Введение
1.Теоретические основы формирования и учета резервов предприятия
1.1 Экономическая сущность и значение резервов предприятия
1.2 Цель, задачи и принципы учета резервов предприятия
1.3 Зарубежный опыт формирования и учета резервов предприятия
2. Бухгалтерский учет формирования и учета резервов предприятия
2.1 Документальное оформление формирования и учета резервов предприятия
2.2 Синтетический и аналитический учет резервов предприятия
3. Совершенствование формирования и учета резервов предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной экономики бухгалтеру очень важно хорошо знать правила ведения бухгалтерского учета, права и льготы налогообложения, формирование различных фондов и капиталов и т.д. Еще очень важно знать при работе на предприятии правила формирования учета и анализа резервов организации, при этом бухгалтер должен разбираться, когда обязательно создание резерва, а когда можно воздержаться от этого, как создавать и использовать резерв для получения наибольшей прибыли и безубыточности предприятия.
Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими самостоятельно за свой счет и на свой риск. Любая предпринимательская деятельность связана, как известно, с неожиданностями, степень которых зависит от способности экономического субъекта прогнозировать экономическую ситуацию, рассчитывать финансовую окупаемость проекта, выбирать партнеров для своей деятельности, быстро реагировать на изменения рынка и принимать эффективные управленческие решения. Однако заранее предугадать результат принятого решения практически невозможно, поэтому всегда существует риск, который по своей сущности является событием с отрицательными последствиями.
Как свидетельствует мировая практика, одним из способов зашиты от рисков является наличие системы резервов. Для обеспечения устойчивого развития и сопротивляемости внешним воздействиям, а также для своевременной нейтрализации и компенсации вероятных негативных последствий предназначены создаваемые в организации резервы. Формируемые и используемые в соответствии с законодательными, нормативными и учредительными документами, резервы предназначены, как мы считаем, прежде всего, для покрытия непредвиденных потребностей, расходов для подстраховки рисков, т. е. для будущих расходов. Резервы имеют совершенно разный экономический смысл. Но в любом случае основная цель резервов — повышение финансовой устойчивости организации, нивелирование и страхование рисков.
Действующая система резервов белорусских организаций находится пока в стадии становления. Эта система представляет собой довольно сложный комплекс объектов бухгалтерского учета. Однако применяться эффективно в работе хозяйствующих субъектов резервы полностью еще не могут, ибо порядок их формирования и использования, а также контроль за их расходованием во многом зависят не только от экономических условий и результатов деятельности предприятий, но и от степени разработанности соответствующей нормативно-правовой базы и ее применения на практике.
В настоящее время в Республике Беларусь действует Инструкция по бухгалтерскому учету «Резервы, условные обязательства и условные активы»: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. № 168 [15]. Однако, она не предусматривает раскрытие инфор
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УЧЕТА РЕЗЕРВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Экономическая сущность и значение резервов предприятия
Если организация хочет гарантировать продолжение своей деятельности в обозримом будущем, то ей нужны источники покрытия расходов и потерь. Такими источниками могут служить резервы предприятия. Слово «резерв» происходит от французского «reserve» запас, или от латинского «reservo» - сберегаю, сохраняю. Но необходимо подчеркнуть, что характеристику резервов давали многие экономисты-бухгалтеры, касаясь разных аспектов этой проблемы и в разных ракурсах. И надо согласиться, что каждая характеристика сути резервов, как экономической категории объективна. Для более глубокого исследования понятия резервов в данной работе обратимся к эволюции резервной системы предприятия в различных странах. Обобщая мнения ученых о значении резервной системы, констатируем характерные черты резервной системы.
В деятельности коммерческих организаций часто возникают ситуации, когда им требуются дополнительные по сравнению с обычным порядком ведения деятельности финансовые ресурсы. Действительно, если организация хочет гарантировать продолжение своей деятельности в обозримом будущем, то ей нужны источники покрытия расходов и потерь [2, с. 245].
Согласно Большому экономическому словарю А.Б. Борисова, резервы - это запасы (материальные и денежные), создаваемые для компенсации действия различных неучтенных факторов на рынке, стихийных бедствий, сбоев в производстве, возможности улучшения использования имеющихся производственных ресурсов [5, с. 798].
