АННОТАЦИЯ
Темой данной курсовой работы является разработка программного продукта, позволяющего сотрудникам кредитного отдела банка, оформлять и хранить информацию о договорах кредитования, заключаемых клиентами.
Данная разработка реализована в операционной системе Windows 7, в интегрированной среде разработки Emracadero RAD Studio XE8.
Пояснительная записка представляет собой документ, состоящий из:
· Введения;
· Основной части;
· Заключения;
· Приложений;
· Источники, использованные при разработке.
Во введении обосновывается актуальность темы (проблемы), формулируется научный аппарат предполагаемого исследования (цели и задачи работы, объект, предмет и методы исследования).
Основная часть работы включает, как правило, три раздела, в которых содержатся подразделы. Допускается выполнение курсовых работ с основной частью, состоящей из двух или четырех разделов.
В приложения пояснительной записки входят оформленные по ГОСТ все документы по программному обеспечению.
Заключительная часть пояснительной записки содержит список литературы, которая использовалась при разработке данного дипломного проекта.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях Республики Беларусь, нормативно-законодательные акты Республики Беларусь, а также другая зарубежная литература, позволяющая раскрыть все аспекты данной темы.
Для изучения стандартов были использованы следующие источники:
· ГОСТ 19.102-77. Единая система программной документации. Стадии разработки. – Введ. 81-07-01. – Москва : Изд-во стандартов, 2001.
· ГОСТ 19.104-78. Единая система программной документации. Основные надписи. – Введ. 81-07-01. – Москва : Изд-во стандартов, 2001.
· ГОСТ 19.106-78. Единая система программной документации. Требования к программным документам, выполненным печатным способом. – Введ 81-07-01. – Москва : Изд-во стандартов, 2001.
· ГОСТ 19.201-78. Единая система программной документации. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению. – Введ. 81-07-01. – Москва : Изд-во стандартов, 2001.
· ГОСТ 19.103-80. Единая система программной документации. Схемы алгоритмов и программ. Обозначение условные графические. – Введ. 81-07-01. – Москва : Изд-во стандартов, 2001.
Для раскрытия полной темы, а также улучшения профессиональных качеств использовались:
· Бугорский В.Н., Соколов Р.В., Сетевая экономика и проектирование информационных систем. – СПб.: Питер, 2007.-320с.
· Мультимедийный конспект по дисциплине «Проектирование информационных систем в экономике».
· Соколов Р.В., «Проектирование АРМ управленческого персонала», Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине - СПб.: СПбГИЭУ ,2002. – 19с.
В данных информационных источниках все подробно и доступно изложено. Также данные источники находятся в свободном доступе, что облегчает работу с ними.
ВВЕДЕНИЕ
С точки зрения банковских профессионалов и их клиентов банк является финансовым учреждением. Однако с точки зрения телекоммуникационных специалистов банк выглядит как предприятие по переработке и передаче информации. Финансовые и денежные процессы, протекающие в банке, могут и должны быть интерпретированы как процессы обработки, хранения и переноса информации. Это относится в равной мере как к расчётным процессам, манипулирующими информацией о состоянии счетов клиентов, так и к процессам управления банком и принятия решений в сфере, например, кредитной или дилинговой деятельности.
Особенно ярко такая интерпретация проявляет себя при переходе банков, делового мира и всего общества на новые методы денежного обращения, когда кредитные и дебетовые карты, банкоматы, электронное обслуживание клиентов и другие подобные процессы ведет к тому, что все платёжные, расчётные и другие финансовые процедуры не будут нуждаться в бумажных деньгах и документах, а будут заключаться в компьютерной обработке и передаче информации.
Имея в виду такую перспективу, нельзя переоценивать роль компьютерных информационных систем и компьютерных телекоммуникаций в банковском деле. С этой точки зрения широко понимаемая проблема управления становится ключевой в обеспечении эффективности и надёжности работы банка, именно её качественное решение определит в конечном итоге его жизне- и конкурентоспособность.
Использование стандартных методов и средств управления позволяет обеспечивать совместимость аппаратно-программных средств, разработанных различными изготовителями.
Сегодня требуется система управления корпорацией, которая создавала бы полный эффект присутствия администратора на каждом рабочем месте и позволяла централизованно решать текущие задачи по управлению конфигурацией и оперативному устранению возникающих проблем.[1]
Целью данного курсового проекта является закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков по проектированию информационных систем.
1 ПРЕДПРОЕКТНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
При проведении обследования ставятся следующие цели:
· исследование условий деятельности объекта автоматизации (отдела кредитования);
· выявление взаимодействующих объектов и характера существующих информационных потоков;
· изучение бизнес-процессов, протекающих в рамках объекта;
· определение информационных нужд объекта;
· установление организационных, технических и технологических предпосылок к внедрению информационной системы.
Основными этапами проведения обследования являются:
1. Сбор материала;
2. Анализ материалов обследования и разработка концепции информационной системы;
3. Оформление отчета об обследовании.
