ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность организации в нахождении и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности производственной, инвестиционной и финансовой деятельности организации и выражается в достигнутых финансовых результатах. Рост доходов и прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства организации и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства организации перед бюджетом, банками и другими организациями. Поэтому достоверность исчисления финансового результата становится важнейшей задачей бухгалтерского учета.
Вместе с тем как набирает силу рыночная экономика Беларуси, набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Организация является первичным звеном в народном хозяйстве страны. На ней производятся товары, создаются рабочие места, которые обеспечивают занятость трудоспособного населения и потребительский спрос.
Эффективная работа организации важнейшее условие благосостояния нации и процветания государства. Ведь организация является основным налогоплательщиком, пополняет доходную часть государственного и местных бюджетов. Чтобы обеспечивать выживаемость организации в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своей организации, так и существующих потенциальных конкурентов. Поэтому организация самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Одним из самостоятельно планируемых показателей является прибыль.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДОХОДОВ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ
1.1 Экономическая сущность доходов и прибыли от реализации товаров в торговле
Розничная торговля является завершающей стадией в сфере товарного обращения. Она осуществляет продажу товаров населению в обмен на денежные доходы и переход их в сферу личного, семейного и домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Розничную торговлю осуществляют специализированные, универсальные и комиссионные магазины, автомагазины, ларьки, киоски, палатки, буфеты, кафетерии и другие торговые объекты.
Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий, являются валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности организации, источником ее развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций, паев в уставном капитале организации, пополнения государственного и местных бюджетов.
Итак, прибыль - это основной многозначный оценочный показатель работы организации в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования.
Для понимания прибыли необходимо дать определение доходу. В соответствии с изменениями в учете хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь в 2012 году Министерством финансов республики утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов [8]. В связи с этим, с 1 января 2012 года в Республике Беларусь введено новое понятие категории «доход» и ее состав.
Доход – это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода путем увеличения активов или уменьшения обязательств, ведущее к увеличению собственного капитала организации, не связанному с вкладами
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДОХОДОВ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ
2.1 Документальное оформление и методика синтетического учета товаров в торговле
Реализацией считается передача на возмездной основе материальных ценностей, выполнение работ и оказание услуг с целью извлечения дохода. Реализационными доходами признаются поступления средств от продажи товаров, продукции, работ и услуг, которые приводят к приросту активов организации или к снижению обязательств. Доходы, полученные или подлежащие получению от реализации товаров, продукции, работ или услуг по отпускным ценам или тарифам в соответствии с договором определяются как выручка от продажи. В Республике Беларусь реализационные доходы признаются выручкой только в части систематически извлекаемых доходов от видов деятельности [21, с. 260].
Реализацию товаров населению производят, как правило, за наличный расчет. Безналичные расчеты за товары могут производиться чеками банков, платежными поручениями со счетов вкладчиков, а также с помощью пластиковых карточек. Контроль и учет выручки от реализации, документальное оформление отпуска товаров зависят от способов организации их продажи и оснащенности торговых объектов соответствующими техническими средствами [5, с. 427].
Субъекты хозяйствования, осуществляющие реализацию товаров за наличный расчет через стационарные торговые пункты, производят прием денежных средств с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем. Кассовые суммирующие аппараты и специальные компьютерные системы подлежат обязательной регистрации в инспекции Министерства по налогам и сборам по месту нахождения организации.
При безналичных расчетах за товары банковскими пластиковыми карточками работники торговли, произведенные платежи фиксируют в карт-чеке с указанием платежной системы, наименования и адреса торговой организации, номера карточки, суммы и валюты платежа, даты и времени
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный этап развития Республики Беларусь, характеризующийся осуществлением глубоких комплексных преобразований во всех сферах экономики, требует осознанных и целенаправленных активных действий по максимальной реализации экономического потенциала, заложенного в потребительской кооперации, что возможно путем обеспечения безубыточной ее работы, то есть возмещения расходов собственными доходами и обеспечения в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.
Каждая организация заинтересована в бесспорно признаваемом порядке учета доходов со стороны налоговых органов, аудиторов, руководителей и других лиц, принимающих участие в деятельности организации. От согласования мнений о доходах зависят оценка масштаба деятельности организации, вытекающего из заключенных хозяйственных договоров, объем налоговых обязательств, финансовая эффективность, перспективы экономической жизнеспособности организации как непрерывно функционирующего субъекта. В достижении ясности по вопросам величины доходов и прибыли важной представляется определенность методологии учета доходов и прибыли организации и выбранной учетной политики.
Значение прибыли для торговых организаций возрастает, так как от прибыли в первую очередь зависит эффективность их работы и успех на рынке. Прибыль является основным источником собственных средств организации. С одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности организации, с другой, как основа дальнейшего развития. Для страны прибыль организаций означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона.
Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных взаимоотношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления общественным производством. С помощью этой стоимостной формы оценивается деятельность всех организаций экономики. Правильное понимание экономической природы прибыли является основой для улучшения механизма практического использования этой категории в экономике.
1. Азрилиян, А. Н. Большой экономический словарь / А. Н. Азрилиян. – М. : Ин-т новой экономики, 1999. – 1248 с.
2. Астахов, В.П. Бухгалтерский учет в торговле : учеб. пособие для вузов / В.П. Астахов. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 378 с.
3. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет : учеб. для вузов / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров, Л.А. Мельникова. – М. : Проспект, 2011. – 432 с.
4. Баканов, М. И. Бухгалтерский учет в торговле : учеб. пособие для вузов / М. И. Баканов. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 576 с.
5. Бухгалтерский учет, анализ и аудит : учеб. пособие / П. Г. Пономаренко [и др.] ; под общ. ред. П. Г. Пономаренко. – Мн. : Выш. шк., 2010. – 558 с.
6. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании : практ. пособие / Л.И. Кравченко [и др.] ; под. общ. ред. Л.И. Кравченко. – Мн. : ФУАинформ, 2010. – 728 с.
7. Вахрушина, М.А. Международные стандарты финансовой отчетности : учеб. для вузов / М.А. Вахрушина, Л.А. Мельникова. – М. : Омега-Л, 2011. – 571 с.
8. Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов : утв. постановлением М–ва финансов Респ. Беларусь от 30 сен. 2011 г., № 102 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2012.
9. Инструкция о порядке применения Типового плана счетов бухгалтерского учета : утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 29 июня 2011 г., № 50 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2012.
10. Инструкция о порядке продажи товаров из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям : утв. постановлением М-ва торговли Респ. Беларусь от 8 июня 2005 г., № 22 (в ред. постановления М-ва торговли Респ. Беларусь от 8 дек. 2008г., № 49) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2012.
11. Инструкция по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» : утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 17 апр. 2002 г., № 62 (в ред. постановления М-ва финансов Респ. Беларусь от 26 мая 2008г., № 85) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2012.
12. Королев, Ю.Ю. Технологии автоматизированной обработки учетно-аналитической информации : учеб. пособие / Ю.Ю. Королев, Л. А. Попкова. – Мн. : Уп «ИВЦ Минфина», 2002. – 352 с.
13. Ладутько, Н. Сущность доходов и расходов, отражаемых в бухгалтерском учете / Н. Ладутько // Финансы, учет, аудит. – 2009. – № 12 – С. 71 – 73.
14. Медведев, М.Ю. Бухгалтерский словарь / М.Ю. Медведев. – М. : ТК Велби, 2007. – 488 с.
15. Методические рекомендации по анализу доходов, расходов и финансовых результатов в розничной торговли потребительской кооперации РБ / Е.Г. Толкачева, [и др.] ; под общ. ред. Е.Г. Толкачевой. – Гомель: БТЭУ ПК, 2009. – 68 с.
16. О бухгалтерском учете и отчетности : Закон Республики Беларусь от 18 окт. 1994 г. № 3321 – XII (в ред. Законов РБ от 26 дек. 2007г., № 302-3) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2012.
17. О сокращении отчетности : Письмо Национального банка Республики Беларусь от 08.06.2005 №18-10/49 (В ред. Письмо НБ РБ от 11.2013г.) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2013.
18. Пашковская, Л. Эффективное управление прибылью / Л. Пашковская // Гл. экономист. – 2011. – № 5. – С. 48 – 54.
19. Пиндайк, Р. Микроэкономика: учеб. пособие для вузов / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. – М. :, 2005. – 410 с.
20. Пономаренко, Е.П. Признание доходов и расходов в национальной системе бухгалтерского учета: проблемы и пути их решения / Е.П. Пономаренко // Потребительская кооперация. – 2010. – № 3. – С. 70 – 73.
21. Пономаренко, П.Г. Бухгалтерский учет в потребительской кооперации : учеб. для вузов. В 2 т. Т. 2 / П.Г. Пономаренко. – Мн. : Выш. шк., 2005. – 428 с.
22. Пузенко, Н.В. Методические и организационные аспекты учета реализации товаров и валового дохода на предприятиях торговли / Н. В. Пузенко // Бухгалт. учет и анализ. – 2001. – № 1. – С. 23 – 28.
23. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – М. : ИНФРА-М, 1996. – 496 с.
24. Румянцева, Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 826 с.
25. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности организации: учеб. пособие / Г.В. Савицкая. – Минск.: Новое знание, 2001. – 303 с.
26. Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами: учеб пособие для вузов / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007. – 639с.
27. Сидорова, Л.Г. Доходы предприятия: их содержание, значимость и методика бухгалтерского учета / Л.Г. Сидорова // Бухгалтер. учет и анализ. – 2005. – №3. – С. 44 – 47.
28. Стражев, В.И. Теория бухгалтерского учета : учебник / В. И. Стражев. – Мн. : Выш. шк., 2010. – 144 с.
29. Сузанский, В. Комментарий: с 1 января 2012 г. ряд хозяйственных операций нужно отражать в учете по-новому / В. Сузанский // Гл. бухгалтер. – 2012. – № 2. – С. 95 – 98.
30. Толкачева, Е.Г. Совершенствование методики анализа издержек обращения и финансовых результатов в розничной торговле / Е. Г. Толкачева // Потребительская кооперация. – 2009. – № 3. – С. 42 – 45.
31. Толпегина, О.А. Анализ прибыли: теорія и практика исследования / О.А. Толпегина // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 2. – С. 35 – 44.