Большой бухгалтерский словарь А.Н. Азрилияна определяет резерв - обособленная часть активов, которая концентрируется в резервных (страховых) фондах - как централизованных, так и децентрализованных, и предназначается для покрытия непредвиденных потребностей, расходов для подстраховки рисков [4, с. 487].
По мнению И. Бетге, резервы - пассивные статьи, для отражения определенных обязанностей организации, которые точно не установлены по величине или содержанию на отчетную дату, а лежащие в их основе расходы должны (или могут) могут быть отнесены к периоду возникновения этих обязанностей [3, с. 381].
Я.В. Соколов определяет резервы как накопления для прикрытия ожидаемых и строго определенных расходов предприятия [24, 266].
По мнению Л.Т. Гиляровской и Л.А. Мельниковой финансовые резервы организаций представляют собой расходы организаций, равные величине отчислений в связи с ее образованием в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов - уставных, предстоящих расходов, оценочных резервов. [8, с. 145]
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ФОРМИРОВАНИЯ И УЧЕТА РЕЗЕРВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Документальное оформление формирования и учета резервов предприятия
Организационной формой бухгалтерского учета является децентрализованная бухгалтерия с выделением на оборотный баланс филиалов, представительств. Руководство бухгалтерским учетом осуществляется главным бухгалтером – начальником УБУОиК. Обязанности между работниками бухгалтерии распределены согласно утвержденным должностным инструкциям.
Бухгалтерская отчетность составляется по формам, утвержденным Инструкцией о порядке составления бухгалтерской отчетности : утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 31 окт. 2011 г., № 111(в ред. Постановления от 10 дек. 2013 г., № 84) [11], согласно Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 г. № 57 –З «О бухгалтерском учете и отчетности» (в ред. Закона от 4 июня 2015 года №268-З) [21].
Бухгалтерский учет осуществляется по автоматизированной форме учета на базе программы SAP ERP.
Учетная политика предприятия (Приложение А) составляется согласно требованиям Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» : утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 10 дек. 2013 г., № 80 [19].
Ведение бухгалтерского учета осуществляется на основании рабочего плана счетов (Приложение Б), сформированного на основании Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета: утв. постановлением М–ва финансов Респ. Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 (в ред. Постановления от 30 июня 2014 г., № 46) [25].
В качестве регистров бухгалтерского учета используются отчеты, формируемые в системе SAP ERP автоматически на основании данных учета. Регистрами синтетического учета являются главная книга, оборотно-сальдовые ведомости, корреспонденция счетов. Регистрами аналитического учета являются оборотные ведомости, карточки по счету.
Резервы предстоящих расходов создаются для равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства и обращения и более точного определения финансовых результатов деятельности организации за отчетный период.
В организациях могут создаваться следующие резервы:
1. резерв на оплату очередных отпусков работников;
2. резерв предстоящих затрат на ремонт основных средств;
3. резерв на выплату один раз в год вознаграждения за выслугу лет;
4. резерв предстоящих затрат на ремонт арендованных основных
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И УЧЕТА РЕЗЕРВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
С позиции современной учетной концепции в результате перехода на определение выручки по методу начисления в условиях адаптации отечественного учета к международным стандартам финансовой отчетности актуальным становится решение проблемы научного обоснования выбора оптимальной для конкретной организации методики создания оценочных резервов. Следует отметить, что в настоящее время в экономической литературе наблюдается нехватка полных, четких и понятных методик их формирования и использования.
Методологической основой создания резервов по сомнительным дол-гам в Республике Беларусь является Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов : утв. постановлением М–ва финансов Респ. Беларусь от 30 сен. 2011 г., № 102 ( в ред. Постановления от 31 дек. 2013 г., № 96) [12], в которой тезисно описаны три способа их создания.
Каждая организация вправе предусмотреть в учетной политике один из предложенных способов. Исследование состояния расчетной дисциплины и организации финансовых взаимоотношений в структуре строительных организаций позволило научно обосновать выбор второго варианта создания резервов по сомнительным долгам, методологической основой которого являются определение оптимального временного интервала дебиторской задолженности с целью ее группировки по срокам непогашения и периодичность создания резервов. В своих публикациях T.II. Рыбак и В.Н. Лемеш использовали единый подход к периоду формирования резервов (поквартально), а в отношении группировки дебиторской задолженности по срокам непогашения авторами предусмотрены интервалы до 12 месяцев в поквартальном разрезе, более 12 месяцев и 12—24, 24—36 месяцев соответственно [26, с. 178].
Однако если в качестве критерия оптимальности принять точность результата, то необходимо дробление непогашенной в срок дебиторской задолженности и ее разбивка на группы по дням, декадам, месяцам, что, несомненно, излишне усложнит расчеты и трудозатраты на их проведение, и вопреки закону экономической эффективности результат не покроет затраты. При этом нет необходимости и в дальнейшем дроблении дебиторской задолженности по срокам непогашения более 12 месяцев (12—24, 25—36 месяцев и т.д.), что обусловлено переходом непогашенной задолженности одного года в соответствующую группу следующего, а также наличием в расчетах данных о списании дебиторской задолженности за три последующих года. В противном случае отслеживать списание задолженности в период исковой давности нецелесообразно, нарушается временной критерий, заданный Инструкцией № 102.
Отметим, что теоретически от способа группировки зависит сумма сформированного резерва. Однако результаты проведенного анализа доказывают, что колебание величины резерва, рассчитанного с использованием разных подходов к группировке дебиторской задолженности по срокам непогашения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резерв - сумма, выделяемая организацией на покрытие возможных или ожидаемых потерь. В целях равномерного включения затрат в издержки производства и обращения организации в установленном порядке могут создавать резервы для уточнения оценки отдельных статей бухгалтерского учета и покрытия предстоящих расходов и платежей.
Резервирование - это настолько удобный прием, что к нему часто прибегают во всех случаях, когда момент выявления фактического положения не совпадает с реальным процессом. Резервирование будущих финансовых результатов расценивается как следствие необходимости обеспечит постоянную и бесперебойную работу предприятия даже в случаях экстремальных ситуаций. Различают оценочные резервы и резервы предстоящих расходов. В зависимости от назначения формируемого резерва их создают под: снижение стоимости материальных ценностей; обесценение вложений в ценные бумаги; покрытие сомнительных долгов; предстоящих расходов.
Бухгалтерский учет резервов предприятия имеет свои принципы, которые положены в основу разработки конкретных правил ведения учета, закрепленных в нормативных документах. Четкое соблюдение вышерассмотренных принципов позволит реализовать поставленные перед бухгалтерским учетом задачи.
Анализ зарубежной практики по формированию резервов предприятия, в частности МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы», показал, что в Международных стандартах финансовой отчетности присутствуют три вида резервов, которые регламентируются различными стандартами: резервы переоценки; текущие (производственные) резервы; резервы-обязательства. Данные резервы играют важную роль в финансовом состоянии компании.
МСФО (IAS) 37 проводит разграничение между:
- резервами, которые учитываются как обязательства, так как они являются текущими обязательствами, и уплата по ним достаточно вероятна; и
- условными обязательствами, которые не отражаются в бухгалтерском балансе как обязательства, так как они представляют собой:
- возможные обязательства, исходя из того, что наличие таких обязательств еще только предстоит подтвердить;
- обязательства, которые не отвечают критериям признания, установленным МСФО (IAS) 37, так как маловероятно, что потребуется уплата, или невозможно оценить величину обязательства. Условные обязательства необходимо постоянно анализировать на предмет определения вероятности уплаты.
В УП «Отябрьская ПМК №109» формируются следующие виды резервов: резервы под снижение стоимости товаров, готовой продукции создаются, если товары, готовая продукция, обесценились более чем на 20%; резервы по сомнительным долгам создаются на конец отчетного года по каждому дебитору на основе анализа платежеспособности дебитора; резервы на погашение
1. Акатьева, В.А. Бирюков. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 252 с.
2. Бабаев, Ю.А. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) : учеб. для вузов / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров. - М. : Вузовский учеб., 2015. - 398 с.
3. Бетге Й. Балансоведение: пер. с нем. / Й. Бстге; под рсд. В.Д. Ново-дворского. Бухгалтерский учет. 2015. 454с.
4. Большой бухгалтерский словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Ин-т новой экономики, 2009. - 574с.
5. Борисов А.Б. Большой экономический словарь / А.Б.Борисов. - М.: Книжный мир, 2000.-895с.
6. Бухгалтерский учет и отчетность : учеб. пособие для вузов / под ред. Д.А. Ендовицкого. - М. : КНОРУС, 2015. - 360 с.
7. Верезубова, Т. Формирование резервов убытков: проблемы и пути решения / Т. Верезубова // Финансы, учет, аудит. - 2014. - № 11. - С. 45-46.
8. Гиляровская Л.Т. Бухгалтерский учет резервов предприятия / Л.Т. Гиляровская, Л.А. Мельникова. - СПб: Питер. 2013.- 192 с.
9. Добриян, Т. А. Формирование резервов по выводу основных средств на эксплуатации в условиях трансформации национального учета в международный формат / Т. А. Добриян // Бухгалтерский учет и анализ. - 2014. - № 6. - С. 20-25.
10. Додолев, М. Ю. Совершенствование методики учет а резервов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности / М. Ю. Додолев // Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития : материалы международной научно-практической конф. студ. и молодых учен., посвящ. 75-летию БГЭУ, Минск, 23-25 апреля 2008 г. / [ред.кол.: Г.А. Короленок (гл.ред.) и др.]. - Минск : БГЭУ, 2013. - С. 61-62.
11. Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности : утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 31 окт. 2011 г., № 111: в ред. Постановления от 10 дек. 2013 г., № 84 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013. – № 11. – 8/24675.
12. Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов : утв. постановлением М–ва финансов Респ. Беларусь от 30 сен. 2011 г., № 102: в ред. Постановления от 31 дек. 2013 г., № 96 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013. – № 12. – 8/24697.
13. Инструкция по бухгалтерскому учету запасов : утв. Постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 12.11.2010 г. № 133: вред. от 27.04.2011 г. № 25 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. - № 8/23261.
14. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств : утв. По-становлением Министерства финансов Респ. Беларусь от 30.11.2007 № 180: вред. от 22.04.2010 г. № 50 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь . – 2010. - № 8/22313.
15. Инструкция по бухгалтерскому учету «Резервы, условные обяза-тельства и условные активы»: постановление Министерства финансов Рес-публики Беларусь от 28 декабря 2005 г. № 168// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 21. – 8/13793.
16. Коротаев, С. Л. МСФО в Беларуси: состояние, проблемы, перспективы / С. Л. Коротаев // Бухгалтерский учет и анализ. - 2015. — № 4. — С. 33—36.
17. Куликова, Л.И. Международные стандарты финансовой отчетности. Нефинансовые активы организации : учеб. пособие для вузов / Л.И. Куликова. - М. : Магистр, 2015. - 400 с.
18. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть : закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З : в ред. Закона от 30 дек. 2014 г. № 224-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 4. – 2/920.
19. Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» : утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 10 дек. 2013 г., № 80 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – 8/28368.
20. Об утверждении Положения о резервном фонде заработной платы: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2000 г. № 605: в ред. постановления от 4 июня 2014 г. № 540// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – 5/3103.
21. О бухгалтерском учете и отчетности : Закон Респ. Беларусь от 12.07.2013 г. № 57 –З: в ред. Закона Республики Беларусь от 4 июня 2015 года №268-З // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. - № 4 – 2/1624.
22. Палий, В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности : учеб. для вузов / В.Ф. Палий. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 506 с.
23. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней / Я.В. Соколов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009.- 638с.
24. Соколов Я.В. История развития бухгалтерского учета / Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика. 2003.- 367с.
25. Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: утв. постановлением М–ва финансов Респ. Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50: в ред. Постановления от 30 июня 2014 г., № 46 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 143. – 8/24548.
26. Шатров, С. Л. Актуальные вопросы формирования резервов по сомнительным долгам / С. Л. Шатров, А. В. Кравченко // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы VIII Международной научно-практической конференции, Минск, 21-22 мая 2015 г. в 2 т. / [редкол.: В. Н. Шимов (отв. ред.) и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорусский гос. экон. ун-т". — Минск: БГЭУ, 2015. — Т. 2. - С. 178-179.