Формирование осанки в процессе физического воспитания учащихся Курсовая работа (проект)
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование осанки в процессе физического воспитания учащихся»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2017
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Формирование осанки в процессе физического воспитания учащихся
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОСАНКИ, ЕЕ ВИДЫ
1.1 Определение, значение и функции правильной осанки
1.2 Осанка показатель физического и психологического здоровья человека
2 ВИДЫ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ КОРРЕКЦИИ
2.1 Основные виды нарушений осанки, их причины и последствия
2.2 Причины и пути предупреждения неправильной осанки
2.3 Плоскостопие, его причины, признаки и предупреждение
3 МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования правильной осанки в процессе физического воспитания не является проблемой физической культуры в узком понимании.
Снижение двигательной активности молодежи, малоподвижный образ жизни, поголовное увлечение компьютерными играми отложило отпечаток на здоровье подрастающего поколения. По данным ежегодной диспансеризации Министерства охраны здоровья Республики Беларусь нарушения осанки выявляемых у 90% детей 6-7 лет, 40-50% детей 8-10 лет и 54,8-77,4% студентов. Нарушения осанки прямым образом влияют на здоровье опорно-двигательного аппарата и опосредовано на все системы организма, и влекут за собой нарушения, которые в дальнейшем мешают нормальному функционированию организма, ведению здорового, социально-активного образа жизни.
Без формирования правильной осанки и навыков здорового образа жизни в части поддержания здоровья опорно-двигательного аппарата не возможно вырастить здорового человека, здоровое поколение, здоровую нацию. Таким образом, задача по формированию правильной осанки должна быть основной задачей физического воспитания начиная с дошкольных воспитательных учреждений, через физическое воспитание в школе, высшей школе. Даже на предприятиях необходимо организовывать условия для занятия производственной физической гимнастикой. При этом на формирование правильной осанки влияет не только физическая культура, но и организация пространства в целом. Поэтому в образовательной среде необходимо расширять представление о важности формирования правильной осанки и методах ее поддержания не только на уроках физической культуры, но и образовательном пространстве воспитательного или учебного заведения в целом.
Проблемы формирования правильной осанки изучаются с точки зрения возрастных особенностей развития организма специалистами из области медицины, педагогами в части методики и средств обучения физической культуре и спорту, тренерами-педагогами в части разработки техники обучения движению, поэтапному формированию двигательного навыка и дозированию нагрузки. При изучении методов физической культуры на формирование правильной осанки базой исследования служили исследования Н.М. Амосова, И.А. Аршавского, М.Ф. Гриненко, В.И. Жолдак Л.Н. Нифонтовой, каждый из которых строил свою систему оценки необходимого количественного и качественного построения системы оздоровительной физической культуры.
Актуальность работы обусловлена тем, что одной из основных задач физической культуры является формирование правильной осанки, для чего важно правильно спланировать, создать условия, организовать и провести мероприятия по оздоровлению населения, сформировать навыки здорового
1 ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОСАНКИ, ЕЕ ВИДЫ
1.1 Определение, значение и функции правильной осанки
Осанка — это привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом, скелетным равновесием и мышечным балансом.
«Привычное положение тела» — это то положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне системы условных рефлексов, так называемых двигательным стереотипом. Человек имеет только одну, присущую только ему привычную осанку. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держать себя.
Осанка человека в данный момент может быть связанна с различным количеством факторов физического и психологического характера. К факторам, которые носят физиологический характер относятся: наследственность несущая информацию и конституции, состоянии опорно-двигательной системы, возможных заболеваниям передающихся по наследству и влияющих на скелет; приобретенные факторы: состояние мускулатуры, сформировавшиеся правильные или нет привычки в положении тела, при выполнении работ в сидячем положении и другие жизненные стереотипы, влияющие на образ двигательной активности.
Осанка здоровых людей, несмотря на ряд индивидуальных особенностей, имеет типичную и устойчивую биомеханическую и иннервационную структуру и определяется двигательным стереотипом, вариантом развития скелета, балансом мышц и особенностью высшей нервной деятельности, включая характер человека. Все они — генотипически обусловлены. Чаще всего плохая осанка является результатом плохой привычки или заболевания.