В процессе проведения обследования применялись следующие методы:
· личные наблюдения;
· анализ локальных нормативно-правовых актов (Устав банка, Положения о кредитовании и т.д. и т.п.);
· опрос сотрудников отдела кредитования (начальника, менеджеров);
· беседы и консультации с руководителями (с генеральным директором, начальником отдела кредитования и его заместителем).
Анализ материалов обследования был проведен на основе построения таблиц (операции бизнес-процессов) и схем (организационная структура отдела кредитования, схема взаимодействия отдела кредитования с другими структурными подразделениями банка).
В результате проведенной на данной стадии работы выяснилось, что существующая система не справляется с задачами по обработке кредитной информации и поэтому требуется ее замена.
С полным отчетом об обследовании можно ознакомиться в Приложении А.
2 РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
Техническое задание устанавливает основное назначение разрабатываемого объекта, его технические характеристики, показатели качества и технико-экономические требования, предписание по выполнению необходимых стадий создания документации (конструкторской, технологической, программной и т. д.) и её состав, а также специальные требования.
Техническое задание также используется при создании творческого объекта (видеоролик, статья, графическое изображение, сайт).
Техническое задание является юридическим документом — как приложение включается в договор между заказчиком и исполнителем на проведение проектных работ и является его основой: определяет порядок и условия работ, в том числе цель, задачи, принципы, ожидаемые результаты и сроки выполнения. То есть должны быть объективные критерии, по которым можно определить, сделан ли тот или иной пункт работ или нет.
Все изменения, дополнения и уточнения формулировок ТЗ обязательно согласуются с заказчиком и им утверждаются. Это необходимо и потому, что в случае обнаружения в процессе решения проектной задачи неточностей или ошибочности исходных данных возникает необходимость определения степени вины каждой из сторон-участниц разработки, распределения понесенных в связи с этим убытков.
Техническое задание, как термин в области информационных технологий – это юридически значимый документ, содержащий исчерпывающую информацию, необходимую для постановки задач исполнителям на разработку, внедрение или интеграцию программного продукта, информационной системы, сайта, портала либо прочего ИТ сервиса.[2]
Разработка технического задания(ТЗ) является неотъемлемой частью любого проекта. ТЗ предназначено для того, чтобы при разработке и внедрении АСУ ТП учесть все технологические аспекты этой системы и требования заказчика.
· Анализ (диагностика) требований к системе автоматизации.
· Изучение существующей АСУТП заказчика (при ее наличии).
· Проектирование архитектуры системы.
3 РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
На данном этапе определяются основные программные компоненты системы, характеристики оборудования и устанавливаются основные проектные решения по частям системы.
На основе соотношения существующих затрат на обработку кредитной информации и соответствующими затратами в результате внедрения системы рассчитывается экономическая эффективность системы.
В техническом проекте описываются:
· основные программные компоненты разрабатываемой системы и их функции;
· характеристики технических средств, используемых в системе;
· основные проектные решения по функциональной и обеспечивающей частям системы;
· составляющие информационной базы (входящие и исходящие документы).
С техническим проектом можно ознакомиться в Приложении В.
4 ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Предварительные испытания проводятся в соответствии с Программой и методикой предварительных испытаний для определения работоспособности системы и решения вопроса о возможности ее приемки в опытную эксплуатацию.
В Программе и методике испытаний определяются:
· объект испытаний и его комплектность;
· цели проведения испытаний;
· место и продолжительность испытаний;
· организации, участвующие в испытаниях;
· перечень документов, предъявляемых на испытания;
· объем испытаний;
· материально-техническое обеспечение испытаний;
· условия проведения испытаний;
· порядок проведения испытаний.
Программу и методику проведения предварительных испытаний можно просмотреть в Приложении Г
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данный курсовой проект разработан для проектирования и создания АИС «Учет кредитных договоров». Создание базы данных обусловлено необходимостью вести автоматизированный учет и хранение сведений обо всех клиентах и договорах с ними. Вся эта информация необходима для нормального функционирования фирмы.
Проектирование приложения осуществляется под управлением СУБД SQL Server 2008 R2.
В процессе разработки была использована нормализованная реляционная модель. Проведение нормализации позволило спроектировать базу данных, в которой нет избыточных (ненужных) данных и противоречий. Также была обеспечена целостность данных, которая способствовала адекватности отражаемых сведений.
В результате использования данного приложения на предприятии увеличится скорость обработки данных, и скорость работы персонала по поиску, так же уменьшится вероятность появления ошибок в работе связанная с человеческим фактором. Вместе с тем существует ряд перспективных направлений, связанных с улучшением и усовершенствованием проекта. Такие как, например, подключение пока локального АИС «Учет кредитных договоров» к локальной сети фирмы, что позволит работника других отделов просматривать отчеты напрямую, не обращаясь к работникам кредитного отдела с просьбой распечатать необходимый отчет.