Физическое воспитание детей дошкольного возраста Курсовая работа (проект)
Курсовая работа (проект)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Количество страниц – 31.
ГЛАВА 1 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
ГЛАВА 3 МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И В СЕМЬЕ
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств – одна из важнейших задач современного общества. В любом обществе, в основе которого лежит демократия и гуманизм, здоровье человека является важнейшим достоянием государства, высшей ценностью, оно – бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и развития общества.
В Концепции Государственной программы развития дошкольного образования в Республике Беларусь на 2015-2020 гг. особое значение уделяется физическому воспитанию, строящемуся на основе знаний о возрастных, индивидуальных и психофизических особенностях дошкольника.
Физическое воспитание ребенка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти крепкими, здоровыми, гармонически развитыми и чтобы они хорошо учились. Не подлежит сомнению, что в дошкольном возрасте формируется здоровье, активная жизнедеятельность, работоспособность и другие качества, которые необходимы для всестороннего гармонического развития личности. Этот возраст наиболее благоприятен для усвоения элементарных жизненно необходимых двигательных умений и навыков, закаливания организма.
К времени поступления в школу дети должны овладеть определенным запасом двигательных умений и навыков, позволяющим им адаптироваться к новым условиям и требованиям, которые предъявлены к учебной деятельности, помогут более успешно усваивать школьную программу не только на первых, но и на последующих этапах обучения, проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и в частности всей физкультурно-спортивной деятельности.
ГЛАВА 1 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, которые приобретаются путем исследований, охватывающих многообразные стороны физического воспитания ребенка и, в первую очередь, формирования его двигательных навыков, при познании закономерностей развития ребенка, выделении и обосновании всего самого существенного способствует совершенствованию всей системы физического воспитания [2].
Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста имеет особое значение в общей системе воспитания. Этот возраст охватывает период от года до семи лет.
Для данного периода развития ребенка характерны следующие анатомо-физиологические особенности.
1. Происходит утолщение кожных покровов, но при этом опасность переохлаждения или перегрева не исчезает.
2. Окостенение костной системы еще не завершилось. Скелет ребенка по форме похож на скелет взрослого человека, но еще не так крепок и устойчив. В этом возрасте появляются такие болезни, как сколиоз, поэтому именно для данного возраста очень важен постоянный контроль за осанкой и распределением нагрузки на организм. Ребра ребенка принимают такое же положение, как и у взрослых; грудная клетка становится цилиндрической формы.
3. Для сердечно-сосудистой системы характерны снижение частоты пульса (85–90 ударов в минуту к 7 годам), постепенное повышение артериального давления (к 7 годам – 104/67 мм рт. ст.) [10].
4. В возрасте 6-7 лет происходит ускорение роста – так называемое первое физиологическое вытяжение, в это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек. Это связано с изменениями в эндокринной системе ребенка: щитовидной железы, надпочечников, гипофиза. Также происходит «подготовка» половых желез к периоду полового созревания.
5. В дошкольном возрасте улучшается работа иммунной системы ребенка, поэтому многие болезни проходят легче, чем ранее.
6. Для работы нервной системы в данном возрастном периоде характерно закладывание основ интеллекта. Дети охотно запоминают стихи, с интересом рисуют, сочиняют, переиначивая услышанные сказки. Также закладываются основные нормы морали и нравственности [5].
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Содержание общего физкультурного образования детей дошкольного возраста определяется на основе учебной программы дошкольного образования.
Содержание дошкольного образования, представленное в учебной программе, имеет следующую структуру:
– минимальное обязательное содержание образования;
– содержание сверх установленного образовательными стандартами дошкольного образования содержания образовательных областей. Содержание учебной программы обеспечивает доступность дошкольного образования, его преемственность и непрерывность с первой ступенью общего среднего образования.
Содержание учебной программы соотносится с целью дошкольного образования, подразумевает развивающую и воспитывающую направленность, отобрано в соответствии с принципами:
– научности,
– системности (имеет внутренние взаимосвязи между образовательными областями и их компонентами),
– целостности,
– культуросообразности,
– доступности.
Согласно образовательным стандартам дошкольного образования, определяющим цель дошкольного образования как разностороннее развитие и социализацию воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, акцент в дошкольном образовании ставится на развитие воспитанника, которое осуществляется по пяти основным направлениям: физическому, социально-нравственному и личностному, познавательному, речевому, художественному и эстетическому [3].
ГЛАВА 3 МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И В СЕМЬЕ
Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в раннем и дошкольном возрасте во многом определяется организацией целесообразного двигательного режима.
Формы организации физического воспитания подразумевают воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, в основе которого располагается двигательная активность ребенка. Сочетание этих форм способствует воссозданию определенного двигательного режима, который необходим для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.
К формам организации физического воспитания детей можно отнести: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки).
В свою очередь, все эти формы соответствуют общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка и имеют взаимосвязь. Перед каждой из них поставлена индивидуальная задача, которая и влечет за собой определенное место в режиме дня дошкольника [14].
Рассмотрим каждую из вышеперечисленных форм.
К базовой форме систематического обучения детей физическим упражнениям относят физкультурные занятия. Специальная задача этих занятий заключается в обучении детей всех возрастных групп правильными двигательными навыкам и воспитания физических качеств.
Значения занятий включает в себя систематическое осуществление взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, обеспечивающих физическое развитие, укрепление здоровья ребёнка, овладение им правильными двигательными навыками, формирование положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие и становление его личности.
Достижение целей оздоровительных задач происходит на занятиях путем разносторонней двигательной деятельности детей, которая содействует повышению всех физиологических процессов в организме, усилению его жизнедеятельности, в оптимальных гигиенических условиях [5].
Физкультурные занятия различны по формам и содержанию. Структура занятия представляет собой последовательное выполнение детьми физических упражнений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основополагающим элементом для всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы, делают крепче опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
Физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни, т. к. организованные физкультурные занятия в учреждениях дошкольного образования и семьях улучшают деятельность всех физиологических функций организма ребенка, тем самым, повышая устойчивость ребенка к заболеваниям. В связи с этим в системе физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста осуществляется единая цель – подготовка к жизни, труду, овладения определенным запасом двигательных навыков и умений в момент поступления в школу, которые помогут более успешно усвоить школьную программу на последующих этапах обучения, проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и в частности всей из культурно-спортивной деятельности.
Основными задачами физического воспитания являются:
– укрепление и охрана здоровья ребенка, закаливание организма;
– достижение полноценного физического развития (телосложения, физической и умственной работоспособности ребенка);
– создание условий для целесообразной двигательной активности детей;
– формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьба, бега, прыжков, ползания и лазания, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавание, езда на велосипеде;
– формирований широкого круга игровых действий;
– развитие физических (двигательных) качеств: ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств;
– содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;
1. Абдульманова, Л.В. Воспитание физической культуры у детей дошкольного возраста / Л.В. Абдульманова. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2004. – 115 с.
2. Антонова, О.А. Возрастная анатомия и физиология / О.А. Антонова. – М.: Высшее образование, 2006. – 192 с.
3. Вавилова, Е.Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет / Е.Н. Вавилова. – М.: Скрипторий, 2007. – 160 с.
4. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст: пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.Д. Глазырина. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 271 с.
5. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и психология / Г.В. Гуровец. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 431 с.
6. Ильина, Г.В. Развитие физических качеств дошкольников в непрерывном образовании: учебно-методическое пособие / Г.В. Ильина, М.В. Овчинникова. – Магнитогорск: МаГУ, 2011. – 80 с.
7. Кодекс об образовании: Закон Республики Беларусь, 4 янв. 2014 г., № 126-З // Нац. реестр правовых актов. – 2014. – 2/2124.
8. Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: схемы и таблицы / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 272 с.
9. Козырева, О.В. Лечебная физкультура для дошкольников / О.В. Козырева. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.
10. Красноперова, Н.А. Возрастная анатомия и психология / Н.А. Красноперова. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 214 с.
11. Лях, В.И Координационные способности. Диагностика и развитие / В.И. Лях. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
12. Мащенко, М.В. Физическая культура дошкольника: пособие для педагогов дошк. учрежд., методистов по физ. восп. / М.В. Мащенко, В.А. Шишкина. – Минск: Ураджай, 2000. – 156 с.
13. Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 29 декабря 2012 г. № 146 // Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2017.
14. Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 25 июля 2011 г., № 154 // Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2017.
15. Об утверждении учебной программы дошкольного образования: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 27 ноября 2012 г., № 133 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 133. – 8/26635.
16. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
17. Холодов, М.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / М.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Академия, 2001. – 312 с.
18. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие / В.Н. Шебеко. – Минск: Высшая школа, 2010. – 92 с.
19. Шишкина, В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику: пособие для педа¬гогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.А. Шишкина, М.В. Мащенко. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. – 67 с.
20. Шишкина, В.А. Методика физического воспитания: учебное пособие / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – Минск: Літаратура і мастацтва, 2011. – 38 с.
21. Шишкина, В.А. «Физическая культура» в программе «Пралеска»: технология реализации: пособие для педагогов и руковод. учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Панько [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2007. – 84 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Количество страниц – 31.
готовую работу?