ВВЕДЕНИЕ
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ РУП «ГОМЕЛЬЭНЕРГО» ФИЛИАЛ «ГОМЕЛЬСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Положение
2.3 Инструкция (должностная инструкция)
2.4 Штатное расписание
3 РАБОТА С ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ
3.1 Автоматизация и унификация организационных документов
3.2 Эффективность рациональной системы организационной документации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Управленческая деятельность присуща всем учреждениям, организациям и предприятиям. В процессе управления собирается, обрабатывается и передается огромное количество информации. Эффективность управления зависит от объема, оперативности и достоверности информации, большая часть которой отражается в документах. Законодательными и нормативными актами предусмотрен ряд ситуаций, при которых документирование информации является обязательным. В зависимости от конкретной управленческой ситуации создается множество различных видов документов.
Организационные документы – комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующих структуру, задачи, функции предприятия, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководства и специалистов предприятия.
Актуальность выбранной темы курсовой работы «Оценка уровня качества организации и делопроизводства в организациях РБ» обусловлена тем, что:
- конечный результат управленческой деятельности организации зависит от множества промежуточных звеньев, одной из которых является организационная документация, позволяющая обеспечить оперативность и гибкость в принятии решений. Ведь именно она координирует все этапы работы - от проектирования до практической реализации решений;
- каждая организация реализует свои функции главным образом посредством организационных документов. Если учесть, что ежегодный документооборот в стране составляет примерно 60 млрд. листов и продолжает расти, то, несомненно: эффективное организационное регулирование на предприятии имеет большое значение.
В качестве объекта исследования был выбран РУП «Гомельэнерго» филиал «Гомельские тепловые сети». Гомельские тепловые сети являются
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ
Деятельность учреждений фиксируется в разных видах документов. Согласно действующему законодательству организации, учреждения и частные предприятия издают уставы, положения, инструкции, штатное расписание. Все эти виды составляют группу организационных документов.
Организационные документы – комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующих структуру, задачи, функции предприятия, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководства и специалистов предприятия.
К организационным документам относятся:
- устав организации;
- положение об организации;
- положения о структурных подразделениях организации, коллегиальных и совещательных органах;
- правила внутреннего трудового распорядка, положение о персонале;
- штатное расписание;
- инструкции по определенным направлениям деятельности;
- должностные инструкции работников;
- памятки [8].
Любой организационный документ содержит положения, которые обязательны для исполнения. Фактически организационные документы реализуют нормы административного права и являются правовой основой деятельности организации.
Организационный документ оформляется на общем бланке с указанием конкретного вида.
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ РУП «ГОМЕЛЬЭНЕРГО» ФИЛИАЛ «ГОМЕЛЬСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ»
2.1 Общая характеристика организации
Филиал Гомельские тепловые сети Гомельского республиканского унитарного предприятия электроэнергетики «Гомельэнерго», является обособленным подразделением предприятия, расположен вне места его нахождения и осуществляет часть его функций, в том числе функции представительства.
Филиал наделён имуществом предприятия, не является юридическим лицом и в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, правовыми актами Министерства энергетики Республики Беларусь, Государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» и предприятия.
Полное наименование филиала: Гомельское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики «Гомельэнерго» филиал Гомельские тепловые сети. Сокращённое наименование Филиала: РУП «Гомельэнерго» филиал Гомельские тепловые сети.
Филиал имеет гербовую печать, штамп и бланки со своим наименованием, а также счета в учреждении банка.
Управление деятельностью филиала осуществляет директор, который назначается на должность и освобождается от неё приказом генерального директора РУП «Гомельэнерго» по согласованию с Министерством энергетики Республики Беларусь и ГПО «Белэнерго».
Целью деятельности филиала является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.
Предметом деятельности филиала является:
3 РАБОТА С ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ
3.1 Автоматизация и унификация организационных документов
Процесс документации в управлении организацией традиционно состоит из операции сбора исходной информации, изготовления документа (подготовки текстовых и (или) цифровых данных и печатания их на бланке), придания документу юридической силы. Эти операции могут выполняться как вручную, так и с помощью средств вычислительной техники (ВТ).
Система автоматизации документооборота, система электронного документооборота (СЭДО) – автоматизированная многопользовательская система, сопровождающая процесс управления работой иерархической организации с целью обеспечения выполнения этой организацией своих функций. При этом предполагается, что процесс управления опирается на человеко-читаемые документы, содержащие инструкции для сотрудников организации, необходимые к исполнению [5].
Автоматизация документооборота, на сегодняшний день, стала не просто средством оптимизации внутренних процессов предприятия, а насущной необходимостью в условиях жесткой конкуренции. Именно автоматизация документооборота дает новые возможности любой организации по ускорению работы, позволяет опередить конкурентов при принятии как оперативных, так и стратегических решений.
На сегодняшний день автоматизация документооборота на предприятии также необходима, как автоматизация бухгалтерского учета в середине девяностых годов. Причин этому много. Во-первых, информацию необходимо обрабатывать как можно быстрее и качественнее, подчас информационные потоки не менее важны, чем материальные. Во-вторых, утеря информации или ее попадание в чужие руки может обойтись весьма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для того чтобы достичь успеха, каждая организация должна много времени отводить изучению, анализу и составлению различной документации. Особенно большие трудности возникают, как правило, при разработке организационных документов, что обусловлено в первую очередь недостатком специальных знаний у составителей. Устранение потерь времени в процессах составления и использования организационных документов требует разумного сочетания формализации и творчества, а это, по мнению авторов, требует, с одной стороны, ознакомления составителей документов с наиболее общими законами восприятия документов, с другой - формулирование и систематизация общих правил и норм составления основных организационных документов.
Подводя итог курсовой работы, сделаем следующие выводы:
Процесс управления организацией включает следующие документируемые операции: сбор и обработку документной информации; подготовку решения; принятие и документирование решения; доведение решений до исполнителей; исполнение решения; контроль исполнения; сбор информации об исполнении; передачу информации по вертикальным и горизонтальным связям; хранение и поиск информации. Здесь особую роль играет организационная документация.
Организационные документы могут быть достаточно разнообразными. Это могут быть уставы, положения, правила, инструкции.
Для того чтобы организационный документ приобрёл юридическую силу, его необходимо правильно оформить: необходимо включить в него все необходимые реквизиты.
Организационные документы – это очень специфические документы, имеющие множество особенностей. Например, индивидуальные положения разрабатываются на основе типовых. Типовые положения, как правило
1. Автоматизация документооборота. Организация электронного документооборота на предприятии в вопросах и ответах. Автоматизированные системы документооборота // Официальный сайт DIRECTUM [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.directum.ru/425833.aspx – Дата доступа: 23.01.2017.
2. Басаков, М.И. Современное делопроизводство / М.И. Басаков. – М.: Феникс, 2009. – 480 с.
3. Березина, Н.М. Современное делопроизводство / Н.М. Березина, Е.П. Воронцова, Л. М. Лысенко. – СПб.: Питер: 2009. – 272 с.
4. Гавриленко, С.Д. Документирование в организации / С.Д. Гавриленко. – Минск: Амалфея, 2010. – 140 с.
5. Делопроизводство: Учебник для вузов/ Т.А. Быкова, Л.М. Вялова, Г.Ю. Максимович, Л.В. Санкина; Под общ. ред. Т.В. Кузнецовой. – М.: МЦФЭР, 2009. – 544 с.
6. Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь. – Минск: Дикта, 2011. – 120 с.
7. Кирсанова, М. В. Современное делопроизводство : учебное пособие / М.В. Кирсанова / ИНФРА-М, 2011. – 312 с.
8. Кузнецов, И.Н. Делопроизводство: учебно-справочное пособие для вузов / И. Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К*, 2008. – 520 с.
9. Кузнецов, И. Делопроизводство. Документационное обеспечение управления / И. Кузнецов, Н. Калиничева. – М.: Феникс, 2014. – 400 с.
10. Мишина, Л.А. Документация. Делопроизводство / Л.А. Мишина. – Минск: Амалфея, 2010. – 452 с.
11. Организационные документы: устав, должностная инструкция, положение, штатное расписание, их назначение и основные виды // Справочник по делопроизводству [Электронный ресурс] . – 2014. – Режим доступа: http://in-pu11.narod.ru/literature/delopro/div1/gl8.html. – Дата доступа: 24.01.2017.
12. Организационные документы. Их виды, требования к подготовке и оформлению (положение, инструкция, должностная инструкция, штатное расписание, структура и штатная численность, правила внутреннего трудового распорядка, регламент) // DOCUMENT-VED [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://document-ved.ru/organizacionnye-dokumentyi.html – Дата доступа: 24.01.2017.
13. Охотников, А.В. Документоведение и делопроизводство: основы документоведения, виды, функции документов, технологии делопроизводства: учебное пособие / А. В. Охотников, Е. А. Булавина. – М, Ростов на Дону, 2010. – 288 с.
14. Стенюков, М.В. Образцы документов по делопроизводству: руководство к составлению / М. В. Стенюков. – М.: Приор-издат, 2011. –176 с.