Введение
С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет фискальная политика государства.
Под фискальной политикой в экономической теории принято понимать совокупное осуществление государством мероприятий в сфере налогообложения и государственных расходов.
Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Фискальную политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. В общем можно согласиться с таким определением, хотя и фискальная политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами. Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.
Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.
Значение фискальной политики государства как регулятора экономической деятельности очень велико. Она играет важную роль в осуществлении экономической политики государства, в реализации социальных, экологических и иных государственных программ.
Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Как скальпель хирурга исцеляет, отсекая ненужное, так и правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для
1. Понятие, цели и инструменты фискальной политики
Налоги можно использовать в качестве рычага воздействия на экономические процессы. В связи с этим рассмотрим понятие налогово-бюджетной (фискальной) политики.
Фискальная политика — это система мер государственного воздействия на экономические процессы, осуществляемых с помощью налогово-бюджетных (фискальных) рычагов. Фискальная политика может преследовать тактические и стратегические цели, в зависимости от того, какой период она охватывает и какой эффект (краткосрочный или долгосрочный) предполагает в качестве результата [7, с.135-159].
Целями государственной фискальной политики могут быть: обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики, ограничение доступа импорта на внутренний рынок и др. [7, с.135-159].
Стратегические цели фискальной политики преследуются на длитель-ном интервале времени: обеспечение стабильного роста, развитие научно-технического прогресса, стимулирование структурной перестройки, расширение экспорта, претворение в жизнь социально ориентированной модели экономической системы и др.
Тактические цели, как правило, подчинены решению стратегических задач и предусматривают воздействие фискальной политики на процессы либо на краткосрочных временных интервалах, либо в ограниченных сферах. Например, для достижения выравнивания доходов населения можно проводить комплекс социальных выплат, снижение налоговых ставок на низкие доходы, режим налоговых льгот [7, с.135-159].
С учетом стратегических и тактических целей развития экономики государство создает, например, благоприятный режим налогообложения для малого бизнеса, ключевых отраслей экономики, производств с экспортной ориентацией или социальным назначением продукции, для предприятий, идущих на внедрение новой техники и развитие научно-технического прогресса. И наоборот, значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной любую предпринимательскую активность.
Масштабы и глубина фискальной политики зависят от:
1) состояния национальной экономики и фазы экономического цикла (состояние спада или подъема);
2) национальной концепции экономического развития (идеология развития; социальная направленность, рост сбережений);
3) имеющегося правового коридора (в рамках определенных правил, законов);
4) степени демократизации и уровня развития гражданского общества.
2. Инструменты фискальной политики в современном макроэкономическом регулировании
Фискальная политика строится на использовании двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой.
Все расходы государства отражаются в статьях бюджета. Они должны быть достаточно эффективны, обеспечивать рост ВНП и другие цели фискальной политики [12, с. 368-386].
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
1) государственные закупки;
2) налоги;
3) трансферты.
Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).
При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.
Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос [25, с. 355-370].
Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Поэтому инструменты фискальной
3. Фискальная политика в Республике Беларусь
Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Приоритетами налоговой политики Республики Беларусь по-прежнему остаются дальнейшее упрощение налоговой системы, снижение налогового давления на экономику и улучшение налогового администрирования.
В результате изменений в налоговом законодательстве в рейтинге Всемирного банка «Doing business-2015», в котором оценивались реформы в сфере налогообложения, осуществленные по законодательству 2015 года, Беларусь занимает 44 место. По индикатору "Количество платежей" показатель сокращен с 82 до 18 платежей. По второму индикатору "Налоговая нагрузка" отмена оборотного налога с 2015 года повлекла сокращение налоговой нагрузки на 17,7 % до уровня 62,8 %.
С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь. В Кодекс включены нормы, регулирующие основные положения составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов, что дает возможность для совершенствования системы межбюджетных отношений, повышения ответственности и заинтересованности местных органов власти в эффективности использования бюджетных средств.
Таким образом, с принятием Бюджетного кодекса бюджетная политика была направлена на создание эффективной системы управления государственными финансами и условий для полного и устойчивого выполнения обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на достижение целей и решение задач социально-экономического развития при одновременном сокращении неэффективных расходов. В конце 2010 года достаточно жесткая макроэкономическая политика была ослаблена. Были значительно увеличены расходы на образование и здравоохранение (в основном, за счет роста заработных плат работников этих отраслей).
Проведем анализ фискальной политики Республики Беларусь за период 2010 - 2014 гг.
Ситуация в экономике Республики Беларусь в 2014 году характеризовалась замедлением темпов экономического роста. Снижение внешнего спроса на белорусскую продукцию привело к ухудшению сбалансированности внешней торговли, падению объемов промышленного производства при увеличении запасов готовой продукции. Негативное влияние на устойчивость экономики оказали высокая импортоемкость, превышение роста реальной заработной платы над ростом производительности труда, недостаточный уровень прямых иностранных инвестиций.
Заключение
В курсовой работе рассмотрена фискальная политика на уровне экономики страны.
Фискальная политика представляет собой совокупность государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны.
Основными задачами фискальной политики являются сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер.
Основными инструментами фискальной политики являются государственные расходы, трансферты, налоги.
Политика государственных расходов призвана, прежде всего, удовлетворять спрос государственного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на неотложные государственные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета. Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные (общественные, социальные) потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей.
Политика государственных доходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в государственный бюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и в конечном счете привести к истощению каналов получения доходов.
Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.
Далее в курсовой работе были рассмотрены особенности реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь.
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник. 6-е изд., стер. / под общ. ред. А.В. Сидоровича. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 447с.
2. Алымов, Ю. Эффективность монетарной политики как условие устойчивого экономического роста / Ю. Алымов // Банковский вестник. – 2010. - № 16. – С. 5 – 9.
3. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 775 с.
4. Базылев, Н.И. Макроэкономика: учеб.пособие / под. ред. Н.И. Базылева. – Мн.: Современная школа, 2007. – 404 с.
5. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
6. Долан Э., Кемпбелл К., Кемпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно- кредитная политика / пер. с англ. В.В. Лукашевича и др.; под общ. ред В.В. Лукашевича, М.Б. Ярцева. СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 2001. –493 с. 97-100
7. Зенькова Л.П. Макроэкономика : Учебное пособие. / Л.П. Зенькова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2013. – 448 с.135-159
8. Киреев А. П. Международная экономика: в 2 ч. Ч. 2: Международная макроэкономика:открытая экономика и макроэкономическое программирование: учеб. пособие для вузов. М.: Международные отношения, 1999. – 488 с.
9. Киреева, Е.Ф. Фактор риска: роль налоговой политики в обеспечении конкурентоспособности белорусской экономики / Елена Киреева //Беларуская думка. – 2013. – №11. – С. 68-73.
10. Курс переходной экономики: учебник для вузов / под ред. Л.И. Абалкина. М.: Финстатинформ, 1997. – 640 с.
11. Лемешевский И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Минск: ООО «ФУАинформ», 2004 . – 576 с.
12. Лобкович Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности Беларуси. Мн.: БГЭУ, 2000. – 70 с. 368-386
13. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник для экономических вузов / пер. с англ. 14-е изд. М.: ИНФРА-М, 2003. – 970 с.
14. Макроэкономика: Учеб.пособие / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева, С. П. Гурко и др.; Под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. 2-е изд., перераб. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 214 с. 115-120
15. Макроэкономика: Учеб.пособие для экономических специальностей вузов/ под ред. М.И. Плотницкого. М.: Новое знание, 2002. – 461 с.
16. Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. - Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 480 с.
17. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики / пер. с англ. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. – 573 с.
18. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учебное пособие / В.Н.Шимов, Я.М.Александрович, А.В.Богданович и др.; под общ.ред. В.Н.Шимова. – Минск: БГЭУ, 2005. – 844 с.
19. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов. – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751 с.
20. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2016. Режим доступа: http://www.nbrb.by/. – Дата доступа: 24.02.2016.
21. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2016. Режим доступа: http://belstat.gov.by/ – Дата доступа: 24.02.2016.
22. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство Финансов Республики Беларусь. – Минск, 2016. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad– Дата доступа: 24.02.2016.
23. Плотницкий М.И., Радько М.К. Экономическая теория: учеб.пособие / под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: ООО «Современная школа», 2006. – 336 с.
24. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика: учеб.пособие / пер. с англ. 16-изд. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. – 688 с.
25. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика:учебник / под общ. ред. Л.С. Тарасевича. М.: Юрайт, 2003. – 652 с. 355-370
26. Фролова Т.А. Экономическая теория: конспект лекций / Т.А. Фролова. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. [Электронный ресурс] / Электронная книга. – Минск, 2016. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m202/16_2.htm– Дата доступа: 24.02.2016.