Механизм правового регулирования
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Механизм правового регулирования»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Механизм правового регулирования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Правовое регулирование и правовое воздействие на общественные отношения: понятия, соотношения
2. Элементы механизма правового регулирования и их характеристика
3. Совершенствование механизма правового регулирования на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Нынешнее общество, в достаточной степени, можно считать продуктом развития человеческих отношений.
В результате развития и формирования цивилизации, а именно, появления человеческого общества, все более необходимо найти эффективные способы противодействия различным кризисным ситуациям. Эти методы являются постоянными спутниками человека на протяжении всей его жизни.
Организация способов воздействия на человечество и поведение человека в настоящее время осуществляется государством. Наиболее распространенным способом воздействия государства на причины возникновения кризисных ситуаций является административно-правовой, т.е. построение системы государственного управления с тем, чтобы она могла не только действовать во всех проблемах, но эти действия должны быть адекватными и объективными для всех субъектов.
Таким образом, государство оказывает целенаправленное воздействие на поведение людей посредством средств и методов. Средства социального регулирования выражаются, прежде всего, в социальных нормах: моральном, корпоративном, в установленных обычаях, но, прежде всего, в правовых нормах.
Правовое регулирование является многогранным воздействием на социальные отношения всех правовых явлений, включая идеи и принципы правовой жизни, которые не отражены в законах и других нормативных правовых актах.
Совокупность всех средств влияния права на отношения с общественностью является механизмом правового регулирования. Именно механизм правового регулирования позволяет определить место и роль юридического средства правовой защиты в правовой жизни общества.
Особый интерес к этой проблеме в настоящий момент обусловлен необходимостью усилить организационную, творческую роль права в жизни общества, необходимость изучения проблемы его влияния на экономические отношения, на сознание и поведение людей.
Одно из ведущих мест в многообразии этих отношений занимают общественные отношения, так как они выполняют общерегулирующую функцию по отношению ко всем имеющимся общественным связям.
Общественные отношения регламентируют деятельность среди различных отраслей права, неизбежно присутствуя в жизни. И для того, чтобы ясно представить себе механизм действия правового регулирования, необходимо, прежде всего, выяснить понятие и особенности общественных отношений.
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЯ, СООТНОШЕНИЯ
Право — неотъемлемая часть социальной действительности, именно через эти принципы, через сложившиеся правовые традиции, взгляды и идеи в обществе, через правовое мировоззрение оно во все времена оказывало и продолжает оказывать воздействие на общество и на процессы, протекающие в нем. Воздействуя на социальную среду, право формирует всю правовую систему: правовые нормы, правоотношения, правовую культуру [1, с. 209].
Юридическая наука выработала множество определений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях говорят о сущности права.
Главное назначение права состоит в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований. При этом обязательность права обеспечена возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся обязательными для всех тех, к кому относятся, общеобязательным правилом (нормой) поведения.
Только в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право. Правопонимание представляет собой научную категорию, которая отражает процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека [2, с. 514].
В научной и учебной литературе нередко происходит использование термина «правовое регулирование» в значении регламентации каких-либо действий правовыми средствами. Происходит как бы синонимизация этих понятий. Например, утверждается, что правовая регламентация – это правовое регулирование общественных отношений путем наделения их участников субъективными юридическими правами и возложения на них юридических обязанностей, или установленное законом регулирование тех или иных правоотношений. А.И. Туленев этот термин определяет как способ организации правового регулирования общественных отношений посредством наделения их участников субъективными юридическими правами и обязанностями [3, с. 247]. Аналогичным образом данный термин определяется и в научных публикациях.
Правовое регулирование является целенаправленным процессом регулирования социальных отношений посредством норм права и других правовых средств (акты применения, контракты и т.д.) [4].
2. ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
По определению известного русского лингвиста С.И. Ожегова, механизм является «системой, устройством, определяющим порядок какого-нибудь вида деятельности» [11, с. 302]
Инструментальная теория права в рамках отечественной юриспруденции рассматривает механизм правового регулирования как целостный взаимосвязанный комплекс правовых средств и юридических инструментов, благодаря которым осуществляются меры правового воздействия на различные группы общественных отношений. С.С. Алексеев отводит ключевое назначение правовому сознанию в механизме правового регулирования. Оно входит в его состав и определенным образом влияет на процесс регулирования.
Термин «механизм правового регулирования» в правовой науке активно использовался с 60-х годов в прошлом веке и понимается в основном как система правовых средств, система средств и факторов, условий. В то же время сами юридические инструменты рассматриваются как правовые явления, которые выражаются через некоторые инструменты (учреждения) и действия (технологии), направленные на удовлетворение интересов субъектов права и обеспечение достижения общественно полезных целей [12, с. 66].
Для более глубокого и тщательного понимания обратимся к признакам механизма правового регулирования, которые позволят раскрыть данную категорию права:
1)Динамичность. Т.Н. Радько, обращаясь к работам А.П. Коренева и В.М. Горшенева, особый акцент делает именно на динамическом характере процесса правового регулирования. Под ним он подразумевает поступательный процесс применения всего комплекса правовых средств и юридического инструментария для достижения поставленных целей [13, с. 30]
2)Системный характер. Правовое регулирование включает в себя различные компоненты, которые находятся в свою очередь в тесном переплетении. Любой из элементов следует друг за другом и дополняется предыдущим, конкретизируется им. Таким образом, процесс правового регулирования подразумевает проведение всестороннего анализа, в том числе использование правового категориального аппарата, который полностью отображает процесс правового регулирования.
3)Конкретность предмета правового регулирования. В теории государства и права именно общественные отношения выступают предметом правового регулирования. Необходимо обратить внимание на то, что определение предмета правового регулирования находится в соотношении с конкретным правовым институтом соответствующей отрасли права.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Эффективность правового регулирования на сегодняшний день является важной проблемой в нашем государстве. Теория эффективности механизма правового регулирования будет беспочвенной, если такой механизм не будет эффективно действующим. Именно эффективность правового регулирования является стандартным критерием оценки качества действующего законодательства, а, следовательно, и критерием научной достоверности различного рода методологий, применяемых при его разработке.
По сути, эффективность механизма правового регулирования – это, эффективность закона. В то же время В.А. Козлов различает социальную и правовую эффективность правовых норм. По его мнению, социальная эффективность – это понятие, характеризующее общественную полезность результатов правового регулирования в рамках конкретной системы общественных отношений, объективным критерием которой является соответствие потребности в поступательном развитии общества. Юридическая эффективность – это способность верховенства закона оказывать такое мотивационное воздействие на психику людей, которое обеспечивает определенный вариант их поведения, как это предусмотрено правовым регулированием [24, С. 110-111]. Обобщающей характеристикой механизма правового регулирования является его эффективность.
Юридическая эффективность правовых норм характеризует результативность механизма правового регулирования, способность осуществлять цели, поставленные перед правовым регулированием. Под эффективностью правового регулирования понимается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном поведении, тогда можно считать, что механизм правового регулирования достаточно эффективен.
Из современных теоретиков права схожую позицию занимает В.М. Сырых, который также считает, что эффективность правового регулирования бывает двух видов – социальной и юридической, что является выражением названных его общих целей – социальной и юридической [25, с. 270]. Стоит согласиться с позицией этого ученого также и в том, что эффективность правового регулирования имеет различные аспекты, к которым он относит научную обоснованность, организационное обеспечение, своевременность, прогнозирование, соответствие требованиям правотворческой техники и личностный аспект.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовое регулирование представляет собой целенаправленное воздействие правовых средств на поведение людей и общественные отношения. Правовое регулирование предполагает активную деятельность как всего общества, так и отдельно взятого человека в процессе создания и применение права.
Предусмотренная законом система общественных отношений разнообразна и сложна. Она делится на политическую, экономическую и социальную сферы. Предмет правового регулирования, то есть сфера общественных отношений, должен быть четко определен, чтобы избежать произвольных угроз в обществе или тоталитарных режимах.
Общественные отношения, в том числе и в сфере правового регулирования, не одинаковы, поэтому существуют различия в методах и способах правового воздействия. Разделение юридической деятельности на публичное и частное право связано с различными методами, приемами и видами правового регулирования. Это следует учитывать при подготовке будущих юристов.
Механизм правового регулирования общественных отношений – система юридических средств (нормы права, нормативно-правовые акты, правоотношения и другие), при помощи которых осуществляется правовое регулирование.
Способы, средства, характер, особенности правового регулирования зависят от содержания и характера общественных отношений, которые и составляют предмет правового регулирования.
Правильное понимание границ правового регулирования общественных отношений и использование наиболее эффективных правовых средств – все это необходимо для успешного функционирования государства.
Изучение механизмов правового регулирования предоставляет законодателям наилучший набор правовых инструментов и правовых механизмов для наиболее эффективного решения общественных проблем.
Составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности под механизмом правового регулирования понимают совокупность правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Структура механизма правового регулирования представлена теми элементами, без которых подобный механизм существовать вовсе не сможет, а именно6 норма права, субъективные права и обязанности, правосознание, режим законности, меры воздействия, юридические факты, а также формы реализации права.
1. Алексеев, С.С. Общая теория права: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / С.С. Алексеев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 276 с.
2. Протасов, В.Н., Протасова Н.В. Лекции по общей теории права и теории государства / В.Н. Протасов, Н.В. Протасова. – М.: «Городец», 2010. – 758 с.
3. Раянов, Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции): Учебный курс / Ф.М. Раянов. – М.: Право и государство, 2003. – 304 с.
4. Шундиков К.В. Механизм правового регулирования: учебное пособие / под ред. А.В. Малько. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2001. – 104 с.
5. Алексеев С.С. Проблемы теории права / С.С. Алексеев.– Свердловск, 1972. – 396 с.
6. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе: юридическая литература / В.М. Горшенев. – Москва, 1972. – 258 с.
7. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П. Крысин. – М.: Эксмо, 2009 – 944 с.
8. Лукашева, Е.А. Социалистическое правосознание и законность: юридическая литература / Е.А. Лукашева. – Москва, 1973 – 344 с.
9. Комаров, С.А. Общая теория государства и права: учебник. 7-е изд. / С.А. Комаров. – СПб.: Питер, 2006. – 510 с.
10. Марченко, М.Н. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права: учебник / под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало-М, 2011. – 516 с.
11. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. – 736 с.
12. Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы / В.Н. Протасов. – М.: Новый Юрист, 1999. – 240 с.
13. Корельский, В.М. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова − М.: ИНФРА- НОРМА, 2016. – 570 с.
14. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов / А.Ф. Черданцев. – М.: Юрайт, 1999. – 429 с.
15. Василевич, Г.А. Государство и право в современном мире: проблемы теории и истории / Г.А. Василевич // Журнал российского права. – 2017. – № 2(242). – С. 5-13.
16. Дмитрук, В.Н. Общая теория государства и права: краткое изложение курса / В.Н. Дмитрук, В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2006. – 194 с.
17. Кикоть, Г.В. Юридичні факти в системі правовідносин: автореф. дис. на здобуття наукового ступеня канд. юрид. наук: спец. 12.00.01 «Теорія та історія держави і права; історія політичних і правових учень» / Г.В. Кикоть; Національна академія наук України, Інститут держави і права ім. В.М. Корецького. – К., 2006. – 19 с.
18. Бенькович, К.С. Юридические факты в механизме правового регулирования / К.С. Бенькович // Новый университет. – 2011. – № 2. – С. 51−54.
19. Долова, А.З. Юридические факты в трудовом праве: дис. … на соискание ученой степени д-ра юрид. наук: спец. 12.00.05 «Трудовое право; право социального обеспечения» / А.З. Долова. – М., 2009. – 381 с.
20. Корельский, В.М. Тeopия гoсyдaрcтвa и прaвa: учeбник для юридических ВУЗoв и факультетов / В.М. Корельский, В.Д. Перевалова. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 546 с.
21. Тихомирова, Л.В. Юридическая энциклопедия / Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2009. – 525 с.
22. Уздимаева, Н.И. Понятие, особенности и содержание поощрительного метода правового регулирования / Н.И. Уздимаева, А.С. Куслин // Контентус. – 2018. – № 9 (74). – С. 23–32.
23. Туленев, А.И. К вопросу о правовой регламентации использования специальных знаний в расследовании таможенных преступлений / А.И. Туленев // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2013. – № 1. – С. 386.
24. Козлов, В.А. К вопросу о понятии эффективности права / В.А. Козлов // Вестник Ленинградского университета. – 1972. – №5. – С. 109-112.
25. Сырых, В.М. Логические основания общей теории права / В.М. Сырых. – М., 2004. – 560 c.
26. Затонский, В.А. Эффективная государственность / В.А. Затонский // Вестник Самарской государственной экономической академии. – 2003. – № 1. – С. 36–45.
27. Люди знают кому доверяют // МВД Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mvd.gov.by/ru/news/3927 .
28. О порядке проведения правового мониторинга [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 янв. 2019г. №65 // Эталон-online. – Режим доступа: https://www.etalonline.by/document/?regnum=c21900065&q_id=4180773 .
29. Южанин, Н.В. Односторонние правозащитные меры в механизме гражданско-правового регулирования / Н.В. Южанин. – М.: Юристинформ, 2016. – 264 с.
30. Гавриков, В.П. Теория государственно-правового регулирования. Монография / В.П. Гавриков. − М.: Проспект, 2015. – 180 с.
31. Мелехин, А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Мелехин. – Москва: Маркет ДС, 2007 – 680 с.
32. Черданцев, А.Ф. Тeopия гoсyдaрcтвa и прaвa: учeбник для ВУЗoв / А.Ф. Черданцев. – М.: Юрaйт-M, 2002. – 536 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты