ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ГРУППЫ ОДАРЕННОСТИ
1.1 Понятие одаренности в психолого-педагогической литературе
1.2 Типы развития одаренности. Основные группы одаренных детей
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ: ЕЕ ЗАДАЧИ, СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
ГЛАВА 3 ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. РЕЧИЦА
3.1 Особенности подготовки учащихся к олимпиадам в учреждениях общего среднего образования г. Речица
3.2 Сравнительная оценка эффективности работы по биологии с одаренными учащимися в некоторых учреждениях общего среднего образования г. Речица
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современном белорусском обществе возрастает потребность в людях неординарно думающих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Интеллект нации является решающим фактором в конкурентной борьбе государств на определение места и перспективы в современном мире. В Республике Беларусь поддержка одаренных детей имеет государственное значение. «Талантливая молодежь – это стратегический запас интеллектуальной силы, ее творческого потенциала. Поэтому одаренную личность необходимо рассматривать именно как будущее государства». (Александр Радьков)
Одаренность – это качество, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности в сравнении с другими людьми. Чем раньше мы выявим это качество, тем легче будет развивать талант у ребенка.
Работа с одаренными учащимися по биологии имеет свою специфику, поскольку в большинстве «престижных» учреждений высшего образования профилирующим является именно данный учебный предмет. К тому же, для каждого педагога, работа с одаренными учащимися, может стать еще одним шагом к самореализации и самообучению.
Объектом исследования стала методика работа с одаренными учащимися по биологии.
Предметом исследования – особенности проведения занятий по биологии с одаренными учащимися.
Цель курсовой работы – изучить особенности проведения занятий по биологии с одаренными учащимися и оценить их эффективность.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику понятию «одаренности» с точки зрения психологии и педагогики.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ГРУППЫ ОДАРЕННОСТИ
1.1 Понятие одаренности в психолого-педагогической литературе
В психолого-педагогической литературе, касающейся проблемам развития одаренных детей, сложилась весьма противоречивая ситуация – одни говорят о том, что одаренные дети являются сверхадаптивными [5, с. 21], другие считают, что они – неадаптивны [13, с. 73], третьи специалисты утверждают, что такие дети чаще всего бывают нетворческими, однако таким возражают четвертые, которые убеждены в том, что не бывает одаренности без творческих способностей [16, с. 22]. Следует отметить еще группу исследователей, утверждающие, что такие дети одарены от природы, однако в тоже время существуют специалисты, подчеркивающие получение такого дара от природы только небольшой частью детей [7; 14].
В.С. Юркевич в своей статье «Современные проблемы работы с одаренными детьми» под одаренностью понимает высокий уровень каких-либо способностей (интеллектуальных, художественных, социальных, практических и так далее), который либо уже проявляется у ребенка, либо существует потенциально, то есть может быть развит при наличии благоприятных условий.
Интересным представляется определение, выдвинутое Я.Л. Коломинским, который считает, что одаренный ребенок – это такой ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [12, с. 229].
С точки зрения О.М. Дьяченко, в качестве одной из причин отсутствия проявлений определенного вида одаренности может служить недостаток (в силу жизненных условий) соответствующих умений, знаний и навыков
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ: ЕЕ ЗАДАЧИ, СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками. Методика строится соответственно целям и задачам общего образования и воспитания, базируется на общих для всех школьных предметов основах педагогической науки с учетом специфики изучения биологии, рассматривает проблемы теорий обучения и воспитания, связанные с преподаванием предмета «Биология».
Методика обучения биологии – наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.
Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Наука включает знания о предмете изучения, ее основная задача – полнее и глубже познать его. Главная функция науки – исследование. Предметом исследования методики обучения биологии являются теория и практика обучения, воспитания и развития учащихся по данному предмету 14.
Перед методикой как наукой стоят задачи выявления закономерностей процесса обучения биологии в целях его дальнейшего совершенствования, повышения эффективности подготовки учащихся как высоко сознательных, всесторонне развитых и биологически грамотных членов общества.
Опираясь на основы дидактики, методика решает важнейшие задачи развивающего обучения. В отличие от дидактики методика обучения биологии имеет свою специфику, определяемую содержанием и структурой биологической науки и учебным предметом. Методика вырабатывает рациональные методы, средства и формы обучения для овладения учащимися знаниями по биологии и умениями применять их на практике, для формирования научного мировоззрения и понимания ценности жизни.
ГЛАВА 3 ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. РЕЧИЦА
3.1 Особенности подготовки учащихся к олимпиадам в учреждениях общего среднего образования г. Речица
На современном этапе в образовании все больше утверждается деятельностный компетентностный подход, сущность которого заключается в том, чтобы сделать учащегося активным соучастником образовательного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним – это главная цель педагога в работе с учащимися. Знаю → могу применить → владею способами применения (знаю как применить) → имею своё отношение – это логическая цепочка определяет развитие одаренности у учащихся.
