Правовые нормы в системе социальных норм
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правовые нормы в системе социальных норм»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Правовые нормы в системе социальных норм
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
1 Социальное регулирование и его элементы
2 Виды социальных норм
3 Понятие, особенности и место правовых норм в системе социального регулирования
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Социальные нормы играют жизненно важную роль в истории человеческой жизни. По сей день социальные нормы являются неотъемлемой частью социальной жизни мира в целом. С их помощью регулируются отношения между людьми.
Социальные нормы отражают развитие всех сфер общества: экономической, политической, духовной и социальной.
Описывая их, можно понять степень свободы граждан государства, тип политической системы, форму правления, тип экономической системы, качество жизни человека в характерном обществе и многие другие аспекты жизни.
Главную роль в системе социальных норм занимает право. Необходимо более подробно рассмотреть правовые нормы, так как именно нормы права в большей степени выступают как регуляторы общественных отношений.
Чтобы понять, что представляет собой социальное регулирование, необходимо дать общую характеристику социальным нормам, понять их функции, цели, способы применения, узнать источники данных норм и соотнести их между собой.
Для того чтобы доказать, что правовые нормы являются основой системы социальных норм, необходимо связать их с другими нормами.
Степень научной: разработанности проблемы. Вопрос о праве в его отношении к проблеме формирования социальных норм зарождался перед философами, обеспокоенными предельными основаниями социального бытия и познания, возникновением таких универсалий культуры, как свобода, счастье, справедливость и т.д.
В античной философии Сократ, Платон, Аристотель анализировали взаимодействие права с законом, справедливостью, нравственностью, моралью. Пытаясь разрешить вопросы о том, что есть право и справедливость, мыслители прошлого (стоики, Цицерон) неизбежно ставили и решали проблемы неприятия права и закона, их отрицания в рамках соответствующих мировоззренческих систем.
Проблемы права в системе социальных норм, его роль и значение в условиях современного общества рассматривали в своих трудах A.M. Айзенберг, С.С. Алексеев, И.М. Багиашвили, В.М. Баранов, М.И. Бобнева, В.Н. Карташов, В.В. Лазарев, В.В. Лапаева, Е.Л. Лукашева и другие.
Так, целью настоящей работы является проведение комплексного анализа понятия правовых норм в системе социальных норм.
1 СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
В научной литературе, как и в большинстве своем, по многим вопросам, касающихся права, существует множество взглядов и мнений об определении социального регулирования. Так, например, можно дать следующее определение, основываясь на мнение М. Вебер [1, с.808], который считал, что социальное действие ориентировано на поведение других людей, однако оно не направлено на какие-либо вещные объекты. Ориентируясь на данное высказывание, можно предполагать, что социальное действие представляет собой отношение между людьми – субъектами отношения, и может происходить только между ними. А уже, исходя из этого, можно говорить о том, что социальное регулирование есть регулирование отношений, складывающихся между людьми.
Вместе с тем Мальцев Г. В. [2] считает, что необходимо учитывать и действия лица, которые направлены на объект, так как они подлежат нормативному (правовому) регулированию. Примером этого служат трудовые и технические процессы, в которые человек оказывается вовлеченным. Таким образом, Мальцев Г. В. говорит, что не только отношения между людьми должны входить в понятие социального регулирования, но и взаимоотношения человек-предмет-другие лица.
Халтурин А. Н. [3, с.12] приводит, по его мнению, самое общее определение социального регулирования, которое представляет собой «имманентный обществу процесс, устанавливающий определенный желаемый социальный порядок». Однако он также указывает, что действительно «универсальным» и единственно правильным данное определение не является. Обобщая вышесказанное можно говорить, что для «создания» именно общего понятия необходимо соединить общие цели и задачи, которые есть в большинстве частных определений, а также привести общие для всех процессов, методы и их средства.
В этом аспекте сложность составляет вопрос о том, на чье мнение стоит в большей степени обращать внимание. Социальные нормы формируется самим обществом, но теория и принципы вырабатываются в процессе их познания, то есть определенными людьми, обладающими способностями и желанием к этой деятельности.
Таким образом, можно говорит о приоритете мнений определенных людей, занимающихся выработкой знаний и их обобщением, касаемо социального регулирования.
2 ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
Выделяют самые разнообразные классификации социальных норм. Среди наиболее важных для жизни общества выделяют нормы обычаев, нормы морали, нормы этикета, корпоративные, религиозные и правовые нормы.
Нормы обычаев составляют правила поведения, которые вошли в привычку в результате их многократного повторения. Первые обычаи начали складываться в эпоху родоплеменной структуры. Их формирование происходило в большей степени из конкретных потребностей людей. Например, возникновение обычной кровной мести было вызвано необходимостью мести за нанесенный родам вред. Обычаи регулировали более устойчивые общественные отношения, складывавшиеся в течение длительного времени, на протяжении жизни нескольких десятков поколений. В процессе исторического развития общества одни обычаи умирали, рождались другие [16, c. 34].