В строгом научном понимании осанка — это способ построения биомеханической схемы тела человека в вертикальном положении. Это построение определяется комплексом безусловных рефлексов — двигательным стереотипом. Двигательный стереотип «выстраивает» из сегментов тела (естественно считаясь с законами гравитации) ту или иную конструкцию тела, в той или иной степени пригодную для сохранения вертикального положения и движения. В вертикальном положении сегменты тела (голова, грудь, торс, таз, ноги) выстраиваются относительно друг друга относительно их скелета, образуя устойчивую конструкцию, способную противостоять инерционным силам, действующим на тело (рисунок 1). Динамика позы для предотвращения падения называется скелетный баланс
2 ВИДЫ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ КОРРЕКЦИИ
2.1 Основные виды нарушений осанки
Основные виды нарушения осанки и приводящее к нарушению осанки плоскостопие возникают на основе наследственных причин очень редко. Чаще всего к данным нарушения приводят неправильный и малоподвижный образ жизни.
Виды нарушения осанки разделяют на нарушения осанки во фронтальной (вид сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку). При всех возможных комбинациях нарушений осанки их должно быть достаточно много, но на практике виды нарушений осанки имеют ограниченное число.
Сколиоз - это боковое искривление позвоночника, то становится понятным, откуда пошло название сколиоза грудного отдела - оно походит из места положения, в данном случае на уровне груди.
Чаще всего сколиоз грудного отдела встречается с одной дугой. То есть искривление при взгляде спереди напоминает букву “С”. Она может быть обращена вершиной в правую или левую сторону.
Кифотическая осанка (сутулость, круглая спина) - увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия, голова наклонена вперед, легко определяется выступающий остистый отросток седьмого шейного позвонка, из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, живот выпячен, отмечается привычное компенсаторное полусогнутое положение коленных суставов. При длительно существующей кифотической осанке деформация фиксируется (особенно часто у мальчиков) и коррекция ее становится невозможной при активном напряжении мышц.
Плоская спина - длинное туловище и шея, плечи опущены, грудная клетка уплощена, живот может быть втянут или выпячен вперед из-за слабости мышц, физиологические изгибы позвоночника почти отсутствуют, нижние углы лопаток резко выступают кзади (крыловидные лопатки), сила и тонус мышц обычно снижены. Создаются благоприятные условия для прогрессирования бокового искривления позвоночника, обусловленного сколиотической болезнью. - лордогическая осанка:
Лордоз шейного отдела - это изгиб позвоночника вперед в области шеи. Небольшой изгиб присутствует у всех людей. Нарушением осанки считается его отсутствие, то есть шея выпрямлена полностью без изгиба, а так же чрезмерный изгиб, когда голова заметно выступает вперед относительно тела.
Наиболее часто встречается второй вариант, когда шейный лордоз увеличен. Это следствие выдвинутой вперед головы, и чтобы сохранить равновесие и равномерно нагружались шейные позвонки, шейный отдел
3 МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
При формировании осанки необходимо учитывать общие и частные закономерности физической культуры, физического воспитания, спортивной тренировки, закономерности обучения двигательным действиям и развития физических способностей. В процессе профилактики и коррекции нарушений осанки также должны учитываться специфические закономерности.
Специфическими закономерностями и условиями формирования осанки являются следующие:
1. Формирование физической культуры личности, обладающей знаниями, умениями и навыками по выработке и поддержанию правильной осанки.
Для выполнения этого условия необходимо формировать мировоззрение относительно значения осанки для человека. Для ребенка важно положительное влияние микросоциумов — согласованное взаимодействие семьи, школы, класса, общества, которое формировало бы его положительную мотивацию на выработку навыка правильного положения тела. Педагогам необходимо напоминать о важности правильной осанки, контролировать положение школьника за партой и у доски, проводить смотры-конкурсы «Мисс Осанка», оформлять стенды, включать упражнения «на осанку» во время выполнения утренней зарядки, физкультминуток, показывать собственный пример. Родители должны направлять ребенка на здоровый образ жизни и занятия физической культурой.
Формирование осознанного отношения и системы знаний при профилактике и коррекции нарушений осанки — это основа для постоянного ее поддержания и выработки. В процессе физического воспитания нужно научить школьника, студента заботиться о своем здоровье в течение всей жизни, стимулируя их самообразование.
2. Систематический педагогический контроль и самоконтроль осанки для постоянного сохранения позы правильной осанки.
Осанка формируется в течение всей жизнедеятельности человека: за партой, станком, на кровати, во время досуга, ходьбы и т.д. Если формировать осанку только на уроках физической культуры, а в остальное время об этом не заботиться, все усилия будут напрасными. Человек в первую очередь сам должен постоянно заботиться о своей осанке и знать, какова правильная осанка и как ее достичь.
Правильная осанка будет сохраняться, если постоянно ее поддерживать и контролировать, а также избегать порочных положений (неправильная поза при письме и чтении, во время сна, привычка стоять на одной ноге, носить в одной и той же руке портфель и др.), которые могут закрепиться.
Осанка зависит от положения головы, состояния плечевого пояса, конфигурации позвоночника, наклона таза. Ведущим является состояние
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования и изученного материала можно сделать выводы:
1. Осанка – это привычное вертикальное положение тела человека, которое обусловлено рядом факторов наследственного и приобретенного характера. Из наследственных стоит отметить развитие скелета, баланс мышц, особенности нервной системы. К приобретенным относятся: двигательный стереотип, приобретенные заболевания, привычки. Физиологически, осанка тесно взаимосвязана со строением скелета, мышц, двигательной активностью человека. Осанка выполняет такие необходимые и жизненно важные функции, как предотвращение опорно-двигательного аппарата от травм; позволяет правильно осуществлять двигательную активность, что позволяет достигать максимальных результатов и также предотвращает травмы; несет информацию о психосоматике человека, поскольку как «привычное положение» передает типические черты характера или положения в обществе (зажатость или, наоборот, несгибаемость).
2. Правильная осанка признак здоровья и физической культуры человека, таким образом, может говорить о его характере, успешности, статусе. Осанка также может говорить о психо-эмоциональном состоянии человека. Осанка является причиной и результатом правильного выстраивания скелетного баланса, на основании чего обеспечивается максимально эффективная жизнедеятельность внутренних органов организма, не говоря уже об опорно-двигательной системе. Состояние опорно-двигательной системы человека и его мышечного скелета предопределяют правильность осанки, но поскольку в процессе онтогенеза возможна коррекция, то выстраивание навыка правильного положения тела может повлечь за собой устранение ущемления нервов, зажатости мышц, устранения предпосылок и искривления позвоночника на первичных стадиях. Поскольку осанка влияет на формирование и функционирование мышечного скелета, то развитие человека, его полноценная жизнь, занятия спортом также напрямую зависят от нее. Осанка является показателем психилогического состояния человека, как в конкретный момент, так и в наиболее часто испытуемое, поскольку сигнализирует об усталости, зажатости, скованности. На данные симптомы стоит обратить внимание в плоскости воспитательных аспектов физической культуры. Правильная осанка позволяет человеку почувствовать себя более уверенно, произвести положительное впечатление а окружающих, данный фактор может быть дополнительной мотивацией при занятиях на уроках физической культуры.
3. Нарушениями осанки могут быть лордоз, кифоз, сутулость, остеохондроз. Данные виды нарушения осанки чаще всего поддаются коррекции при ведении здорового образа жизни, систематических физических нагрузках, отслеживании и корректировки осанки в процессе
1. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 234с.
2. Вилькин, Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: Учебное пособие для институтов физической культуры / Я.Р. Вилькин, Т.М. Канивец. – М.: ФиС, 2015. – 261с.
3. Земсков Е. А. Откуда что берется (о формировании осанки и походки у человека) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/ 1997N1/p52-57.htm - Дата доступа: 07.10.2017.
4. Земсков Е. А. Откуда что берется (о формировании осанки и походки у человека) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/ 1997N1/p52-57.htm. - Дата доступа: 07.10.2017.
5. Каганов, В.Я. Занятия трудящихся физкультурой и спортом с оздоровительной направленностью: учебное пособие / В.Я. Каганов, А.Г. Фкрманов, И.В. Гончарова. – Мн.: БГОИФК, 2016. – 274с.
6. Коновалова, Н.Г. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. / Н.Г. Коновалова, Л.К. Бурчик. - М, 2015. – 323с.
7. Купер, К. Новая аэробика / К. Купер. – М.:ФиС, 1999. - 84с.
8. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: учеб. для высш. спец. физкульт. учеб. заведений: доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту / Л.П. Матвеев. — СПб., М., Краснодар: Лань: Омега. — 2014. — 159 с.
9. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Беларусь туристическая. - Минск, 2010 – 2017. - URL: http: //www.http://www.mst.by/ru/ - Дата доступа: 11.10.2017.
10. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/gosudarstvennaya-socialnaya-podderzhka - Дата доступа: 12.10.2017.
11. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by - Дата доступа: 02.04.2015.
12. Разумов, А. Здоровье здорового человека / А. Разумов, В. Пономаренко, В. Пискунов.- М.: Медицина, 1996. – 173с.
13. Рубцов, А.Т. Группы здоровья / А.Т. Рубцов. – М.: ФиС, 1997. - 241с.
14. Фурманов, А.Г. Методика массовой физкультурно-оздоровительной работы.- М.: Госкомспорт, 2001. – 107с.
15. Якуш, Е.М. Основы обучения двигательным действиям в физическом воспитании: учеб. пособие; Мин-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск: БГУФК, 2012. – 310с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты