Аудиторский (независимый) контроль, его развитие и совершенствование
ПолесГУ (Полесский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Аудиторский (независимый) контроль, его развитие и совершенствование»
по дисциплине: «Финансы и кредит»
2021
45.00 BYN
Аудиторский (независимый) контроль, его развитие и совершенствование
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Финансы и кредит
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОГО (НЕЗАВИСИМОГО) КОНТРОЛЯ
1.1 Понятие и сущность аудита, его цель и место в системе контроля
1.2 Классификация аудита
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Организация аудиторского контроля в Республике Беларусь
2.2 Анализ показателей, отражающих общие тенденции развития аудиторского контроля в Республике Беларусь
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современных финансово нестабильных условиях национальная экономика страны несет существенные финансовые потери из-за недостаточной работы системы финансового контроля на государственном и корпоративном уровнях. Как следствие, подобная ситуация подталкивает предприятия не на принятие оптимальных финансовых решений, а на разработку схем нелегального освобождения от налогообложения.
В связи с этим, назрела настоятельная необходимость принятия срочных мер по активизации научно-методологического обоснования содержания, значения, методов и инструментов реализации финансового контроля в системе управления предприятием.
Как показывает предпринимательская практика, одной из наиболее действенных форм финансового контроля в современных финансово нестабильных условиях становится аудит. Появление аудита, систематическое использование его в контрольно-аналитической работе связывается с необходимостью получения достоверной картины финансового состояния предприятия, независимой, точной проверки законности и экономической целесообразности проводимых хозяйственных операций
Под аудитом, как правило, подразумевается контрольная деятельность организаций-аудиторов по проведению независимых проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, законности хозяйственных операций, достоверности финансовой документации, налоговых деклараций, соответствия проводимых финансовых операций интересам собственников и государства.
Аудит как составная часть экономического контроля выявляет новые возможности предпринимательской деятельности, определяет ее эффективность, исследует организацию производства, планирование, сохранение финансовых ресурсов, соблюдение технологической и трудовой дисциплины, качество выпускаемой продукции.
Аудит существует в Республике Беларусь с 1991 года. Его появление связано с переходом белорусской экономики от командно-административной к рыночной. В связи с увеличением доли частной собственности в экономике также возрастает потребность в достоверной оценке финансового состояния хозяйствующих субъектов, что требует разработки и совершенствования форм контроля, в частности аудита. Поэтому в Беларуси большое значение имеют вопросы, связанные с развитием аудита, его значением в современной экономике на современном этапе, поиском путей совершенствования и перспектив развития аудиторской деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОГО (НЕЗАВИСИМОГО) КОНТРОЛЯ
1.1 Понятие и сущность аудита, его цель и место в системе контроля
Аудит – это форма финансового контроля, которая должна происходить одновременно с возникновением и развитием товарных бирж и денежных отношений. Основной предпосылкой возникновения и формирования аудита является разделение интересов между владельцами бизнеса и сотрудниками.
Получение достоверной информации о финансовом состоянии предприятия с целью проведения дальнейшей достоверной оценки предприятия и возможности прогнозирования и планирования его деятельности заставляет владельцев бизнеса проводить аудиты.
Основной целью аудита является проведение независимого исследования достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности компании, а также соответствия выполняемых хозяйственных операций законодательным нормам [9, с. 117].
Под достоверностью понимается степень соответствия данных финансовой отчетности реальному положению дел, что позволяет делать правильные выводы о результатах деятельности хозяйствующих субъектов и их финансово-экономическом состоянии с целью принятия дальнейших управленческих решений.
Установление факта достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности, проверка осуществления финансовых и хозяйственных операций в соответствии с требованиями закона, являются главными задачами аудиторского контроля.
Аудит на предприятии исполняет две функции: контроля и информационную.
Контрольная функция заключается во всесторонней проверке данных первичных документов и учётных регистров внешней и внутренней бухгалтерии и отчетности в организации.
Информационная же функция предусматривает достоверность поставки аудитором информации пользователям.
Аудиторский контроль представляет собой внеплановую проверку, осуществляемую аудиторами, имеющих полномочия ее проведения, которая подразумевает сбор информации бухгалтерской и финансовой отчетности.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Организация аудиторского контроля в Республике Беларусь
В нашей стране аудиторскую деятельность регулирует Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 12 июля 2013 г. № 56–З (в ред. Закона Республики Беларусь от 18 июля 2019 г., № 229–З). Этот закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, определяет права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также определяет отношения, возникающие в связи с государственным контролем за аудиторской деятельностью [14].
