Введение
В процессе формирования и распределения централизованного фонда финансовых ресурсов государства бюджет занимает лидирующее место. Значение бюджета заключается прежде всего в том, что он активно влияет на общественное воспроизводство. Государственный бюджет играет важную роль в экономическом регулировании, осуществляемом прямыми и косвенными методами. Велика роль бюджета и в социальном регулировании. Каждое государство с помощью бюджета и других экономических инструментов в каждой конкретной ситуации может влиять на развитие экономики и уровень жизни населения. Анализу особенностей возникновения и формирования государственного бюджета посвящены многочисленные публикации ведущих экономистов, которые раскрывают факторы и условия развития бюджета, определяют его закономерности формирования. Все вышеперечисленное подтверждает важность бюджета как основного финансового плана государства и определяет актуальность данной проблемы для современных экономических условий.
Поэтому нами была выбрана именно эта тема, целью которой является изучение роли бюджета в финансовой системе страны.
Задачи курсовой работы:
− изучить сущность государственного бюджета;
− охарактеризовать основные составляющие бюджета – доходную и расходную часть;
− раскрыть такие понятия, как бюджетное устройство и бюджетная система;
− показать принципы функционирования государственного бюджета в Республике Беларусь;
− определить структуру доходов и расходов бюджета Республики Беларусь;
− определить основные пути совершенствования бюджетной системы Республики Беларусь.
При выполнении курсовой работы использовались такие учебные пособия, как учебник Мысляевой И.Н. «Государственные и муниципальные финансы», учебное пособие «Финансовая система Беларуси», др. Также были задействованы: периодические издания – «Финансы, учет, аудит», Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012-2014 годы.
Таким образом, обзор использованных источников позволяет сделать вывод о том, что тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день. Она вызывает интерес у экономистов, ученых, преподавателей, о чем свидетельствует множество существующих мнений и точек зрения.
1 Теоретические основы анализа финансовой системы
Понятие финансовой системы является развитием более общего определения "финансы". Финансы – историческая категория. По своей природе они тесно связаны с государством, которому для выполнения своих функций необходимы денежные средства [4, с. 3].
Субъектами финансовых отношений выступают государство, предприятия, организации и работники предприятий, граждане. А объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые включают чистый доход, амортизационные отчисления на реновацию, налоги и неналоговые платежи, финансовые резервы, часть средств общественных организаций и пр. Поэтому финансовые отношения выражают процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и на этой основе – формирование денежных средств у участников воспроизводственного процесса: предпринимателей, которые вкладывают капитал в производство и реализуют товары и услуги; трудоспособного населения, которое обладает собственностью на рабочую силу; государства, которое вкладывает природные ресурсы, регулирует экономические процессы.
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой – из финансов частных предприятий, корпораций, монополий [4, с. 3].
На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий.
Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию – это главный централизованный фонд денежных средств государства.
Государственный бюджет – основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты – налоги, внутренние займы, расходы.
Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Все это усиливает значение местных
финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе.
2 Место и роль бюджета в финансовой системе государства
Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями. История финансов свидетельствует о том, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало – составляет смету доходов и расходов на определённый период [18, c. 89].
На начальных этапах своего развития государство имело возможности значительную часть своих расходов покрывать за счёт даней, контрибуций, рабского труда, поступлений от государственных хозяйств. Однако как расходы, так и доходы государства носили стихийный характер, пополнялись по мере потребностей. С развитием товарно-денежных отношений, а вслед за ними и государственных институтов, расширяются функции государства. Государство начинает осуществлять созидательные функции: строить города, дороги, оказывать поддержку неимущим гражданам. В этих условиях появляется необходимость (и возможность) покрывать растущие потребности государства денежными сборами, налогами, торговыми пошлинами. Это приводит к тому, что начинают составляться разрозненные сметы затрат и доходов, которые впоследствии обретают форму объединённых государственных ресурсов – государственного бюджета. Первые бюджеты начали появляться в Англии в конце XVII в., а к концу XVIII в. практически все государства Европы имели собственные плановые сметы доходов и расходов казны на текущий год.
