только степень дифференциации доходов, но также и их структуру, от которой во многом зависит склонность населения к потреблению и накоплению. Также для повышения эффективности политики в области распределения доходов важно определить, какая степень неравенства оптимальна. Если учитывать данные факторы, то политика распределения доходов будет более эффективна.
Важным механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата, представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда.
1 Белорусское высшее образование: почему количество не переходит в качество? [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: https://news.tut.by/society/424109.html?crnd=11838.
2 Беляева, Л. А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: https://docplayer.ru/184543-Socialnaya-politika-socialnaya-struktura-2009-g-l-a-belyaeva-uroven-i-kachestvo-zhizni-problemy-izmereniya-i-interpretacii.html.
3 Бондарь, Н.Н. Отношения личного потребления в трансформационной экономике Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://www.bseu.by:8080/bitstream/edoc/5446/2/Bondar%27%20M.%20Otnosheniya%20lichnogo%20potrebleniya....pdf.
4 Бюджет прожиточного минимума [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: https://myfin.by/info/byudzhet-prozhitochnogo-minimuma.
5 Вегера, И. В. Пределы реализации конституционных обязанностей государства в контексте целей социально-экономического развития страны / И. В. Вегера, О.Г. Станкевич // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. – 2017. – № 14. – С. 111-114.
6 Гальперин, В.М. Макроэкономика: учеб. / В.М. Гальперин [и др.]; под общ. ред. Л.С. Тарасевича. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014. – 719 с.
7 Гришина, И.В. Качество жизни населения регионов России: методология исследования и результаты комплексной оценки / И.В. Гришина, А.О. Полынев, С.А. Тимонин // Современные производительные силы. – 2016. –№ 1. – C. 70-83.
8 Елисеева, И.И. Социальная статистика: учебник / И.И. Елисеева. – 3- е изд. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 480 с.
9 Макконнелл, К. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: учебник для экон. вузов / К. Макконнелл, С. Брю ; пер. с англ. – 14-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 970 с.
10 Макроэкономика: курс интенсивной подготовки / И.В. Новикова [и др.] ; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2014. – 304 с.
11 Мосякина, Е. А. Методический подход к оценке качества жизни населения / Е. А. Мосякина // Теория и практика общественного развития. – 2017. – № 4. – С. 221-225
12 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года [Электронный ресурс] / ООН в Беларуси. Режим доступа: http://un.by/ru/publications/thema/ sustainabledevelopment/.
13 Национальный статистический комитет Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ: официальный сайт. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/statistika-gosudarstvennykh-organov-respubliki-belarus/.
14 Официальная статистика [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – 1999-2020. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/.
15 Полякова, А.Г. Оценка качества социально-экономического пространства региона // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2020. – №6. – С. 59-65.
16 Программа социально-экономического развития РБ на 2016-2020 гг. // Сайт Совета Министров РБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.government.by/upload/docs/pdp2016_2020.pdf
17 Рейтинг стран по уровню человеческого развития [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://34travel.me/post/reyting-stran-razvitiya.
18 Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь, 2018 [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
19 Социальные нормативы [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/socnorm/.
20 Статистический ежегодник Республика Беларусь, 2020 / сост. И.В. Медведева. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020. 490 с.
21 Уровень жизни [Электронный ресурс]/ Федеральная служба государственной статистики. – 1999-2020. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ wpswcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/.
22 Цауркубуле, Ж. Л. Уровень и качество жизни населения в контексте европейской интеграции / Ж.Л. Цауркубуле // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Мин-ва экономики Респ. Беларусь. – 2018. – № 4. – С. 60-67.
23 Электронный ресурс: Беларусь: Международные рейтинги [Электронный ресурс]/ Министерство иностранных дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mfa.gov.by/upload/123/january%2020.pdf.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Основные показатели денежных доходов населения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Потребительские расходы домашних хозяйств.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Структура потребительских расходов домашних хозяйств.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Реальные располагаемые денежные доходы населения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Потребительские расходы домашних хозяйств.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Структура потребительских расходов домашних хозяйств.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Реальные располагаемые денежные доходы населения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты