ВВЕДЕНИЕ
1. Эволюция концепции потребления в макроэкономической теории
2. Динамика и особенности потребления домашних хозяйств в Республике Беларусь
3. Проблемы развития потребительского рынка в Республике Беларусь на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Быстрая изменчивость спроса и предложения, трудности точного определения, учета, измерения и прогнозирования потребительского рынка, обусловили зависимость внутреннего рынка товарных ресурсов от зарубежных товаропроизводителей. Это требует комплексного подхода к решению проблемы производства и потребления, основанного на изучении спроса и предложения, выявлении социально-экономических факторов, обусловливающих закономерности их развития.
Политические и экономические изменения, произошедшие в Республике Беларусь, безусловно, повлияли на условия жизни людей и потребовали радикальных перемен во всех секторах экономики, что в конечном итоге отразилось на уровне и структуре потребления. За последние десять лет в стране удалось сформировать потребительский рынок, для которого характерна высокая насыщенность товарами, а структура потребительского спроса определяется преимущественно денежными ресурсами населения и уровнем цен на отдельные товары. Потребительский рынок страны представлен рынком продовольственных и непродовольственных товаров. Рынок непродовольственных потребительских товаров не получил должного развития в годы начала реформ, хотя роль отраслей, принадлежащих данному рынку весьма значительна и во многом определяет экономическую безопасность страны и региона.
Повышение уровня развития потребительского рынка за счет собственного производства, а также формирование эффективных межрегиональных связей будет способствовать достижению товарной безопасности региона. Это приведет к решению важных социально-экономических проблем, связанных с рынком труда, ростом доходов населения, а значит и к развитию потребительского рынка.
Поэтому анализ потребительского рынка, исследование проблемы его сбалансированности и товарной безопасности в настоящее время представляется актуальным и своевременным. Актуальность данной темы курсовой работы состоит в том, что одной из наиболее важных проблем теории и практики рыночных отношений является проблема формирования и эффективного развития потребительского рынка. Без сформировавшегося потребительского рынка невозможно нормальное функционирование экономики. Поэтому ускорение темпов экономического развития как отдельных регионов, так и национальной экономики в целом в значительной степени обусловлено состоянием потребительского рынка.
Целью написания курсовой работы является оценка состояния и выявление основных тенденций развития потребительского рынка на основании имеющихся теоретических разработок и изучения практического материала.
1. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Потребление является одной из базовых экономических категорий, при этом единого определения для того, что есть потребление не существует.
Когда мы говорим «потребление» мы подразумеваем потребление, осуществляемое потребителями (т.е. отдельными частными лицами, действующими с целью удовлетворения потребностей, семьями или иными группами частных лиц); производственное потребление товаров рассматривается отдельно и считается не потреблением, а использованием ресурсов в производстве. Во-вторых, непроизводственное потребление, осуществляемое иными, чем потребители, лицами, также не подпадает под категорию «потребление» и рассматривается отдельно. (т.е. например, закупка продовольственных товаров государством для создания госрезервов или общественной организацией для помощи голодающим людям или животным не является потреблением) [5, c.75].
1. Потребление есть синоним покупки товаров и услуг потребителями. Именно в таком смысле потребление всегда рассматривается в макроэкономике.
2. Потребление – удовлетворение потребителями своих потребностей с помощью приобретаемых товаров и услуг.
3. Потребление – сознательный рациональный процесс удовлетворения потребностей, осуществляемый с помощью общедоступных благ, принадлежащих потребителю ресурсов и товаров, а также приобретения новых товаров и услуг. Вот от этого определения мы и будем отталкиваться далее в этой части курса.
Теория потребления — одна из основополагающих дисциплин макроэкономики. Она исследует экономические решения, в особенности в области потребления частными экономическими агентами.
Потреблению уделяется значительное внимание как в классических и неоклассических теориях, так и в кейнсианстве [3, c.118].
Теория потребления основывается на допущении, что агент стремится к удовлетворению всех своих материальных и нематериальных потребностей. Удовлетворение потребностей является главным смыслом экономической деятельности. Чем лучше оно удаётся агенту, тем выше польза как экономическое понятие.
Частные агенты имеют индивидуальные предпочтения, отличающиеся друг от друга. Эти предпочтения состоят в иерархии, что означает, что определённые экономические блага агенты связывают с более высокой полезностью, чем иные блага. То же самое касается и сочетаний нескольких благ по отношению с иными сочетаниями благ. Соотношение между количеством потребляемых благ и их полезностью изображается функцией полезности. Соотношение сочетаний различных благ по отношению к друг другу и их полезность изображается кривыми безразличия.
2. ДИНАМИКА И ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В макроэкономическом анализе под домашним хозяйством понимают группу лиц или отдельное лицо, совместно принимающих экономические решения и ведущих совместный бюджет. В системе финансово- хозяйственных отношений домохозяйства выполняют такие роли, как:
- покупатели товаров и услуг на рынке;
- работники, предоставляющие свой умственный и физический потенциал предприятиям, производящим различные товары и предлагающим услуги;
- инвесторы, вкладывающие свои сбережения в различные виды активов.
Ведение домашнего хозяйства в условиях рыночной экономики не представляется возможным без использования денежных средств и формирования специализированных фондов для различных целей домашних хозяйств, поскольку они являются одним из главных участников распределительных отношений, то есть финансовые отношения, возникающие при этом, являются полными и всесторонними. Стоит отметить, что внутри домашних хозяйств основные финансовые отношения возникают в основном при формировании семейного бюджета каждого отдельного домохозяйства, направленного на удовлетворение основных потребностей участников домохозяйства. Кроме того, существуют определенные сберегательные стратегии, связанные с инвестированием оставшихся после потребления денежных ресурсов. Роль домашних хозяйств в финансовой системе страны зачастую остается недооцененной. А между тем, домохозяйства являются главными участниками распределительной функции финансов на последнем этапе, поскольку именно через домохозяйства происходит перераспределение финансовых потоков от предприятий, государства и сектора страхования.
Финансы домашних хозяйств в полной мере обладают всеми основными функциями финансов:
- Распределительная функция реализуется через распределение вторичных доходов внутри самого домашнего хозяйства для обеспечения нормальных условий жизни для всех членов домашних хозяйств.
- Контролирующая функция выражается в том, что домашнее хозяйство является полноправным членом финансовой системы и хозяйствующим субъектом, который имеет свои цели и направляет свои ресурсы на достижение этих целей. А, следовательно, необходимо контролировать каким образом формируются и используются денежные фонды внутри домашних хозяйств.
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Потребительский рынок – одна из важнейших социально-экономических подсистем общества, главное предназначение которой состоит в поддержании равновесия между производством и потреблением, спросом и товарным предложением и удовлетворением на этой основе материальных, духовных и социальных потребностей населения.
Он взаимосвязан с производством, торговлей, трудовой деятельностью человека, а также с денежной, финансовой и кредитно-банковской системами.
Современный рынок потребительских товаров Республики Беларусь – сложное системное образование, включающее ряд подсистем, функционирующих на основе различных принципов. Состояние потребительского рынка характеризуют показатели, важнейшими из которых является объем конечных продаж потребителям, или розничный товарооборот (таблица 3.1).
Таблица 3.1 - Основные показатели развития розничной торговли Республики Беларусь
| Годы | Показатели |
| Розничный товарооборот | в том числе по формам собственности |
| в фактически действовавших ценах, млрд. руб. | в процентах к итогу | Государственная | Частная | Иностранная |
| 2002 | 11910 | 100 | 20,4 | 78,0 | 1,6 |
| 2003 | 15170 | 100 | 18,4 | 79,8 | 1,8 |
| 2004 | 19452 | 100 | 16,9 | 81,2 | 1,9 |
| 2005 | 23951 | 100 | 14,9 | 83,0 | 2,1 |
| 2008 | 48202 | 100 | 14,0 | 82,8 | 3,2 |
| 2010 | 64865 | 100 | 11,9 | 83,2 | 4,9 |
| 2012 | 202309 | 100 | 10,6 | 83,3 | 6,1 |
| 2013 | 268019 | 100 | 9,2 | 78,7 | 12,1 |
| 2014 | 318100 | 100 | 8,6 | 76,7 | 14,7 |
| 2015 | 347300 | 100 | 8,0 | 74,8 | 17,2 |
Источник: собственная разработка на основе данных [10], [11], [17], [22]
Анализируя данные таблицы 3.1, видно, что за анализируемый период наблюдается постоянный и устойчивый рост общего объема розничного товарооборота. В 2015 г. розничный товарооборот увеличился по сравнению с 2002 г. на 335390 млрд. рублей, или в 29,2 раза.
Рассматривая розничный товарооборот по формам собственности, можно проследить процесс становления в Беларуси многоукладной торговой системы. Постепенно повышается доля частной собственности в структуре розничного товарооборота (максимум был достигнут в 2012 г. - 83,3%) и снижается доля государственного сектора. Если в 2002 году доля государственной собственности в общем объеме товарооборота составляла 20,4%, то в 2015 году она сократилась до 8,0%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Потребление является одной из базовых экономических категорий, при этом единого определения для того, что есть потребление не существует.
Теория потребления — одна из основополагающих дисциплин макроэкономики. Она исследует экономические решения, в особенности в области потребления частными экономическими агентами.
Потреблению уделяется значительное внимание как в классических и неоклассических теориях, так и в кейнсианстве.
Кроме кейнсианской теории потребления, можно выделить ряд альтернативных теорий, также оставивших свой след в макроэкономике: теория временных предпочтений И.Фишера, гипотеза постоянного перманентного дохода М.Фридмена, теория жизненного цикла Ф.Модильяни.
Конечной целью любого производства является потребление, а потому не удивительно, что именно потребительские расходы выступают доминирующим компонентом личного располагаемого дохода.
Потребление представляет собой самый большой составной компонент ВВП, поэтому его анализ исключительно важен для исследования основных макроэкономических взаимозависимостей. При изучении совокупного потребления важно обратить внимание на тот факт, что в обществе наблюдается устойчивая склонность к потреблению.
В макроэкономическом анализе под домашним хозяйством понимают группу лиц или отдельное лицо, совместно принимающих экономические решения и ведущих совместный бюджет. В системе финансово- хозяйственных отношений домохозяйства выполняют такие роли, как:
- покупатели товаров и услуг на рынке;
- работники, предоставляющие свой умственный и физический потенциал предприятиям, производящим различные товары и предлагающим услуги;
- инвесторы, вкладывающие свои сбережения в различные виды активов.
Анализ структуры потребительских расходов домашних хозяйств Республики Беларусь и оценка взаимосвязи структуры потребления и реальных располагаемых доходов населения необходимы прежде всего фирмам, вступающим на рынок, а также государству для планирования и разработки социальной политики.
Начиная с 2005 года, заметны тенденции роста реальных располагаемых денежных доходов населения Республики Беларусь.
Рассматривая структуру денежных доходов домашних хозяйств за 2000 - 2015 гг. в % к итогу, следует отметить, что большая часть доходов (свыше 60%) приходится на оплату труда.
К расходам на потребление домашних хозяйств в Республике Беларусь могут быть отнесены так называемые обязательные расходы, то есть расходы, без которых не может нормально существовать домашнее
1. Акулич, И. Л. Маркетинг: Учебное пособие/ И.Л.Акулич. – Мн.: Интерпресссервис; Мисанта, 2011.- 397 с.
2. Господарец, О. И. Потребительский рынок Республики Беларусь: анализ тенденций, основне факторы, эконометрические модели / О. И. Господарец // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2012. - №4. – с. 46-62.
3. Макроэкономика: курс интенсивной подготовки / И.В.Новикова [и др.] ; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 304 с.
4. Макроэкономика: Учеб.пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / Т.С.Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П.Зеньковой. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.
5. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов-заочников высших учебных заведений / Т.С.Алексеенко [и др.] ; под ред. Л.П.Зеньковой. – 3-е изд., стереотипное. – Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2013. – 220 с.
6. Максименко, Н. В. Экономика предприятий торговли: учеб. пособие/ Н. В. Максименко. – Минск: Выш. шк., 2007. – 542 с.
7. Минторг: Беларусь достигла европейского уровня по обеспеченности торговыми площадями [Электронный ресурс] / Наша Нива. - Режим доступа: http://nn.by/?c=ar&i=163813&lang=ru/. - Дата доступа: 03.05.2016.
8. Петрович, В. М. Государство, потребитель, рынок: проблемы и методы регулирования / В. М. Петрович. – Вильнюс, 2005. – 122 с.
9. Розничный товарооборот по г.Гомелю и районам [Электронный ресурс] / Нацстат РБ. - Режим доступа: http://gomel.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/torgovlya/roznichnaya-torgovlya/godovye-dannye-1995-2011-gody-_6/osnovnye-pokazateli-roznichnoi-torgovli-i-obsch_2/. -Дата доступа: 25.03.2016.
10. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2014" / сост. В.И.Зиновский. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2014. - 534 с.
11. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2015" / сост. И.В.Медведева. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. - 524 с.
12. Структура денежных доходов населения [Электронный ресурс] / Нацстат РБ. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/uroven-zhizni-naseleniya/graficheskii-material-grafiki-diagrammy_13/struktura-denezhnyh-dohodov-naseleniya/. - Дата доступа: 23.05.2016.
13. Структура потребительских расходов домашних хозяйств [Электронный ресурс] / Нацстат РБ. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/uroven-zhizni-naseleniya/osnovnye-pokazateli-za-period-s-__-po-____gody_4/struktura-potrebitelskih-rashodov-domashnih-hozyastv/. - Дата доступа: 23.05.2016.
14. Структура потребительских расходов домашних хозяйств Республики Беларусь [Электронный ресурс] / БГУ. - Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/49018/1/lebedeva_2013_sbornik10_tom2.pdf/. - Дата доступа: 23.05.2016.
15. Тиханович, С. В. Подходы к регулированию потребительского рынка РБ / С. В. Тиханович // Экономический бюлетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2008. - №5. – с. 46-60.
16. Терещенко, Н. Н. Методологические подходы к экономической диагностике развития потребительского рынка / Н.Н.Терещенко // Проблемы современной экономики. – 2008. - №3/27. - C.23-28.
17. Характеристика потребительского рынка Республики Беларусь - 2015 [Электронный ресурс] / Менка.бай. - Режим доступа: http://menka.eu/wp-content/uploads/2016/03/Characteristics-of-the-consumer-market-of-Belarus.-Retail-Trade-%E2%80%93-2015.pdf/. - Дата доступа: 03.05.2016.
18. Шелег, Н.С. Формирование единого потребительского рынка союзного государства: предпосылки и интересы / Н. С. Шелег, Д. О. Синюкович // Белорусский экономический журнал. – 2011. - №1. - С.306-411.
19. Шелег, Н.С. Проблемы стратегии развития потребительского рынка Республики Беларусь с учетом реформирования, интеграции и глобализации / Н.С.Шелег // Белорусский экономический журнал. – 2013. - №1. - С.284-286.
20. Шимов, В. Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. Пособие / В. М. Шимов, Я. М. Александрович, А. В. Богданович [и др.]; под. общ. ред. В. М Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 844 с.
21. Электронный портал Национального статистического комитета Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/statistika-gosudarstvennykh-organov-respubliki-belarus/. - Дата доступа: 25.03.2016.
22. Электронный портал Министерства торговли Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Минторг РБ: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.mintorg.gov.by/. - Дата доступа: 25.03.2016.
23. Электронный портал Белкоопсоюза: основные показатели [Электронный ресурс] / Белкоопсоюз: официальный сайт. - Режим доступа: http://bks.gov.by/. - Дата доступа: 25.03.2016.