Введение
Глава 1 Нормативно-правовые основы и сущность применения инновационных технологий в системе государственно-административного управления
1.1 Нормативные правовые акты и правовые акты управления в сфере регулирования отношений в области связи и информатизации: проблемы разграничения и классификации
1.2 Инновационная политика и государственное управление инновационной деятельностью в Республике Беларусь
Глава 2 Взгляды и мнения научного сообщества, гражданского сообщества и органов государственного управления на инновационные технологии в системе государственно-административного управления как объекта исследования
2.1 Научное и гражданское сообщество об инновационных технологиях в сфере государственного управления
2.2 Взгляды и мнения органов государственного управления на инновационные технологии в системе государственно-административного управления как объекта исследования
Глава 3 Анализ внедрения, проблемы и пути реализации инновационных технологий в системе государственно-административного управления
3.1 Инновационное экономическое развитие национальной экономики Республики Беларусь как государственный приоритет
3.2 Направления повышения эффективности национальной экономики Республики Беларусь
Заключение
Список использованной литературы
ВведениеВопрос применения инновационных технологий в сфере государственного административного управления сегодня является одним из ключевых и актуальных в контексте стремительно меняющегося мира. Развитие информационных технологий и цифровизация проникают в различные сферы общества, и государственное управление не остается в стороне от этого процесса.
Актуальность данной темы проявляется в стремлении обеспечить более эффективные и ответственные методы управления государственными ресурсами. Внедрение цифровых технологий, таких как системы электронного документооборота, электронные сервисы для граждан и бизнеса, а также использование аналитики данных и искусственного интеллекта, направлены на улучшение качества принимаемых решений и сокращение времени на их принятие.
Ключевой момент актуальности работы по данной теме состоит также в стремлении улучшить взаимодействие государственных органов с обществом. Электронные платформы и механизмы электронного участия открывают новые возможности для участия граждан в процессах принятия решений и делают государственные структуры более доступными.
Важным аспектом актуальности является также стремление обеспечить кибербезопасность в условиях цифровой трансформации. Защита информации и киберинфраструктуры становятся неотъемлемой частью инновационных решений, чтобы предотвратить угрозы и сохранить надежность государственных систем.
Актуальность работы по теме «Инновационные технологии в системе государственного административного управления» вытекает из стремления общества и государственных структур к модернизации, улучшению эффективности и повышению открытости в условиях динамичных изменений в информационном пространстве.
Цель работы – осмысление и исследование роли современных технологий в контексте управления государственными структурами.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть нормативно-правовые основы и сущность применения инновационных технологий в системе государственно-административного управления;
- дать оценку взглядам и мнениям научного сообщества, гражданского сообщества и органов государственного управления на инновационные технологии в системе государственно-административного управления как объекта исследования;
[...]
Глава 1 Нормативно-правовые основы и сущность применения инновационных технологий в системе государственно-административного управления
1.1 Нормативные правовые акты и правовые акты управления в сфере регулирования отношений в области связи и информатизации: проблемы разграничения и классификации В современных условиях цифровизации различных сфер общественной жизни наряду с продолжающимся процессом информатизации, развивающимся в обществе и государстве, в том числе посредством внедрения инновационных информационно-коммуникационных технологий в государственное управление, бизнес-процессы, образование и другие сферы, правовое регулирование в области связи и информатизации приобретает комплексный характер и, в том числе, затрагивает процесс цифровизации. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. № 136 «Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации» (п. 8 приложения 1 к данному Указу) под цифровым развитием понимается внедрение информационных и других передовых технологий в управленческие и бизнес-процессы в целях их качественной трансформации во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. Как видим, цифровое развитие предполагает внедрение в обществе и государстве передовых ИТ, которое входит и в процесс информатизации, базирующийся на формировании и использовании информационных ресурсов посредством информационных систем, информационных технологий, комплексов программно-технических средств (согласно дефинициям «информатизация», «информационный ресурс», «информационная система», определенным в Законе Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации») [19; 18]
Под влиянием взаимосвязи процессов цифровизации и информатизации государственное управление в соответствующих рассматриваемым процессам сферах общественных отношений закономерно характеризуется актуальностью. При этом в систему государственного управления в области информатизации и цифрового развития в Республике Беларусь включается также координация деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях создания условий для обеспечения информационных потребностей субъектов административного права в сфере связи, реализация государственной политики, организация и осуществление международного сотрудничества в этой же сфере. Данный факт обусловлен не только объективной взаимосвязью рассматриваемых сфер (связь, информатизация и цифровое развитие), но и основными функциями, задачами и полномочиями республиканского органа государственного управления, осуществляющего государственное регулирование и управление деятельностью в сферах информатизации, цифрового развития и связи, – Министерства связи и информатизации Республики Беларусь (в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. № 136 «Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации», Положением о Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2004 г. № 302) [13].
[...]
Глава 2 Взгляды и мнения научного сообщества, гражданского сообщества и органов государственного управления на инновационные технологии в системе государственно-административного управления как объекта исследования
2.1 Научное и гражданское сообщество об инновационных технологиях в сфере государственного управления
Несмотря на актуальность именно технологического измерения управленческих нововведений, сами инновационные технологии в сфере государственного управления существенно отличаются от технологических процессов. Последние представляют собой те новые элементы деятельности, обеспечивающие получение и использование определенных новаций для решения инженерно-технологических задач разного характера, прежде всего, в области научно-технического и экономического развития. Технологические инновации определяют и сопровождают те сферы жизни общества, которое мы связываем с развитием научно-технического прогресса в современных условиях.
Управленческие инновации являются нетехнологичными рядом с инновациями правового, экологического, социокультурного, общегуманитарного характера. Инновационные технологии исследователи определяют как изменения различного характера в системе управления на уровне социума или его определенной составляющей, имеющие своей целью достижение целей или решение конкретных задач, связанных с функционированием и развитием этой системы. В целом это такие трансформации в подсистеме управления общества, обеспечивающие рост эффективности управленческих решений. Исходя из имеющейся научной литературы, целесообразно выделить несколько составляющих таких инноваций:
- организационно-управленческие инновации, на основе которых осуществляется внедрение в деятельность органов государственной власти более эффективных новых методов, технологий, форм организации управленческой деятельности. Они имеют отношение к изменениям в формах и направлениях работы органов государственного управления на структурном и личностном уровне, в способах взаимодействия и организации сети управленческих связей;
- внутренние управленческие и нормативные инновации, которые определяют основные направления и формы целенаправленной трансформации функционального императива управленческой подсистемы, а также
[...]
Глава 3 Анализ внедрения, проблемы и пути реализации инновационных технологий в системе государственно-административного управления
3.1 Инновационное экономическое развитие национальной экономики Республики Беларусь как государственный приоритет
Инновационное развитие национальной экономики определено указом №348 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы» от 15 сентября 2021 г. [15, с. 6].
Целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является достижение Республикой Беларусь уровня инновационного развития стран-лидеров в регионе Восточной Европы на основе реализации интеллектуального потенциала белорусской нации [15].
Основными «задачами государственной инновационной политики провозглашены:
− формирование лучших в регионе Восточной Европы условий осуществления и стимулирования научно-технической и инновационной деятельности на основе имплементации передовых мировых практик;
− обеспечение инновационного развития традиционных отраслей национальной экономики на уровне Европейского союза на основе повышения наукоемкости производства;
− создание новых и ускорение развития существующих наукоемких и высокотехнологичных секторов экономики;
расширение присутствия и закрепление позиций Республики Беларусь на мировых рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции» [15].
Остановимся на них более подробно.
Решение задачи по формированию лучших в регионе Восточной Европы условий осуществления и стимулирования научно-технической и инновационной деятельности на основе имплементации передовых мировых практик предполагает:
− концентрацию государственной поддержки на приоритетных направлениях научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2021 − 2025 годы;
− ускоренное развитие в республике изобретательства, рационализаторства и инженерно-технического творчества;
− развитие национальной системы интеллектуальной собственности;
− ускоренное развитие инфраструктуры в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности;
[...]
ЗаключениеТаким образом, выполнив основные задачи работы, следует сделать следующие выводы:
1. Сложность классификации источников административного и информационного права в сфере регулирования отношений в области связи, информатизации и цифровизации обусловлена пересечением предметов данных отраслей в указанных вопросах. В то же время в системе нормативно-правового обеспечения отношений в сфере связи, информатизации и цифрового развития могут быть выделены совместные нормативные правовые акты, что указывает на пересечение компетенций органов государственного управления в сфере связи, информатизации и цифровизации. Классификация правовых актов управления нормативного, правоприменительного и смешанного характера закономерно отражается и в рамках административно-правового регулирования отношений в области связи и информатизации.
2. Инновационная деятельность представляет собой преобразование новшества в инновацию.
Государственная инновационная политика является частью государственной социально-экономической политики и реализуется государством через комплекс организационных, экономических и правовых мер, направленных на регулирование инновационной деятельности.
Главным направлением инновационного развития Республики Беларусь Государственная программа инновационного развития на 2021–2025 годы определяет внедрение новых и высоких технологий, обладающих наибольшей добавленной стоимостью, низкой энергоемкостью и материалоемкостью, способствующих созданию новых видов товаров и услуг, новейших экологически безопасных (чистых) материалов и продуктов, а также обеспечивающих производство традиционных товаров и услуг с новыми свойствами и параметрами, недостижимыми в рамках предыдущих технологических укладов.
За счет создания новых и модернизации действующих производств в 2015 году вклад секторов, производящих наукоемкую продукцию, в экономику Республики Беларусь должен стать сопоставимым со вкладом традиционных секторов.
3. Следует констатировать, что повышение эффективности государственного управления путем внедрения инновационных технологий возможно в результате использования в конкретных условиях эффективных инструментов управления, которые способствовали бы повышению его уровня в ведущих странах мира.
[...]
1. Асриянц К. Г., Омарова М. Р., Рябых К. В. Инновационные технологии в сфере государственного управления // Индустриальная экономика. 2021. №4. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-sfere-gosudarstvennogo-upravleniya.
2. Барциц, И. Н. Государственное управление / И. Н. Барциц // Энциклопедия государственного управления в России : в 2 т. / [под общ. ред. В. К. Егорова ; отв. ред. И. Н. Барциц]. - Москва : РАГС, 2018. - Т. I: А-М. - С. 128-130.
3. Барышева, А.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / А.В. Барышева. – М.: Дашков и К, 2017. – 380 с.
4. Баутин, В. М. Место и роль инноваций в современной экономике / В. Баутин // АПК: экономика, управление. – 2014. – № 8. – С. 14–21.
5. Богдан, Н. И. Инновационная политика и поиск новых источников экономического роста: мировые тенденции и вызовы для Беларуси / Н. И. Богдан // Белорусский экономический журнал. – 2017. – № 1. – С. 4–23.
6. Василевич, Г.А. Правовые основы нормотворческой деятельности органов исполнительной власти / Г.А. Василевич. – Минск : Право и экономика, 2021 – 156 с.
7. Василевич, С.Г. Правовое обеспечение эффективного государственного управления / С.Г. Василевич. – Минск : Право и экономика, 2015. – 226 с.
8. Вишняков, В. Г Структура управления / В. Г Вишняков // Энциклопедия государственного управления в России : в 2 т. / [под общ. ред. В. К. Егорова ; отв. ред. И. Н. Барциц]. - Москва : РАГС, 2018. - Т. II: Н-Я. -С. 291-292.
9. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gknt.gov.by/opencms /opencms/ru/nis.
10. Кудашов, В. И. Экономика и управление инновациями : учеб. пособие / В. И. Кудашов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 267 с.
11. Куприяшин, Г Л. Теория и современные механизмы государственного управления : учебное пособие / Г Л. Куприяшин, А. И. Соловьев. - Москва, 2017.
12. Курашвили, Б. П. Очерк теории государственного управления / Б. П. Курашвили. - Москва, 2016. - 150 с.
13. Мехайловский, В.С. Актуальные проблемы достижения целей устойчивого развития в условиях цифровой трансформации государства и права в Республике Беларусь : материалы Республиканской науч.-практ. конференции, Минск, 18–19 ноября 2022 г. / БГУ, Юридический фак. Каф. конституционного права ; [редкол.: Г. А. Василевич (отв. ред.) и др.]. – Минск : БГУ, 2022. – С. 280-284.
14. Мясникович, М. В. Эволюционные трансформации экономики Беларуси : монография / М. В. Мясникович ; Национальная академия наук Беларуси, Отделение гуманитарных наук и искусств. – Минск : Беларуская навука, 2016. – 321 с.
15. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности : Закон Респ. Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З : в ред. от 6 января 2022 г. № 152-З : с изм. и доп. от 6 января 2022 г. № 152-З. – Минск : Амалфея, 2024.
16. О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности : Указ Президента Респ. Беларусь, 7 сентября 2009 г. № 441 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2024.
17. О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 9 марта 2009 г. № 123 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2024.
18. Об информации, информатизации и защите информации : Закон Респ. Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З : в ред. от 10 октября 2022 г. № 209-З : с изм. и доп. от 10 октября 2022 г. № 209-З. – Минск : Амалфея, 2024.
19. Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации : Указ Президента Респ. Беларусь, 7 апреля 2022 г. № 136 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2024.
20. Об освобождении от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость товаров, предназначенных для обеспечения научной, научно-исследовательской и инновационной деятельности : Указ Президента Респ. Беларусь, 4 апреля 2006 г. № 202 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2024.
21. Об основах государственной научно-технической политики : Закон Респ. Беларусь от 19 января 1993 г. № 2105-XІІ : в ред. от 17 июля 2023 г. № 300-З : с изм. и доп. от 17 июля 2023 г. № 300-З. – Минск : Амалфея, 2024.
22. Правовое регулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь / Е. В. Вашкевич и др. Минск : ГУ «БелИСА», 2017. – 145 с.