Современная налоговая политика: неокейнсианский и неоклассический подходы (макроэкономический аспект анализа)
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Современная налоговая политика: неокейнсианский и неоклассический подходы (макроэкономический аспект анализа)»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Современная налоговая политика: неокейнсианский и неоклассический подходы (макроэкономический аспект анализа)
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
Введение
1 Содержание, инструменты налоговой политики и их применение в макроэкономических моделях
2 Неокейнсианский и неоклассический подходы к формированию налоговой политики
3 Опыт зарубежных стран в совершенствовании налоговой политики
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Налог как основная форма государственных доходов присущ всем государственным системам, как рыночным, так и нерыночным типам управления. Государственные доходы независимо от конкретных исторических систем представляют собой совокупность средств, принадлежащих государству и создающих материальную основу для выполнения его функций. Социально-экономический характер, функции и роль налогов определяются характером и задачами государства, развитием товарно-денежных отношений и условиями производства.
Налоговая политика любой страны – это комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налоговой нагрузки. Изменения в экономической ситуации в стране часто вынуждают менять определенные законодательные нормы, совершенствовать налоговую систему и повышать ее эффективность с учетом задач современной фискальной политики.
Во времена Кейнса западноевропейские школы сформировали основные принципы (кейнсианская классическая школа) и подходы к изучению влияния налоговой политики на экономику. Со временем меняется только «внешняя оболочка», но суть, однако, остается неизменной. Таким образом, изучение всех изменений в налоговой политике и дает право полагать, что эта тема будет актуальной на любом этапе государственной экономики.
Целью курсовой работы является выявление особенностей налоговой политики зарубежных стран.
С учетом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть содержание, инструменты налоговой политики и их применение;
- рассмотреть неокейнсианский и неоклассический подходы к формированию налоговой политики;
- рассмотреть опыт зарубежных стран в совершенствовании налоговой политики.
Объект исследования – современная налоговая политика. Предмет исследования – налоговая политика с точки зрения неокейнсианского и неоклассического подходов.
В работе применялись методы анализа, синтеза, обобщения данных, дедукции и индукции, графический метод.
Интерес к изучению сущности и принципов функционирования налоговой системы нашел свое отражение в многочисленных исследованиях отечественных авторов. В монографии «Налоговые системы. Методология развития» Майбурова А. рассматривает принципы налогообложения, характеристики различных видов налогов и структуру налоговой системы. Кашин В. А. кратко описывает понятие налоговой системы, каждый раздел дополняет краткими выводами, которые позволяют детально освоить материал.
Логика исследования обусловила структуру работы, состоящей из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена изучению теоретических аспектов налоговой политики. Вторая глава рассматривает неокейнсианскую и неоклассическую теорию налогов. Третья глава посвящена вопросам налоговой политики зарубежных стран. В заключении подводятся итоги исследования. Объем курсовой работы составил 33 страницы. В курсовой работе приведены 4 рисунка, сама работа написана на основе 20 источников литературы.
1 СОДЕРЖАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЯХ
В рыночной экономике государственное влияние осуществляется главным образом посредством денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики. Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является налоговая политика, также называемая фискальной политикой. Это напрямую связано с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В рыночной экономике это является основой государственной экономической политики.
Налоговая политика – совокупность государственных мер по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использования в целях решения социально-экономических проблем страны [4, c. 68].
Основными задачами налоговой политики являются:
- сглаживание колебаний в экономическом цикле;
- обеспечение устойчивого экономического роста;
- достижение высокого уровня занятости;
- снижение инфляции.
Одной из важнейших задач налоговой политики является поиск источников и методов формирования централизованных государственных денежных средств, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством реализации фискальной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает стабильность финансов и денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора и способствует более эффективному использованию производственного, экономического, научного и технического потенциала.
