ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы определяется значением и ролью гражданско-правового договора в различных сферах деятельности юридических лиц: не только при взаимодействии между субъектами хозяйствования - резидентами, но и во взаимоотношениях с предприятиями - нерезидентами используются различные виды договоров. Поэтому грамотное нормативное регулирование порядка заключения, изменения и расторжения договоров играет определяющую роль в высокой эффективности деятельности юридических лиц, которая приводит к росту благосостояния Государства, поступлению налогов и сборов в бюджет, привлечению иностранных инвестиций на территорию Страны.
В условиях рыночных отношений все взаимоотношения в хозяйственном обороте строятся на основе гражданско-правовых договоров.
Составление договора - самая сложная, кропотливая работа и самая ответственная операция в процедуре заключения сделки, поскольку от его содержания во многом будет зависеть как его действительность, так и эффективность.
Для заключения договора необходимо согласование сторонами его содержания, то есть утверждение ими совокупности будущих взаимоотношений (согласование встречных обязательств). От того, как составлен договор, во многом зависит поведение сторон, их ответственность в случае неисполнения взятых на себя согласно условиям договора обязательств и т.п.
Действующее законодательство устанавливает только общие рамки договорного правоотношения. К нормам его обращаются, как правило, лишь тогда, когда какой-либо аспект правоотношения не урегулирован соглашением сторон.
Не секрет, что чем больше партнер заинтересован в сделке, тем больше уступок от него можно добиться. Самая существенная и явная уступка со стороны партнера - это согласие на то, чтобы текст договора составляла именно противоположная сторона. Правда, уступка эта будет для этой стороны иметь значение лишь в том случае, если она обладаете достаточными навыками и умением составлять договор так, чтобы он служил её интересам, прочно стоял на их страже.
В повседневной практике многие юристы в тексте договора используют устойчивые выражения, или шаблоны. Шаблон, как определено в Толковом словаре русского языка под редакцией С.И.Ожегова, - это общеизвестный, избитый образец, которому слепо подражают. Зачастую их использование обусловлено тем, что эти фразы юристу не раз приходилось встречать ранее в других договорах (либо в образцах договоров).
ГЛАВА 1.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ДОГОВОРА.
Параграф 1.1. Понятие гражданско-правового договора и его значение в деятельности субъектов хозяйствования.
Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет понятие договора как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Необходимо отметить, что данное определение понятия «договор» в полной мере показывает семантическое значение предмета работы. Именно поэтому определение, данное понятие «договор» в пункте 1 статьи 390 Гражданского кодекса Республики Беларусь, легло в основу дальнейшего использования термина «договор» в нормативно-правовых актах, регулирующих различные области деятельности юридических лиц.
Под договором понимают и юридический факт, лежащий в основе обязательства, и само договорное обязательство, и документ, в котором закреплен факт установления обязательственного правоотношения.
Таким образом, широкое нормативное регулирование договорных отношений юридических лиц между собой, их взаимодействие с органами государственной власти и управления, а также с гражданами, позволяет сделать вывод о значительной роли гражданско-правового договора в качестве регулятора прав и обязанностей сторон, взаимной ответственности за нарушение условий договора, а также последствий неисполнения взятых на себя обязательств.
Параграф 1.2 Признаки гражданско-правового договора.
Из всех вышеизложенных определений гражданско-правого договора можно выделить основные признаки данного юридического понятия:
1. Гражданско-правовой договор − это двух - или многосторонняя сделка [1, с.448]. Данный признак показывает, что гражданско-правовой договор, представляет собой правоустанавливающий, право изменяющий либо право прекращающий факт, возникающий на основе соответствующего соглашения [2,с.176].
2. Для возникновения гражданско-правового договора необходимо соглашение между его участниками [1,с.448]. Данный признак основан на одном из главных принципов гражданского права - принципе свободы договора, суть которого заключается в том, что большая часть гражданско-правовых договоров носит свободный характер. Это вполне соответствует потребностям развития экономики, характеру гражданско-правовых отношений. Участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах.
ГЛАВА 2.
ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА.
Параграф 2.1. Порядок заключения и форма договора.
Общий порядок заключения договора состоит из следующих стадий:
- направление одной стороной предложения заключить договор (оферта) и принятие указанного предложения другой стороной (акцепт).
Срок для ответа на оферту может устанавливаться односторонне оферентом, а также вытекать из существа предложения и должен быть нормально необходимым, разумным. Так акцептом будет отгрузка продавцом товара на заказ (оферту) покупателя купить этот товар.
В этой связи имеет значение установление момента заключения договора: по общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 403 ГК РБ, договор признается заключенным в момент получения оферентом акцепта. Например, когда согласие заключить договор было выражено словесно, либо, когда согласие подтверждается соответствующим поведением акцептанта (молчанием или конклюдентными действиями).
Если по согласованию сторон договор должен быть облечен в определенную форму, момент заключения увязывается с приданием договору такой формы:
- если договор составляется в форме одного документа, договор считается заключенным в момент и месте составления такого документа;
- если заключение договора допускается путем обмена письмами, телеграммами и т.п., то момент и место заключения договора определяются временем прибытия такого документа к оференту;
- если заключение договора представляет собой использование электронной системы, то сообщение о принятии предложения заключить договор (акцептование) сопровождается автоматическим ответом акцептанту о поступлении акцепта на компьютер оферента; с этого момента договор считается заключенным.
Ещё более усложненная процедура определения момента заключения договора предусмотрена для договоров, подлежащих государственной регистрации.
Такие договоры считаются заключенными с момента регистрации договора, если иное не предусмотрено законодательными актами. Например, договор об ипотеке и возникновение права ипотеки подлежат государственной регистрации в соответствующей территориальной организации по регистрации [9, с.9].
Особенностью договора исключительного права является предусмотренное законодательством требование его регистрации: договор об уступке патента регистрируется в патентном органе и без такой регистрации считается недействительным [11,с.143].
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.
В настоящее время в Республике Беларусь в большинстве отраслей экономики происходят процессы структурных изменений и развития новых хозяйствующих субъектов. При этом все более значимую роль начинают играть структуры, функционирующие на основе государственно-частного партнерства.
Неотъемлемым условием нормального функционирования экономики всегда служило конструктивное взаимодействие государственного сектора и частного сектора (бизнеса). Это связано с тем, что государство не бывает свободным от выполнения своих социально ответственных функций, связанных с общественными интересами, а бизнес, в свою очередь, всегда остается источником развития хозяйства.
Экономические и социальные проблемы требуют, прежде всего, обеспечения консолидации ресурсов государства и бизнеса посредством качественного правового регулирования договорных отношений между субъектами хозяйствования и государством.
Согласно Директиве Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 « О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» в целях дальнейшей либерализации белорусской экономики, условий для динамичного и устойчивого развития необходимо сформировать правовую базу, стимулирующую развитие механизмов государственно-частного партнёрства [15].
В литературе выделяются следующие базовые признаки государственно-частного партнерства:
-стороны: государство и частный бизнес;
- взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе (соглашения, договоры, контракты);
- в процессе реализации договорных отношений между сторонами консолидируются активы сторон;
- финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в пропорциях, согласно заключенным договорам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение гражданско-правового договора в деятельности юридических лиц различных форм собственности трудно переоценить.
Являясь основой взаимодействия субъектов хозяйствования, договор выполняет функцию регулятора взаимоотношений его сторон. От того насколько полно условия того или иного договора будут урегулированы сторонами зависит всё последующее взаимодействие предприятий.
На формирование условий договора, реализации его положений влияет правовое регулирование законодательством той или иной сферы общественных отношений. Для реализации цели деятельности юридических лиц, которой является извлечение прибыли, путем несения минимальных убытков, возможность реализовать условия договора имеет первостепенное значение: не должно быть ни административных, ни таможенных, ни налоговых барьеров, которые не позволят сторонам путем исполнения не противоречащих законодательству условий договора извлечь прибыль из совместного взаимодействия.
