Введение
Применение разнообразных методов обучения с целью усвоения учащимися определенной системы знаний, умений и навыков и развития их познавательных и творческих способностей требует четких организационных форм учебных занятий, наиболее подходящих для указанной цели.
Организация учебных занятий в форме урока и в настоящее время признано в педагогике наиболее отвечающей задачам обучения и воспитания школьников. Педагогическая теория, обобщая опыт учителей, освещает различные типы уроков и их структуру, определяет условия эффективности занятий на уроках. Хороший урок – дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок.
Качественное своеобразие уроков определяется их целями и содержанием, методикой проведения. На уроке осуществляется непрерывное движение от незнания к знанию, от знания неполного к более полному. Это движение является непрерывным и одновременным прерывистым. В нем постоянно возникают противоречия, требующие разрешения. Эти противоречия влияют на определение структуры урока. Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, место урока в учебном процессе. Уроки имеют самую разнообразную структуру, их нельзя планировать и проводить шаблонно. На структуру урока большое влияние оказывает творческий характер работы учителя и конкретные условия работы в данном классе. Каждый урок отличается от других уроков своими особенностями, даже если они проводятся по одному и тому же предмету в параллельных классах. На уроке всегда можно увидеть специфический «педагогический почерк» учителя. Для каждого типа уроков характерна определенная структура.
«Охране природы» в школьном курсе биологии в последнее время предается большое значение, в связи с увеличение роли экологии в образовательной среде в целом.
Вместе с тем, преподаванию «Охраны природы» в программе уделяется не так много часов, и потому хотелось бы, чтобы уроки были качественными и эффективными. В связи с этим, нами в курсовой работе будет предложен
1 Сущность нетрадиционных форм обучения
1.1 Нетрадиционные уроки и их классификация
Современные образовательные учреждения, особенно с углубленным содержанием обучения, характеризуются повышенным объемом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени. В результате детский организм, наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретают целый ряд нарушений состояния здоровья, который получил название «школьные болезни». При этом в процессе обучения в школе у детей отмечается рост хронических заболеваний, нарушений физического развития и, как следствие этого, снижение функциональных возможностей детского организма [19].
Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока , которые будут стимулировать деятельность учащихся. Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий.
Нетрадиционный урок – это ипровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру.
Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов – новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету, повышаю мотивацию учения.
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями.
Нетрадиционные формы урока реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки, носящая игровой увлекательный характер занятий, снижает стрессовый фактор проверки уровня развития; создает атмосферу праздника при подведении итогов
2 Исследование влияния нестандартных форм обучения на формирование ЗУН у учащихся в процессе преподавания «Охраны природы»
2.1 Понятие «Охрана природы» в школьном курсе биологии
В настоящее время ни в одном из школьных предметов нет определения самого понятия «охрана природы», хотя необходимость его очевидна.
В литературе встречается целый ряд определений понятия «охрана природы». Первый Всероссийский съезд по охране природы (1929 г.) в своей резолюции сформулировал: «Охрана природы в условиях социалистического строительства должна рассматриваться как единая система мероприятий, направленных на защиту, развитие, качественное обогащение и рациональное использование природных фондов страны...».
Природоохранительная деятельность рассматривается как решение трёх основных задач: организацию рационального использования природных ресурсов, защиту природной среды от загрязнения, сохранение редких, уникальных или типичных объектов (памятников, эталонов) природы в их естественном состоянии. Эти современные научные данные позволяют использовать в школьном образовании следующее определение понятия «охрана природы»: охрана природы — это система научных знаний практических мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов, защите природной среды от загрязнения и охранению отдельных природных объектов и комплексов от разрушения.
Изменение радиационного и теплового балансов атмосферы, истощение ряда природных ресурсов, опасность возрастающего химического и физического загрязнения окружающей среды — вот ведущие причины обострения проблем охраны природы. Эти факторы привели к необходимости более глубокого анализа и классификации последствий, оценки их с социально-классовых позиций. На первый план выдвинулась задача охраны среды, жизни и деятельности самого человека, как в настоящее время, так и с учетом интересов будущих поколений.
Отражение в учебном содержании взаимодействия природы и общества имеет исключительно важное значение, так как способствует формированию новой стороны в мировоззрении личности. Овладев такого рода знаниями,
Заключение
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Образование должно развивать не только интеллект, но и оптимизм, ответственность, социальную компетентность, укреплять физическое и психологическое здоровье ребенка. Именно по этой причине, данная тема в настоящее время очень актуальна. Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную структуру.
Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию учения. Причем, формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача.
Использование нетрадиционных уроков в школе помогает обеспечить благоприятный климат в классе, эмоциональную устойчивость и следовательно профилактику хронических заболеваний у школьников.
Нетрадиционные формы урока реализуются после изучения какой-либо темы. Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются дидактические игры, урок-спектакль, урок-интервью, урок-праздник, урок-экскурсия, видео-урок, интегрированный урок, урок-проект, урок-мюзикл. Существуют следующие типы уроков: уроки формирования новых знаний, обучения умениям и навыкам, повторения и обобщения знаний, закрепление умений, уроки проверки и учета знаний и умений.
Результаты нашего исследования, проведенного с целью изучения влияния нетрадиционных форм и методов проведения уроков на знания учащихся показали, что применение различных нетрадиционных форм и методов в обучении «Охране природы» может способствовать улучшению качества знаний учащихся.
1. Акулова, О.В., Писарева, С.А., Пискунова, Е.В., Тряпицына, А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 290 с.
2. Вильсон, Р. Экологическое образование в неразрывной связи с общим воспитанием детей с раннего возраста // Играя, Обучаемся. / Р. Вильсон – 1999. – Вып.1. – С. 126-128.
3. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин – Ростов-на-Дону, 1996. – 480 с.
4. Захлебный, А.Н. Охрана природы в школьном курсе биологии / А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суровегина – М., 1997. – 120 с.
5. Зверев, И.Д. Экологическое и эстетическое образование школьников / И.Д. Зверев – М.: Педагогика, 1984. – 140 с.
6. Зуев, В.Н. Экологическое воспитание в учреждении образование: планирование и реализация: метод. рекомендаций для преподавателей и кураторов высш. учеб. Заведений / В.Н. Зуев.− Барановичи: РИО Бар ГУ, 2008.− 47 с.
7. Кавтарадзе, Д.Н. Принципы экологического образования граждан России. // Экологический вестник / Д.Н. Кавтарадзе – 2004 – №2 – С.12-14.
8. Калинин, В.Б. Формула экологического образования// Экологический вестник. / В.Б. Калинин – 2004 – №2 – С. 23-26.
9. Корнелл, Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми / Дж. Корнелл - М., 2003. – 124 с.
10. Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с.
11. Кудрявцев, А.В. Проведение экскурсий в рамках «Международных дней наблюдения птиц»: Методическая разработка / А.В. Кудрявцев – Томск, 2000. – 11 с.
12. Маглыш, С.С. Экологическое воспитание на уроках биологии в 7 классе: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ.сред . образования, с рус .яз. обучения / С.С . Маглыш , Т.Н. Солтан. − Минск: ТетраСистемс ,2006.− 176 с.
13. Матюшко, И.Г. Методика организации экологической тропы / И.Г. Матюшко, Ж.В. Сергеева // Экология. – 2009 – №12. – С. 39-41.
14. Маркин, Б.М. Ролевые игры по экологии ,пособие для учителей / Б.М. Маркин, Л.Г. Наумова – М.: Устойчивый мир, 2006 – 272 с.
15. Мелехова, О.П. Экологическое образование и нравственное воспитание // Высш. Образование в России / О.П. Мелехова – 1994. – №4. – С. 40-43.
16. Осмонов, А.О. Современные проблемы экологии и экологическое образование // Экологический вестник / А.О. Осмонов – 2004 – №2 – С. 31-33
17. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко – М., 2010 – 640 с.
18. Смирнова, Н.А. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике / Н.А. Смирнова – Псков: ПГПИ, 2004. – 124 с.
19. Трофимова, О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся / О.В. Трофимова – 2003 – № 1– С. 143-215.