Введение
1 Инновационная политика в современной экономике: цели, задачи, виды, инструменты
2 Мировой опыт реализации экономической политики государства в инновационной сфере
3 Эффективность инновационной политики в Республике Беларусь и основные направления её совершенствования
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Управление инновациями – это комплекс действий, цель которого –достижение и поддержание высокого уровня конкурентоспособности продукции предприятий и производства страны в целом.
Цель управления инновациями – создание технологический новой продукции с определённо новыми технологическими характеристиками путем применения новых технологий и достижений науки.
В настоящее время в рамках процесса глобализации, так как значительно усложнились взаимосвязи и взаимозависимости в мировой политической и общественной жизни, значительно усложнился выход отечественной продукции на мировой рынок, и поддержание его конкурентоспособности. Сложность выхода на мировой рынок обусловливается создание мировых глобальных рынков капиталов, финансов, производства и рабочей силы.
Несмотря на это, большое воздействие оказывает создание глобальных информационных сетей, которые позволяют упростить информационный обмен и сотрудничество в научно-технической сфере культуре и экономики. Говоря иначе, происходит создание глобального научной информационного поля, которое позволяет создавать производство нового типа, где инновации и знания играют главенствующую роль, а производство знаний является источником экономического роста.
Иными словами инновации – это нововведение в производстве, результат инновационной деятельности предприятия, который реализуется в форме нового усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, а также в форме создания нового усовершенствованного технологического процесса, используемого в производственной деятельности.
Объект исследования данной курсовой работы – инновации и инновационный процесс.
Цель данной курсовой работы – раскрыть роль и значение государственной поддержки инноваций.
1 Инновационная политика в современной экономике: цели, задачи, виды, инструменты
Государственная политика инноваций – это такая часть социальной политики государства, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, показывает его направления виды и формы деятельности государственных органов в области науки техники и реализации достижений науки и техники.
Если посмотреть с другой стороны, то можно сказать что инновационная политика государства – это некая совокупность способов воздействия государства на общественное производство для того, чтобы начать выпуск новых видов продукции и технологии, а также увеличить конкурентоспособность местных производителей [5, с. 316].
Основная цель государственной инновационной политики:
– создание правовых, организационных и экономических условий для инновационной деятельности;
– повышение качества производства и конкурентоспособности местной продукции с помощью создания новых технологий;
– содействие активизации инновационной деятельности;
– развитие рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
– расширение поддержки государства в области инноваций;
– увеличение качества использования ресурсов государства, направляемых на развитие инновационной деятельности;
– углубление взаимодействия субъектов хозяйствования в стране при осуществлении инновационной деятельности;
– принятие мер по поддержке государственных инновационных продуктов на международном рынке;
– увеличение объема экспорта.
Направление и состав инновационной политики государства определяются в первую очередь особенностями отрасли и её потенциалом. Абсолютно все отрасли Республики Беларусь взаимозависимы, их доходы зависят от конкурентоспособности их продукции на внутреннем и зарубежном рынке. Такую конкурентоспособность можно разделить на три группы.
Первая группа имеет большой потенциал конкурентоспособности, такие предприятия работают на мировом рынке.
Вторая группа объединяет производителей продукцию, близкой к конкурентоспособными на мировом рынке.
Третья группа объединяет не конкурентоспособные предприятия.
2 Мировой опыт реализации экономической политики государства в инновационной сфере
Практика инновационных проектов экономически развитых стран показывает, что стабильный рост экономики обусловлен в современных условиях высоким уровнем внедрения новых технологий в производство.
По различным экспертным оценкам от 50 до 70 % прироста ВВП в экономически развитых странах обеспечено за счет использования инноваций. В странах с развитой рыночной экономикой государство играет следующую роль: оно стимулирует и поддерживает развитие инновационной деятельности благодаря созданию благоприятных для инвесторов и предприятий, осуществляющих инновационную деятельность финансовых нормативно-правовых и организационных условий [10, с. 213].
Для регулирования инновационных процессов государство может оказывать в развитых странах как прямую поддержку, так и косвенную. Без яркой целенаправленной государственной инновационной политики нельзя поддержать устойчивое развитие экономики страны. Роль государства заключается в том, чтобы задействовать инновационную деятельность во всех сферах экономики и во всех отраслях, и тем самым модернизировать экономическое воспроизводство страны.
Ещё одна важная роль государства в поддержке инновационной деятельности подтверждается опытом инновационно-развитых странах. Так, например, в странах Европы государственная поддержка экономики оказывается зачастую финансовому сектору.
Основной инструмент для реализации инновационных программ – государственные заказы. Параллельно предоставляются все возможные льготы и поблажки, которые выражаются в упрощенной процедуре заключения контрактов, а также налоговые льготы для инновационных фирмы и предприятий.
В развитых странах отмечается самая высокая инновационная активность. Инновации доминируют как в секторе производства, так и в торговле и финансах.
В обрабатывающей промышленности наиболее распространены продуктовые инновации, поскольку в тех же странах Европы база обрабатывающей промышленности развита слабо.
Развитие инновационной деятельности напрямую связано с состоянием образования и науки в стране, а также с рыночной востребованностью инновации.
3 Эффективность инновационной политики в Республике Беларусь и основные направления её совершенствования
Стратегические приоритеты инновационного развития Республики Беларусь на современном этапе определены Концепцией Государственной Программы инновационного развития на 2016-2020 гг., в которой отмечено, что Белорусская модель формирования социально-ориентированной рыночной экономики и стратегия устойчивого развития предусматривают проведение эффективной инновационной и инвестиционной политики.
Достижение главной стратегической цели инновационной политики –формирование конкурентной экономики – возможно за счет кардинального переоснащения и создания новых организаций и производств в промышленности, строительстве, энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, связи, медицине и других отраслях на основе внедрения передовых достижений науки и техники [8, с. 99].
В целях продолжения работы по созданию инновационной экономики разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы (далее – Государственная программа).
Ее формирование предусматривает принятие в установленном порядке концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы.
Концепция обеспечит единый согласованный подход к разработке государственной программы органов государственного управления Республики Беларусь и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов, Минского горисполкома, государственного учреждения «Администрация Парка высоких технологий», учреждений и организаций народнохозяйственного комплекса, образовательных учреждений, а также иных заинтересованных физических и юридических лиц [8, с. 103].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель управления инновациями – создание технологический новой продукции с определённо новыми технологическими характеристиками путем применения новых технологий и достижений науки.
В настоящее время в рамках процесса глобализации, так как значительно усложнились взаимосвязи и взаимозависимости в мировой политической и общественной жизни, значительно усложнился выход отечественной продукции на мировой рынок, и поддержание его конкурентоспособности. Сложность выхода на мировой рынок обусловливается создание мировых глобальных рынков капиталов, финансов, производства и рабочей силы.
Несмотря на это, большое воздействие оказывает создание глобальных информационных сетей, которые позволяют упростить информационный обмен и сотрудничество в научно-технической сфере культуре и экономики. Говоря иначе, происходит создание глобального научной информационного поля, которое позволяет создавать производство нового типа, где инновации и знания играют главенствующую роль, а производство знаний является источником экономического роста.
Иными словами инновации – это нововведение в производстве, результат инновационной деятельности предприятия, который реализуется в форме нового усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, а также в форме создания нового усовершенствованного технологического процесса, используемого в производственной деятельности.
Использование инноваций должно содействовать развитию предприятия, отрасли или государства, его главная цель – получение дополнительной прибыли.
Таким образом, практика инновационных проектов экономически развитых стран показывает, что стабильный рост экономики обусловлен в современных условиях высоким уровнем внедрения новых технологий в производство. Также, как показывает мировой опыт, в экономически развитых странах всегда высока доля государственного развития инновационной деятельности. Республика Беларусь также встала на путь развития инноваций, для реализации политики инноваций в стране разработала Концепция Государственной Программы инновационного развития на 2016-2020 годы.
1. Бурутин, А. Г., Седаш, Т. Н., Сетченкова, Л. А. Особенности механизма финансирования инновационных процессов модернизации экономики / А. Г. Бурутин, Т. Н. Седаш, Л. А. Сетченкова // Финансы и кредит. – 2012 – № 33
2. Богдан Н.И. Международные индикаторы инноваций: оценка сильны и слабых сторон национальной инновационной системы Беларуси Н.И./ Н.И. Богдан // БЭЖ. 2013 – № 4 – С. 31– 47.
3. Войтов, И.А., Анищик, В.М., Гришанович, А.П., Толочко, Н.К. Инновационная деятельность и венчурный бизнес: научно-методическое пособие / И. В. Войтов, В. М. Анищик, А. П. Гришанович, Н. К. Толочко. – Минск: ГУ «БелИСА», 2011 – 188 с.
4. Галица, И.А., Погуда, Н.В., Погуд,а А.А. Использование принципа поливариантности при принятии инвестиционно-инновационных решений / И.А. Галица, Н.В.Погуда, А.А. Погуда // Вестник БГЭУ. – 2015 – №1. – С.32–38.
5. Ерохина, Е. Управление инновационной деятельностью: опыт зарубежных стран / Е. Ерохина // Проблемы теории и практики управления. – 2012 – № 7/8.
6. Евлаш, А.И., Кевра, Г.И. Сущность и направления инвестиционно-инновационной деятельности промышленности Республики Беларусь / А.И. Евлаш А.И., Г.И. Кевра. / Труды БГТУ. – 2014 – № 7 – С.21–24.
7. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / [Б.З. Мильнер и др.] ; под общ. ред. Б.З. Мильнера ;. – М. – 2010 – 624 с.
8. Коротченкова Ю.О., Серебренников Б.С. Анализ состояния и динамики мирового рынка нанотехнологий / Ю.О Коротченкова., Б.С Серебренников. // БЭЖ. – 2013 – № 3 – С. 98–110.
9. Кучуков, Р. Роль государства в формировании инновационной экономики / Р. Кучуков// Экономист. – 2009 – N 6 – С. 3–13.
10. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь. –Статистический сборник: Минск – 2013г.
11. Раковец, А.А. Инновационное развитие экономики Республики Беларусь и его регулирование инструментами финансово-кредитного механизма: [монография] / А. А. Раковец. – Минск :Мисанта, 2011 – 255 с.
12. Статистический сборник «Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2015». – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2016 -524 с.
13. Статистический справочник «Беларусь в цифрах». – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2016 - 76 с.
14. Степаненко, Д.М. Теоретико-методологические основы реализации государственной инновационной политики: монография / Д. М. Степаненко. – Смоленск: Универсум, 2010 – 308 с.
15. Судариков, А. В. Грибовский, А.В. Государственно-частные партнерства в сфере науки, технологий и инноваций: зарубежный опыт / А. Л. Судариков, А. В. Грибовский// Инновации. – 2012 – № 7
16. Указ Президента Республике Беларусь от 20 мая 2013 г. № 229 «О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов», предполагающий государственную финансовую поддержку в форме инновационных ваучеров и грантов».
17. Шимов, В.Н., Крюков, Л.М. Модернизация национальной экономики – императив времени/ В.Н. Шимов, Л.М. Крюков // БЭЖ. – 2013 – № 2 – С. 18–42.
18. Шумилин, А.Г. О концепции государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг. /А.Г.Шумилин //Новости науки и технологий. – 2015 – № 2 – С.6–15.