Введение
Глава 1. Сущность координационных способностей
1.1. Координация в физиологии
1.2. Понятие о координационных способностях, их виды
1.3. Критерии и методы оценки координационных способностей
Глава 2. Развитие координационных способностей
2.1. Возрастные особенности координационных способностей, формы их развития
2.2. Задачи развития координационных способностей
2.3. Средства развития координационных способностей
2.4. Методы развития координационных способностей
2.5. Контроль за уровнем развития координационных способностей
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Спорт играет важную роль и направлен на совершенствование всех природных возможностей человека во всестороннем развитии личности. Развитие физических качеств, наряду с овладением рациональной техникой движения, является основой роста спортивных результатов.
Для большинства учащихся занимающихся умственным трудом, характерны нервно-эмоциональные перегрузки, это является основной причиной снижения работоспособности и высокой заболеваемости среди них. Следует подчеркнуть, что в современных условиях в профилактике болезней, укреплении здоровья и повышении работоспособности учащихся первостепенную роль играет широкое использование средств и методов физической подготовки, в том числе координационных способностей.
Исходным пунктом при определении понятия «координационные способности» служит термин «координация». Он означает согласование, приведение в порядок, в соответствие. В том случае, когда речь идет о согласовании движений звеньев тела в пространстве и во времени при решении конкретной двигательной задачи, принято говорить о координационных способностях человека.
Проблемы координационной подготовки занимают одно из центральных мест в теории и практике. Достижение высоких спортивных результатов невозможно без оптимального развития координационных качеств.
Цель курсовой работы: Изучить координационные способности и методику их направленного развития в физическом воспитании.
Объект: Координационные способности.
Предмет: Методика развития координационных способностей в физическом воспитании.
Задачи исследования:
1. Определить понятие координационные способности.
2. Выявить возрастные особенности координационных способностей.
3. Описать задачи, средства и методы развития координационных способностей.
4. Охарактеризовать контроль над уровнем развития координационных способностей.
Методы исследования: Анализ литературных и интернет источников.
Структура и объем курсовой работы: состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1. Координация в физиологии.
Отечественные и зарубежные ученые причиной индивидуальных различий в быстроте и легкости приобретения знаний, умений и навыков видят способности человека, в том числе и координационные. От способностей индивида зависит «скорость обучения и конечный уровень» в этих навыках. Не останавливаясь на выражении "конечный уровень" в навыках, представление, что координационные способности - причина индивидуальных различий в навыках и умениях, является еще слишком общим и мало что проясняет в этом вопросе. Действительно, почему одни индивиды легко и быстро овладевают такими-то двигательными действиями (спортивно-игровыми, например) и недостаточно другими (гимнастическими)? Почему при относительно равном уровне «обученности», отношении, мотивах и интересе у детей одного и того возраста (и, как мы знаем, уже у самых маленьких) выявляются как в качественном, так и в количественном отношении разные координационные способности? Сказать, что это зависит от их разных способностей (неважно как называемых в литературе, «общих моторных способностей», «специфических моторных способностей» и т. д.), в общем - то оставить эти вопросы без ответов по существу[2, с. 112].
Ответы следует искать в природных факторах - анатомо-физиологических задатках, лежащих в основе проявления и развития различных двигательных способностей. Именно в рассмотрении и анализе природных физиологических (генетических, наследственных, врожденных) условий кроется подлинная причина индивидуальных особенностей в протекании психомоторных способностей, в том числе координационных, а также двигательных умений и навыков.
Физиологическая сущность координации заключается в согласовании деятельности отдельных органов и систем в целостном физиологическом акте.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫЗ СПОСОБНОСТЕЙ
2.1. Возрастные особенности координационных способностей, формы их развития
Координационные способности человека крайне разнообразны и специфичны. Благодаря этому динамика их развития в онтогенезе имеет своеобразный для определенной разновидности характер. В.И. Лях и группа отечественных ученых рассмотрели показатели, различных специальных и специфических координационных способностей детей от 7 до 17 лет. Помимо того, они проанализировали изучения зарубежных ученых.
В следствии чего выяснили, что одни показатели координационных способностей за период обучения возрастают на 20-30%, а другие – увеличиваются более чем на 600-1000%. В различные возрастные периоды, формирование координационных способностей проходит разновременно и разнонаправлено. Тем не менее наиболее ярко выраженные показатели различных координационных способностей идут на прибыль в период с 7 до 11 - 12 лет [4, с. 91].
Авторы схожи мнениями о том, что в названные возрастные периоды имеются особенно благоприятные психически- 11 интеллектуальные, анатомо-физиологические и моторные предпосылки для более благоприятного развития и совершенствования координационных способностей. В возрастной период детей 4 - 6 лет преобладает низкий уровень развития координации. Двигательные навыки формируются у них на фоне излишних двигательных действий.
В периоды 7 - 8 лет координационные способности характеризуются неустойчивостью скоростных показателей и ритмичности. В возрасте 9 - 11 лет идет увеличение в показателях точности мышечных усилий. Начиная со второй половины среднего школьного возраста различные координационные способности, меняются разнообразно. Например, у мальчиков 12 - 13 лет идет прирост абсолютных показателей координационных способностей в циклических, ациклических, баллистических локомоциях [11,с. 64].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Координационные способности - это совокупность качеств организма человека, проявляющаяся в процессе решения двигательных задач различной координационной трудности в согласовании с уровнем построения движений и обусловливающая успешность управления двигательными действиями.
Развитие координационных способностей у детей и юных спортсменов относится к числу приоритетных направлений физического воспитания.
Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для совершенствования этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию.
Ведущую роль при пояснении координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы. Возможность качественно координировать движения. Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и так далее). От этой способности существенно находится в зависимости прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий.
1. Артамонова Е.П. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста/ Е.П. Артамонава. - Волгоград, 2006. – 23 с
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании/Б.А. Ашмарин - М.: Физкультура и спорт, 2008. – 233 с
3. Бочаров М. И. Спортивная метрология / М.И. Бочаров - Ухта: УГТУ, 2012. –156 с
4. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок /М.А. Годик. – М. Физкультура и спорт, 2013. – 136 с
5. Горская, И.Ю. Воспитание координационных способностей у школьников 7-14 лет с различным типом телосложения / И. Ю. Горская. – Омск, 1993. – 20 с
6. Двейрина, О.А. Развитие координационных способностей на уроках физической культуры в школе: учебное пособие / О.А. Двейрина; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – Санкт-Петербург:[б. и.], 2000. – 47 с
7. Дмитрив, С.Н. Пути развития КС /С.Н. Дмитрив. - Москва: Лаборатория книги, 2012. - 105 с
8. Дудьев, В.П. Психомоторика: словарь-справочник /В.П. Дудьев. -Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 368 с
9. Завьялова, Т. П. Технология выполнения научно-исследовательской работы педагогом по физической культуре: содержание, представление, защита: /Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2015. -128 с
10. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений: Учеб. пособие / А.В. Запорожец. – М.: Издательство АПН РСФСР, 2010. – 181 с
11. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - М.:ФиС, 2005.-200 с
12. Караулова, Л. К. К вопросу о терминологии двигательных способностей человека / Л. К. Караулова, А. И. Кавокин, И. С. Зоря. – М, 2013. - № 5. - С. 22-23
13. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки /Л.П. Матвеев. – Киев: Олимпийская литература, 2009. – 318 с
14. Теория и методика физической культуры: учеб. для студ. вузов / ред. Ю. Ф. Курамшин. - Москва: Советский спорт, 2007. - 464 с
15. Лях В.И. Физическая культура. / В.И. Лях, А.А. Зданевич. — М.: Просвещение, 2012. — 207 с
16. Мальнева, А.С. Анализ тренировочных нагрузок соревновательного периода в групповых упражнениях: Гимнастика: сборник научных трудов. Вып. IV / А. С. Мальнева - СПб, 2006. - С. 71-73
17. Минаева, Н.А. Проблемы координационных способностей юных гимнастов: Учеб. пособие / Н.А. Минаева. - М.: Физкультура и спорт, 2013. – 122 с
18. Семенова Г.И. Спортивная ориентация и отбор для занятий различными видами спорта / И.Г. Семенова - Учебное пособие. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015. – 104 с
19. Фарфель, В.С Управление движениями в спорте: Учеб. пособие / В.С. Фарфель. - М.: Издательство АПН, 2012. – 65 с
20. Шишкарева Ю.Н., Орлов Л.П. Художественная гимнастика / Ю.Н. Шишкарева, Л.П. Орлов – М.: Физкультура и спорт, 2000. - 208 с