Введение
1 Теоретические и правовые основы организации деятельности органов местного самоуправления при работе с обращениями граждан
1.1 Обращения граждан: понятие, сущность и виды
1.2 Становление и развитие института обращений граждан
2 Особенности подачи и рассмотрения некоторых видов обращений граждан и юридических лиц
2.1 Особенности рассмотрения коллективных обращений
2.2 Особенности рассмотрения анонимных обращений
2.3 Особенности рассмотрения повторных обращений
3 Совершенствование порядка реализации права на обращение
3.1 Электронные обращения в условиях развивающегося цифрового государства
3.2 Направления совершенствования законодательного регулирования в Республике Беларусь права граждан и юридических лиц на обращение в государственные органы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Работа с обращениями граждан, как функция государственных органов, имеет весьма многогранную природу. Во-первых, поскольку право гражданина на обращение является конституционным, отражая наиболее коренные отношения между гражданином и органами государственной власти, оно имеет абсолютный, неограниченный и неотчуждаемый характер, представляя собой основную часть не только правового, но и конституционного статуса гражданина.
Во-вторых, решение вопросов, поставленных в обращении гражданина, означает не только защиту его нарушенного права или законного интереса, но и устранение недостатков в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Следовательно, налицо реальный учет мнения гражданина в принятии управленческих решений. Поэтому право гражданина на обращение – политическое право. Оно является одной из форм свободы мнений и слова, конкретизацией права на участие в управлении делами государства и входит в систему политических прав и свобод гражданина.
В-третьих, обращения в органы государственной власти и местного самоуправления – необходимый элемент обратной связи между гражданами и формируемыми ими органами государственной власти и местного самоуправления. В этом качестве оно – неотъемлемая часть представительной демократии.
В-четвертых, обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления представляют собой одну из составных частей народовластия, осуществляемого в виде обязательных для рассмотрения в установленном порядке содержащихся в обращениях гражданских инициатив, направленных на решение общественно значимых вопросов. Значит, обращения граждан являются одним из институтов непосредственной демократии.
[...]
1 Теоретические и правовые основы организации деятельности органов местного самоуправления при работе с обращениями граждан
1.1 Обращения граждан: понятие, сущность и виды
Термин «обращение» является собирательным. До недавнего времени в нормативной практике управления Конституцией и законами института обращений граждан не существует единого перечня обращений, но теория не дает четкого ответа, их классифицируют по форме содержания (заявление, жалоба, предложение, ходатайство, ходатайство, приказ, ходатайство, иск), по количеству заявителей (индивидуальные, коллективные), по порядку подачи (первичные, повторные, несколько), по форме выражения (письменные и устные) [6, с. 158].
Само слово «обращение» довольно часто встречается в нормативном акте. Законов, где упоминается это понятие, более тысячи. В то же время следует отметить, что слово «обращение» в русском языке употребляется и имеет несколько значений.
Вероятно, наиболее распространенным значением слова «обращение» в государственном праве является воля уполномоченного субъекта к субъекту обязательств по реализации своих прав и законных интересов.
Поэтому можно сказать, что термин может использоваться только в сочетании со словами, обозначающими ее содержание, например: «обращение Президента Республики Беларусь», «обращение с оружием» и др. В приведенном выше случае каждая фраза отражает самостоятельное правовое явление, которое управляется совершенно разными правовыми нормами и в результате порождает разные правовые последствия. Пытаться найти между ними сходство, одни и те же черты и элементы бесполезно.
[...]
2 Особенности подачи и рассмотрения некоторых видов обращений граждан и юридических лиц
2.1 Особенности рассмотрения коллективных обращений
В соответствии со статьей 40 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.
С учетом анализа обращений, поступающих в государственные органы, в том числе в облисполком, отмечается, что заявители не всегда правильно оформляют коллективные обращения. Для того, чтобы обращение было признано коллективным и в дальнейшем рассмотрено в установленном порядке и по существу, следует учитывать определенные правила и требования.
Коллективное обращение – это обращение двух и более заявителей по одному и тому же вопросу (нескольким вопросам). Такое определение дается этому понятию в Законе Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».
Коллективными могут быть заявления, предложения, жалобы – все зависит от содержания обращения. Изложить коллективное обращение можно в письменной, электронной или устной форме.
Названным выше Законом установлены требования, предъявляемые к обращениям. Так, письменные обращения граждан должны содержать:
• наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
• фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);
• изложение сути обращения; личную подпись гражданина (граждан).
[...]
3 Совершенствование порядка реализации права на обращение
3.1 Электронные обращения в условиях развивающегося цифрового государства
Влияние научно-технического прогресса сказывается практически на всех сферах общественной жизни, придавая дополнительный импульс для модернизации и без того динамичной социальной системы. Научно-техническая революция в сфере информационных технологий ознаменовала начало нового периода – информационной эры, сопровождаемой появлением гиперкоммуникаций, новых возможностей в накоплении и обработке информации, а также в ее передаче.
Имеющиеся научные достижения активно внедряются в систему государственного управления, способствуя повышению эффективности выполнения государственных задач и функций, оказания государственных и муниципальных услуг, а также оптимизации механизмов межведомственного взаимодействия.
Новые технологии позволили модернизировать формат взаимодействия органов публичной власти и граждан, в том числе в значительной мере упростить и ускорить механизм подачи и рассмотрения обращений. Право на обращение, как отмечает профессор Хаманева, «является важнейшим конституционным правом, которое можно рассматривать как одно из проявлений непосредственной демократии» [20, с. 34], поэтому ему следует уделять особое внимание в условиях развивающегося цифрового государства.
Заявители могут вносить электронные обращения в госорганы и иные госорганизации через единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки таких обращений. Для заявителей доступ к системе.
[...]
Заключение
Работа с обращениями граждан, как функция государственных органов, имеет весьма многогранную природу. Во-первых, поскольку право гражданина на обращение является конституционным, отражая наиболее коренные отношения между гражданином и органами государственной власти, оно имеет абсолютный, неограниченный и неотчуждаемый характер, представляя собой основную часть не только правового, но и конституционного статуса гражданина.
Одним из важнейших конституционных прав граждан Республики Беларусь является право на обращение в органы власти с различными заявлениями и жалобами, что является одним из способов получения информации о реальном положении дел в обществе, осуществления общественного контроля и отражения результатов эффективности деятельности органов власти.
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Сегодня проблема работы с обращениями граждан очень остро стоит. Постоянное совершенствование законодательства в этом направлении – не единственный и, пожалуй, не самый эффективный метод решения проблемы.
Обращение граждан – это форма взаимодействия гражданина (граждан), индивидуального предпринимателя или юридического лица государственными органами или иными организациями (должностными лицами) с целью приобретения, исполнения или восстановления и защиты их прав, свобод и законных интересов. Обращения граждан могут быть классифицированы по различным основаниям, но наиболее распространенными являются виды обращений граждан, которые описаны в законе предложениями, обращениями и жалобами.
Согласно положениям закона, обращение адресовано должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых входит решение вопросов, поставленных в обращении. Обращения граждан подлежат регистрации и обязательному рассмотрению.
[...]
1. Артюшина, О. Н., Лялюшкина, О. А. К вопросу о видах обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления / О.Н. Артюшина, О.А. Лялюшкина // Гуманитраные исследования. – 2016. – № 3 (59). – С. 134 – 137.
2. Байтин, М. И. Теория государства и права: курс лекций / М.И. Байтин. – М.: Юристъ, 2017. – 267 с
3. Беляев, А. В. Гражданин и государство: актуальные вопросы правового и организационно-методологического обеспечения работы с обращениями граждан в государственных органах (часть III) / А.В. Беляев // Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. – 2017. – № 6 (54). – С. 22 – 24.
4. Беляков, П. А. Защита прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления / П.А. Беляков // Законность. – 2015. – № 4. – С. 11 – 16.
5. Гритчина, Н.И. Особенности субъектного состава лиц, реализующих право на обращение/ Н.И. Гритчина // Закон и право. – 2013. – №1. – С. 40 – 45.
6. Капранова, Ю. В. Конституционно-правовой институт обращений граждан: отдельные вопросы теории / Ю.В. Капранова // Юристъ-правовед. –2018. – № 2 (85). – С. 158 – 164.
7. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г., 27 февр. 2022 г.) // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
8. Лыскова, Е.И. Право граждан на обращение в органы публичной власти: теория и практика / Е.И. Лыскова // Государство и право. – 2009. – № 9. – С. 108 – 109.
9. Маслов, Б.В. Институт обращений граждан в административном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Б.В. Маслов. – М., 2008. – 24 с.
10. Мещерягина, В. А. Юридическая природа конституционного права на обращение как субъективного права / В.А. Мещерягина // Актуал. проблемы рос. права. – 2015. – № 10. – С. 64 – 69.
11. Нилов, Д. Г. Обращения граждан: понятие и виды / Д.Г. Нилов // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. – 2017. – № 3. – С. 12-18.
12. Об обращениях граждан и юридических лиц [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2011 г., № 300-З // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
13. Об основах административных процедур [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 28 окт. 2008 г., № 433-З // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
14. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Словарь русского языка / С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова. – 20-е изд., стереотип. – М.: Норма, 2016. – 1132 с.
15. Ольшевская, О. В. Правовые аспекты рассмотрения обращений граждан органами внутренних дел / О.В. Ольшевская // Правовая идея. – 2016. – № 2. – С. 5 – 11.
16. Радько, Т. Н. Теория государства и права: учебник / Т.Н. Радько. – М.: Норма, 2019. – 432 с.
17. Райзберг, Б. А., Лозовский, Л. Ш. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 891 с.
18. Савоськин, А. В. «Обращения граждан» как правовая категория / А.В. Савоськин // Научный ежегодник института философии и права. – 2017. – № 3. – С. 85 – 99.
19. Сергеева, Д.А. Институт обращений граждан в России: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Д.А. Сергеева. – Белгород, 2017. – 26 с.
20. Хаманева, Н. Ю. Право граждан на подачу обращений / Н.Ю. Хаманева // Гражданин и право. – 2017. – № 1. – С. 27-35.
21. Чуприс, О.И., Марчук, Е.А. Место институтов административных процедур и работы с обращениями граждан и юридических лиц в системе административного права Республики Беларусь / О.И. Чуприс, Е.А. Марчук // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 2. Гісторыя. Экноміка. Права. – 2012. – №2. – С. 45 – 48.