Поэтому необходимо соблюдать интересы и государства, в лице государственных органов, юридических лиц государственной формы собственности, и юридических лиц частной формы собственности.
Для того чтобы избежать конфликты интересов вышеуказанных сторон различных видов договоров, необходимо на практике во взаимоотношениях субъектов хозяйствования Республики Беларусь использовать опыт иностранных предприятий – представителей стран с развитой рыночной экономикой, в которых на высоком уровне развито государственно-частное партнерство предприятий различных форм собственности, что в конечном итоге должно привести к росту национальной экономики и преодолению экономического и социального кризиса в стране.
Существующая практика заключения, изменения, расторжения гражданско-правовых договоров не отвечает требованиям современности. Судебные споры, касающиеся исполнения обязательств по гражданско-правовым договорам длятся длительное время, забирают дополнительные средства на судебные расходы. Все это связано с конфликтом правовых норм в теории и на практике. Необходимо сотрудничество власти и бизнеса на стадии разработки правовых норм, касающихся предпринимательской деятельности.
Наложение штрафов на предприятия, применение санкций к предпринимателям и конфискации к товарам должно перестать быть мерой по пополнению бюджета. Государство должно идти на встречу бизнесу, создавая правовые гарантии для развития предпринимательства в стране, с целью последующего экономического потенциала Страны.
1. Витушко, В.А. Гражданское право: учебное пособие / В.А. Витушко.−Минск: Белорусская Наука, 2007.−566 с.
2. Чигир, В.Ф. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики в 3 книгах. Книга 2 / В.Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2005. −1376с.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З : принят Палатой представителей 28 октября 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: с изм. и доп. по состоянию на 05 января 2016 г. – Минск: Амалфея, 2016.- 774с.
4. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. N 441-З : принят Палатой представителей 3 октября 2000 г. : одобр. Советом Респ. 12 октября 2000 г. с изм. и доп. по состоянию на 13 июля 2016 г. – Минск: Амалфея, 2016.- 620с.
5. Веленто, И.И. Договор лизинга / И.И. Веленто – Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 1997. − 50с.
6. Жилищный кодекс Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. N 428-З : принят Палатой представителей 31 мая 2012 г. : одобр. Советом Респ. 22 июня 2012 г. (с изм. и доп. по состоянию на 10 января 2015 г. – Минск: национальный центр правовой информатизации Республики Беларусь, 2016.- 287с.
7. Александрович, Э.И. Договорные отношения в сфере оказания туристических услуг / Э.И. Александрович // Проблемы гражданского права и процесса, сборник научных статей ГрГу им.Я.Купалы, 2010. –403с.
8. Гражданский кодекс Республики Беларусь с комментарием и обзором судебной практики хозяйственных судов / под общ. ред. В.С. Каменкова.−Минск: Дикта, 2004. −1136с.
9. Ляшенко, Ю., Лаевская А. Залог недвижимого имущества // Право и Бизнес.− 2012. −№4(64).− С. 4-11.
10. Калюта, Н. Договор поручительства: правовое регулирование и практика применения // Право и Бизнес. −2012. − №4(64). –С. 33-44.
11. Лосев, С.С. Договор уступки исключительного права в гражданском праве Беларуси // Проблемы гражданского права и процесса, сборник научных статей, ГрГу им. Я.Купалы. −Гродно.−2010.−С.143-158.
12. Сафаревич, Д.З. Операции с иностранной валютой в вопросах и ответах / Налоги Беларуси.− №38 (374).−С.86-91.
13. Письмо Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 02.03.2001 № 03-25/386 О расторжении или изменении договора [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/org90/basic/text0286.htm
14. Чигир, В.Ф. Избранные труды.−Минск: Промышленно-торговое право, 2014.-554с.
15. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010, №4 // Эталон Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
16. Кудель, Д.А. Государственно-частное партнёрство // Проблемы гражданского права и процесса, сборник научных статей, ГрГу им.Я.Купалы.−Гродно.−2012.−С.134-147.