ВВЕДЕНИЕ
В результате реформирования экономики Республики Беларусь за последние годы в торговле объективно начали формироваться предпосылки цивилизованных рыночных отношений. В частности, развиваются современные формы обслуживания и торговые форматы, начался переход на европейские стандарты в технологии, ассортиментной насыщенности и уровне обслуживания покупателей, выходят на рынок новые отечественные и иностранные предпринимательские структуры.
Рыночные преобразования в торговой деятельности обеспечили развитие потребительского рынка с достаточно высоким уровнем насыщения товарами. Организации торговли получили хозяйственно финансовую самостоятельность и перешли на рыночную модель функционирования.
Как опорная составляющая развитых экономических отношений розничная торговля способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворение разносторонних потребностей людей. Удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах создает прочную базу для экономической и политической стабильности.
В настоящее время розничная торговля претерпевает кардинальные изменения. Большинство изменений, происходящих на потребительском рынке не потому, что розничной торговле присуща внутренняя тенденция к изменениям, а именно потому, что ее заставляет это делать окружающая среда.
Возникают новые потребности покупателей, появляются современные торговые форматы, стремительно и масштабно развиваются торговые сети, появляются новые методы торговли.
Именно торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития и совершенствования розничной торговли и государственном регулировании этого процесса. Ведь благосостояние современной экономики напрямую зависит от состояния потребительского рынка.
Во - первых, розничная торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.
Во - вторых, розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
В - третьих, в стоимости реализованных торговлей товаров народного потребления находят воплощение конечные результаты деятельности многих отраслей промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры. Только после того как созданный продукт пройдет сферу обращения и поступит в потребление, он получает общественное признание, что обеспечивает возмещение материальных издержек производства, формирование накоплений, выплату заработной платы работникам материального производства.
Особая роль розничной торговли выражается и - в том, что она является главным источником поступления денежных средств и потому оказывает решающее влияние на обеспечение устойчивости поступательного развития экономики, укрепление финансовой стабильности и пополнения бюджета. Поступления в бюджет создают экономические условия для развития важнейших социальных сфер.
Цель написания данной курсовой работы – изучить состояние развития розничной торговли Республики Беларусь, используя данные Национального статистического кабинета РБ и направления ее развития.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих за-дач:
- рассмотреть роль и значение розничной торговли в условиях социально-ориентированной экономики республики;
- изучить задачи, содержание и методику анализа розничной торговли;
- провести экономический анализ общего объема и ассортиментной структуры розничного товарооборота;
- провести оценку состояния, развития и эффективности использования розничной торговой сети в Республике Беларусь;
- определить перспективы развития и резервы повышения эффективности розничной торговли Республики Беларусь.
Структурно курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе рас-смотрена роль и значение розничной торговли в условиях социально-ориентированной экономики. Во второй главе проведен экономический анализ состояния и развития розничной торговли в республике. В третьей главе обоснованы перспективы развития розничной торговли в Республике Беларусь.
Информационной и методологической базой для написания курсовой работы явились законодательные акты Республики Беларусь, публикации отечественных и зарубежных авторов, таких, как Коробкин А.З, Лебедева С.Н., Раицкий К.А., Магомедов А.М., Фридман, А.М. и др. по исследуемой тематике, материалы статистической отчетности.
При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: монографический, анализа и синтеза, расчетно-конструктивный, сравнительный, экономико – статистический и другие общенаучные методы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУЩНОСТИ, ЗНАЧЕНИЯ И МЕТОДИКИ АНАЛИЗА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Роль и значение розничной торговли в условиях социально-ориентированной экономики
Торговля выступает самостоятельной отраслью экономики, особым видом хозяйственной деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением потребителей потребительскими товарами и услугами. Как отраслевая экономическая система, торговля представляет собой крупное и важное подразделение экономики. Оно включает совокупность торговых организаций, предприятий и торговых объектов и обладает общностью материально-технической базы, используемых кадров и торгово-технологического процесса [11, с. 210].
В соответствии с законом «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» торговля - предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров [7].
В процессе коммерциализации экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.
Розничная торговля – это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продаже в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические формы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.
Розничная торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Розничная торговля является конечной стадией продвижения товара, замыкая ее. В этой сфере деятельности пересекаются интересы многих отраслей, предприятий и населения. Как опорная составляющая развитых экономических отношений торговля способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворение разносторонних потребностей населения. Именно торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ общего объема и ассортиментной структуры розничного товарооборота Республики Беларусь
Основным показателем работы торговой организации является объем товарооборота.
Товарооборот - это стоимость всех реализованных товаров за отчетный период, который может выражаться как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Объем товарооборота дает общее представление о масштабах деятельности торгового предприятия. От выполнения плана по данному показателю зависят: сумма и уровень издержек обращения, сумма и уровень валового дохода, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и др.
При прочих равных условиях, рост товарооборота свидетельствует об улучшении деятельности фирмы и позволяет получать больший объём прибыли.
Розничный товарооборот - количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы.
Розничный товарооборот учитывается в розничных ценах, включающих торговую надбавку, налог на добавленную стоимость и налог с продаж по моменту отпуска товаров покупателям независимо от времени уплаты денег и сдачи торговой выручки в банк.
Состав розничного товарооборота:
1. Продажа товаров населению.
2. Стоимость стеклянной посуды, проданной населению с товаром и принятой в обмен на товар.
3. Стоимость упаковки, не входящей в цену товара, и стоимость продан-ной порожней тары.
4. Стоимость проданных по подписке печатных изданий.
5. Стоимость товаров, выданных населению по всем видам выигрышей.
6. Продажа рабочим и служащим фирменной одежды.
7. Продажа по безналичному расчету товаров исправительно-трудовым учреждениям.
В состав розничного товарооборота не включается:
- продажа по безналичному расчету товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям, индивидуальным предпринимателям;
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Основной целью развития торговли Республики Беларусь на долгосрочный период является создание условий для стабильного обеспечения платежеспособного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента, в первую очередь отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения при высоком уровне обслуживания, а также развития торговой инфраструктуры и увеличение сопутствующих услуг.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- создание эффективной системы товародвижения, обеспечение потребителей широким ассортиментом товаров и услуг;
- оптимизация ассортиментной политики торговых организаций для более полного удовлетворения потребностей населения в товарах, стимулирование их приобретения, улучшения структуры потребления продуктов питания на душу населения;
- обеспечение продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства;
- оптимизация импорта, работа с производителями по освоению производства импортозамещающих товаров, достижение положительного сальдо во внешней торговле потребительскими товарами;
- совершенствование организационных структур управления торговлей, в том числе за счет создания совместных предприятий и крупных торговых организаций, применяющих сетевые технологии;
- повышение эффективности работы оптовой торговли в товароснабжении розничных торговых организаций и индивидуальных предпринимателей;
- развитие конкурентной среды, в том числе за счет развития малого и среднего предпринимательства, и создание соответствующей инфраструктуры торговли;
- обеспечение защиты прав потребителей, в том числе во взаимодействии с общественными объединениями.
Приоритетными направлениями развития торговли для достижения основной цели станут:
- формирование товарных ресурсов в соответствии с потребностью потребительского рынка республики, организация своевременных поставок производимых товаров по объему и ассортименту;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Торговля является важнейшей сферой формирования и стабилизации потребительского рынка, координирующей звеном в системе межотраслевых, региональных и межрегиональных связей, действенным механизмом удовлетворения социальных потребностей.
Уровень организации и развития розничной торговой сети в значительной степени оказывает влияние на качество торгового обслуживания населения, темпы роста товарооборота, ускорение товарооборачиваемости, прибыльность торговых предприятий.
В современных условиях осуществления торговой деятельности важным направлением совершенствования деятельности торговых организаций является совершенствование ее управления, а также применение новой методологии построения и развития организационных структур управления в сфере обращения.
Проведенные в данной курсовой работе исследования розничного товарооборота организаций торговли Республики Беларусь на основе статистических данных показали, что в фактически действующих товарооборот увеличился на 82,5% и составил в 2016 году 36923 млн. руб. против 20231 млн. руб. за 2012г. Что касается динамики объемов товарооборота по формам собственности, то в Республике Беларусь наблюдается тенденция увеличения объемов по всем формам собственности, причем наибольшие темпы роста товарооборота сложились по организациям иностранной формы собственности – рост составил 46,7%. Также увеличение товарооборота наблюдается по частной и республиканской формам собственности – на 58,3 и 44,4 %.
Важным показателем, характеризующим основной показатель деятельности торговых организаций – розничный товарооборот, является его структура.
рост продажи продовольственных и непродовольственных товаров обеспечен за счет роста продажи как продовольственных, так и непродовольственных товаров – на 92,2 и 73,4% соответственно, однако в структуре товарооборота мы наблюдаем тенденцию увеличения удельного веса продовольственных товаров на 2,5 п. п.
Применение при организации розничной продажи товаров в торговых объектах различных форм, разрешенные к применению в соответствии с законодательством Республики Беларусь, позволяет потребителям выбирать наиболее приемные для них формы. В настоящее время в республике активное развитие получили внемагазинные формы продажи товаров - посылочная торговля, продажа через интернет-магазины, развозная торговля и другие. Что касается применения методов продажи при осуществлении магазинной формы, то в последние годы многие торговые объекты стали более активно использовать такой прогрессивный метод продажи, как самообслуживание, так как данный метод имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным. В целом по республике период численность розничных торговых объектов за пять лет увеличилась на 23,7% и составила в 2016 году 59145 единиц. Наибольшее количество розничных торговых объектов представлено магазинами, их численность по состоянию насчитывает 53653, наибольшие темпы роста за исследуемый период наблюдаются по количеству непродовольственных магазинов - на 60,2 %.
Что касается эффективности осуществления розничной торговли в Республике Беларусь, то в целом всеми организациями в 2016г. получена прибыль в размере 825,8 млн. руб. и по сравнению с 2014г. сумма прибыли увеличилась на 74,4%. Увеличение суммы прибыли наблюдается по всем регионам республики, самый большой рост составил по г. Минску – на 107,3 %.
Однако, несмотря на рост прибыли, рентабельность продаж уменьшилась в целом по республике на 0,2 п. п. и ее уровень в 2016г. составил 2,7% против 2,9 % в 2014г. Увеличение рентабельности продаж наблюдается по таким регионам, как Гомельская и Могилевская область – на 0,3 и 0,5 п. п. и по г. Минску – на 0,1 п. п. По Брестской, Гродненской и Минской области рентабельность продаж снизилась на 1,0, 0,3 и 0,1 п. п.
В целом, несмотря на снижение вышеперечисленных показателей, розничная торговля Республики Беларусь за анализируемый период работала эффективно. Вместе с тем розничная торговля обладает достаточно высоким внутренним потенциалом, чтобы развиваться и достигать тенденций мирового развития.
Для реализации стратегических направлений развития розничной торговли до 2020 года ожидается укрепление имиджа торговой отрасли, формирование положительного общественного мнения, выраженного в преимущественных предпочтениях организаций обслуживаемым населением.
В результате реализации намеченных мероприятий в торговле будет обеспечено достижение экономического и социального эффекта.