На ранних этапах развития человеческого общества особая роль в регламентировании общественных отношений между людьми отводилась такой разновидности обычаев, как ритуалы. Ритуалом именуется правило поведения, в котором самым главным выступает строго заданная заранее форма его исполнения. Само содержание ритуала не столько важно – главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Охота членов племени, вступление в руководящую должность, вручение подарков вождям и многое другое признавалось своего рода ритуалами.
Особую группу ритуальных действий составляют обычаи. Обряд представляют собой правило поведения, заключающееся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от проведения ритуала, проведение ритуала имеет определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывает сильное воздействие на психику человека.
Обычаи духовного характера называются духовностью. В этих обычаях, как правило, выражается психология определенных социальных групп. В морали часто находят отражение остатки прошлого в сфере морали. Прогрессивное общество борется с неприемлемыми, устаревшими обычаями с помощью культурных, правовых, организационных и других мер.
Эти традиции отражают элементы социального и культурного наследия человечества, они передаются из поколения в поколение и сохраняются в конкретных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции как основа образа жизни являются основой преемственности в развитии общества, заботливого отношения к истории своего народа и государства [17, c. 158].
3 ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И МЕСТО ПРАВОВЫХ НОРМ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Общие черты норм морали и норм права заключаются в следующем. Мораль и право, как формы общественного сознания и общественных отношений, имеют между собой много общего, так как выполняют общую социальную функцию, являются важнейшими средствами регулирования поведения людей в обществе, носят нормативный характер. Эти нормы и принципы граждане, как правило, соблюдают добровольно и осознанно, мораль и право развиваются для них в едином фундаменте общечеловеческих ценностей.
Хотя за редкими исключениями (так называемое обычное право) нормы права носят письменный характер, то есть официально провозглашаются государственными, в то время как нормы морали в основном живут в общественном сознании, мораль и право представляют собой обширные системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений, выражающие волю тех или иных социальных групп, слоев и общества в целом, а также некоторые общечеловеческие представления о справедливом и должном. Данные нормы носят всеобщий характер, затрагивают всех членов общества [21, c. 166].
Более того, морально-правовые требования сочетаются с их оценочно-правовым характером. Право и мораль – это совокупность строго определенных, относительно устойчивых, закрепленных в общественном сознании норм поведения, отражающих социально-исторические потребности общества.
Сферы моральных и правовых отношений в некоторой мере совпадают.
Здесь речь идет не только о субъектах тех или иных отношений, но и о людях, социальных группах и слоях, обладающих духовным и правовым сознанием, составляющим определенную целостность.
Отношение к родине, государству, к своей культуре, к другим народам трансформируется лишь в моральных требованиях, нормах, ценностях, с одной стороны, и в праве, законе, кодексах – с другой стороны, в ином порядке. В качестве морально-правовых начал выступают такие ценности, как патриотизм, гуманизм, свобода, право, справедливость, Совесть. Мораль и вне своей сферы отношений (отношения дружбы, взаимопомощи, любви, милосердия) имеет самую широкую сферу деятельности [22, c. 9].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
Социальное регулирование является целенаправленным воздействием, преследующим свою главную цель – урегулирование поведение отдельных людей или человека с обществом. К его средствам необходимо относить социальные нормы, а также социально-технические нормы, которые осуществляют регулирования объединенных социальных и несоциальных отношений. Также к социальным нормам следует отнести нормы морали, нравственности, религии, этики, а также права – более совершенного средства, так как избежать его предписаний сложно или невозможно.
Социальные нормы представляют собой определяемые условиями жизни людей, выступающие результатом их сознательно-волевой деятельности, правила поведения общего характера, регламентирующие отношения между людьми, их коллективами и организациями. При помощи указанных признаков социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.
Выделяют самые разнообразные классификации социальных норм. Среди наиболее важных для жизни общества выделяют нормы обычаев, нормы морали, нормы этикета, корпоративные, религиозные и правовые нормы.
В свою очередь, роль технических норм в жизни общества и их взаимосвязь с правом в науке трактуются неоднозначно. В определенной мере каждая точка зрения имеет свое основание и оправдание, однако каждая из них отражает лишь одну сторону взаимосвязи технических норм. Между тем следует рассматривать технические нормы во всех их взаимосвязях.
Право соотносится с другими социальными нормами по следующим трем моментам: их единству, различию и взаимодействию.
Единство состоит в том, что право, обычаи, мораль, корпоративные нормы – все это относится к социальным нормам. Признаки социальных норм в полной мере относятся к нормам права. Все эти обстоятельства относятся к социальным регуляторам, выполняющим сходные социальные функции; они призваны к жизни по тем же причинам и обусловлены условиями жизни данного общества.
Различия социальных норм многогранны. Это, прежде всего, определяется особенностями указанных выше правовых норм. Основными критериями разделения правовых и других социальных норм выступают способы их формирования и закрепления.
1. Вебер. М. Основные социологические понятия / Пер. с нем. М. И. Левиной // Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – 1098 с.
2. Мальцев, Г. В. Социальные основания права: монография / Г. В. Мальцев. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2019. – 800 с.
3. Халтурин, А. Н. Право в системе социального регулирования: социально-философский анализ / А. Н. Халтурин // Вестник Челябинского государственного университета. – 2017. – № 4 (400). – С. 11-16.
4. Бандурин, А. П. Социальная регуляция: рациональное и иррациональное: Автореф. дис. … д-ра филос. наук / А. П. Бандурин. – Ростов н/Д, 2015. – 63 с.
5. Теория государства и права : учебное наглядное пособие / под ред. Н.С. Нижник. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. – 525 с.
6. Теория государства и права : учебник для вузов / под общ. ред. О.В. Мартышина. – М.: Норма, 2017. – 378 с.
7. Черданцев, А. Ф. Теория государства и права : учебник для вузов / А.Ф. Черданцев. – М.: Юрайт, 2019. – 627 с.
8. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. – Москва: Проспект, 2016. – 800 с.
9. Матузов, Н.И. Теория государства и права: курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – Москва: Юристъ, 2015. – 776 с.
10. Комаров, С. А. Общая теория государства и права : учебник / С.А. Комаров. – 6-е изд., дополн. – СПб.: Издательство Юридического института, 2017. – 421 с.
11. Теория государства и права : учебник для бакалавров / под ред. В.К. Бабаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 417 с.
12. Пеньков, Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение / Е.М. Пеньков. – Москва: Высш. шк., 2019. – 175 с.
13. Лейст, О.Э. Сущность права: проблемы теории и философии права / О. Э. Лейст; под ред. В.А. Томсинова. – Москва: Зерцало, 2018. – 339 с.
14. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учебник / А.Ф. Вишневский. – Минск: Амалфея, 2016. – 126 с.
15. Матузов, Н.И. Право в системе социальных норм / Н.И. Матузов // Правоведение. – 2016. – № 2 (213). – С. 144-157.
16. Бочков, А.А. Общая теория права: справочные материалы / А.А. Бочков. – Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2019. – 128 с.
17. Шабуров, А.С. Теория государства и права: учебное пособие / А.С. Шабуров, Ж.С. Жайкбаев. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. – 382 с.
18. Оксамытный, В.В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. – Москва: Юнити-Дана, 2017. – 512 c.
19. Сильченко, Н.В. Соотношение права и нравственности – основа «этизации» теории государства и права / Н.В. Сильченко // Государство и право. – 2015. – № 9. – С. 87-103.
20. Иоффе, О. С. Вопросы теории права / О. С. Иоффе, М. Д. Шаргородский. – М., 1961. – 543 с.
21. Лахман, А.А. Право и мораль: теория и реальность / А.А. Лахман // Власть и управление на Востоке России. – 2017. – № 1 (54). – С. 165-172.
22. Гусейнов, А.А. Мораль и право: линия разграничения / А.А. Гусейнов // Lex Russica. – 2018. – № 8 (141). – C. 7-22.
23. Разина, Е.В. Мораль и право: проблема взаимодействия и взаимодополнения / Е.В. Разина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2591-2595.
24. Лапаева, В.В. Соотношение права и морали в правовой концепции Л. Фуллера / В.В. Лапаева // Правоведение. – 2015. – № 2 (307). – С. 241-256.
25. Пугачев, А.Н. Общая теория права: учеб.-метод. комплекс для студ. юрид. спец. и слушателей переподготовки спец. «Правоведение» / А.Н. Пугачев. – 2-е изд., с изм. – Новополоцк: ПГУ, 2017. – 424 с.
26. Лукашева, Е.А. Взаимодействие права и морали: общее и особенное / Е.А. Лукашева // Взаимодействие права и морали: материалы Международной научной конференции. – Москва: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2016. – С. 11-17.
27. Алейникова, В.А. Соотношение права и религии / В.А. Алейникова // Царскосельские чтения. – 2016. – № 3. – C. 8-10.
28. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства / В.В. Лазарев. – Москва: Юрист, 2015. – 436 с.
29. Карельский, В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Карельского, В.Д. Перевалова. – Москва: Издательство НОРМА, 2018. – 570 с.
30. Малова, О.В. Правовой обычай и его виды / О.В. Малова // СибЮрВестник. – 2017. – № 1. – С. 32-37.
31. Нерсесянц, В.С. Право в системе социальной регуляции / В.С. Нерсесянц. – Москва: Знание, 2016. – 64 с.
32. Житов, С.А. Право и корпоративные нормы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / С.А. Житов. – Омск, 2020. – 21 с.
33. Берман, Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии / Г.Дж. Берман. – Москва: Ad marginem, 2009. – 431 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты