ВВЕДЕНИЕ
Новое время диктует новые требования к экономической деятельности. Поэтому некоторые экономические структуры возникают и умирают в экономике. Некоторые продолжают существовать, развиваться, переходить на новый уровень развития. То же самое происходит и с биржами. Их появление в разных странах связано с разным периодом времени, но целью их возникновения является одно - стимулирование и развитие торговых отношений между народами, странами внутри одной страны между людьми, между фирмами в контексте развития товарно-денежных отношений.
Биржа – это:
Во-первых, место регулярных торгов по определенным товарам, торговым посредникам, способствующим заключению сделок между продавцами и покупателями сырья, валюты, ценных бумаг;
Во-вторых, объединение юридических и физических лиц, которые организуют эти сделки и разрабатывают правила их поведения;
В-третьих, специальный механизм ценообразования, который является главной особенностью, определяющей место обмена в экономической инфраструктуре страны.
Переход Республики Беларусь к рыночной экономике привел к оживлению и развитию товарных и фондовых бирж, и поэтому вопрос обмена является актуальным и сейчас открыт.
Биржевой товарный рынок в Республике Беларусь, хотя он находится в стадии интенсивного развития, как и любое относительно новое явление в экономике, требует постоянного совершенствования механизма функционирования, что в основном связано с влиянием таких факторов, как развитие новых рынков, внедрение новых инструментов, смена принципов бизнеса и т. д. Будучи неотъемлемой частью мирового экономического пространства, биржи в Республике Беларусь сталкиваются с необходимостью следить за основными тенденциями и, естественно, современным развитием, наиболее распространенными из которых являются универсализация и консолидация, изменение роли и функций обмена, развитие технологий и все большее число участников, расширение географии и увеличение концентрации обменных центров и других.
Актуальность биржи как экономической структуры можно выразить через следующие вопросы: «Как сегодня развивается биржа?» (темпы ее развития), «Куда она развивается?» (направления развития), и «Что ожидает биржу в будущем?» (перспективы развития).
Данная актуальность подчеркивается также множеством правовых актов, которые созданы или создаются в нашей стране для развития биржевых отношений. Над проблемой развития и функционирования товарных бирж работали следующие авторы: Иващенко А.А., Казакова А.П, Герчикова И.П, Дегтярева О.И. и другие.
Целью данной курсовой работы является изучение спекулятивных операций на международных товарных биржах. Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретические основы деятельности товарных бирж;
– провести анализ развития международных товарных бирж;
– выявить направления сокращения спекулятивных операций на международных товарных биржах.
Объектом исследования являются товарные биржи.
Предметом исследования является спекулятивные операции на международных товарных биржах.
В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, системный подход.
При написании курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты, материалы периодических изданий, а также исследования авторов, занятых разработками данного вопроса.
1 Теоретические основы деятельности товарных бирж
1.1 Виды биржевых сделок и их цели
Биржевая сделка – договор, заключенный между продавцом и покупателем товара или актива на фондовом рынке в течение определенной торговой сессии.
Соответствующие правовые отношения должны осуществляться в рамках установленных правил. Если обменная сделка заключена с нарушениями, она может быть отменена. Или, акционерная организация, которая предусматривает заключение контрактов, может снять ответственность за юридические последствия соглашения между торговцами. Но главная задача соответствующей структуры - биржи - это организовать взаимовыгодное взаимодействие продавцов, покупателей товаров и активов, иногда посредников, в которых заинтересованы все трейдеры.
Биржа - финансовое учреждение, которое играет важную роль в распределении капитала в определенном сегменте экономики. В рамках биржи сосредоточены инвестиционные капиталы, ценные данные из разных секторов экономических процессов. На современных биржах присутствует информация, полезная не только для трейдеров, но и для других финансистов, например, занимающихся аналитическими исследователями в области экономики [9, c. 52].
Участники биржевых сделок заключают правовые отношения в письменной форме, заключают договоры между собой или с брокерами (второй вариант в современной торговле акциями более распространен и обычно применяется в онлайн-формате). Соответствующие документы по своей структуре и содержанию должны соответствовать критериям, установленным законодательством государства, в юрисдикции которого заключены контракты. Биржа заключена только торговцами без прямого участия организации фонда (но в соответствии с ее правилами, которые установлены в интересах участников торгов).
В рамках соответствующего договора стороны определяют сроки купли-продажи товаров или активов, а также основные характеристики продаваемого объекта. Виды обменных операций. Сделки в зависимости от условий, определенных трейдерами, могут быть представлены в следующих вариантах: форварды, фьючерсы, опционы, стандартные транзакции, специальные контракты. Мы изучим эти типы биржевых транзакций более подробно.
Форвард, являющийся одним из наиболее распространенных видов торговых контрактов, является контрактом, по которому партнеры определяют условия отложенной поставки товара или актива - они должны быть сделаны в будущем на условиях, установленных на момент заключения прямой сделки. Фьючерс — это подвид форварда, характеризующий поставку «классического» биржевого товара — как правило, это акция, эмитированная какой-либо компанией. То есть не предполагается реальная доставка чего-либо.
2 Анализ развития международных товарных бирж
2.1 Государственное регулирование и саморегулирование биржевой деятельности
Государственное регулирование деятельности товарных бирж осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство торговли Республики Беларусь, иные государственные органы в пределах их компетенции, определенной законодательством [1], [2], [3].
Президент Республики Беларусь в области государственного регулирования деятельности товарных бирж определяет государственную политику и осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.
Совет Министров Республики Беларусь в области государственного регулирования деятельности товарных бирж в пределах своей компетенции:
– обеспечивает реализацию государственной политики;
– определяет в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь, перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах, в том числе внешнеторговые, и условия заключения таких сделок;
– устанавливает случаи отнесения к биржевому товару работ и услуг;
– устанавливает случаи, сроки и порядок представления стороной внебиржевой сделки товарной бирже сведений для регистрации внебиржевой сделки, состав таких сведений, а также порядок регистрации товарной биржей внебиржевых сделок, ведения реестра указанных сделок и представления заинтересованным лицам информации из этого реестра;
– утверждает типовые правила биржевой торговли на товарных биржах;
– устанавливает порядок определения товарными биржами размера биржевого сбора;
– устанавливает порядок формирования гарантийного фонда товарной биржи и использования его средств;
– утверждает положение о координационном совете по биржевой торговле и его состав;
– осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.
Министерство торговли Республики Беларусь в области государственного регулирования деятельности товарных бирж в пределах своей компетенции:
– осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о товарных биржах;
– разрабатывает и представляет в Совет Министров Республики Беларусь предложения по совершенствованию законодательства о товарных биржах;
– осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
3 Направления сокращения спекулятивных операций на международных товарных биржах
Под спекулятивным риском принято понимать вид финансового риска, который может предполагать как благоприятные, так и неблагоприятные последствия заключения той или иной сделки.
Причины возникновения коммерческого риска. В настоящее время существует огромное количество факторов, способных привести к возникновению коммерческих рисков. К наиболее распространенным причинами относятся:
– резкое снижение объемов реализации продукции, которые могут быть вызваны стремительным падением спроса на тот или иной вид товара, находящийся в процессе осуществления продаж, а также вытеснение продукции компании предприятиями-конкурентами.
– введение ограничений на продажу определенных видов товаров;
– повышение закупочной цены определенных категорий товаров в рамках осуществления предпринимательского проекта;
– неожиданное снижение закупочных объемов, которое негативно влияет на масштабы осуществляемой торговой деятельности и способствует нежелательному увеличению финансовых расходов на единицу объема реализуемого товара;
– потери качества продукции, связанные с нарушением правил обращения (условий хранения, транспортировки и т.п.);
– увеличение объемов издержек обращения, связанное с необходимостью выплат различного рода штрафов, пошлин и отчислений.
Все вышеперечисленные причины могут спровоцировать возникновение спекулятивных рисков и привести не только к потере финансовой прибыли, но и к банкротству всего предприятия.
Главной особенностью спекулятивного риска является то, что любая финансовая операция предприятия может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. В отличие от «чистого» риска риск спекулятивный не ссылается на те события, которые, как заверяют многие специалисты, вызывают определенную форму потери при любом исходе [9, c. 85].
В настоящее время вероятность возникновения спекулятивного риска предсказать довольно сложно. В частности, это связано с тем, что современный финансовый рынок довольно нестабилен, и поэтому крайне проблематично предугадать реакцию потребителя на появление в продаже того или иного вида продукции. То же самое относится и к услугам – в одни временные периоды спрос на них может увеличиваться, а в другие, наоборот, – падать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Биржа — юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка биржевых товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов.
Биржевая сделка – договор, заключенный между продавцом и покупателем товара или актива на фондовом рынке в течение определенной торговой сессии.
Одним из крупнейших международных товарных бирж является Лондонская биржа металлов.
Государственное регулирование деятельности товарных бирж осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство торговли Республики Беларусь, иные государственные органы в пределах их компетенции, определенной законодательством.
Белорусская универсальная товарная биржа является единственной товарной биржей в Республике Беларусь. На ней совершаются сделки, имеющие стратегическое значение для продукции страны. Сотни и тысячи участников принимают участие в биржевых торгах, и каждая транзакция, заключенная на торгах (их общее количество превышает 2 миллиона), дополняется уникальной исторической информацией об обмене, учет, обработка и анализ которой являются не только основой для создания информационный экономический архив, а также источник аналитической информации, лежащей в основе экономических прогнозов развития товарного рынка и стратегических направлений белорусской экономики.
Система реализации лесопродукции в стране регулируется рядом законодательных актов. Белорусская универсальная товарная биржа — основная торговая площадка, на которой белорусская древесина и продукция ее переработки реализуется как внутри республики, так и на экспорт. Активно действующих зарубежных покупателей — 230 из 20 стран мира. Крупнейшие потребители — Литва, Польша, Германия, Латвия, Эстония, Словакия, Китай, Великобритания, Нидерланды. Общий объем сделок в денежном выражении в 2017 году — 1 258,21 млн BYN, или 568,1 млн EUR).
На торгах Белорусской универсальной товарной биржи в 2017 году было реализовано 1,003 млн тонн металлопродукции. Экономической эффективности биржевых закупок способствует организованный оптовый рынок биржевой торговли.
В 2017 году значительная часть биржевого товарооборота приходилась на секцию торгов металлопродукцией и составила 521,3 млн EUR.
В 2017 году товарооборот по секции торгов продукцией сельского хозяйства составил 269,1 млн EUR в эквиваленте (в натуральном выражении — 594 тыс. тонн).
Основным методом максимального снижения вероятности возникновения спекулятивных рисков является качественный сбор информации о том поле финансово-экономической деятельности, на котором планируется заключение сделок. Такой подход позволяет максимально точно спрогнозировать исход того или иного предприятия и просчитать все вероятные пути осуществления торговых операций.
Наиболее существенным шагом в развитии биржевой торговли в Республике Беларусь станет создание срочного товарного рынка, что предоставит субъектам биржевой деятельности ряд перспективных возможностей: эффективное управление рисками. повышение надежности, появление возможности для полноценного финансового планирования, работа с высокой доходностью, низкими издержками и минимальными вложениями средств, что будет доступным и эффективным не только для крупных участников рынка, но и для мелких и средних инвесторов.
1. О товарных биржах: Закон Республики Беларусь от 5 января 2009 г. № 10-З с изм. и доп.: текст по состоянию на 14 июля 2015 г. Минск: Дикта, 2015. 51 с.
2. О некоторых вопросах деятельности открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа»: Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 577 с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 января 2014 г. Минск: Дикта, 2014. 3 с.
3. О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 г. №714 с изм. и доп.: текст по состоянию на 10 ноября
2017 г. Минск: Дикта, 2017. 20 с.
4. Бродский, Б.Е. Макроэкономика : продвинутый уровень : курс лекций / Б. Е. Бродский ; Московская школа экономики МГУ им. М. В. Ломоносова. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2014. − 334 с.
5. Бурлачков, В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис : анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития / В. К. Бурлачков. − Москва : URSS : Либроком, 2013. − 239 с.
6. Герчикова, И.А. Международные биржи / И.А.Герчикова // Вопросы экономики. – 2011. – №7. – С. 3 – 19.
7. Головачев, А.С. Микроэкономика: курс лекций / А.С.Головачев. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010. – 290 с.
8. Гурская, С. П. Эволюция развития биржевой торговли в Республике Беларусь / С. П. Гурская // Современная торговля: теория, практика, перспективы развития: материалы IV международной инновационной научно-практической конференции, Москва, май-сентябрь 2016 г. / Автономная некоммерческая организация высшего образования "Московский гуманитарный университет" ; [под общ. ред. О. Э. Башиной]. – М., 2016. – С. 31-36.
9. Дегтярева, О.И. Биржевое дело: учебник для вузов / О.И.Дегтярева. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 679 с.
10. Доморацкая, А.С. Функции товарной биржи и основные направления биржевой политики в условиях перехода к рынку / А.С.Доморацкая // Вопросы экономики. – 2011. – №10. – С. 8 – 16.
11. Калинушкин, А.В. Производные инструменты срочного рынка /А.В.Калинушкин // Юрист. — 2011. — № 6 (121). — с. 93–95.
12. Капканщиков , С.Г. Макроэкономика : учебник / С. Г. Капканщиков. − 3-е изд., переработанное и дополненное. − Москва : КноРус, 2016. − 406 с.
13. Макроэкономика : учеб. пособие / М.И. Ноздрин-Плотницкий [и др.] ; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. - Минск : Амалфея : Мисанта, 2013. – 311 с.
14. Макроэкономика : учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / Под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. - Минск : БГЭУ, 2015. – 432 с.
15. Макроэкономика : учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. − Москва : КноРус, 2016. − 313 с.
16. Макроэкономика : учебник для высших учебных заведений / В. В. Амосова и др.] ; под редакцией Д. Ю. Митропольского, Т. Г. Бродской. − Санкт-Петербург [и др.] : Питер : Питер Пресс, 2014. − 363 с.
17. ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» [Электронный ресурс] / ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». — Режим доступа: www.butb.by. — Дата доступа: 06.03.2018.
18. Развитие биржевой торговли в Республике Беларусь: особенности, проблемы, перспективы / И.П. Деревяго //Белорусский экономический журнал. – 2015. – №2. – С. 64-74.
19. Толкачева, О.С. Перспективные направления развития биржевой торговли в Республике Беларусь / О.С. Толкачева. Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2012.
С.330-332.
20. Шимов В. Н. Национальная экономика Беларуси / В.Н.Шимов. – 2-е изд., перераб. и доп. Минск: БГЭУ, 2011. – 751 с.
21. Экономическая теория. Общая экономическая теория. Основы микроэкономики. Макроэкономика. Основы международной экономики : курс лекций / С.В. Шахнович и [др.]. – Витебск : «ВГУ им. П.М. Машерова», 2015. – 361 с.