Для учреждений общего среднего образования Республики Беларусь понятие «одаренные дети» это прежде всего те, которые принимают участие в «олимпиадном движении», от успешной деятельности в котором зависит дальнейшее поступление в учреждения высшего образования.
Олимпиады – это одна из общепризнанных форм работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.
В нашей работе, мы сравним системы работы с одаренными учащимися по биологии в ГУО «Средняя школа №10 г.Речица» и УО «Речицкий районный лицей».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Познакомившись с опытом работы коллег, проанализировав литературу по теме, мы пришли к выводу, что работу с учащимися необходимо вести в различных направлениях: дифференцированный подход на уроках и факультативах, подготовка к предметной олимпиаде, участие в исследовательской и проектной деятельности, разнообразных конкурсах. Необходимо развивать как интеллектуальный, так и творческий потенциал личности учащегося.
Сравнивая работу двух учреждений г.Речица, мы определили, что каждый из педагогов имеет свою методику работы с одаренными учащимися. Учитель биологии УО «Речицкий районный лицей» в большей степени обращает внимание в работе: разбору заданий олимпиад прошлых лет, работе с заданиями повышенной сложности, размещенных в сборниках. Педагог ГУО «Средняя школа №10 г.Речица» работает по развитию мышления учащихся, предлагая им выполнение творческих заданий различной степени сложности.
Приведем немного статистики: так, рейтинг УО «Речицкий районный лицей» в районе достаточно высок по показателям поступления учащихся в учреждения высшего образования, а также по оценке участия в исследовательских конкурсах и олимпиадах (1 место среди учреждений общего среднего образования в районе и 6 место – в области). В ГУО «Средняя школа №10 г.Речица» количество поступивших не так велико, но победителей предметных олимпиад становится с каждым годом все больше (учреждение занимает 3 место в районе и 18 в области). Что указывает на эффективность работы с одаренными учащимися по биологии.
1. Азаров, Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований: воспитание школьников / Ю. Азаров – М., 2009 – №1. – 112 с.
2. Бабакова, Т.А. Методика обучения биологии // Учебное пособие для студентов эколого-биологического факультета. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. 111 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская – М.: Академия, 2002. – 320 с.
4. Боровицкий, П.И., Винниченко, П.Ф. Методика преподавания биологии 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1962. 356 с.
5. Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей: Работа с хорошо успевающими и одаренными учащимися // Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. – М.: Пед. общество России, 2000. – С. 96-111.
6. Возрастная и педагогическая психология / Сост. И. В. Дубровина – М.: Академия, 2001. – 60 с.
7. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2001. – 456 с.
8. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю.З. Гильбух – М.: Знание, 1991. – 80 с.
9. Гришакина, О. П. Учитель и одаренные дети : мастер-класс [Текст] : мастер-класс. – М., 2009 – № 1. – 87 с.
10. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2003. – 175 с.
11. Ильин, В.П. Дифференциальная психофизиология / В.П. Ильин – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
12. Интерактивные методы обучения возможности и ограничения // «Здоровый лад жыцця». 2009. – № 12. – С. 12-15.
13. Карпова, С. И. Модель образовательного учреждения для работы с одаренными детьми // Педагогика. – 2011. – № 7. – С. 20-27.
14. Конюшко, В.С., Павлюченко, С.Е., Чубаро, С.В. Методика обучения биологии // Учебное пособие. Минск: Книжный дом, 2004. 256 с.
15. Ландау, Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Ландау – М.: Академия, 2002. – 144 с.
16. Лейтес, Н.С. Возрастные основы умственного роста. Возрастная и педагогическая психология. // Сост. И. В. Дубровина и др. – М.: Академия, 2000. – С. 166-173.
17. Миллер, А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я / А. Миллер – М.: Академический проект, 2001. – 61 с.
18. Петрушин, В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя / В.И. Петрушин – М.: Центр «Пед.поиск», 2001. – 160 с.
19. Психология одаренности: от теории к практике. / Ред. Д. В. Ушаков. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 124 с.
20. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш..и сред. учеб. зав. под ред. Н.С. Лейтеса // 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
21. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами иску¬сства / А.И. Савенков – М.: Пед. общ-во России, 1999. – 220 с.
22. Савенков, А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. / Ред. М. А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2001. – 207 с.
23. Савенков, А.И. У колыбели гения / А.И. Савенков – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
24. Стасенко, Н.П. Работа с одаренными детьми в современной школе // Одаренный ребенок. – 2012. – № 1. – С. 73-76.
25. Холодная, М.А. Психология интеллекта / М.А. Холодная – 2-е изд., доп., перераб. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
26. Юркевич, В.С. Современные проблемы работы с одаренными детьми // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 5. – С. 118-122.
27. http/edu.gov/main.aspx//Выступленне Міністра адукацыі Рэспублікі Беларусь прафесара Аляксандра Радзькова на Рэспубліканскай навукова-практычнай канферэнцыі «Роля педагога ў рабоце з адоранай моладдзю» 20 мая 2010 г.