Введение
1 Иностранные инвестиции: сущность, формы
1.1 Сущность иностранных инвестиций
1.2 Формы иностранных инвестиций
2 Инвестиционная политика Республики Беларусь
2.1 Понятие, цели и задачи инвестиционной политики
2.2 Формирование открытой экономики в Республике Беларусь
2.3 Привлечение иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь
3 Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь
3.1 Государственная политика Республики Беларусь по привлечению иностранных инвестиций
3.2 Национальная программа привлечения иностранных инвестиций в экономику Беларуси
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В наше время всё большее значение приобретает применение иностранных инвестиций. Множество форм экономической деятельности обусловило необходимость финансовой поддержки бизнеса как со стороны государства, так и от иностранных инвесторов.
Общий объем иностранных инвестиций во всём мире ежегодно растет, причём расчёт более высокими темпами, чем общий объем валового внутреннего продукта стран мира.
На сегодняшний день без инвестирования невозможно современное создание капитала, невозможно поддерживать конкурентоспособность товаропроизводителей внутри страны и за ее пределами.
Процесс структурного и качественного обновления мирового производства товаров и услуг и рыночной инфраструктуры происходит только за счёт иностранных инвестиций.
От темпов поступления иностранного инвестирования зависит весь производственный процесс: чем активнее происходит инвестирование, тем эффективнее производство и рыночные преобразования.
В эпоху глобализации развития малой открытой экономики Республики Беларусь, ощущается сильная зависимость от использования всевозможных форм международных экономических отношений, среди которых главенствующую роль занимают иностранные инвестиции. Это связано с тем, что прямые иностранные инвестиции способствуют привлечению дополнительных денежных средств, с помощью чего вовлекают потенциал страны в международное производство товаров и услуг, оказывают влияние на экономический рост страны, на конкурентоспособность продукции страны на мировом рынке, а также на место страны в международном разделении труда.
Прямые иностранные инвестиции также оказывают значительное влияние в период кризисов, так как именно они оказывают положительный эффект на стабильность текущего и капитального счёта платёжного баланса страны.
1 Иностранные инвестиции: сущность, формы
1.1 Сущность иностранных инвестиций
Важнейшие направления государственной экономической политики Республики Беларусь – это создание положительного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.
Для того чтобы изучить данный вопрос более детально необходимо выделить несколько определений.
Международное движение капитала – это процесс широкомасштабного перетекания капитала через границы стран. Международная миграция капитала основана на его разделении между странами, как одном из основных факторов производства. Международное разделение капитала также выражено в разной обеспеченностью стран материальными запасами, необходимыми для того, чтобы производить товары и услуги, а также разностью традиций и опыта производства уровнем технической вооруженности и другими финансовыми и рыночными механизмами [10, с.145].
Накопленные сбережения капитала в денежной форме являются самой важной предпосылкой для инвестирования и расширение производства в данных странах.
Инвестиции (от латинского область) это все виды материальных и научных ценностей которые вкладываются в объекты предпринимательства, в результате чего образуется чистая прибыль или достигается положительный социальный и научный эффект.
Отношения, которые связаны с реализацией инновационной деятельности в Республике Беларусь, регулируются инвестиционным кодексом Республики Беларусь, а также другими законодательными актами государства, в том числе это международные договоры Республики Беларусь и инвестиционные договоры с государствами партнерами.
Положение кодекса действует на территории Республики Беларусь на всех иностранных инвесторов и предприятия с иностранными инвестициями.
На основании инвестиционного кодекса Республики Беларуси можно сказать, что иностранные инвестиции – это любое имущество или финансы, ценные бумаги, оборудование и другие ценности, которые принадлежат инвестору на праве собственности или на ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности для того чтобы получить прибыли или иной значимый эффект: социальный экологический научный и так далее [10, с.148].
2 Инвестиционная политика Республики Беларусь
2.1 Понятие, цели и задачи инвестиционной политики
Инвестиционная политика наряду с финансовой политикой это составные части экономической политики государства.
Инвестиционная политика является важнейшим рычагом воздействия как на экономику государства, так и на предпринимательскую деятельность и ее хозяйствующих субъектов.
Инвестиционная политика государства является комплексом целенаправленных мероприятий, которые проводятся государством для того чтобы создать благоприятные условия для всех предприятий и организаций для того, чтобы повысить их инвестиционную активность, поднять экономику, повысить эффективность производства, решить многие социальные проблемы.
Задачи инвестиционной политики государства Республики Беларусь, как и других государств, определяются ее целью и экономической ситуацией в стране.
Задачами инвестиционной политики можно назвать следующие:
– выбор и поддержка развития отдельных регионов и отраслей экономики;
– поддержка развития бизнеса, в частности малого и среднего бизнеса;
– поддержание сбалансированного развития экономики всех отраслей;
– реализация государственной программы жилищного строительства;
– поддержание на высоком уровне конкурентоспособности отечественных производителей [4, с. 162].
Во время разработки политики привлечения и использования иностранных инвестиций, важно учитывать основные принципы, выполнения которых может отражаться в разных формах в увязке с особенностями и конкретными экономическими условиями и задачами страны. Рассмотрим подробнее данные принципы.
Принципы экономической безопасности. Во время поиска, привлечения, а также использования международных государственных, а также банковских кредитов нужно оценивать влияние этих кредитов на рост внешнего долга и появление отрицательного сальдо.
Принцип реализации инвестиционных целей государства. Иностранные инвестиции должно регулировать государство для того, чтобы решить некоторые макроэкономические задачи: поддержать рост ВВП, оптимизировать платежный баланс, загладить колебания производства и занятости, стабилизировать цены, снизить инфляцию, снизить дефицит государственного бюджета.
3 Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь
3.1 Государственная политика Республики Беларусь по привлечению иностранных инвестиций
Привлечение и эффективное использование инвестиций является одним из основных приоритетов государственной инвестиционной политики Республики Беларусь, которую осуществляет Министерство экономики Республики Беларусь.
Министерство иностранных дел Республики Беларусь совместно с белорусскими загран учреждениями оказывает содействие привлечению иностранных инвестиций в экономику страны и формированию благоприятного инвестиционного имиджа Республики Беларусь за рубежом.
Все секторы национальной экономики открыты для иностранных инвестиций, за исключением производства оружия, наркотических и ядовитых веществ [6, с. 311].
В стране создана система стимулов, льгот и преференций для осуществления инвестиционной деятельности. Специальные правовые режимы действуют для инвесторов в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий, Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень» и др.
В географическом разрезе значительная доля притока прямых иностранных инвестиций на чистой основе (по состоянию на 01.01.2017 г.) приходится на инвесторов из:
– стран Европейского союза – 39%;
– стран ЕАЭС – 29 %;
- стран Азии и Ближнего Востока – 6%;
– прочие страны. – 26%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвестиционный процесс является одним из основных аспектов функционирования экономической системы, определяя в конечном счёте уровень эффективности производства.
Иностранные инвестиции становятся одним из решающих факторов экономической политики многих государств. Без них не удаётся быстро преодолевать экономические кризисы и выходить на рубежи экономического роста, обеспечивать прирост социального эффекта, сбалансированность макроструктуры, повышение оплаты труда до уровня стимулирования его высокой производительности и рыночной платежеспособности, выступающей катализатором экономического подъёма.
Существует множество видов привлеченного иностранного капитала, он источниками происхождения, направлениями реализации, формами вкладов и другими характеристиками.
Инвестиционная, амортизационная, научно-техническая политики, а также политика в отношении привлечения иностранных инвестиций тесно связаны между собой. Все они – составные части экономической и социальной политики государства.
Инвестиционная политика должна содействовать развитию государства в экономическом плане, поддерживать национальных производителей и повышать уровень жизни населения.
Выбирая инструменты национальной инвестиционной политики, необходимо отметить, что стимулирование прямых иностранных инвестиций путем предоставления налоговых или экспортных льгот не считается эффективным механизмом в долгосрочном плане.
1. Алымов Ю.М. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за первое полугодие 2016 года и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации // Банковский вестник. 2016. №22. С.4–9.
2. Грузицкий Ю.Л. История развития денежно-кредитной системы Беларуси: учеб. пособие / Грузицкий Ю.Л. – Минск: Экоперспектива, 2013. –232с.
3. Лобанов А. Механизм монетарной политики Республики Беларусь // Банковский вестник. 2012. №26. С.22–27.
4. Макроэкономика: учеб. пособие / В.А. Воробьев [и др.]; под ред. В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2009. – 270 с.
5. Микроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
6. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [и др.].– Минск: Юнипак, 2004. – 202 с.
7. Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития: материалы IV респ. науч. студ. конф., Минск, 16–18 мая 2007 г. / Белорус, гос. экон. ун-т; редкол.: Г.А. Короленок (гл. ред) [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2007. – 206 с.
8. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2016 году // Экономический бюллетень. 2016. №2. С.4–110.
9. Тенденции в денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в 2016 году // Банковский вестник. 2016. – №6. С.3–12.
10. Тенденции в денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в январе-мае 2016 года // Банковский вестник. 2016. №21. С.3–12.
11. Экономика предприятия: учебно-метод. комплекс / А.С. Головачев [и др.]; под общ. ред. В.И. Кудашова. – Минск: Изд-во МИУ, 2007. – 338 с.
12. Экономическая теория: учебник / Н.И. Базылев [и др.]; под общ. ред. Н.И. Базылева. – Минск: БГЭУ, 2012. – 752с.