Кредитно-денежная политика и ее влияние на экономику
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Кредитно-денежная политика и ее влияние на экономику»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Кредитно-денежная политика и ее влияние на экономику
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие денежно-кредитной политика, ее цели и задачи
1.2 Основные типы
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕНЕЖКО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире денежно-кредитная политика любого государства является одним из самых мощных рычагов макроэкономического регулирования национальной экономики. Исторически это одна из первых форм экономического регулирования. Возможности денежно-кредитной политики проявились во время мирового экономического кризиса 30-х годов. Теоретические исследования подтвердили зависимость макроэкономических показателей от денежных переменных. Таким образом, изменение количества денег в обращении может повлиять на процессы производства, обмена и потребления. Инфляция после Второй мировой войны была вызвана экспансионистской денежно-кредитной политикой при низких процентных ставках, а ограничительная политика выявила признаки сдерживания.
Последовательная и сбалансированная денежно-кредитная политика является наиболее важным аспектом управления экономикой, от которого во многом зависит устойчивое развитие экономической системы.
Теоретические и методологические исследования по содержанию, реализации государственной денежно-кредитной политики и проблемам денежно-кредитного регулирования экономики позволили выявить многие аспекты и разнообразие этих категорий. Их взаимосвязи с другими методами государственного регулирования экономики также разнообразны: финансовая политика, денежно-кредитная политика и т. д.
Денежно-кредитная политика является основным средством достижения баланса в экономической системе. Исходя из этого, необходимо отметить актуальность обсуждаемой темы, поскольку эта проблема считается очень важной для экономики Республики Беларусь. Поскольку реализация многочисленных программ экономического и социального развития страны, социальной защиты населения, урегулирования различных экономических процессов зависит главным образом от проведения денежно-кредитной политики центрального банка и эффективности его деятельности в целом.
Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизмов развития и совершенствования денежно-кредитной политики, ее особенностей и основных методов регулирования.
Цель курсовой работы - на основе изучения основных элементов денежно–кредитной политики выявить проблемы и основные перспективы ее дальнейшей реализации непосредственно в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие денежно-кредитной политика, ее цели и задачи
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны [9, с. 84].
Основными субъектами денежно-кредитной политики выступают:
- центральный банк страны и министерство финансов;
- крупнейшие коммерческие банки;
- ассоциация (союз) коммерческих банков;
- межведомственные советы по проведению денежно-кредитной и
валютной политики (при правительстве страны);
- валютные и фондовые биржи, крупнейшие инвестиционные и страховые организации;
- аналитические научные центры.
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, которая включает исследования процессов воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.
Мировая практика разработки и осуществления денежно-кредитной политики показывает, что в основном она опирается на ряд концепций, разработанных в начале ХХ столетия и доказавших свою состоятельность в определенных исторических условиях. Эти концепции в экономической литературе освещены как кейнсианство, монетаризм. И современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и его механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - спрос на деньги и их предложение.
Существует множество подходов к определению понятия «денежно-кредитной политики».
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕНЕЖКО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Говоря о денежно-кредитной политике Республики Беларусь, следует отметить, что она, являясь неотъемлемой частью общегосударственной системы социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечить решение различных задач, вытекающих как из общего контекста развития страны и макроэкономической ситуации, так и из более специфических, связанных с особенностями банковского сектора - «кровеносной системы экономики», которая должна обеспечить сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны между собой. И эффективность денежно-кредитной политики в конечном счете определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всего множества стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.
Решение данных проблем существенно усложняется в условиях «экономики переходного периода» в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом.
Самостоятельно денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. Начало её реализации связано с введением в оборот белорусского рубля в 1992 г., который первое время обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в августе 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. То есть реализация самостоятельной денежно-кредитной политики Республики Беларусь де-факто началась в 1993 г., а де-юре - в 1994 г.
В реализации денежно-кредитной политики в республике можно выделить несколько временных этапов. Политика, проводимая в 1992 - 1994 гг., имела серьезные просчеты, которые объяснялись нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банка направлялись на кредитование коммерческих фирм; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов.
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Дедолларизация является длительным процессом, требующим восстановления доверия экономических субъектов к национальной валюте. Успешный опыт стран в области дедолларизации характеризуется следующим набором общих важнейших компонентов:
- публичная стратегия дедолларизации для закрепления ожиданий и демонстрации приверженности оказалась очень важным средством информирования общественности.
- более успешные и устойчивые меры макроэкономической политики, которые повышают доверие к национальной валюте.
- меры пруденциальной политики и надзорные мероприятия, которые снижают риски финансовой стабильности из-за долларизации, ограничивают долларизацию теми сферами экономики, которые могут лучше выдержать колебаний обменного курса, и увеличивают резервы для защиты от колебаний обменного курса. Роль мер пруденциальной политики состоит в том, чтобы банки и заемщики надлежащим образом учитывали подлинные издержки заимствования в иностранной валюте.
- развитие национальных рынков капитала имеет важное значение для содействия национальной валюте.
Таргетирование инфляции представляет собой совокупность правил и процедур денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение цели по инфляции, и предполагает объявление этой цели для общественности, объяснение принимаемых решений по ее достижению и ответственность за невыполнение указанной цели. Основным инструментом денежно-кредитной политики при ТИ служит регулирование краткосрочной процентной ставки денежного рынка [14, c. 47].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны. Под инструментами денежно-кредитной политики или методами для реализации мероприятий по воздействию Центрального банка на объемы и структуру предложения денег подразумевают его действия, направленные на изменение денежной базы путем регулирования резервных требований и управления объемами рефинансирования. В ходе реализации денежно–кредитной политики обычно используется совокупность инструментов, основными из которых являются: лимиты кредитования; прямое ограничение процентных ставок; манипулирование нормой обязательных резервов; операции на открытом рынке ценных бумаг; изменение учетной (дисконтной) ставки процента.
За время государственной независимости денежно-кредитная политика Республики Беларусь прошла достаточно долгий и непростой этап становления и развития. Продолжительное время использовалась стратегия таргетирования обменного курса, а с 2015 г. денежно-кредитная политика работает в рамках режима монетарного таргетирования. В среднесрочной перспективе Национальный банк планирует осуществить переход к таргетированию инфляции.
В Республике Беларусь регулирование денежного рынка осуществляется посредством реализации денежно-кредитной политики. По итогам 2020 г. прирост потребительских цен составил 7,4% при целевом уровне не более 5%. Одной из основных причин превышения целевого параметра стало ослабление белорусского рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам.
В совокупности такие факторы, как снижение обменного курса белорусского рубля, отток депозитов и изменение подходов к проведению монетарной политики, обусловили замедление прироста широкой денежной массы. Ее среднее значение в декабре 2020 г. увеличилось по отношению к декабрю 2019 г. на 5,4% при прогнозном диапазоне 8–11%
1. Андрюшин, С. А. Денежно-кредитная политика в 2020 году: экспертные оценки / С. А. Андрюшин // Банковское дело. – 2020. – №. 1. – С. 10-19.
2. Беспалова, О. В. Проблема дефинирования термина «денежно-кредитная политика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-definirovaniya-termina-denezhno-kreditnaya-politika-1/viewer.
3. Горшенина, Е. В. Денежно-кредитная система государства // Экономические исследования. – 2017. – № 1. – С. 10-17.
4. Зотович, И. Г. Методы и инструменты денежно-кредитной политики / И. Г. Зотович // E-Scio. – 2020. - № 2 (41). – С. 32-40.
5. Иохин, В. Я., Ващекина, И. В. Денежно-кредитная политика: тормоз и акселератор развития / В. Я. Иохин, И. В. Вашекина // Философия хозяйства. – 2020. – №. 2. – С. 134-151.
6. Калечиц, С. В. Обеспечение монетарной стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2018 год и задачи на 2019 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2019. – № 1. – С. 3-8.
7. Калечиц, С. В. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2019 год и задачи на 2020 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2020. - №1. – С. – 3-8.
8. Климович, В. П. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / В.П. Климович. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2019. — 336 с.
9. Колпакова, Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / Г.М. Колпакова, Ю.В. Евдокимова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 609 с.
10. Крук, Д. Э. Стабилизация в монетарной сфере: ограничитель роста или необходимое условие? / Дмитрий Крук // Банковский вестник. – 2020. – №3. – С. 42-46.
11. Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки (для бакалавров) / О.И. Лаврушин. – М.: КноРус, 2018. – 256 c.
12. Лаптев, С. В. Денежно-кредитная политика как инструмент реализации задач экономического развития / С. В. Лаптев // Экономика. Налоги. Право. – 2018. – № 1. – С. 43-49.
13. Левенков, А. Эффективность применения инфляционного таргетирования и возможность его внедрения в Беларуси / А. Левенков //Банковский вестник. – 2016. – № 4. – С. 16-22.
14. Макроэкономика: учебник для вузов/ под общей редакцией В.Ф. Максимовой.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 171 с.
15. Мирончик, Н., Рыжковская, О. Как режим инфляции согласуется с вопросами роста? / Н. Мирончик, О. Рыжковская // Банковский вестник. – 2020. – № 3. – С. 47-53.
16. Национальный банк Республики Беларусь о концептуальных вопросах перехода к инфляционному таргетированию в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/obuchenie/prezentacii/perekhod-k-inflyacionnomu-targetirovaniyu.pdf.
17. Национальный банк Республики Беларусь об общей характеристике подходов к реализации монетарной политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/mp/target/general-character.
18. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь 2020 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/Publications/ectendencies/rep_2020_12_ot.pdf.
19. Официальная статистика Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by.
20. Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/2972/2/BEJ_3_2010_luzgin_godes_ocr.pdf.
21. Указ Президента Республики Беларусь 03.10.2016 № 359 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2017.pdf.
22. Указ Президента Республики Беларусь 31.12.2017 № 470 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2018 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2018.pdf.
23. Цели и задачи денежно-кредитной политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cde.osu.ru/courses2/course52/lec1.html.
24. Янов, В.В. Деньги, кредит, банки (для бакалавров) / В.В. Янов, И.Ю. Бубнова. – М.: КноРус, 2018. – 512 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты