ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Азотные удобрения. Виды и влияние на жизнедеятельность растений
1.2 Роль азота в питании растений
1.3 Содержание азота в растениях
1.4 Круговорот азота в земледелии
ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1 Характеристика объекта и условий проведения исследований
2.2 Методика проведения исследований
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ
3.1 Влияние азотных удобрений при внесении в различные слоя почвы
3.2 Влияние амидных, нитратных и аммонийно-ниратных удобрений на растения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Азот – это один из важнейших элементов минерального питания растений. Именно при сбалансированном наличии азота в почве агроэкосистемы будут функционировать эффективно и с постоянной устойчивостью. Пополнение растений азотом осуществляется в основном за счёт почвы. В свою очередь на содержание элемента в почве оказывают влияние факторы природно-экологические, которые отвечают за деятельность микрофлоры в почве. А наличие микрофлоры в почве находится в прямой зависимости от основных факторов почвообразования, климата и рельефа местности [3].
С помощью регуляции концентрации азота становится возможным управление процессов роста и развития растений в течение вегетации для достижения максимального выхода готовой продукции [16].
К одной из важнейших и самых главных задач современного сельского хозяйства является стремление к увеличению производства зерна [18, 21].
Для обеспечения всех необходимых условий выращивания с/х культур применение удобрений является чуть ли не главным их условий получения хорошего урожая. Применение азотных туков относится к главнейшим резервам, обеспечивающим прибыль от избытка урожая. Многими автора, проводящими исследования о потребности азота установлено, что существует большая необходимость внесения азотных удобрений. Для того, чтобы обосновать экономическую эффективность и экологическую безопасность внесения удобрений, содержащих азот, необходимо провести целый ряд дополнительных исследований [7].
Цель работы: изучить физиологическую роль азота в жизни растений.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить влияние азотных удобрений при внесении в различные слоя почвы;
2. Изучить влияние амидных, нитратных и аммонийно-ниратных удобрений на растения.
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Азотные удобрения. Виды и влияние на жизнедеятельность растений
К удобрениям относятся вещества неорганической и органической природы, которые нашли широкое применение в сельском хозяйстве для повышения урожайности культурных растений. Основным назначением удобрений является повышение качественных и количественных свойств растений, выращиваемых для нужд человека по средствам улучшения питания растений за счёт почвы с внесенными в неё веществами. Также существуют бактериальные удобрения, представляющие собой искусственно внесенные в почву микроорганизмы с целью повышения плодородия почв.
При выборе удобрения аммонийного или нитратного для растений необходимо руководствоваться целым рядом факторов, к основным из которых относятся биологические особенности культуры, обеспеченность ее углеводами, реакция среды, наличие кальция, калия и других элементов питания, в том числе микроэлементов. Если рН почвы близка к нейтральной, следует использовать аммонийный азот, при кислой реакции почвы нужно использовать нитратные удобрения. В противном случае усвоение азота растениями будет нарушено, что может навредить самим растениям, а также снизить урожайность с/х культур. При высоких концентрациях кальция, магния и калия лучшей усваимостью обладает аммонийный азот, а при использовании нитратного питания важно высокое содержание в почве фосфора и молибдена. При недостаточном количестве молибдена в почве тормозится восстановление нитратов и ограничивается ассимиляция нитратного азота растениями. При проведении опытов в естественных условиях производится оценка различных форм азотных удобрений по степени их поведения, превращения в почве и конечно же свойствами самой почвы.
Азотные удобрения делят на группы в зависимости от формы соединений азота (таблица 1.1).
ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1 Характеристика объекта и условий проведения исследований
Ряд авторов отмечают о невозможности выращивания высококачественного зерна в климатических условиях Республики Беларусь. При достаточном количестве знаний о специфичности азотных удобрений и умелом их использовании становится возможным получение высокого валового сбора зерна, а также получение зерна с улучшенными качественными характеристиками - белковость и технологические свойства различных с/х культур. Пищевая промышленность предъявляет повышенные требования к качеству пшеничного зерна. Для выпечки хорошего хлеба необходимо не только высокое содержание белка, а так же мука с высоким содержанием и качеством клейковины [16].
Поэтому объектом исследования явилось влияние азотных удобрений на жизнедеятельность растений яровой пшеницы, а также влияние удобрений на качество и количество зерна.
Предмет исследования – яровая пшеница (рисунок 2.1).
Исследования проводились на базе гимназии города Хойники Гомельской области, в распоряжении которой имеется испытательный участок по растениеводству.
Яровой пшенице свойственно особое требование к условиям минерального питания, а также необходимо присутствие в почве легкодоступных питательных веществ. Данные требования связаны с коротким вегетационным периодом, а также со сравнительно пониженной способностью корневой системы к усвоению питательных веществ из почвы. Особо чувствительна пшеница к повышенной кислотности почвы.
Пшеница - наиболее важная зерновая злаковая культура. По данным статистической службы ООН ФАО, она дает почти 30 % мирового производства зерна и снабжает продовольствием около 70 % населения Земли. В зерне пшеницы содержится 10-20 % белка, 63-74 % крахмала, примерно по 2 % жира, клетчатки и золы. Зерно ее широко используется для производства муки, белого хлеба, манной крупы, макаронных и кондитерских изделий, отруби - в производстве кормов для животноводства.
В Республике Беларусь для самообеспечения народного хозяйства продовольственным зерном посевные площади под озимой и яровой мягкой пшеницей в последние годы расширяются. Если раньше площади пшеницы в агропромышленном комплексе составляли 60-100 тыс. га, то в 2006-2007 гг. возросли до 350-420 тыс. га. Валовый сбор зерна ежегодно составляет 1,0-1,2 млн т, урожайность в среднем 30-32 ц/га.
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ
3.1 Влияние азотных удобрений при внесении в различные слоя почвы
На количество минерального азота, которое может поглотить пшеница, будет влиять зависимость глубины размещения основной массы корней, а так же расположение корнеобитаемой зоны растений пшеницы яровой. Судя по проведенным исследованиям, на конечный результат в виде урожая несёт влияние глубина внесения азотных удобрений (таблица 3.1).
Таблица 3.1 – Влияние внесения аммиачной селитры в различные слоя почвы на урожайность яровой пшеницы (в среднем)
| Глубина внесения, см | Полученный урожай, ц/га | Дополнительный урожай, при внесении удобрений, % |
| Контрольный опыт | 10,0 | - |
| 0-20 | 33,2 | 67 |
| 20-40 | 19,4 | 43 |
Примечание: перерасчёт с учетных площадок производили на ц/га; в контрольном опыте не вносили удобрения.
При внесении аммиачной селитры в различные слоя почвы наблюдалась следующая закономерность в убывании прибавки урожая яровой пшеницы (рисунок 1.1).
Так, при внесении аммиачной селитры в верхние слоя (0-20 см) почвы наблюдался более интенсивный рост растений и большая прибавка в полученном урожае, чем при внесении в более глубокие слоя почвы.
Таким образом, наиболее эффективным будет внесение удобрения аммиачная селитра в верхние слоя почвы на глубине от 0 до 20 см. Дальнейшая эффективность внесения удобрения идёт по убыванию. Не следует вносить удобрения азота на глубину более 40 см, при таком внесении эффективность препаратов азота приравнивается к нулю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. При изучении влияния аммиачной селитры при внесении в различные слоя почвы получена положительная динамика в верхних слоях почвы (0-20 см), при дальнейшем углублении динамика роста и развития растений замедлялась. Также доказано эффективность равномерного распределения удобрений в почве.
2. При изучении влияния амидных, нитратных и аммонийно-ниратных удобрений на растения получены следующие результаты. В среднем по длине ростка ни один вид удобрения не имел преимущества по сравнению с контролем. При применении удобрений ростки были немного длиннее при поливании раствором мочевины. Коэффициент варьирования, определённый для длины ростков различных сортов, и применение различных удобрений не показали больших изменений. Отмечена различная реакция сортов на внесение разнообразных удобрений при анализе длины корня. Наибольшими показателями длины главного корня яровой пшеницы отличились растения на фоне с мочевиной. При опыте с внесением различных форм азотных удобрений отмечено влияние их на урожайность зерна при поверхностном их внесении. В обоих случаях получена достоверная прибавка урожая. Наилучшим вариантом является внесение селитры. При оценке суммарного действия азотных удобрений получены следующие результаты эффективности удобрений в порядке убывания: аммиачная селитра, сульфат аммония и мочевина.
1. Алабушев, А.В. Реакция озимой пшеницы на систематическое внесение удобрений в звеньях зернопаропропашного севооборота / А.В. Алабушев, Г.В. Овсянникова, Н.Г. Янковский, Н.Г. Игнатьева // Зерновое хозяйство России. 2014. № 5. - С. 56-58.
2. Бирюков, К.М. Особенности агротехники возделывания новых сортов озимой пшеницы в Ростовской области / К.М. Бирюков, М.А. Фоменко, П.В. Михайленко // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. № 5 (49). - С. 31-34.
3. Васильченко, Н.И. Агрогенная трансформация азота в почвах Северного Казахстана // Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 6 (116), 2014. – С. 67-71.
4. Вислобокова, Л.Н. Удобрение пшеницы озимой в условиях ЦЧЗ Тамбовской области / Л.Н. Вислобокова, О.М. Иванова // Зерновое хозяйство России. 2015. № 1. - С. 56-63.
5. ГОСТ 20432-83 «Удобрения. Термины и определения».
6. ГОСТ 4.77-82 «Система показателей качества продукции. Удобрения минеральные. Номенклатура показателей».
7. Демиденко, Г.А. Влияние азотных удобрений на качество зерна и урожайность яровой пшеницы (на примере учхоза «Миндерлинское» Красноярского края) / Г.А. Демиденко, Е.В. Котенева // Вестник КрасГАУ. 2010. №5, - С.41-45.
8. Ильин, В.А., Рустамбеков М.К., Акаев О.П., Ненайденко Г.Н. Исследования термостабильности сложного азотно-фосфорного удобрения (САФУ) / В.А, Ильин и др. // Сб. ВНИИА «Вопросы стабилизации плодородия и урожайности в Верхневолжье», 2006. – С. 128-136.
9. Ишков, И.В. Влияние сроком проведения подкормки азотными удобрениями на продуктивность озимой пшеницы // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной акадсмии,-2008.-№2. – С. 9-10.
10. Каропа, Г.Н. География Гомельской области: курс лекций для студентов. М-во образования РБ, Гомельский госуд. ун-т им. Ф. Скорины. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. - 157 с.
11. Костылев, П.И. Урожайность сортов озимой мягкой пшеницы полуинтенсивного типа после обработки стимуляторами / П.И. Костылев, Д.В. Старикова // Аграрный вестник Урала. 2014. № 5 (123). - С. 73-77.
12. Лазарев, В.И. Состояние посевов озимых культур и мероприятия, направленные на улучшение их сохранности в условиях Курской области / В.И. Лазарев, А.Я. Айдиев, З.С. Маслова // Земледелие. 2015. № 3. - С. 9-11.
13. Лукин, С.В. Агроэкологическая оценка содержания азота в с/х растениях и почвах Белгородской области / С.В. Лукин, И.С. Четверикова, М.А. Ероховец // Научные ведомости. Серия Естественные науки. 2011. № 21 (116). № 17. – С. 95-101.
14. Макаров, В.И. К физиологической кислотности азотных удобрений // Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 8 (106), 2013, - С.27-30.
15. Малиновский, В. И. Физиология растений: Учеб. пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2004. – 105 с.
16. Матыс, И.В. Влияние лоз и сроков внесения азотных удобрений на показатели качества зерна озимой пшеницы / И.В. Матыс, В.И. Кочурко // Известия ТСХА, выпуск 1, 2005. – С. 30-33.
17. Медведев, С. С. Физиология растений: Учебник. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2004. - 336 с.
18. Пантюхов, И.В. Селекция и семеноводство полевых культур: метод. указания для самост. работы / И.В. Пантюхов, Н.Г. Ведров; Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2010. – 26 с.
19. Растениеводство : учеб. пособие / В. В. Карпук, С. Г. Сидорова. - Минск : БГУ, 2011. - 351 с.
20. Соловиченко, В.Д. Эродированные почвы и комплекс противоэрозион- ных мероприятий /В.Д. Соловиченко, Г.И. Уваров // Белгородский агромир. 2011, № 1. – С. 14-16.
21. Технология возделывания зерновых культур в нечерноземной зоне России / В.Т. Васько, А.И. Загробский, З.Н. Нечипорук – СПб.: Профи-Информ, 2004.
22. Физиология растений: Учебник для студ. вузов / Н.Д. Алехина, Ю.В. Балнокин, Ф.В. Гавриленко. Под ред. Ермакова, И.П. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 604 с.
23. Хузиахметов, Р.Х. Влияние формы азотных удобрений на активность микрофлоры загрязненной почвы и степень биодеградации углеводоров / Р. Х. Хузиахметов и др. // Вестник Казанского технологического университета, № 11, т. 15, 2012. – С. 130-132.
24. Шхапацев, А.К. Азотные удобрения и способы увеличения их эффективности в рисоводстве // Новые технологии, №2, 2006- С. 1-5.