В Республике Беларусь право на проведение аудиторской деятельности получают с помощью лицензий. Министерство финансов Республики Беларусь несет ответственность за выдачу, продление, приостановление или аннулирование таких лицензий. Для проведения внешних аудитов банков, небанковских кредитных и финансовых организаций необходимо получить дополнительную лицензию на осуществление деятельности по аудиту банковской системы, выданную Национальным банком Республики Беларусь. Аналогичным образом, для проведения внешних аудитов страховых (перестраховочных) организаций требуется дополнительная лицензия на осуществление аудиторской деятельности в сфере страхования, которая выдается Министерством финансов Республики Беларусь [13].
Можно выделить следующих участников рынка аудита в Республике Беларусь:
- аудиторы – физические лица с высшим экономическим и (или) юридическим образованием и опытом работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также имеющие квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе заниматься аудиторской деятельностью в качестве аудитора – индивидуального предпринимателя, а также в качестве сотрудника аудиторской организации.
- аудиторские организации – коммерческие организации, осуществляющие аудиторскую деятельность и оказывающие услуги, связанные с аудитом. В их штате должно быть не менее трех аудиторов. Руководить аудиторской организацией может только аудитор. Аудиторским организациям и аудиторам-индивидуальным предпринимателям запрещается заниматься иными видами предпринимательской деятельности, кроме аудита, оказания аудиторских услуг, преподавательской и исследовательской деятельности [14].
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Во всем мире аудит давно превратился в инфраструктурный сектор экономики. Сегодня, когда Республика Беларусь сталкивается с трудностями переходного периода, аудиторская деятельность становится приоритетной в сфере финансового контроля и требует более глубокого изучения и применения как неотъемлемая часть рыночной экономики.
Но имеется много проблем в развитии белорусского аудита: это нарушение ценового законодательства, ведение документации, несоблюдение правил проведения аудита, что приводит к снижению качества аудиторских услуг, а, следовательно, к увеличению в рисках проверяемых организаций. Поэтому вопрос развития аудита в нашей стране, а также его значимости в современной экономике становится все более актуальным.
Рынок аудиторских услуг в Беларуси активно развивается. Расширение международных экономических связей, углубление интеграционных процессов привело к необходимости гармонизации национальных стандартов аудита с международными, повышения эффективности и качества аудита.
Принятие в 2013 году нового закона «Об аудиторской деятельности» было продиктовано необходимостью формирования соответствующей правовой базы, регулирующей отношения в сфере аудита. Расширение международных экономических связей, углубление интеграционных процессов обусловили необходимость гармонизации национального законодательства с международными требованиями, а также повышения эффективности и качества аудита [16, c. 125].
Следует отметить, что белорусские ученые и практики уже несколько лет работают над созданием инновационных технологий аудита на основе международных принципов, применимых к национальным правилам и условиям. Создание таких технологий и программных продуктов является долгим и дорогим процессом. Западные компании тратят на это десятки миллионов долларов. Система поддержки, действующая в Беларуси – Принятие решений «Аудит» (ДСС «Аудит») позволяет внедрить национальные правила аудита на этапе планирования, оценить качество аудита сразу после выдачи заключения, выбрать аудиторов во время проведения тендеров. Также разработана рейтинговая методология, позволяющая определять принадлежность аудиторов к определенным группам и исключающая публикацию прямых показателей эффективности (объемы продаж, количество аудиторов). В экспортной версии программа предлагается для Российской Федерации, Украины и Казахстана (в версии ISA) [17, с. 67].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время достоверная информация о деятельности предприятия играет важную роль в рыночной экономике. Потребность в достоверной информации о бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующего субъекта и его финансовом положении важна не только для собственника и руководства хозяйствующего субъекта для принятия управленческих и стратегических решений, но и для третьих лиц: инвесторов, кредиторов, банков, потенциальных деловых партнеров и т. д.
Объектом аудита является финансово-хозяйственная деятельность субъектов хозяйствования (проверяемых лиц), а основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика и соответствия осуществляемых финансовых (хозяйственных) операций с действующим законодательством.
Современная экономическая наука выделяет различные подходы к классификации аудита в зависимости от того, какой признак взят за основу (предмет аудита, порядок назначения, направление проверки и т. д.).
В Республике Беларусь аудиторская деятельность регулируется в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 12 июля 2013 г. № 56–З (в ред. Закона Республики Беларусь от 18 июля 2019 г., № 229–З) и Национальными правилами аудиторской деятельности, утверждёнными Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2001 г. № 123.