Инструменты налоговой политики используются государством для воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение, таким образом влияя на общую экономическую ситуацию, помогают стабилизировать экономическую ситуацию и принимать контрциклические меры для противодействия чрезмерным колебаниям экономических параметров, которые угрожают возникновению кризисных явлений [6, c. 64].
Современная налоговая политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и основные источники пополнения бюджета. В зависимости от конкретных исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Тем не менее, используется общий набор мер, который включает прямые и косвенные финансовые методы экономического регулирования.
К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются:
– затраты на расширенное воспроизводство;
– непроизводительные расходы государства;
– развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;
– проведение структурной политики;
– содержание военно–промышленного комплекса и т.п.
2 НЕОКЕЙНСИАНСКИЙ И НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Основоположником кейнсианской теории налогообложения является английский экономист Дж. М. Кейнс (1883-1946 гг.), изложивший ее основные положения в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Дж. М. Кейнс в своем труде обосновал необходимость вмешательства государства в процессы регулирования экономики, основанной на рыночных отношениях.
Теория Дж. М. Кейнса основана на необходимости создания платежеспособного спроса в виде условия, обеспечивающего реализацию выпускаемой продукции через воздействие различных методов государственного регулирования. В то же время платежеспособный спрос должен состоять из двух компонентов: ожидаемого уровня потребления и инвестиций. Только в условиях оптимального соотношения этих двух компонентов может возникнуть состояние полной занятости. Макроэкономический метод Дж. М. Кейнса предполагает, что условия для процветания отдельной фирмы совсем не идентичны условиям для процветания экономики в целом. Между ними могут возникнуть противоречия, решение которых следует искать на пути восстановления национальных экономических пропорций и, прежде всего, соответствия между спросом и предложением. Он считал, что решение насущных проблем развитого капиталистического общества следует искать не в методах снабжения ресурсами (их редкость, ценность, их наиболее эффективное сочетание для получения максимальной экономической выгоды), а в методах создания эффективного спроса, наилучшим образом обеспечит реализацию предложенных ресурсов [19, c. 124].
Критикуя позицию Ж. Б. Сея, который сказал, что предложение автоматически создает спрос, Дж. М. Кейнс выделил проблему формирования платежеспособного спроса и его составляющих – потребительского и инвестиционного спроса, факторов, определяющих их динамику, среди которых важно налогообложение. Отвергнув идею всей предшествующей буржуазной политической экономии о том, что только бережливость является основой роста капиталистической экономики, Дж. М. Кейнс дополнил это представление таким качеством, как предприимчивость, поскольку эффект бережливости возможен только совместно с предприимчивостью. Поэтому на макроэкономическом уровне государство с его денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политикой должно играть значительную роль в достижении притока инвестиций, что влияет на склонность к потреблению путем фиксирования процентной ставки, манипулирования уровнем налогообложения, предоставления различных видов налогов, льгот и т. д. [19, с. 125].
В области налогов Дж. М. Кейнс предложил использовать прогрессивное налогообложение, поскольку налоги, как он полагал, могут использоваться в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости». Налоги как экономическая категория влияют на баланс в экономике. Снижение уровня налогообложения, по мнению Дж. М. Кейнса, снижает доходы бюджета и усугубляет экономическую нестабильность. И использование прогрессивного метода налогообложения помогает сгладить этот процесс. Таким образом, прогрессивное налогообложение действует как «встроенный стабилизатор», принцип которого заключается в том, что в процессе экономического восстановления налогооблагаемый доход растет медленнее, чем налоговый доход, а в условиях кризиса налог уменьшается быстрее, чем падают доходы, тем самым достигая относительно стабильного социального положения в обществе.
3 ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Рассмотрим опыт совершенствования налоговой политики стран ЕС. Правовое регулирование налогов и сборов в ЕС обусловлено наличием нескольких факторов. Во-первых, можно выделить принципиальное различие между сферами прямого и косвенного налогообложения в ЕС, каждая из которых имеет свою специфику регулирования на наднациональном уровне. Во-вторых, администрирование в сферах прямого и косвенного налогообложения в государствах-членах ЕС регулируется на уровне ЕС, исходя из целей и задач, актуальных для интеграции государств-членов ЕС.
Применительно к первому фактору следует отметить, что если в случае косвенного налогообложения существует гармонизация налоговых систем государств-членов ЕС, то в области прямого налогообложения осуществляется процесс координации. При осуществлении координации налоговых систем Комиссия ЕС издает Сообщения, которые посвящены конкретным проблемам налогообложения, и относящиеся к так называемым нормам «мягкого права». И поскольку «мягкое право» является индикатором правового убеждения, постольку его правовое качество выражается в рамках традиционных, признанных сообществом государств источников права. Зачастую оно может быть использовано для толкования традиционных источников права. Кроме того, его действие обусловлено значением для правоприменения [2, c. 72].
Налоговые реформы, проведенные в государствах-членах за последние 12 месяцев 2020 года, в основном соответствуют налоговым изменениям в предыдущие годы. Основные ставки корпоративного подоходного налога (CIT) продолжают свою тенденцию к снижению в 2020 году, но предпринимается меньше мер для компенсации этих сокращений с помощью мер по расширению базы. После нескольких лет серьезных изменений в 2020 году было проведено всего несколько реформ в области налогообложения доходов физических лиц. Аналогичным образом, изменения в налогах на потребление в целом были незначительными. И то, и другое в определенной степени отражает восстановление экономики в Европейском союзе, поскольку потребности в сбалансированности государственных финансов и стимулировании создания рабочих мест уменьшились по сравнению с недавним прошлым. В свете растущей обеспокоенности общественности по поводу уровней неравенства некоторые государства-члены наращивают усилия по улучшению перераспределительного потенциала своих налоговых систем. Хотя некоторые государства-члены приняли индивидуальные меры, борьбу с налоговыми злоупотреблениями также следует оценивать на фоне растущего числа мер, координируемых и принимаемых на уровне ЕС и на международном уровне.
Уровень налогообложения в значительной степени отражает социальный выбор с точки зрения налоговых поступлений и государственных расходов. Отсутствуют убедительные доказательства влияния общего уровня налогообложения на экономический рост. С 2010 года общий объем налоговых поступлений в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП) увеличился в большинстве государств-членов. Тем не менее, уровень общего налогообложения значительно различается между государствами-членами. В 2020 году налоговая нагрузка варьировалось от 46,4% в Дании до 23,3% в Ирландии (рисунок 3.1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая политика представляет собой совокупность государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально–экономических проблем страны.
Основными задачами налоговой политики являются сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Современная налоговая политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно–исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер.
Основными инструментами налоговой политики являются государственные расходы, трансферты, налоги.
Основоположником кейнсианской теории налогообложения является английский экономист Дж. М. Кейнс (1883-1946 гг.), изложивший ее основные положения в книге «Общая теория занятости, процента и денег». В области налогов Дж. М. Кейнс предлагал использование прогрессивного налогообложения, поскольку налоги, как он считал, могут быть использованы в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости». Налоги как экономическая категория влияют на сбалансированность в экономике. Снижение уровня налогообложения, по мнению Дж. М. Кейнса, уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость. Особым достижением Дж. М. Кейнса стала его макроэкономическая модель, именуемая «крестом Кейнса».
В неокейнсианской теории налоговым проблемам также отведено значительное место. Центральной идеей неокейнсианства является разработка приемов снижения инфляции и предоставлении широкого набора налоговых льгот фирмам, а также определенным категориям населения, формирующим основной объем потребительского спроса на товары, работы и услуги. Неоклассическая теория налогообложения основывается на равновесии, достигавшемся благодаря механизму ценообразования в условиях совершенной конкуренции. Принципиальное отличие неоклассической теории от кейнсианской заключается, прежде всего, в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования экономических процессов. В отличие от кейнсианской теории, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и поэтому существует необходимость прямого вмешательства государства в экономические процессы, неоклассическое направление теории налогообложения утверждает, что регулирующее воздействие государства должно быть направлено лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции. В рамках неоклассической теории получили развитие два его направления: теория экономики предложения и теория монетаризма.
