ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ – ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Экономическая сущность и особенности формирования прибыли организации в условиях конкуренции
1.2 Показатели прибыли и рентабельности, методики их анализа
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РУП «БЕЛТЕЛЕКОМ»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика РУП «Белтелеком»
2.2 Анализ формирования, распределения и использование прибыли
2.3 Факторы, влияющие на сумму прибыли и уровень рентабельности
ГЛАВА 3 РЕЗЕРВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ РУП «БЕЛТЕЛЕКОМ»
3.1 Основные направления увеличения финансовых результатов деятельности РУП «Белтелеком»
3.2 Основные резервы увеличения финансовых результатов деятельности РУП «Белтелеком»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Основой экономического развития в рыночной экономике – это показатель прибыли, который является важнейшим показателем эффективности работы организации, и источник его активности. Рост прибыли создает фонд финансирования для реализации российского воспроизводства предприятий и удовлетворения социальных и материальных нужд учредителей и персонала предприятия. Прибыль – это обязательства организации перед бюджетом, банками и иными предприятиями.
Финансовые показатели организации характеризуют величину прибыли и показателем рентабельности. Прибыль организации получают в первую очередь от реализации продукции и от иных видов деятельности (аренда основных средств, торговая деятельность на финансовых рынках и т.д.).
Прибыль является основной причиной для основания новых или развития имеющихся организаций. Желание извлечения прибыли стимулирует людей искать более лучшие способы, совокупности ресурсов, придумывать новые продукты, на которые может появиться спрос, использовать организационные и технические нововведения, обещающие рост эффективности производства. Функционируя прибыльно, каждая организация вносит свой вклад в финансовое развитие общества и содействует формированию и приумножению общего богатства и благосостояния нации.
В рыночной экономике весомость прибыли весьма велико. Стремление к прибыли направляет производителей на увеличение объемов производства, потребительских потребностей, снижение себестоимости продукции. С развитием конкурентной борьбы этим добивается не просто самоцель предпринимательства, но и удовлетворение потребностей общества. Для коммерсанта прибыль считается знаком, который указывает, где наибольший темп роста, создает мотив для инвестирования в данные области. Убытки также играют свою роль. Они указывают на ошибки в направленности средств производства и распределения продуктов.
Объем продаж и величина прибыли, показатели рентабельности находятся в зависимости от производственной, сбытовой, маркетинговой и финансовой деятельности организаций, иными словами, эти показатели охватывают все стороны бизнеса.
В рыночной экономике направленность организаций на извлечение прибыли считается обязательным условием для их эффективной коммерческой деятельности, аспектом выбора подходящих направлений и способов данной деятельности. Управление формированием, распределением и использованием прибыли считается важным процессом, обеспечивающим как необходимости развития организации, так и образование доходов госбюджета.
ГЛАВА 1 ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ – ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Экономическая сущность и особенности формирования прибыли организации в условиях конкуренции
В обстоятельствах рыночной экономики и большой конкуренции главными условиями, определяющими благополучную деятельность компании, это действенное правление бизнесом, поиск ресурсов оптимального применения ресурсов, расширение сферы деятельности. Ведущей задачей работы всякой коммерческой компании считается получение прибыли. Параметрами, описывающими действенность функционирования компании, являются прибыль и рентабельность. При этом любая компания старается максимизировать прибыль и увеличить уровень рентабельности [3, с. 111].
В качестве экономической категории прибыль выражает в денежном виде стоимость прибавочного продукта, сформированного производительным трудом работников. Во время изучения прибыли как экономической категории исследуются ее содержание, качественная сторона.
Количественные свойства прибыли описываются с помощью экономических характеристик, которые владеют и качественную (содержательную), и количественную определенность.
Прибыль это одна из ключевых целей компании, характеристикой окончательного финансового итога ее хозяйственной деятельности.
Так, по мнению Савицкой В.Г., прибылью является часть чистого дохода, основанного в ходе создания и реализации в области обращения, который напрямую получают компании и только после продажи продукции чистый доход приобретает вид прибыли [16, с. 249]. С другой стороны, в соответствии с Налоговым Кодексом прибыль – это полученный доход, уменьшенный на величину производственных расходов.
Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян [12, с. 218] считают, что «прибылью является заключительный финансовый итог работы компании, описывающий полную результативность ее работы».
В целом можно считать, что прибылью является разница между совокупными доходами и совокупными экономическими затратами.
Прибыль это заключительный финансовый итог хозяйственной деятельности компании. Но финансовым итогом может быть не только прибыль, но и убыток, появившийся, к примеру, из-за слишком больших затрат или недополучения доходов от продажи товаров в связи с сокращением объёма поставок товаров, понижением покупательского спроса.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РУП «БЕЛТЕЛЕКОМ»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика РУП «Белтелеком»
Республиканское унитарное предприятие электросвязи «Белтелеком», основанное на праве хозяйственного ведения, зарегистрировано решением Минского горисполкома 22.07.2004 года №1475 в ЕГР за №101007741.
Учредителем филиала «Междугородная связь» РУП «Белтелеком» и органом государственного управления является Министерство связи и информатизации Республики Беларусь.
РУП «Белтелеком» – национальный оператор электросвязи Республики Беларусь. Предприятие обеспечивает передачу междугородного и международного трафика, а также работу наземной сети телевизионных каналов и каналов радиовещания.
Республиканское унитарное предприятие электросвязи «Белтелеком» – ведущая телекоммуникационная компания с многолетней историей, персонал которой обеспечивает и развивает важные для государства, общества, частных и корпоративных клиентов технологии связи. В своей деятельности предприятие делает ставку на активную политику расширения и улучшения услуг электросвязи. Компания динамично развивается и занимает доминирующую позицию на телекоммуникационном рынке Республики Беларусь, являясь крупнейшим оператором электросвязи на территории нашей страны.
«Белтелеком» был создан 3 июля 1995 года как Республиканское государственное объединение. 1 августа 2004 года компания прошла преобразование в Республиканское унитарное предприятие электросвязи. Областные унитарные предприятия электросвязи, а также УП «Минская городская телефонная сеть», УП «Междугородная связь», УП «Минская телефонно-телеграфная станция» были реорганизованы в филиалы РУП «Белтелеком» путем присоединения.
Сегодня компания «Белтелеком» включает в себя 9 филиалов и 3 производства в составе головного структурного подразделения предприятия. Филиалы:
‒ Брестский филиал;
‒ Витебский филиал;
‒ Гомельский филиал;
‒ Гродненский филиал;
‒ Могилевский филиал;
‒ Минский филиал;
‒ филиал «Минская городская телефонная сеть»;
‒ филиал «Междугородная связь»;
‒ филиал «Подсобное сельское хозяйство».
ГЛАВА 3 РЕЗЕРВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ РУП «БЕЛТЕЛЕКОМ»
3.1 Основные направления увеличения финансовых результатов деятельности РУП «Белтелеком»
Если раньше увеличение прибыли достигалось в основном за счет роста выручки или снижения себестоимости, то в настоящее время перед организацией стоят все формы собственности, есть еще одна возможность регулирования прибыли – за счет выбора такого приема учета, который позволяет наиболее уместно рассчитать прибыль.
Так, рассмотрим приемы начисления амортизации. Так, РУП «Белтелеком» может выбрать нелинейный способ начисления амортизации по амортизируемому имуществу (для имущества, по которому срок полезного использования составляет до 20 лет включительно). Приобретать амортизируемое имущество по договорам лизинга всегда, где это возможно и использовать специальный коэффициент для амортизационных отчислений, равный 3.
РУП «Белтелеком» имеет право применять ускоренную амортизацию. При введении ускоренной амортизации применяется равномерный (линейный) метод ее исчисления, при котором утвержденная в установленном порядке норма годовых амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения в размере не больше двух.
Не существует формализованных критериев оценки нематериальных активов, а так же методов их амортизации. Варьируя этими оценками, можно влиять на размер прибыли.
Список нематериальных активов заключается в статье 980 Гражданского кодекса Республике Беларусь, каковая к ним также причисляет «ноу-хау», конфиденциальные формулы и процессы, сведения касательно индустриального, коммерческого или научного опыта.
К товарно-материальным ценностям относятся: знаки почтовой оплаты, товары (немаркированные конверты, художественные карточки, продукция филателии, почтовая бумага), товары народного потребления, телефонные карточки, лотерейные билеты и другие ценности.
Для совершенствования управления прибылью уместно непрерывно улучшать финансовую структуру, образовывать центры финансового учета предприятия и их связь между собой. Центр финансового учета выступает в роли структурного подразделения или группы подразделений, которые осуществляют конкретные хозяйственные операции и умеющие делать конкретное влияние на прибыльность определенной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего роста эффективности производства, усиления материальной заинтересованности персонала в достижении высокой эффективности их организации, что определяет важность и актуальность выбранной темы. Характеризует степень деловой активности, финансовой устойчивости и благополучия организации. Прибыль, определяет уровень влияния отдачи и рентабельность инвестиций в активы организации.
С экономической точки зрения прибыль может быть описана сложной категорией. Таким образом, прибыль является показателем, который отражает эффективность производства, объем и качество выпускаемой продукции и обеспечивающим стимулирующий эффект для развития организации.
Анализ прибыли считается одним из значимых направлений при поиске путей роста эффективности функционирования организации. От своевременности его проведения, достоверности полученных результатов и оперативности разработки мер, которые направленны на рост показателей прибыли зависит успешное развитие организации в долгосрочной перспективе.
Предметом исследования курсовой работы послужили финансовые показатели РУП «Белтелеком».
РУП «Белтелеком» – национальный оператор электросвязи Республики Беларусь. Предприятие обеспечивает передачу междугородного и международного трафика, а также работу наземной сети телевизионных каналов и каналов радиовещания.
Организационно-экономическая характеристика деятельности РУП «Белтелеком» показала, что организация имеет стабильное финансовое состояние, которое позволяет ежегодно увеличивать объемы выручка от реализации продукции, работ, услуг. С ростом выручки от реализации услуг наблюдается рост себестоимости услуг, так в 2016 году по сравнению с 2015 годом – на 15,3%, а по сравнению с 2014 годом – на 37,7%. Стоит отметить положительный момент в деятельности организации, это превышение темпов роста выручки от реализации услуг над темпами себестоимости реализации услуг, что позволило получить прибыль от реализации услуг. Так, прибыль от оказанных услуг в 2016 году составила 122266 тыс. руб., отметим, что рост к уровню 2015 года – на 23,9%, а по сравнению с 2014 годом на 23,6%. И как следствие наблюдался рост прибыли от текущей деятельности в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 15,6%. На протяжении анализируемого периода организация имела прибыль от финансовой и инвестиционной деятельности. Прибыль до налогообложения также имела неоднозначную тенденцию, так в 2016 году по сравнению с 2015 годом снижение составило на 0,4%, а по сравнению с 2014 годом наблюдается рост – на 10,0%.
1 Агарков, А. П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 400 с.
2 Баканов, М. И. Теория экономического анализа: учебник / М. И. Баканов, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет; под ред. М. И. Баканова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 536 с.
3 Бердников, А. А. Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический аспект / А. А. Бердников // Молодой ученый. – 2013. – №2. – С. 111-113.
4 Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 663 с.
5 Елисеева, Т.П. Экономика и анализ деятельности предприятий / Т.П. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 480 с.
6 Ефимова, О. В. Анализ рентабельности капитала / О. В. Ефимова // Бухгалтерский учет. – 2013. – №11. – С.11-15.
7 Иванов, И. Н. Экономика промышленного предприятия: учебник / И. Н. Иванов. – М.: Инфра-М, 2011. – 393 с.
8 Игнатущенко, В. В. Оценка качества прибыли / В. В. Игнатущенко // Деловой партнер. – 2015. – №1. – С. 17-21.
9 Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. – М.: Юрайт, 2014. – 448 с.
10 Кишкель, Е.Н. Основы управленческой деятельности: социальная психология, менеджмент / Е.Н. Кишкель. – Минск: Выш. Шк., 2010. – 327 с.
11 Липатов, И.В. Прогнозирование прибыли / И. В. Липатов // Финансы. – 2014. – №5. – С.15-18.
12 Маркарьян, Э. А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 536 с.
13 Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 // Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2015.
14 Осмоловский, В. В. Теория АХД: учебник / В. В. Осмоловский, Л. И. Кравченко, Н. А. Русак. – Минск: Новое знание, 2008. – 318 с.
15 Савицкая, Г. В. Новые формы отчетности: аналитические возможности увеличены / Г. В. Савицкая // Гл. Бухгалтер / № 15 (735) апрель 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/savitskaya-g-novye-formy-otchetnosti-ana_0000000. – Дата доступа: 04.10.2016.
16 Савицкая, Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятий: учебник. / Г. В. Савицкая – Минск: Новое знание, 2015. – 607 с.
17 Стражев, В. И. Теория анализа хозяйственной деятельности в промышленности: учеб. пособие / В. И. Стражев – 2-е изд., испр. – Минск: «Вышэйшая школа», 2014. – 143 с.
18 Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия: учебник / Л. А. Чалдаева. – Москва: Юрайт, 2011. – 347 с.
19 Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учебное пособие / Г. И. Шепеленко. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2010. – 608 с.
20 Экономика и финансы предприятия / под ред. Т.С. Новашиной. – М.: Синергия, 2014. – 344 с.
21 Экономика, организация и управление на предприятии: учебное пособие / [А. В. Тычинский и др.]. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2010. – 475 с.
22 Экономика, организация и управление на предприятии / под ред. М.Я. Боровской. – Спб: Феникс, 2010. – 480 с.
23 Экономика предприятий (организаций): учебник / А. И. Нечитайло, А. Е. Карлик. – М.: Проспект: Кнорус, 2010. – 304 с.
24 Экономика предприятия: учебник / [В. М. Семенов и др.]. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 416 с.
25 Экономика предприятия: учебный комплекс / Л. А. Лобан, В. Т. Пыко. – Минск: Современная школа, 2010 – 429 с.
26 Экономика предприятия (организации): учебник / [Н. Б. Акуленко и др.]. – М.: Инфра–М, 2011. – 638 с.
27 Экономика предприятия: учебник / [А. П. Аксенов и др.]. – М.: КноРус, 2011. – 346 с.
28 Экономика фирмы: учебник / [А. С. Арзямов и др.]. – М.: Инфра-М: Национальный фонд подготовки кадров, 2010. – 526 с.
29 Экономика фирмы: учебник для вузов / [В. Я. Горфинкель и др.]. – М.: ИД Юрайт, 2011. – 678 с.
30 Яковлев, И. Г. Управление затратами и прибылью организации / И. Г. Яковлев // Экономист. – 2014. – №8. – С.11-16.
31 Якуш, И.Ф. Оценка показателей прибыли / И. Ф. Якуш // Финансист. – 2015. – №5. – С.16-19.