Государству для выполнения своих функций необходимы финансовые ресурсы, которые аккумулируются в бюджете. С его помощью осуществляется перераспределение национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей: содержание аппарата управления, внутреннюю и внешнюю безопасность, социальную сферу, поддержку отдельных отраслей народного хозяйства и др. Чем выше уровень производительных сил, тем заметнее значение бюджета в ее экономике.
Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны, имеющей тесную взаимосвязь со всеми другими ее звеньями.
В экономической литературе государственный бюджет рассматривается, во-первых, как финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления, составляемый в виде баланса доходов и расходов [18, с. 89].
Во-вторых, как совокупность денежных отношений, имеющих объективный
характер, которые складываются у органов государственной власти и органов
местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу
3 Анализ формирования и исполнения бюджета в Беларуси
За многовековой период своего развития государственный бюджет Беларуси претерпел существенные изменения. Менялись его формы, качественные и количественные характеристики, расширялась форма бюджетных отношений за счёт вовлечения в неё новых участников финансового процесса. Основа для создания бюджетной системы белорусского государства была создана еще в период Великого княжества Литовского. В этот период важнейшими источниками доходов государственной казны были налоги и сборы [16, с. 80].
В 1772 г. после воссоединения с Россией на землях белорусских губерниях формировалась значительная доля доходов государственно бюджета России. Таким образом, бюджет России в то время практически не способствовал развитию экономики Беларуси и удовлетворению нужд населения. Он лишь являлся механизмом перераспределения национального дохода, созданного здесь, в интересах правящих классов.
Исторические факты свидетельствуют о том, что Белорусская Советская Социалистическая республика формально имела право на самостоятельный бюджет, однако, по ряду причин, он не составлялся [13, с. 80]. Первый государственный бюджет БССР был составлен в 1921 г., но исполнялся с огромным дефицитом. В 1922 г. бюджет БССР вошёл в состав бюджетной системы государства. В период с 1945-1990 гг. он был подчинён решению военных задач.
В 1990 гг. острой проблемой стала проблема сбалансированности бюджетных ресурсов из-за ряда особенностей, характерных для того времени [1, с. 20]. В первый год существования независимого государства бюджет Республики Беларусь получил новое назначение, происходят некоторые изменения в его структуре, содержании доходов и расходов.
На сегодняшний момент бюджет Республики Беларусь имеет ряд особенностей. Чтобы проследить эти особенности, рассмотрим бюджетное устройство Республики Беларусь в настоящее время.
Бюджетное устройство – категория, отражающая организационную структуру бюджетной системы, принципы её построения. Следует отметить, что бюджетное устройство любого государства базируется в основном на одних и тех же принципах. Сравнение бюджетного законодательства Республики Беларусь с аналогичным законодательством других стран свидетельствует об идентичности представлений законодателей в этом вопросе.
Для характеристики бюджетного устройства Республики требуется оценка его бюджетной системы.
Бюджетная система Республики Беларусь – это регулируемая законодательством совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве
Республики.
Заключение
Подводя итог, можно отметить, что государственный бюджет − основной финансовый план страны. Роль бюджета выражается в том, что он является важнейшим рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных доходов и расходов правительства могут осознанно изменять объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов) и тем самым влиять на колебания экономической конъюнктуры.
Велика роль бюджета и в социальном регулировании, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий всем членам общества. Достигается это в основном через перераспределение бюджетом части национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказании помощи отдельным слоям населения за счет различных пособий, пенсий.
Бюджет оказывает и существенное влияние на деятельность отдельных предприятий, организаций, учреждений и посредством контроля. Он осуществляется финансовыми и другими органами для выдачи бюджетных ассигнований, при их использовании, а также при изъятии налогов и других доходов в бюджет.
В результате исследования доходов и расходов бюджета можно сделать вывод о том, что они находятся в неразрывной связи между собой. Расходы необходимы для обеспечения жизнедеятельности государства, а доходы – для покрытия расходов.
Правительство каждой страны стремится к тому, чтобы доходы превышали расходы государства, т.е. бюджет был сбалансированным. Однако, как показывает практика, этого не всегда удается достичь. В таком случае наблюдается дефицит бюджета, который негативно влияет на благосостояние общества и экономику страны в целом.
В республике Беларусь за период 2012-2014 гг. наблюдалось превышение доходов консолидированного бюджета над расходами, что свидетельствовало о профиците государственного бюджета Республики Беларусь. Такая динамика наблюдается и в начале 2015 года, что свидетельствует об увеличении профицита государственного бюджета, что положительно влияет на состояние экономики.
Отличительными характеристиками проекта бюджета-2015 являются:
1) снижение налоговой нагрузки;
2) значительный прирост в структуре бюджета социальной составляющей, в первую очередь денежных выплат населению;
3) усиление государственной поддержки научных исследований и разработок, стимулирование инновационного развития;
4) кардинальное упрощение налогового администрирования;
5) использование потенциала создаваемого Специализированного финансового агентства при реализации государственных бюджетных программ;
6) сохранение качества бюджетных услуг и постепенное восстановление докризисных темпов развития бюджетной сферы;
1. Галицкая, С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы: Учеб. Пособие / С.В. Галицкая. – М.: Международные отношения, 2002. – 272 с.
2. Герасимова, В. Государство будет регулировать, но в меньшей степени : государственный бюджет / В. Герасимова // Финансы, учет, аудит. - 2010. - № 10. - С. 5-6.
3. Дашинская, Н.П. Финансово-банковская статистика: Учеб. Пособие / Н.П. Дашинская. – Мн.: Издательский центр БГЭУ, 2007. – 318 с.
4. Жук, И.Н. Международные финансы: Учеб. пособие / И.Н. Жук. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 149 с.
5. Заяц, Н.Е. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц. – Мн.: Высшая школа, 1995. – 240 с.
6. Заяц, Н. Е. Теория финансов: Учеб. пособие / Н. Е. Заяц. – Мн.: Выш. шк„ 1998. – 368 с.
7. Колпин, Л.Г. Финансы и кредит: Учеб. пособие / Л.Г. Колпин. – Мн.: Книжный Дом, Мисаета, 2005. – 336 с.
8. Комар, И.М. Бюджетная политика как фактор инновационного развития / Комар И.М. // Новая экономика. - 2009. - № 7-8. - С.3-12.
9. Корбут Н. Бюджетная политика: преемственность сохраняется // Экономика Беларуси = 2008. - № 1. - С. 24-29.
10. Леутина, Л. И. Финансовая система Республики Беларусь : учебное пособие / Л. И. Леутина, Т. Г. Струк ; Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь. - Минск, 2012. - 166
11. Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учеб. Пособие / Т.Ю. Матвеева. – Мн.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 512 с.
12. Мультан, Г.К. История финансовой системы государства. Советский период: Учебник. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 220 с.
13. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н. Мысляева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 360 с.
14. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство Финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/yd2014.pdf – Дата доступа: 04.03.2016.
15. Положения проекта программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы [Электронный ресурс] / Минский городской исполнительный комитет. – Режим доступа: http://minsk.gov.by/ru/freepage/assembly/fourth.all.belarus.project/ – Дата доступа: 04.03.2016.
16. Сорокина, Т.В. Бюджет Беларуси: генезис и развитие (XIV-XX вв.) // Финансы, учёт, аудит. – 2005. – №10. – С. 80-81.
17. Статистика Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство Статистики Республики Беларусь. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/ – Дата доступа: 04.03.2016.
18. Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: Учеб. пособие. – Мн.: Современная школа, 2008. – 184 с.
19. Харковец, А. В режиме жесткой экономики // Экономика Беларуси. – 2009. – №4. – С. 52-55.