1. Актуальные проблемы европейского права: учебник / Л. М. Фельдштейн и соавт. – 3-е изд. – М .: Флинт: Московский психолого-социальный институт, 2018. – 163 с.
2. Анищенко, А.И. Право экономического и валютного союза: учеб. пособие / А.И. Анищенко Е.Б. Леанович М.В. Юрьев Т.Г. Климович; под ред. Х. Херрманн, С. А. Балашенко, Т. Борич. – 2-е изд. – Минск: Зорный Верасок, 2016. – 152 с.
3. Вотчель, Л.М. Налоги и налогообложение : учебное пособие / Л.М. Вотчель. – М. : Фоминта, 2016. – 120 с.
4. Евстегнеев Е. Н. Налоги и налогообложение : Теория и практикум : учеб. пособие / Е. Н. Евстегнеев, Н. Г. Викторова. М. : Проспект, 2014. 520 с.
5. Жлоба, А. А. Экологический закон Европейского Союза. Общая часть – Экологический закон Европейского Союза. Общая часть: учебное пособие / А. А. Жлоба; под ред. Х. Херрманн, С. А. Балашенко, Т. Борича. – Минск: Зорный Верасок, 2010. – 156 с.
6. Кашин, В. А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В. А. Кашин. – М.: Магистр, 2015. – 365 с.
7. Киевич, А. В., Конончук И. А. Пригодич И. А. Реформирование налоговых систем стран Европейского союза в кризисный период // Экономический форум. – 2018. - №4. С. 36-41.
8.Киреева, Е. Ф. Национальная налоговая система: направления и перспективы модернизации / Е. Ф. Киреева, И. А. Лукьянова // Белорусский экономический журнал. – 2015. – № 2. – С. 84 98.
9. Коровкин, В. В. Основы теории налогообложения : учеб. пособие для вузов / В. В. Коровкин. М. : Экономистъ, 2016. – 576 с.
10. Куликов, Н.И. Налоги и налогообложение : учебное пособие / Н.И. Куликов, М.А. Куликова, Н.П. Назарчук. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. – 388 с.
11. Линкевич, Е. Ф., Бондарева М. А. Теоретические и практические аспекты гармонизации налоговых систем стран Евросоюза // Научный журнал КубГАУ. – 2016. – №123. – С. 42-49.
12. Мещанова, М.В. Правовое регулирование внутреннего рынка Европейского Союза: учеб. пособие / М.В. Meshchanova; под. редактор Х. Герр-Манна, С. А. Балашенко, Т. Борич. – 3-е изд. – Минск: Зорный Верасок, 2017. – 134 с.
13. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: палитра современных проблем: монография / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 375 с.
14. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под общей редакцией к.э.н., доцента Лазуриной О. М. – Ярославль: МФЮА, 2015. – 220 с.
15. Налоги: учеб. пособие / Д.Г. Черник [и др.]; под ред. Д.Г. Черника. — 5-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2017. — 112с.
16. Налоговые системы. Методология развития: монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 463 с.
17. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение : учебник / В.Г. Пансков. – М. : Юрайт, 2015. – 159 с.
18. Смольянинов, Н. Е. Основы теории налогов и налогообложения : учеб. пособие / Н. Е. Смольянинов. Уфа : УГАТУ, 2015. – 107 с.
19. Худяков, А. И. Основы налогообложения / А. И. Худяков, М. Н. Бродский, Г. М. Бродский. – М.: Европейский дом, 2015. – 432 с.
20. Tax Policies in the European Union 2020 Survey [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/taxation_customs/sites/taxation/files/tax_policies_survey_2020.pdf.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты