ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие оптового товарооборота и тенденции его развития в современных условиях
1.2 Методические подходы к анализу оптового товарооборота
1.3 Правовое регулирование оптового товарооборота
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА ТУП «ПРИПЯТСКИЙ АЛЬЯНС»
2.1 Экономическая характеристика деятельности ТУП «Припятский альянс»
2.2 Анализ оптового товарооборота ТУП «Припятский альянс»
2.3 Оценка факторов, влияющих на изменение оптового товарооборота
3 РЕЗЕРВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА ТУП «ПРИПЯТСКИЙ АЛЬЯНС»
3.1 Направления увеличения оптового товарооборота ТУП «Припятский альянс»
3.2 Резервы роста оптового товарооборота ТУП «Припятский альянс»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Оптовая торговля представляет собой одну из отраслей народно-хозяйственного комплекса. Она является формой товарных связей между производством и розничной торговлей, обеспечивающей рациональную организацию товародвижения. В условиях рыночной экономики оптовая торговля должна активно способствовать увеличению объема производства, расширению ассортимента и качества товаров, успешному развитию розничной торговли, общественного питания и, в конечном итоге, более полному удовлетворению платежеспособного спроса населения в товарах народного потребления и услугах.
В условиях неопределенности и постоянного развития рынка торговля способствует увеличению объема производимой продукции, развитию и расширению номенклатуры продукции, а также улучшению качества товаров, успешному развитию торговых отношений между производителем и потребителем, а также между производителем и распространителем (дилеры, оптовики и т.д.). В настоящее время торговые организации вынуждены совершенствовать коммерческое планирование поставок и товародвижения, развивать централизованную и кольцевую доставку товаров, с целью снижения расходования временных, трудовых, финансовых и материальных ресурсов.
Оптовая торговля – это совокупность посреднических операций между хозяйствующими субъектами в целях сбыта (реализации) продукции, с одной стороны, и приобретения (купли) товаров для последующего использования их в производстве и продаже розничным торговым организациям для последующей реализации населению – с другой.
Таким образом, роль и значимость оптовой торговли понятна каждому предпринимателю. Следует подчеркнуть актуальность вопроса роли и назначения оптовой торговли, которые наиболее наглядно прослеживаются при рассмотрении ее функций.
Особую значимость приобретает формирование адекватного рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно оптовая торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение запросов и нужд потребителей. Решение этой ответственной задачи требует от торговли не только усилий, связанных с реализацией произведенной стоимости, но и выполнения сложнейшего комплекса мероприятий, обеспечивающих продвижение товаров от производителя к потребителям.
1 СУЩНОСТЬ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие оптового товарооборота и тенденции его развития в современных условиях
Торговля в настоящее время является одним из наиболее привлекательных видов деятельности, в особенности для так называемого малого и среднего бизнеса. В первую очередь эта привлекательность заключается в довольно быстром обороте денежных средств и получении прибыли. Многие, начиная собственное дело, как способ накопления первоначального капитала используют именно торговую деятельность. Разумеется, как и во всяком другом роде деятельности, связанном с вложением собственных денежных средств, в торговле присутствует доля риска.
Развитие торговли в нашей стране идет весьма интенсивно именно из-за частного предпринимательства. Соответственно и конкуренция в этой области велика. Как бы скептически ни относились к понятию «цивилизованные рыночные отношения», все равно обращаются к нему. Высокая конкуренция в торговле (разумеется, в тех областях, где нет монополии) приводит не только к насыщению потребительского рынка, но и к улучшению качества товаров и услуг, предоставляемых торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями.
Оптовая торговля представляет собой одну из отраслей народнохозяйственного комплекса. Она является формой товарных связей между производством и розничной торговлей, обеспечивающей рациональную организацию товародвижения. В условиях рыночной экономики оптовая торговля должна активно способствовать увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли, общественно¬го питания и, в конечном счете, более полному удовлетворению платежеспособного спроса населения в товарах народного потребления и услугах.
Рост оптовой торговли, как свидетельствует мировой опыт, определяется следующими значительными тенденциями в экономике: ростом массового производства в крупных организациях, удаленных от основных пользователей готовой продукции; увеличением объемов производства продукции впрок, а не для выполнения уже заключенных конкретных договоров; увеличением числа уровней промежуточных производителей и пользователей; обострением необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей с точки зрения количества, упаковки и разновидностей.
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА ТУП «ПРИПЯТСКИЙ АЛЬЯНС»
2.1 Экономическая характеристика деятельности ТУП «Припятский альянс»
ТУП «Припятский альянс» основано в июле 2011 года в результате преобразования Калинковичской межрайбазы. В сентябре 2011 года произошла новая реорганизация - было присоединено Мозырское райпо, а в июле 2012 года – Наровлянское. Торговое унитарное предприятие обслуживает почти 31,4 тысячи человек в Мозырском и Наровлянском районах, а также непосредственно в Мозыре, Калинковичах, Наровле, Ельске и Речице.
Основные направления производственной деятельности унитарного предприятия – оптовая и розничная торговля, общественное питание, заготовительная деятельность, оказание транспортных и иных видов услуг, организация перевозок грузов, сдача в наем недвижимого имущества, внешнеторговая деятельность. Осуществляется обеспечение продовольственными и непродовольственными товарами организаций системы потребкооперации Гомельской области, реализация товаров юридическим лицам, лицам других форм собственности и индивидуальным предпринимателям.
Внешнеэкономическая деятельность ТУП «Припятский альянс» осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Основными конкурентами базы по ассортименту, по товарным группам, по ценовой политике являются коммерческие структуры, то есть индивидуальные предприниматели, занимающиеся розничной торговлей товаров (в основном это товары повседневного спроса) через магазины, киоски, а так же граждане.
Таким образом, можно сделать вывод, что конкуренция на рынке Гомельской области представлена широким кругом организаций как государственной, так и частной форм собственности.
Положительным фактором для ТУП «Припятский альянс» является то, что вопросами поставщиков (их выбором) занимается сама база, это повышает эффективность взаимодействия с поставщиками.
ТУП «Припятский альянс» работает как с государственными, так и негосударственными поставщиками. Организацией на 01.02.2016 г. заключен более 350 договоров с поставщиками товаров.
3 РЕЗЕРВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА ТУП «ПРИПЯТСКИЙ АЛЬЯНС»
3.1 Направления увеличения оптового товарооборота ТУП «Припятский альянс»
На основании анализа, проведенного во второй главе курсовой работы было выявлено, что унитарному предприятию необходимо наращивать объемы деятельности т.е. оптового товарооборота. Поэтому предлагаем в пустующем складе создать магазин-склад для работы с индивидуальными предпринимателями и небольшими торговыми организациями.
Для снижения затрат времени покупателей и работников необходимо принять следующие меры:
– установить срок подготовки товаросопроводительных документов. Выписка накладных не должна превышать 30 минут.
– установить график приема заявок от клиентов: заявки, поданные после 16.00 будут обработаны только на следующий день. А заявки, которые были поданы до 11.30, будут обработаны в этот же день до 15.00;
– определить для кладовщиков приоритетные позиции товаров с точки зрения из отгрузки. Данными позициями будут являться: заказы, которые будут доставлены раньше и заказы на последнюю точку разгрузки.
– укомплектованные заявки необходимо размещать на отдельном паллете либо поддоне и маркировать их, указывая наименование и адрес клиента.
Таким образом, для обеспечения высокой эффективности оптовой продажи товаров в магазине-складе ТУП «Припятский альянс» предлагается следующее:
1. Закупить металлические разборные стеллажи с ячейками. Данные стеллажи сразу же решат ряд проблем:
– обеспечат доступ к ним погрузочно-разгрузочного оборудования;
– удобство передвижения и расстановки;
– ячейки обеспечат более рациональное размещение товара на полках;
– обеспечат более полную загрузку склада.
Конструкция приобретаемых металлических стеллажей изображена на рисунке 3.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе был изучен такой показатель деятельности торговой организации, как оптовый товарооборот.
Развитие торговли в нашей стране идет весьма интенсивно именно из-за частного предпринимательства. Соответственно и конкуренция в этой области велика. Как бы скептически ни относились к понятию «цивилизованные рыночные отношения», все равно обращаются к нему. Высокая конкуренция в торговле (разумеется, в тех областях, где нет монополии) приводит не только к насыщению потребительского рынка, но и к улучшению качества товаров и услуг, предоставляемых торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями.
Оптовая торговля – это совокупность посреднических операций между хозяйствующими субъектами в целях сбыта (реализации) продукции, с одной стороны, и приобретения (купли) товаров для последующего использования их в производстве и продаже розничным торговым организациям для последующей реализации населению – с другой.
Основным звеном оптовой торговли является оптовая торговая организация, осуществляющая двусторонние экономические связи с поставщиками и покупателями с целью закупки и последующей продажи товаров. Основное назначение оптовой торговли состоит в организации бесперебойного рационального товароснабжения розничных продавцов и промышленных организаций, в обеспечении сбалансированности спроса и предложения.
Оптовый товарооборот это количественный показатель, включающий объем продаж товаров несобственного производства без их видоизменения юридическим лицам и предпринимателям с целью их дальнейшей перепродажи или собственного использования. На наш взгляд, данное определение наиболее полно и лаконично отражает сущность исследуемой экономической категории.
По результатам анализа можно судить, в какой степени выполнен прогноз продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности организации намеченной стратегии. Поэтому анализ товарооборота и контроль над достижением разработанных планов выступает в качестве инструмента при оценке деятельности персонала торговой организации, при принятии необходимых мер по корректировке ее товарной стратегии, ассортиментной, ценовой и маркетинговой политик, политике закупки и другого.
1. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании : учеб. пособие для вузов / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров. - М. : Вузовский учеб., 2015. - 352 с.
2. Бухгалтерский учет : учеб. для вузов / П.Г. Пономаренко, А.В. Медведев, А.Н. Трофимова, Н.Н. Затолгутская, Н.В. Пузенко ; под ред. П.Г. Пономаренко. - Минск : Выш. шк., 2013. - 543 с.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г. №218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: в ред. от 05.01.2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2018.
4. Деятельность магазинов-складов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=593&Itemid=362.
5. Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие / Л. Л. Ермолович. – Минск : Совр. шк., 2015. – 416 с.
6. Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» 8 января 2014 г. № 128-З в редакции Закона Республики Беларусь от 13 июля 2016 г. № 397-З [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belstat.gov. by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/vnytrennia-torgovlya/optovaya-torgovlya/godovye-dannyе.
7. Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов) : утв. постановлением М-ва экономики Респ. Беларусь от 22 июля 2011 г., № 111 :в ред. Постановления от 15 марта 2012г., № 17 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – №129. – 8/24389.
8. Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов : утв. постановлением М–ва финансов Респ. Беларусь от 30 сен. 2011 г., № 102: в ред. Постановления от 31 дек. 2013 г., № 96 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 12. – 8/24697.
9. Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» : утв. постановлением М–ва финансов Респ. Беларусь от 18 дек. 2008 г., № 192: в ред. Постановления от 10 июля 2009 г., № 91 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – №41. – 8/20328.
10. Казакова, Н.А. Управленческий анализ в различных отраслях : учеб. пособие для вузов / Н.А. Казакова. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 288 с.
11. Козырев, С.Н. Оптовая продажа товаров в рассрочку / С. Н. Козырев // Планово-экон. отдел. – 2014. – № 3. – С. 63-66.
12. Козырев, С.Н. Оптовая продажа товаров в рассрочку / С. Н. Козырев // Планово-экономический отдел. - 2014. — № 3. — С. 63—66.
13. Кононова, О. Учтите изменения, которые произошли в заполнении форм государственных статистических наблюдений по статистике внутренней торговли в 2016 году / О. Кононова // Гл. бухгалтер. – 2016. – № 9. – С. 35-39.
14. Концепция развития потребительской кооперации на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: утв. постановлением Белкоопсюза от 29 февраля 2016 г., № 47 / Белкоопсоюз. – Минск, 2016. – 27 с.
15. Коробкин, А.З. Состояние, основные тренды и перспективные направления развития внутренней торговли Республики Беларусь на современном этапе / А. З. Коробкин // Современные тенденции развивающегося общества: проблемы экономики, права, экологии : (сборник научных статей) / Московский филиал Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, Белорусский торгового экономический университет потребительской кооперации; [под ред. П. Г. Ахраменко]. – М. ; Гомель, 2014. – С. 66-69.
16. Коробкин, А.З. Оценка эффективности организаций торговли. Эффективность функционирования торговых организаций: инновационные и классические подходы к оценке [Электронный ресурс] / А.З. Коробкин. – Saarbrucken : Verlag, 2014. – 124 с.
17. Левкович, О.А. Бухгалтерский учет : учеб. пособие для вузов / О.А. Левкович, И.Н. Тарасевич. - Минск. : Амалфея, 2012. - 648 с.
18. Локшина, Е.А. Выплата торговой премии оптовому покупателю / Локшина Е. А. // Промышленно-торговое право. – 2014. – № 4. – С. 13-16.
19. Махота, Е.Н. Как рассчитать общий объем оптового товарооборота в торговле? / Е. Махота // Налоговый вестник. – 2013. – № 7. – С. 80-98.
20. Министерство торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintorg.gov.by /index. php? option=com content& task = view&id=605&Itemid=326.
21. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://srrb.niks.by/info/program.pdf.
22. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Потребительский рынок. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov. by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/vnytrennia-torgovlya/optovaya-torgovlya/godovye-dannyе.
23. О деятельности организаций оптовой торговли Республики Беларусь за 2016 год / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. – Минск : [б. и ], 2017. – 28 с.
24. Организация и технология торговли : учеб. / С. Н. Виноградова (и др.); под общ. ред. С.Н. Виноградовой. – 3-е изд., испр. – Минск : Выш. шк., 2009. – 464 с.
25. Постановление Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2003 г. №22 "СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – №2. – С.30-39.
26. Прохожая, В. Оптовая торговля и договоры комиссии / В. Прохожая // Гл. бухгалтер. Ценообразование. – 2011. – № 1. – С. 41-42.
27. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/program_ek2016-2020.pdf.
28. Республиканская программа развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.baifby.com/page/60.
29. Розничная и оптовая торговля Республики Беларусь: стат. сборник / Нац. стат. комитет – Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – 227 с.
30. Стражева, Н.С. Бухгалтерский учет. Новая редакция : учеб.-метод. пособие / Н.С. Стражева, А.В. Стражев. - Минск. : Соврем. шк., 2010. - 672 с.
31. Ткач, А. В. Роль маркетинга в развитии потребительской кооперации / А. Ткач, Н. Чукин // АПК: экономика, управление. – 2012. – № 9. – С. 25-30.
32. Томкович, М. П. Организационно-экономическая модель управления оптовой торговлей потребительской кооперации Республики Беларусь/ М. П. Томкович // Потреб. кооп. – 2013. – № 7. – С. 31-37.
33. Томкович, М.П. Место и роль потребительской кооперации на современном рынке оптовой торговли Республики Беларусь / М. П. Томкович // Потреб. кооп. – 2012. – № 4. – С. 66-71.
34. Трофимова, А.Н. Бухгалтерский учет в сфере товарного обращения : учеб. пособие для вузов / А.Н. Трофимова. - Минск : Выш. шк., 2014. - 303 с.
35. Частное торговое унитарное предприятие «БелТоргХолод» сайт компании [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bth.by.
36. Чижикова, Н.С. Состояние, основные тренды и перспективные направления развития внутренней торговли Республики Беларусь на современном этапе / Н.С. Чижикова ; науч. рук. А.З. Коробкин // Наука и молодежь: новые идеи и решения : материалы XXXIV межвузовской студенческой конференции по итогам научных исследований за 2013/14 учебный год, посвященной 50-летию Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации, Гомель, 6–8 мая 2014 г. / Белкоопсоюз, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации ; под науч. ред. Н.А. Снытковой. – Гомель, 2014. – С. 135-136.
37. Шкабарина, А.О. Тенденции и направления развития оптовых организаций Республики Беларусь / А.О. Шкабарина // Потреб. кооп. – 2012. – № 1. – С. 74-78.
38. Экономика предприятий торговли : учеб. пособие для вузов / Н.В. Максименко, Е.Е. Шишкова, Т.В. Емельянова [и др.] ; под ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. – Минск : Выш. шк., 2008. – 542 с.