Актуальность исследования. В настоящее время современная культура и общество требуют от человека высокие показатели физического развития, которое вместе с такими показателями как рождаемость и смертность является главным показателем социального здоровья общества. Современному человеку необходимо уметь адаптироваться к различным социальным условиям, иметь высокую работоспособность и высоко развитые физические качества. Перечисленные требования являются показателями физически совершенного человека, а также предметом изучения теории и методики физического воспитания.
С целью развития человека в физическом плане и была создана такая система знаний как теория и методика физического воспитания. Для изучения теории и методики физического воспитания огромное значение имеет правильная интерпретация основных понятий. Их грамотное и строгое определение является главнейшей проблемой теории физической культуры – области знаний, которая создана в целях самосовершенствования человека. Понимание основных понятий физической культуры позволяет глубоко проникнуть в суть данной дисциплины для более полного представления о ней.
Понятия имеют важное научное значение, а также учебное и практическое значение. Наука в них раскрывает теоретические основе обобщения практического опыта.
Роль проблемы системы основных понятий в теории и методики физического воспитания как дисциплины заключается в том, что изучении любой учебной дисциплины сначала предполагает освоение ее понятийного аппарата – специальных понятий и терминов.
Роль проблемы системы основных понятий в теории и методики физического воспитания как практики физического воспитания заключается в подготовке специалистов в области физической культуры.
Система физической культуры играет важную роль в приобщении людей к постоянным занятиям физическими упражнениями. В изучение проблемы системы основных понятий теории и методики физической культуры внесли вклад Б.А. Ашмарин, В.М. Выдрин, В.М. Гелецкий, Ю.Ф. Курамшин, В.И. Лях, Л.П. Матвеев. Следует обратить внимание на некоторые расхождения и расплывчатость описанных ими понятий физической культуры, которые требуют некоторого уточнения.
Для правильного представления системы понятий «физическая культура» необходимо изучить ее краткую историю, понять какую роль они
Проявление элементов физической культуры на Руси до XVIII века историки связывают с военной деятельностью и военно-физическим воспитанием, описание которых представлено в трудах Б.Р. Голощапова, Н.Ф. Кулинко, В. Столбова.
В воспитательной системе славян важное место занимали игрища, связанные с культовыми обрядами. Они посвящались Матери-земле, богу солнца Яриле, богу Перуну. Игрища состояли из плясок, песен, хороводов, из разнообразных игр и физических упражнений, имевших состязательный характер [5;8;15].
Относительно достоверные сведения о реализации элементов физической культуры относятся к периоду раннего феодализма. По достижении 14 лет мальчики-подростки становились полноправными членами семьи. В этом возрасте они получали военную подготовку [5, с. 89].
Профессиональные воины в древнерусском раннефеодальном государстве готовились в специальных дружинах, живших в укрепленных лагерях. С 12-летнего возраста будущие дружинники проходили военную подготовку в специальных домах-гридницах. Обучение дружинников представляло собой единственную известную в настоящее время организованную форму военно-физического воспитания у восточных славян в VI – IX вв. Велось оно главным образом непосредственно во время военных походов или в ходе боевых действий.
Б.Р. Голощапов считает, что массовой народной формой физического воспитания на Руси были кулачные бои, которые практиковались в трех разновидностях: «один на один» («сам на сам»), «стенка на стенку», «сцеплялка-свалка» [5, с. 90].
В Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера сохранились военно-физические системы подготовки молодежи (у оленеводов и рыболовов), в программах которых были многоборья: гонки на байдарках, прыжки через нарты, поднятие и переноска тяжестей.
Как более позднее проявление элементов физической культуры следует отметить походы «лыжной рати» в 1444, 1499 гг., успешные действия воинов-лыжников в Ливонской войне (1558 – 1583), при сражениях в отрядах Ермака. В начале XVII в. русский полководец М.В. Скопин-Шуйский также успешно использовал в бою лыжные отряды [5;8;15].
Физическая культура как деятельность выполняет определенные функции. Настоящее содержание физической культуры раскрывается в его функциях.
Ю.Ф. Курамшин считает, что «не выяснив функции физической культуры, невозможно точно определить ее роль и значение для развития личности и общества» [9, с. 20]. Функции физической культуры представляют собой главное назначение как вида культуры, как средства и способа преобразовательной деятельности (в духовном, материальном, социальном аспектах) и физическое преобразование самого человека.
Согласно Л.П. Матвееву, «функции физической культуры – это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества» [13, с. 61].
В.М. Гелецкий функцией физической культуры называет «свойство, присущее физической культуре воздействовать как на человека, так и на другие сферы общественной жизни» [4, с. 148].
Таким образом, функции физической культуры являются средством определения роли физической культуры для людей и общества, свойством воздействия на человека.
Функции физической культуры находят свое отражение в активной деятельности человека, направленной на использование ее специфических ценностей. Это могут быть:
– занятия физическими упражнениями, которые несут цель укрепления здоровья или высоких спортивных достижений;
– научные исследования, которые направлены на изучение психофизических возможностей человека;
– использование физических упражнений для повышения производительности труда и работоспособности.
Физическая культура обладает двумя категориями функций: общекультурными и специфическими. В связи с тем, что физическая культура является видом культуры личности и общества, то ей присуще, в первую очередь, общекультурные функции. Следует отметить, что в литературе четкого разделения между этими двумя категориями функций нет.
Так, Л.П. Матвеев называет следующие общекультурные функции:
– образовательная;
Физическая культура осуществляется в самых разнообразных формах. Формы характеризуют общую структуру физической культуры как целостное многоаспектное социальное явление.
А.Г. Фурманов определяет форму как «способ организации содержания каждой конкретной деятельности по использованию средств в различных видах физической культуры и отвечает на вопросы «где» или «как?» [16, с. 135].
Ю.Ф. Курамшин считает, что «форма физических упражнений представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение [9, с. 36]. К внутренней форме он относит взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении движений. К внешней форме относится видимая сторона движения, двигательного действия, совокупность его частей, его техника.
Формы физической культуры находят свое отражение в формах физических упражнений. Согласно В.М. Гелецкому, «форма физического упражнения – это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения» [4, с. 54].
Л.П. Матвеев разделение на виды физическую культуру проводит в соответствие с наиболее общими решаемыми ими задачами, специфической направленностью в процессе использования. Каждый из выделенных видов физической культуры либо обеспечивает что-то, либо способствует чему-либо.
Так, Л.П. Матвеев подразделяет физическую культуру на следующие формы:
– базовую физическую культуру;
– спорт;
– профессионально-прикладную;
– оздоровительно-реабилитационную;
– фоновую физическую культуру [13, с. 65].
Рассмотрим более подробно каждую из перечисленных форм.
Развитие физической культуры имеет давнюю историю. Описание истории физической культуры Новейшего времени представлено в трудах В.В. Столбова (1989), Н.Ф. Кулинко (1997), Б.Р. Голощапов (2002), В.В. Гайла (2006). История физической культуры и спорта как учебная дисциплина занимает особое место среди разделов науки о физической культуре. Ее предметом является изучение возникновения, становления и развития общих закономерностей физической культуры и характерных черт отдельных явлений в различные периоды существования человеческого общества. В результате многовековой истории физическая культура создала у людей физкультурное сознание, а именно понимание основ физической культуры, ее сущности, жизненной необходимости, незаменимого для человеческого развития
Физическая культура как деятельность выполняет определенные функции. В функциях раскрывается истинное содержание физической культуры. Поскольку физическая культура является видом культуры личности и общества, то ей присуще, в первую очередь, общекультурные функции: функция духовного воспитания, экономическая функция, функция досуга (В.М. Гелецкий); образовательная, воспитательная, преобразовательная, коммуникативная, нормативная (Л.П. Матвеев). Специфическими функциями физической культуры, являются только те, которые в полной мере свойственны лишь ей. Ими являются: функция физического воспитания, оздоровительно-рекреативная функция, соревновательно-достиженческая функция.
На наш взгляд, физическая культура является главным средством самосовершенствования личности, способом для достижения гармонии между физическим обличием и психикой. Физическая культура совершенствует как тело, так и сознание. Функция досуга является одной из самых важных среди других. Известно, что сочетание умственной работы с занятиями физической культуры является эффективным средством снятия утомления по причине переключения деятельности. Также через данную функцию люди удовлетворяют потребность в активном отдыхе, в рациональном использовании свободного времени. Физическая культура оказывает влияние на формирование принципов здорового образа жизни, и выступает альтернативой вредным привычкам.
Физическая культура осуществляется в самых разнообразных формах. Физическую культуру подразделяет на: базовую физическую культуру;
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. М.: Просвещение, 1990. − 287 с.
2. Выдрин, В.М. Физическая культура и ее теория / В.М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. – 1986. – № 5. – С. 24–27.
3. Гайл, В.В. Краткая история физической культуры и спорта / В.В. Гайл. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 72 с.
4. Гелецкий, В.М. Теория физической культуры и спорта: учебное пособие / Сост. В.М. Гелецкий. − Красноярск: ИПК СФУ, 2008. − 342 с.
5. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие / Б.Р. Голощапов. − М.: Академия, 2002. – 326 с.
6. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин. – М.: Академия, 2004. – 520 с.
7. Жеребцов, А.B. Физкультура и труд / А.В. Жеребцов. – М.: Академия, 1986. – 367 с.
8. Кулинко, Н.Ф. История физической культуры и спорта: учеб. пособие / Н.Ф. Кулинко. – Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 1997. – 406 с.
9. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. − М.: Советский спорт, 2003. − 464 с.
10. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. − М.: Академия, 2001. − 240 с.
11. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний / В.П. Лукьяненко. − М.: Советский спорт, 2003. − 224 с.
12. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки. / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.
13. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет / Л.П. Матвеев. − СПб.: Лань, 2003. − 160 с.
14. Попов, В.Б. Теория спортивной тренировки на службе спорта высших достижений / В,Б. Попов // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 4. – С. 50–53.
15. Столбов, В.В. История физической культуры и спорта / В.В. Столбов. – М: Физкультура и спорт, 1983. – 438 с.
16. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск: Тесей, 2003. – 527 с.
17. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие. – М: Академия, 2008. – 480 с.