Количество аудиторов в отчетном периоде уменьшилось. Это свидетельствует о нестабильном состоянии данного сегмента предпринимательской деятельности. Однако само количество проверенных организаций за 2018-2020 гг. имел тенденцию к росту. Объем аудиторских услуг, оказываемых аудиторскими компаниями в анализируемый период, постепенно увеличивался. В 2019 году прирост объема услуг, оказанных аудиторами, составил 27,2%, а в 2020 году - 14,2%. При анализе структуры аудиторских услуг выявлено увеличение доли услуг, связанных с аудитом, и уменьшение доли аудита. Это свидетельствует о востребованности таких услуг, поскольку обязательный аудит определен законом, а потребность в сопутствующих услугах возникает, как правило, непосредственно из хозяйственной и производственной деятельности субъекта хозяйствования. Эти выводы свидетельствуют о нестабильном развитии аудиторской деятельности в Беларуси, а также о том, что аудит имеет большое значение для хозяйствующих субъектов и государства.
1. Бойко, А. В поисках справедливости / А. Бойко // Финансы, учет аудит. – 2019. - №3. – С. 30-33.
2. Федоренко, И. В. Аудит : учебник / И.В. Федоренко, Г.И. Золотарева. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 272 с.
3. Итоги аудиторской деятельности за 2018 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/auditor_activities/market_indicators/doc/be2935dd81bb452d.html.
4. Итоги аудиторской деятельности за 2019 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/auditor_activities/market_indicators/doc/28ffd693cd6f4534.html.
5. Итоги аудиторской деятельности за 2020 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/auditor_activities/market_indicators/doc/8c2856e594f94b3c.html.
6. Касьянова, С. А. Аудит : учебное пособие / С.А. Касьянова. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2020. — 196 с.
7. Коротаев, С. Л. Аудит по новому Закону и в новых условиях: первые итоги, проблемы, перспективы / Коротаев С. Л., Немеровец А. В. // Бухгалтерский учет и анализ. – 2016. – № 1. – С. 7–11.
8. Коротаев, С. Л. Перспективы развития аудиторской деятельности / С.Л. Коротаев // Финансы, учет, аудит. – 2015. – № 5. – С. 15–17.
9. Скачко, Г. А. Аудит : учебник для бакалавров / Г. А. Скачко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. — 300 с.
10. Аудит : учебник для бакалавров / А. Е. Суглобов, Б. Т. Жарылгасова, В. Ю. Савин [и др.] ; под ред. д. э. н., проф. А. Е. Суглобова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 373 с.
11. Кочинев, Ю. Ю. Аудит в соответствии с международными стандартами : учебник / Ю.Ю. Кочинев. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 370 с.
12. Парушина, Н. В. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок : учеб. пособие / Н.В. Парушина, Е.А. Кыштымова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. —559 с.
13. О некоторых вопросах аудиторской деятельности : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 18 дек. 2013 г., № 1098 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь: сб. правовых актов. – 2014. – № 2 (январь). – С. 236–239.
14. Об аудиторской деятельности: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56–З (в ред. Закона Республики Беларусь от 18 июля 2019 г., № 229–З) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. – Дата доступа: 22.10.2021.
15. Рыбак, Т., Цапляева, Е. Требования к аудиторам в СНГ / Т. Рыбак, Е. Цапляева // Финансы, учет, аудит. – 2018. - № 4. – С. 37-39.
16. Семенихин, М. А. Перспективы совершенствования законодательства об аудиторской деятельности / М. А. Семенихин // Проблемы управления. – 2016. – № 2. – С. 125–132.
17. Тарасевич, О. А., Лузгина С. В. Влияние внешних факторов на аудит отчетности / О. А. Тарасевич, С. В. Лузгина // Финансы, учет, аудит. – 2020. – №5. – С. 67-69.
18. Тарасевич, О. А. Опыт Грузии по созданию системы мониторинга качества аудита / О. А. Тарасевич // Финансы, учет, аудит. – 2018. – № 12 (299). – С. 34-36.
19. Тарасевич, О. А. Повышение качества аудита – актуальный вопрос как в мировом масштабе, так и для субъектов хозяйствования в Беларуси / О. А. Тарасевич // Финансы, учет, аудит. – 2018. - № 5 (292). – С. 32-33.
20. Шикуть, С. Г. Конфиденциальность как принцип аудиторской деятельности / С.Г. Шикуть // Промышленно-торговое право. – 2016. – № 9. – С. 84–87.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты