Формирование знаний об окружающем мире у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительного искусства
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование знаний об окружающем мире у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительного искусства»
по дисциплине: «Дефектология»
2022
45.00 BYN
Формирование знаний об окружающем мире у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительного искусства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дефектология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Наглядный материал для уроков по изобразительного искусства с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью с целью формирования знаний и представлений об окружающем мире.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты формирования знаний об окружающем мире у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью..
1.1 Характеристика младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью
1.2 Особенности формирования знаний об окружающем мире у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью...
2 Методические аспекты формирования знаний об окружающем мире у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительного искусства
2.1 Роль и значение изобразительного искусства в формировании знаний об окружающем мире у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью
2.2 Содержание работы по формированию знаний об окружающем мире у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительного искусства
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Современные исследователи уделяют большое внимание вопросам восприятия детьми различных аспектов окружающего природного и социального мира (И.М. Бгажнокова, С.Г. Ералиева, Н.В. Матвеева, Л.Я.Шамко).
Для успешной социализации младших школьников с нарушениями интеллекта важно, чтобы они полностью понимали окружающий их мир. Исследователи считают, что социальное развитие ребенка проявляется в том, как он узнает об окружающем мире и использует свои знания в различных жизненных ситуациях. Каждый особенный ребенок постепенно учится понимать себя и других. По мере взросления ребенка расширяется его понимание физического, природного и социального мира. По мере того как расширяется понимание ребенком окружающего мира, растет его интеллектуальное и нравственное развитие, развиваются его познавательные способности и личностные качества.
Дефекты восприятия у детей с нарушениями интеллектуального развития выявлены в работах многих исследователей (И.М. Бажнокова, Л.С.Выготский, И.М. Соловьев, Н.М. Стадненко, С.Г. Шевченко, З.И. Шифф и др.)
Проблема формирования представлений об окружающем мире у особых детей заключается в том, что у них отсутствует потребность в знаниях. Их знания и представления об окружающем мире очень ограничены и примитивны. Они не воспринимают объекты окружающего мира достаточно дифференцированно, не различают их существенные и второстепенные характеристики. Такие дети испытывают трудности с запоминанием и актуализацией информации. Поэтому их восприятие становится плохим, неточным и искаженным. Наиболее важными для дефицита восприятия окружающей среды являются такие особенности, как трудности с запоминанием названий узнаваемых объектов и забывание информации, существенной для их свойств.
В научной и специальной психолого-педагогической литературе остается недостаточно разработанным вопрос о формировании знаний об окружающем мире у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительного искусства. По причине это в данной работе остановимся на этой теме исследования.
Объект исследования: знания об окружающем мире у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: процесс формирования знаний об окружающем мире у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительного искусства.
Цель исследования: раскрыть теоретико-методические основы формирования знаний об окружающем мире у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительного искусства.
1 Теоретические аспекты формирования знаний об окружающем мире у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью
1.1 Характеристика младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью
Нарушение интеллекта (интеллектуальная недостаточность) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость нарушения и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей.
При интеллектуальной недостаточности ведущим симптомом является также диффузное (количественное) поражение коры головного мозга. Но не исключаются и отдельные (локальные) поражения, что приводит к разнообразию нарушений в развитии психических, особенно высших познавательных, процессов (восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи и др.) и их эмоциональной сфере (повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, вялость).
Нередко у детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются нарушения в физическом развитии (дисплазии, деформация формы черепа и размеров конечностей, нарушения общей, мелкой моторики).
Педагогическим критерием для диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью является их низкая обучаемость.
В настоящее время в практической работе психиатры используют международную классификацию (МКБ-10) по степени глубины интеллектуального дефекта. Умственная отсталость подразделяется на формы:
– легкую (IQ в пределах 50-69);
– умеренную (IQ в пределах 35-49);
– тяжелую (IQ в пределах 20-34);
– глубокую (IQ ниже 20) [1].
Под интеллектуальной недостаточностью отечественные специалисты, в частности В.В. Воронкова, понимают стойкое нарушение когнитивной деятельности, являющееся следствием органического поражения мозга (наследственного или приобретенного) [2, с. 121].
По мнению В.В. Гладкой, «интеллектуальная недостаточность – это не просто небольшое количество ума, это качественное изменение всей психики, всей личности, вызванное органическим повреждением центральной нервной системы. Это нетипичное явление, при котором страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение и физическое развитие. Этот диффузный характер патологического развития воспитанников с интеллектуальной недостаточностью обусловлен особенностями их высшей нервной активности» [3, с. 121].
2 Методические аспекты формирования знаний об окружающем мире у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительного искусства
2.1 Роль и значение изобразительного искусства в формировании знаний об окружающем мире у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью
В процессе формирования личности значительная роль принадлежит искусству, которое формирует духовный мир человека, его морально-нравственные убеждения, определяет систему моральных и эстетических ценностей. Это особенно важно для детей, которые в силу свих недостатков, встречаются с большими трудностями при включении в мир культуры, мир духовных радостей, что затрудняет их социальную адаптацию.
Изобразительное искусство – пространственное, не растянуто во времени. Оно требует двух- или трехмерного пространства. Хотя в наше время благодаря техническим возможностям появился вид искусства, включающий временное пространство (видеоарт). Изобразительное искусство отражает действительность с помощью зрительных образов: многообразие окружающего мира; мысли и чувства человека [15, с. 54].
Произведения изобразительного искусства накопили в себе убедительные свидетельства художественно-образного отражения разнообразных связей человека со всем, что окружает его в жизни. Изобразительное искусство является выражением глубиннейших представлений народа о связи человека с человеком, человека с природой, человека с миром. Каждый мотив произведений преобразовывался в ту или иную историческую эпоху, отражая изменения в миропонимании наших предков. Дошедшие до нас образы содержат многократно измененную форму художественного отражения представлений человека о своей взаимосвязи с окружающим миром. Данное явление нашло отражение и в научных исследованиях по проблемам изобразительного искусства.
Г. Вагнер пишет, что, прежде чем стать «эстетически самостоятельным» образом, мотив прошел стадии мифа, культа, символа, знака, метафоры и нередко содержит в себе несколько этих «уровней» [18, с. 38].
Потребность в отражении представлений об окружающем мире в произведениях изучаемого искусства постоянно присутствовала в творческом процессе народных мастеров. Тем не менее, анализ литературы по вопросам народного декоративного искусства показывает, что серьезное научное изучение его специфических возможностей в отражении окружающего мира началось сравнительно недавно – во второй половине XIX века. В.М. Василенко в связи с этим сетовал, что рассмотрение проблемы художественного осмысления действительности в опубликованных работах подменяется включением технических, экономических и исторических сведений [20, 19].
Заключение
Интеллектуальная недостаточность – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Младшие школьники с легкой интеллектуальной недостаточностью характеризуются трудностями в процессе обучения. У них нарушаются все аспекты психики: восприятие, внимание, мышление, память, речь, эмоциональная и волевая сферы. При интеллектуальной недостаточности наблюдаются трудности при формировании основных навыков самообслуживания, гигиенических навыков, страдает процесс обучения и воспитания.
В работе выделены следующие особенности формирования знаний об окружающем мире у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью: недостаточная структурированность общего механизма представлений об окружающем мире; уменьшение количества слов с высокой степенью обобщенности в высказываниях, трудности в установлении связей между объектами окружающего мира, изъяны распознавания и осмысления функционального назначения этих объектов окружающего мира; неполные, а порой искаженные представления об окружающем; знания и представления об окружающем мире у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития, значительно ограничены и примитивны.
Изобразительная деятельность обладает большим развивающим и коррекционным потенциалом. Его целенаправленное использование в учебном процессе младших школьников с интеллектуальной недостаточностью может обеспечить развитие сенсомоторных навыков, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-моторной координации, восприятия, представлений об окружающем мире, мышления, памяти, внимания, языка, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств. Рисование позволяет прямо или косвенно применять воспитательные меры для развития и коррекции имеющихся нарушений: в двигательной, сенсорной, эмоциональной, интеллектуальной и личностной сферах. В настоящее время изобразительная деятельность занимает важное место в обучении и воспитании младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, так как имеет не только образовательную функцию, но и возможность коррекционно-развивающего воздействия.
Формированию знаний об окружающем мире у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительного искусства способствуют художественное экспериментирование и использование нетрадиционных техник на уроке, работа с нетрадиционными видами материалов.
1. Классификация психических и поведенческих расстройств Международная классификация болезней; 10-й пересмотр / Всемирная организация здравоохранения, 1992 г. Перевод – 1999. – Режим доступа: https://mkb-10.com.
2. Воронкова, В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов специальной общеобразовательной школы VIII вида / В.В.Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. – 366 с.
3. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
4. Косымова, А.Н. Коррекция нарушений представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта / А.Н. Косымова // Дефектология. – 2006. – № 5. – С. 30-35.
5. Белопольская, Н.Л. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью: Детская патопсихология: хрестоматия / Н.Л. Белопольская, В.И. Лубовский. – М.: Когито-Центр, 2004. – 495 с.
6. Пузанова, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горский и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.
7. Кудрина, С.В. Окружающий мир (программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида / С.В. Кудрина. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 176 с.
8. Вагнерова, М. Психологическая проблематика детей с легкой дисфункцией мозга / М. Вагнерова // Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. – М.: Медицина, 2006. – 256 с.
9. Пузанова, Б.П. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учебное пособие / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2001. – 144 с.
10. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г.Петрова, И.В. Белякова. – М.: Академия, 2004. – 160 с.
11. Гамаюнова, А.Н. Уроки естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида / А.Н. Гамаюнова / Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – 2003. – № 3. – С. 47-52.
12. Вильшанская, А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР / А.Д. Вильшанская // Дефектология. – 2005. – № 2. – С. 57-65.
13. Горбаткина, И.М. Формирование естественнонаучных представлений младших школьников / И.М. Горбаткина // Начальное образование. – 2005. – №2. – с. 30-31
14. Шевченко, С.Г. Особенности запаса знаний и представлений у младших школьников с трудностями в обучении / С.Г. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 2. – С. 23-27.
15. Стребелева, Е.А. Коррекционно-воспитательная работа с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии: методические рекомендации / Е.А. Стреблева //Дефектология. – 2006. – № 4. – 64 с.
16. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский. – М : Педагогика, 2003. – Т.4. – 437 с.
17. Белопольская, Н.Л. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью: Детская патопсихология: хрестоматия / Н.Л. Белпольская, В.И. Лубовский. – М.: Когито-Центр, 2004. – 495 с.
18. Куликова, Н.С. Психолого-педагогические особенности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием / Н.С. Куликова // Специальное образование. – 2016. – №12. – С. 180-184
19. Гамаюнова, А.Н. Уроки естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида / А.Н. Гамаюнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. – № 3. – С. 20-31
20. Хайдарпашич, М.Р. Изучение представлений детей о временах года при помощи компьютерной программы «Лента времени» / М.Р.Хайдарпашин // Дефектология. – 2007. – № 2. – С. 58-66
21. Косымова, А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта / А.Н. Косымова // Дефектология. – 2006. – № 5. – С. 30-35.
22. Екжанова, Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта / Е.А.Екжанова // Дефектология. – 2009. – №6. – с. 25.
23. Слепович, Е.С. Становление социальных норм поведения у младших школьников с задержкой психического развития / Е.С. Слепович, Е.А. Винникова // Психологическая наука и общественная практика. – Ч. 2. – Минск, 2003. – 176 с.
24. Чошаков, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : методическое пособие / М.А. Чошаков. – М., 2006. – 93 с.
25. Кукушкина, О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире / О.И. Кукушкина // Дефектология. – 2006. – № 2. – С. 61-66.
26. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б.Эльконин. – М.: Воронеж, 2005. – 187 с.
27. Сергеенко, Н.И. Общение с природой как средство коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями развития / Н.И.Сергеенко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – № 1. – С. 22-25.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Наглядный материал для уроков по изобразительного искусства с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью с целью формирования знаний и представлений об окружающем мире.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты