Введение
1. Основные этапы развития язычества в Беларуси
1.1 Типы языческих верований предков белорусов
1.2 Язычество в белорусском городском быту XI-XIII веков
2. Языческое наследие в современной белорусской духовной культуре
2.1 Языческие обычаи, обряды и суеверия в современной Беларуси
2.2 Актуализация язычества в современной белорусской культуре
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Религия неотъемлемая часть становления и формирования духовного наследия Беларуси. Религиозное представление у жителей, проживающих на территории Беларуси, по историческим справкам, развились около 40-30 тысяч лет назад. Неисчерпаемое наследие культуры белорусского народа собраны и исследованы этнографами в XIX—XX вв. К этому наследию относятся сказки, былины, пословицы, загадки, песни, заговоры, языческие обряды, колоритная одежда и головные уборы, вышитые полотенца, резная деревянная утварь и архитектурный декор. Этнологические и этнографические исследования этих богатств народной культуры явил нам, что множество элементов этой культуры весьма архаичны и сохраняют (иногда уже неосознанно) черты мировосприятия древних славян языческого периода, который был задолго до принятия христианства Киевской Русью. Устное народное творчество донесло до нашего времени отдельные сюжеты, которые возникли еще в конце 3-го тысячелетия до н. э. (медвежий праздник «комоедицы»), в вышивках на полотенцах – можно обнаружить весьма древний облик языческих богинь - рожаниц - и Макоши, богини урожая и благополучия вообще». [1, c.68].
Цель курсовой работы: выявление особенностей языческого наследия в современной белорусской культуре
Объект исследования: современная духовная белорусская культура.
Предмет исследования: языческое наследие в современной белорусской культуре.
Методы исследования:
1) системный;
2) дисхронический;
3) синхронический;
4) историческая реконструкция;
5) аксиологический.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть содержание типы языческих верований предков белорусов.
2. Охарактеризовать язычество в белорусском городском быту XI-XIII веков.
3. Обосновать роль языческих обрядов, обычаев и суеверий в современной белорусской культуре.
4. Выявить актуальность развития язычества в современной белорусской культуре.
Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ЯЗЫЧЕСТВА В БЕЛАРУСИ
1.1 типы языческих верований предков белорусов
Язычество основано на вере во множество богов. Исторически сложилось так, что язычество было верой простого народа, в противопоставлении вере князей, которые приняли византийское христианство. Языческие верования могли выражаться по-разному. Самыми древними языческими верованиями древних белорусов были анимизм, фетишизм, тотемизм. Люди устраивали праздники, следовали определенным обрядам, приносили жертвы. Христианство стало проникать на территорию Беларуси примерно в Х в. До этого периода у древних белорусов не было веры в единого бога – была вера во множество богов и духов – язычество.
В представлении древних славян языческие боги - это влиятельные существа, которые в разной мере могут управлять миром. [13, с.8]
В середине I в. до н. э., у древних людей начало развиваться сознание им понадобилось объяснять происходившие вокруг них природные явления Так возникла вера в добрых и злых духов, появились жертвоприношения для их богов. Позднее наши предки стали наделять своих богов антропоморфными чертами: изготавливали из камней и дерева идолов и поклонялись им. Особые представления начали складываться у древних белорусам к смерти и то, что происходит с человеческим сознанием после нее. Наши предки считали, что человек, умирая, переходит в какой-то другой мир, поэтому они клали оружие, украшения в захоронения. Над покойником насыпали курган – делали насыпь из земли и камней. [2, с.10]
Самым дорогим для древнего человека был огонь. Он давал свет, тепло, с помощью него можно было приготовить еду. Именно поэтому древние наделили его сакральным, священным смыслом. Так у наших предков появился культ огня, божество, которое символизирует огонь назвали Перун, а на западе Беларуси и у литовских племен этот бог имеет имя Знич. [5, с.5] Вильнюсе даже в конце XIX в. люди могли показать то место, где горел вечный огонь, и жил жрец, охранявший его.
2. ЯЗЫЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛОРУССКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ
2.1 Языческие обычаи, обряды и суеверия в современной Беларуси
Народ, проживающий на территории Беларуси характеризует его прекрасно сохранившиеся традиции и обряды. Белорусы бережно и с большим уважением относятся к своим корням. Почтение к своему культурному наследию заставляет современных белорусов обращаться к своим традициям, выполнять древние, еще дохристианские обряды.
Белорусская культура владеет своим уникальным местом среди других славянских культур. Даже с многовековым христианским господством, белорусы смогли сохранить и донести до своих потомков древние языческие ритуалы: Масленица, Купалье, Коляды, Дожинки – все эти известные любому белорусу праздники являются наследством дохристианской культуры. Однако эти обряды и традиции органично слились с христианской верой, в результате чего сформировалась уникальная и яркая культура белорусских земель.
Рассмотрим некоторые из традиционных белорусских обрядов.
Свадьба в Беларуси или «вяселле» – неповторимый обряд, который имеет глубокое священное значение. Все действия этого обряда имеют свое значение, вся последовательность действий была скрупулезно продумана, как в хорошем спектакле. По сути, свадьба и в самом деле была подобна народному спектаклю, цель которого, принести счастье, благополучие и достаток в семью молодоженов. Хотя современная свадьба отличается от традиционной, однако многие элементы претворяются в жизнь и сейчас.
По белорусской традиции свадебный обряд исполнялся в три ступени: предсвадебная («запыты», сватовство, помолвка), сама свадьба и послесвадебная (пироги и «медовый месяц»). Имелись строгий временной период, когда торжество запрещалось праздновать. Свадьбы не делали в период с 7 по 21 января, это временной промежуток назывался «крывавыя вечары». Запрещено было жениться и выходить замуж во время различных постов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Язычество является базисом и неотъемлемой частью белорусской культуры.
