Введение
1 Теоретические основы организации маркетинговой деятельности на предприятии
1.1 Сущность маркетинговой деятельности
1.2 Организация маркетинговой службы на предприятии
1.3 Организация маркетинговых мероприятий на предприятии
2 Анализ организации маркетинговой деятельности на ЗАО ХК «Пинскдрев»
2.1 Анализ основных технико-экономических показателей ЗАО ХК «Пинскдрев»
2.2 Организация маркетинговой деятельности на ЗАО ХК «Пинскдрев»
2.3 Анализ маркетинговой деятельности на предприятии
3 Пути совершенствования организации маркетинговой деятельности на ЗАО ХК «Пинскдрев»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
C развитием в Республике Беларусь рыночных отношений и в связи с расширением возможностей внешнеэкономической деятельности значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. Для установления реальных связей производителя рынком прежде всего необходимо добиться, чтобы организационно-управленческая структура предприятия, каждая его хозяйственная единица ориентировалась на маркетинговую, а не сбытовую деятельность, что предполагает создание маркетинговой службы и организацию ее работы. Чтобы компания успешно работала на рынке, необходимо правильно организовать деятельность маркетинговой службы.
Управление маркетингом представляет собой анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание взаимовыгодных товарно-денежных отношений с покупателями ради достижения цели предприятия.
Управление маркетингом предполагает: построение организационной структуры службы маркетинга; разработку и осуществление маркетинговых программ; контроль деятельности службы маркетинга и результатов маркетинга (ситуационный маркетинговый анализ); стратегический контроль маркетинга (ревизия); построение системы сбора и обработки информации, представляющей собой процесс, гарантирующий своевременное получение данных по конкретному вопросу.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях ускорения и усложнения процессов, происходящих на рынке, предприятию необходимо вырабатывать качественно новые приемы решения возникающих проблем управленческого и иного характера.
В предпринимательской деятельности предприятия постоянно возникают проблемы, обусловленные целесообразностью более полного удовлетворения потребностей существующих и потенциальных покупателей в необходимых товарах. Проблема стратегического успеха предприятия, создания и удержания конкурентных преимуществ – одна их самых актуальных. Решению таких проблем и призван способствовать маркетинг, как основа повышения эффективности деятельности торгового предприятия.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность маркетинговой деятельности
Маркетинговая деятельность – это деятельность по решению подразделением маркетинга стоящих перед ним практических задач в коммерческой компании (предприятии, фирме). Маркетинговая деятельность как раз ориентирована на выявление и учет рыночного спроса и организацию производственно-сбытовой деятельности фирмы. Задача маркетинговой деятельности – отражать и постоянно усиливать тенденции к совершенствованию производства с целью увеличения эффективности функционирования фирмы посредством определения конкретных текущих и долговременных целей, путей их достижения, а также определение товарного ассортимента, его качества, структуры производства и уровень возможной прибыли.
Главной целью маркетинговой деятельности является обеспечение коммерческого успеха компании (предприятия, фирмы) и ее продуктов на рынке, что чаще всего достигается через увеличение объемов продаж в натуральном и денежном выражении. Однако в зависимости от конкретной ситуации в конкретной компании цели маркетинговой деятельности могут быть и другими [21, с. 171].
Сегодня существует достаточно большое количество определений маркетинга, каждое из которых рассматривает ту или иную его сторону либо делает попытку дать его комплексную характеристику. Как и все экономические науки, маркетинг в процессе своей практической реализации опирается на систему принципов и функций, взаимодействие которых обеспечивает эффективное функционирование маркетинговых служб и подразделений организации/предприятия. В этой связи рассмотрим принципы и функции маркетинга. Сущность маркетинговой деятельности, направленной на удовлетворения потребностей определенных целевых групп путем реализации ряда специальных мероприятий, определяет и ее принципы.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАО ХК «ПИНСКДРЕВ»
2.1 Анализ основных технико-экономических показателей ЗАО ХК «Пинскдрев»
Закрытое акционерное общество «Холдинговая компания «Пинскдрев» (далее ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев») – старейшее предприятие в городе Пинске и всей деревообрабатывающей отрасли Республики Беларусь, в 2018 году ему исполнилось 138 лет.
Более чем за вековую историю компания прошла все этапы становления основных деревообрабатывающих и мебельных производств и сделалась крупнейшим предприятием этой отрасли на всем постсоветском пространстве.
В 2000 году, коллективное объединение «Пинскдрев» было преобразовано в Закрытое акционерное общество «Пинскдрев». В 2008-м году переименовано в Закрытое акционерное общество «Холдинговая компания «Пинскдрев».
Сегодня ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» – лидер производства и продаж мягкой и корпусной мебели для дома и офиса в Беларуси, а также одно из самых крупных предприятий всей деревообрабатывающей промышленности страны, имеющее шеститысячный коллектив.
Общество действует на основе законодательства Республики Беларусь и Устава. Форма собственности – частная. Специализация – деревообработка. Деятельность ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» направлена на повышение благосостояния граждан Республики Беларусь.
Фундаментальные ценности предприятия: люди и торговые марки.
Основные направления деятельности ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» в настоящее время:
– заготовка древесины;
– лесопиление;
– производство шпона строганного, лущеного;
– производство древесностружечных плит, фанеры клееной;
– изготовление спичек;
– организация работы по переработке древесины и производства товаров народного потребления.
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАО ХК «ПИНСКДРЕВ»
Совершенствование системы маркетинга – это непрерывный процесс обоснования и реализации наиболее рациональных форм, методов, способов и путей ее создания (реструктурирования) и развития деятельности ЗАО ХК «Пинскдрев». В каждой отдельно взятой организации можно по-своему рационализировать систему сбыта исходя из внутренних и внешних условий и степени ее развития (эффективности). Но существуют общие закономерности и методы повышения эффективности функционирования системы сбыта, подходящие для большинства средних и крупных коммерческих организаций.
Стратегия маркетинга ЗАО ХК «Пинскдрев» должна строиться на основе выполнения следующих задач:
– комплексное изучение рынка, комплексный подход к достижению поставленных целей предприятия, при котором коммерческий успех обеспечивает вся совокупность средств маркетинга;
– выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребителей;
– планирование товарного ассортимента и цен в соответствии с результатами маркетинговых исследований;
– разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;
– разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.
Для развития коммуникационного комплекса необходимо использовать рекламу, связи с общественностью. По мере насыщения рынка услуг обращение к рекламе становится все более жесткой необходимостью. Отсутствие рекламы или даже ее недостаточность ведет к серьезным потерям. В этой связи использование элементов коммуникаций (и в первую очередь рекламы) является одним из важнейших резервов повышения эффективности коммерческой деятельности, а значит и конкурентоспособности.
Абсолютно точно определить эффективность отдельных средств рекламы, рекламной кампании в большинстве случаев не представляется возможным.
Однако и приблизительные подсчеты оправдывают себя, так как позволяют сделать вывод о целесообразности рекламной деятельности.
Различают экономическую эффективность рекламы и эффективность психологического воздействия отдельных средств рекламы на сознание человека (привлечение внимания к рекламе, фиксация в памяти и т.п.). Причем психологическое воздействие наиболее результативно, если оно приводит потенциальных потребителей к совершению покупки. Таким образом, экономическая эффективность рекламы зависит от степени ее психологического воздействия на человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного в дипломе исследования можно сделать следующие выводы:
1. Маркетинговая деятельность, ее состояние на ЗАО ХК «Пинскдрев» является актуальной на сегодняшний день, потому что сам процесс маркетинговой деятельности подразумевает систему различных мероприятий, которые после проведения анализа позволяют выбрать оптимальный вариант финансово-хозяйственного развития предприятия в целом. Служба маркетинга ЗАО ХК «Пинскдрев» является самостоятельное структурное подразделение предприятия, которое состоит из отдела маркетинга и развития, отдела внешней экономической деятельности. Служба маркетинга создается приказом генерального директора ЗАО ХК «Пинскдрев» в соответствии с утвержденной структурой. В своей деятельности отделы руководствуются действующим законодательством, приказами, распоряжениями по предприятию, стандартами и настоящим положением. Служба маркетинга построена по продуктово-рыночному принципу. Имеются как управляющие отдельными продуктами, так и управляющие рынками. Управляющие отдельными продуктами планируют объемы продаж и прибыль по продуктам, получают от управляющих рынками сведения об объемах продаж. За разработку, выпуск и сбыт определенных продуктов или групп продуктов отвечают управляющие продуктом. Продвижение готовой продукции ЗАО ХК «Пинскдрев» до потребителя обеспечивается поиском оптимального варианта всех элементов товародвижения с учетом требований потребителей. Каждый элемент товародвижения занимает свое место в общей ее системе сбыта. Приоритеты, применяемые при приемке заказов от покупателей разрабатываются начальником отдела маркетинга и утверждаются генеральным директором предприятия.
2. В процессе данного исследования о том, что в целом на ЗАО ХК «Пинскдрев» не развит сектор маркетинговой деятельности и не организована система обслуживания предприятия в рамках расширенного комплекса, включающего в себя такие аспекты как процесс, люди и физическое окружение, а также недостаточно внимания уделяется вопросам организации рекламно-информационной деятельности, что негативно сказывается на общей рентабельности предприятия. В современной системе ЗАО ХК «Пинскдрев» внутрифирменного управления все функции управления тесно связаны между собой, и маркетинг выступает как предпосылка планирования, как предплановая деятельность.
1. Амблер, Т. Практический маркетинг / Т. Амблер – СПб.: Издательство «Питер», 2008. - 400 с.
2. Андреев, С. И. Принятие решений в маркетинговых ситуациях / С.И. Адреев // Маркетинг. - 2012. - №3. - С.86.
3. Андреева, О. Д. Технология бизнеса: Маркетинг: учебное пособие / О. Д. Андреева. – М.: Инфра-М, 2007. – 219 с.
4. Аникеев, С.Н. Методика разработки плана маркетинга / С.Н. Аникеев - М.: Фолиум, 2008. – 131 с.
5. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф – СПб.: Питер, 2008. – 329 с.
6. Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы / М.П. Афанасьев – М.: Издательский центр «Книга», 2008. – 304 с.
7. Багиев, Г.Л. Маркетинг: учеб. для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; под общ. ред. Г.Л. Багиева. – М.: ОАО Издательство «Экономика», 2008. – 703 с.
8. Багиев, Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии / Г.Л. Багиев – СПб.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2008. – 240 с.
9. Байбардина, Т. Н. Маркетинг в деятельности предприятий потребительской кооперации: текст лекции / Т. Н. Байбардина. – Гомель: ГКИ, 2008. – 223 с.
10. Большаков, А.С. Менеджмент: Учебное пособие / А.С. Большаков - Спб.: Питер, 2007. – 360 с.
11. Бронникова, Т.С. Маркетинг: учеб. пособие для вузов / Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский. – М.: Приор, 2009. – 428 с.
12. Быкова, Е.В. Финансовое искусство коммерции / Е.В. Быкова, Е.С. Стоянова - М.: Перспектива, 2008. – 354 с.
13. Вайсман, А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху / А. Вайсман пер. с нем. - М.: АО “Интерэксперт”, Экономика, 2008. – 344 с.
14. Васильев, Г. А. Маркетинг: учебное пособие для вузов / Г. А. Васильев, Т. А. Гайденко. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2009.- 258 с.
15. Васильева, Н. Э. Формирование цены в рыночных условиях / Н. Э. Васильева, Л. И. Козлова. – М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2008. – 361 с.
16. Генри, А. Маркетинг: Принципы и стратегия. Учебник для вузов / А. Генри - М.: ИНФРА-М., 2008. – 273 с.
17. Герчикова, И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова - М.: ЮНИТИ, 2008. – 486 с.
18. Герчикова, М.А. Практический менеджмент / М.А. Герчикова - М.: ИНФРА-М, 2008. – 250 с.
19. Годин, А. М. Маркетинг: учебно-методическое пособие / А. М. Годин. – М.: ИД «Дашков и К», 2008. – 212 с.
20. Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры / Е.П. Голубков – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008. – 261 с.
21. Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков – М.: Финпресс, 2008. – 342 с.
22. Голубкова, Е Н. Маркетинговые коммуникации / Е.Н. Голубкова. – М.: Финпресс, 2008. – 256 с.
23. Горяев, И.П. Маркетинг: Словарь-справочник / И.П. Горяев - М.: Кимр, 2008. – 208 с.
24. Дурович, А. П. Маркетинг в предпринимательской деятельности: учеб. для вузов / А. П. Дурович. – Мн.: Финансы, учет, аудит, 2007. – 464 с.
25. Евдокимов, Ф.И. Азбука маркетинга: учеб. пособие для вузов / Ф.И. Евдокимов, В.М. Гавва. – Донецк: Сталкер, 2008. – 432 с.
26. Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие для вузов / П.С. Завьялов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 496 с.
27. Завьялов, П.С. Формула успеха: маркетинг / П.С. Завьялов, В.Е. Демидов - М.: ЮНИТИ, 2008. -387 с.
28. Календжяна, С.О. Как составить план по маркетингу торговой компании: Пер. с англ. / Календжяна С.О. - М.: Дело, 2007. - 280 с.
29. Капустина, Н.Е. Теория и практика маркетинга в США / Н.Е. Капустина – М.: Дело, 2007. – 277 с.
30. Ковалев, А.И. Маркетинговый анализ / А.И. Ковалев, В.В. Войленко. –М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. – 376 с.