ВВЕДЕНИЕ
1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ И ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Инвестиции играют важнейшую роль на микроуровне. Они являются неотъемлемой частью развития любого предприятия, а так же одним из основных факторов его развития, к тому же они определяют будущее страны в целом и отдельного субъекта. Изучение инвестиционной деятельности является важным этапом для последующего анализа экономической политики государства.
Принятие решений по инвестированию осложняется факторами: вид инвестиции; стоимость инвестиционного проекта; множественность доступных проектов; ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования; риск, связанный с принятием того или иного решения.
Причины, обусловливающие необходимость инвестиций: обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности. Задача осложняется, если речь идет об инвестициях, связанных с расширением основной деятельности, поскольку в этом случае необходимо учесть целый ряд новых факторов: возможность изменения положения фирмы на рынке товаров, доступность дополнительных объемов материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возможность освоения новых рынков.
Все предприятия в той или иной степени связаны с инвестиционной деятельностью. Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на микроуровне. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов. Не меньшее значение имеет также исследование источников и средств формирования инвестиционных ресурсов в современных условиях в. Республике Беларусь.
1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Важнейшей предпосылкой осуществления экономических преобразований в любой стране являются инвестиции, которые способны обеспечить вложения в развитие и совершенствование производства, социальную сферу, кадровый потенциал. Данный фактор имеет первостепенное значение и для переходного периода к рыночным отношениям, когда создается качественно и структурно новая экономика. Реализация программ, мероприятий по успешному выполнению главной цели, стратегии переходного периода требует привлечения значительных денежных и материальных ресурсов и их использования на системные преобразования экономики, техническое переоснащение производства, внедрение новой технологии, формирование рыночной инфраструктуры [9, с. 58].
По своему содержанию инвестиции представляют долгосрочные затраты финансовых, материальных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются государством, юридическими и физическими лицами внутри страны или за рубежом в различные объекты и виды деятельности с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.
К инвестициям относятся вложения капитала в приобретение средств производства, строительство, прирост запасов товарно–материальных ценностей, научно–технические разработки [20, с. 134].
В соответствии с законом об иностранных инвестициях к ним относятся вложенные иностранными юридическими лицами финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность хозяйственным субъектам.
2. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ И ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ
Основным нормативно–правовым документом, который определяет общие правовые условия осуществления инвестиционную деятельность в Республике Беларусь, и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь, является Инвестиционный Кодекс, принятый 22 июня 2001 года.
Государственное регулирование в сфере инвестиций осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в сфере инвестиций, другими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, государственной организацией, уполномоченной на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь, в пределах их полномочий в соответствии с законодательством Республики Беларусь [10, с. 25-37].
На территории Республики Беларусь инвестиции осуществляются следующими способами:
- созданием коммерческой организации;
- приобретением, созданием, в том числе путем строительства, объектов недвижимого имущества;
- приобретением прав на объекты интеллектуальной собственности;
- приобретением акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда коммерческой организации;
- на основе концессии;
- иными способами, кроме запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики. Масштабы, структура и эффективность использования инвестиций во многом определяют результаты хозяйствования на различных уровнях экономической системы, состояние, перспективы развития и конкурентоспособность национального хозяйствования.
Направления и пути совершенствования инвестиционного климата в Республике Беларусь:
- создание наиболее благоприятных условий для отечественных и иностранных инвесторов, в том числе в части снижения налогообложения, административного регулирования, обеспечения гарантии защиты от неблагоприятного изменения законодательства в течение 5 лет, права осуществлять страхование своих имущественных интересов страховщиками;
- улучшение условий создания и функционирования для резидентов свободных экономических зон;
- стимулирование развития инновационных производств, в том числе с участием иностранных инвесторов, включая комплекс организационных, налоговых и других мер, направленных на ускорение инновационной деятельности.
Особое внимание следует уделить привлечению частных и иностранных инвестиций в банковский сектор Республики Беларусь, что значительно может увеличить инвестиционные показатели. Иностранное участие в капитале банков расширяет их ресурсный потенциал, способствует увеличению притока ресурсов из-за рубежа, улучшению конкурентной среды, стимулирует конкуренцию на внутреннем рынке банковских услуг и содействует дальнейшему повышению их качества и доступности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рациональное использование инвестиций способствует развитию производства, введению передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию отсталых регионов и др. Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.
Важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.
Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно-климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно-технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.
Республика Беларусь - единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс - основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны.
Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.
1. Баликоев, В. З. Общая экономическая теория : учебник / В. З. Баликоев. – 16-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 528 с.
2. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: Уч. / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская и др. - М.: Инфра-М, 2017. - 191 c.
3. Боровик, Л. С. Новая модель качественного роста экономики: концептуальные подходы и драйверы развития / Л. С Боровик // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2020. - №4. - С. 4 - 13.
4. Бродский, Б. Е. Макроэкономика : Продвинутый уровень : курс лекций / Б. Е. Бродский. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2019. – 336 с.
5. Булатов, А.С. Мировая экономика / А.С. Булатов. - М.: ЮРИСТЪ, 2016. - 736 c.
6. Васильева, Т. Н. Мировая экономика / Т.Н. Васильева, Л.В. Васильев. - М.: Флинта, 2019. - 160 c.
7. Викулина, Т. Д. Экономическая теория : учебное пособие / Т. Д. Викулина. – 2-е изд. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. – 209 с.
8. Вымятнина, Ю.В. Макроэкономика в 2 ч. часть 2: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю.В. Вымятнина, К.Ю. Борисов, М.А. Пахнин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 198 c.
9. Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1 : учебник и практикум для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 300 с.
10. Деревяго, И. П. Проблемы формирования эффективной политики экономического роста в Республике Беларусь / И. П. Деревяго // Белорусский экономический журнал. - 2019. - №2. - С. 25 - 37.
11. Ерошкин, А. Механизмы государственной поддержки инноваций: зарубежный опыт / А. Ерошкин // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 10. - С. 21-29.
12. Золотарчук, В.В. Макроэкономика: Учебник / В.В. Золотарчук. - М.: Инфра-М, 2016. - 352 c.
13. Инвестиции и строительство в Республике Беларусь, 2021 [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/d85/d85f00508c42f6bb0aba80d4cec081ca.pdf.
14. Ким, И. А. Микроэкономика : учебник и практикум для вузов / И. А. Ким. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 328 с.
15. Киселева, Е.А. Макроэкономика. экспресс-курс / Е.А. Киселева. - М.: КноРус, 2018. - 544 c.
16. Маховикова, Г. А. Экономическая теория : учебник и практикум для вузов / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 443 с.
17. Носова, С.С. Микроэкономика. Макроэкономика. Учебник / С.С. Носова. - М.: КноРус, 2018. - 350 c.
18. Рудковская, О. Проблемы инновационного и инвестиционного развития промышленных организаций Республики Беларусь / О. Рудковская // Банковский вестник. - 2017. - № 4. - С. 53-58.
19. Сухарев, О. С. Экономическая теория. Современные проблемы : учебник для вузов / О. С. Сухарев. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 215 с.
20. Янковский, К. Организация инвестиционной и инновационной деятельности / К. Янковский, И. Мухарь. - М.: Питер, 2017. - 448 c.