2. Большинство языческих обрядов сохранились в духовной культуре нашей страны и являются самоопределением нашей духовной культуры Беларуси.
3. Несмотря на тысячелетнее господство государственной православной церкви, языческие воззрения были народной верой вплоть до XX в. Несмотря на то, что христианство пришло на смену язычеству оно не смогло искоренить и поглотить целиком древние обряды и ему пришлось подстраиваться под языческую культуру древних белорусов. Благодаря лояльности церкви многие архаичные обряды наших предков дошли до наших дней и являются неотъемлемой частью современной жизни: свадьба, радуница, коляды, дожинки. Эти и многие другие обряды объединяют белорусов в единое целое. Также языческие представления сохранились в хороводных играх, песнях, сказках и народном искусстве.
4. Религиозная сущность обрядов-игр давно уже выветрилась, символическое звучание орнамента забылось, волшебные сказки утратили свой мифологический смысл, но даже бессознательно повторяемые потомками формы архаичного языческого творчества представляют огромный интерес, во-первых, как яркий компонент позднейшей крестьянской культуры, а во-вторых, как неоценимая сокровищница сведений о многотысячелетнем пути познания мира нашими отдалёнными предками.
5. Проанализировав влияние на современную культуру Республики Беларусь, языческого наследия можно сказать, что культура страны представляет собой, пожалуй, наиболее хорошо сохранившийся набор древних языческих обычаев и традиций. И что традиционные народные праздники и обряды сочетаются с христианскими традициями, образуя неповторимый синтез.
6. В современной белорусской духовной культуре существует тенденция к возвращению языческих обрядов. Однако цель этого возрождения не язычество, как религия, а реконструкция белорусской духовной культуры в исконном виде.
7. Языческое наследие в духовной белорусской культуре является по своей сути уникальным. Сохранение этого пласта нашего наследия является необходимых для наших потомков, т. к. это является одной из определяющих частей самобытности и идентичности современной духовной белорусской культуры.
1. Рыбаков, Б. А. История СССР с древнейших времен до конца 18 века: учебник. / Б.А. Рыбаков. – Высшая школа, 1983. – 68 с
2. Зайкоўскі, Э. И. Касмалагічныя ўяўленні старажытнага насельніцтва Беларусі: Гістарычна-археалагічны зборнік памяці Міхася Ткачова. / Э. Зайкоўскі – Мн., 1993. – 13-16, 79 с
3. Седов, В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв.: учебник / В.В. Седов – Просвещение, 1990. – 52с
4. Клименко, А.В. Обществознание: Учеб. / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – Дрофа, – 2004. –33 с
5. Дополнительное образование [Электронный ресурс] / Викепедия. – Минкс, 2016. – Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki/ Обряды и обычаи белорусов. – Дата доступа: 20.03.2016
6. Клейн, Л.С. Воскрешение Перуна: К реконструкции восточнославянского язычества / Л.С. Клейн. – СПб. – 2004. – 123 с
7. Найджел, П. И. История языческой Европы: учебник / П. Найджел, Дж. Пруденс. – СПб. – 2000. – 13 с
8. Васильев, М.А. Неоязычество на постсоветском пространстве: Рецензия на сборник статей «Неоязычество на просторах Евразии» / М.А. Васильев. – Славяноведение. – 2002. – № 4. – 324-325 с
9. Trinknas, J. Balt civilizacija iandien: Romuva. Baltkultros leidinys / J. Trinknas. – 2004. – № 2. – 4 - 7 с
10. Конан, У. Хрысціянства ў гістарычным лёсе Беларусі: Філасофія, рэлігія, культура (анталогія) / У. Конан. – 1998. – 569 с
11. Дополнительное образование [Электронный ресурс] / Форум Беларуси. – Минкс, 2016. – Режим доступа: http:// belarustourism.by/belarus/traditions/ – Дата доступа: 19.03.2016
12. Этно-культурные процессы Восточного Полесья в прошлом и настоящем/ А. Вл. Гурко, И. В. Чаквин, Г. И Касперович и др.; Редкол.: А. Вл. Гурко, И. В. Чаквин, Г. И Касперович. – Минск: Беларусская навука. – 2010 – 368 с
13. Бандарчык В.К. (і інш.). Этнаграфія беларусаў: гістарыяграфія, этнагенез, этнічная гісторыя. - Мінск: Навука і тэхніка, 1985. — 217 с
14. Беларусы. Том 3. Гісторыя этналагічнага вывучэння. В. К. Бандарчык; Ін-т. мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору; Рэдкал.: В. К. Бандарчык, М. Ф. Піліпенка, А. І. Лакотка. — Мн.: Беларуская навука, 1999. — 365 с
15. Цітоў В.С. Этнаграфічная спадчына. Беларусь: краіна і людзі. - Мн.: Беларусь, 2001. - 208 с
16. Титов В. С. Историко-этнографическое районирование материальной культуры белорусов. — Минск, 1983. — С. 20—21
17. Лешек Матела, Тайны славян. – Белосток: – 2005 – 183 с
18. Лех Лецеевич, Малый словарь культуры древних славян/ под ред. Л. Лецеевича. – Варшава: - 2005. – С. 36-74
19. Морозов, А. В. Фольклор в культуре восточных славян / А. В. Морозов. – Вильнюс: - Ксения, 2005 – 196 с
20. Гісторыя Беларусі: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск: Экаперспектыва, 2000–2005. – 1 т