Введение
В рамках современной глобализации и активной интеграции межличностное общение играет решающую роль. Стоит отметить, что без общения невозможна любая деятельность, не говоря об обмене опытом, переговоры и тому подобное. В таком случае, общение может выступать как взаимодействие между людьми, а может выступать и как одно из ведущих видов деятельности.
Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Внутренние коммуникации играют особую роль в групповой динамике. Без коммуникаций нет общения, обмена информацией, а без этого не может быть и группы. Таким образом, коммуникации выступают как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности.
Актуальность темы обусловлена тем, что коммуникация предоставляет средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации. Поэтому и менеджеры, и исполнители должны понимать основные концепции и способы применения коммуникационных технологий и быть способными принимать важные решения относительно их использования.
Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией, поэтому коммуникации и называют связующими процессами. Руководителю приходится осмысливать большие объемы информации, среди которой есть информация, не влияющая на процесс управления.
Каждый руководитель организации может иметь дружный и работоспособный коллектив, способный вместе с ним достичь поставленных целей. Работа по созданию и совершенствованию такого коллектива не менее важна, чем производственная деятельность. Среди этих условий важнейшее - организация внутренних и внешних связей (коммуникаций).
Именно поэтому целью данной курсовой работы является определение направлений совершенствования коммуникаций в управлении. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать теоретические основы коммуникаций в деятельности менеджеров;
- проанализировать систему коммуникаций в ЧПУП «Газосиликатстрой»;
- определить основные направления совершенствования коммуникаций в управлении.
1 Теоретические основы и характеристика коммуникаций в деятельности современного менеджера
1.1 Коммуникационный процесс: понятие, основные элементы, этапы, их характеристика
Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, менеджер организует, руководит и мотивирует подчиненных. Передача информации таким образом, чтобы достигалось наиболее максимальное ее восприятие необходимой целевой аудиторией, определяет эффективность деятельности организации. Поэтому этой проблеме уделяется большое внимание, изучаются различные аспекты повышения степени результативности коммуникационных процессов.
В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и организации в целом. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жесты, поза, тон голоса, время передачи, недосказанность и т. п.) с целью получения в ответ желаемой реакции.
Коммуникация и информация — различные, но связанные между собой понятия. Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию [4, с. 52]. С одной стороны, коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов. С другой стороны, они могут рассматриваться как обмен идеями, интересами, настроениями, т. е. как информация, связанная с поведением индивидов в группе.
Коммуникация и информация — различные, но связанные между собой понятия. Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. С одной стороны, коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов. С другой стороны, они могут рассматриваться как обмен
2 Анализ системы коммуникаций в управлении на ЧПУП «Газосиликатстрой»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия, анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия
Завод по производству газосиликатных блоков был построен в 2009 году и уже за полтора года вышел на полную производственную мощность. Кратко историю предприятия можно представить следующим образом:
- 2009 г. - построен и введен в эксплуатацию завод по производству газосиликатных блоков.
- 2010 г. - заключен инвестиционный договор о создании производства по выпуску сухих строительных смесей в д. Затишье.
- 2011 г. - приобретено дополнительное технологическое оборудование под расширение производства по выпуску газосиликатных блоков и энергонасыщенная техника.
- 2012 г. - открыт цех по производству облицовочного кирпича и тротуарной плитки.
- 2013 г. - введен в эксплуатацию новый современный растворо-бетонный узел производственной мощностью 70 тыс.куб. метров бетона в год.
- 2014 г. - открыт ветропарк «Газосиликат».
На сегодняшний день «Газосиликатстрой» является одним из крупных перспективных и быстроразвивающихся предприятий нашего района. Благодаря высокому качеству выпускаемой продукции и приемлемой цене, она пользуется широким спросом за пределами страны, в особенности в Российской Федерации, куда ее экспортируется более 95 процентов. На предприятии было установлено новое оборудование по обработке древесины и изготовлению пиломатериалов. Кроме того, введен в эксплуатацию собственный подъездной повышенный железнодорожный путь, способный принимать 10 вагонов для выгрузки сырья. Предприятие идет по пути развития и наращивания темпов производства.
В 2012 году был открыт на собственных площадях завод по выпуску гиперпрессованного облицовочного кирпича мощностью 70 миллионов штук в год. Этот кирпич характеризуется высокой прочностью, важно еще и то, что в производстве его применяется 97 процентов местного сырья.
В 2013 году введен в эксплуатацию новый современный растворобетонный узел производственной мощностью 70 тысяч кубометров в год. Начата активная
3 Предложения по совершенствованию коммуникативной политики в ЧПУП «Газосиликатстрой»
Проведенный анализ коммуникативной политики на предприятии показал, что коммуникации в управлении неэффективны из-за ряда причин, которые можно описать следующим образом:
- нет единого руководителя, который бы в полной мере был осведомлен о состоянии как внешней так и внутренней среды ЧПУП «Газосиликатстрой» и мог на основании полной информации принимать соответствующие управленческие решения;
- слабое взаимодействие на горизонтальном уровне между руководителями структурных подразделений;
- планово-приказной метод сотрудничества руководства с работниками;
- отсутствие официального электронного документооборота;
- отсутствие средств коммуникации, таких как внутренняя телефонная линия, общий чат - общение через Интернет и т.д.
Для решения выявленных проблем рекомендуется воспользоваться основными методами нивелирования коммуникационных барьеров.
При информационном взаимодействии с сотрудниками решаются такие ключевые задачи, как делегирование полномочий, воспитание чувства гордости за свою компанию. Росту доверия к компании способствуют: своевременная и регулярная коммуникация; демонстрация доверия к сотрудникам (например, распространение как хороших, так и плохих новостей); привлечение сотрудников к разрешению проблемных ситуаций, выяснение их мнений. Делегирование полномочий способствует быстрому реагированию на все изменения, происходящие в компании.
Сокращение средних уровней управления в организациях увеличивает ответственность сотрудников за принятые ими решения. Для ЧПУП «Газосиликатстрой» это актуально, т.к. при сокращении в основном были уволены рабочие, а вот среди руководства вертикальная структура управления осталась прежней, что и привело к образованию «промежуточных» руководителей.
Работу по доведению информации до рабочих и служащих следует проводить следующим образом. Во-первых в сектор внутренних коммуникаций дирекции по кадровой политике в установленное время должна поступать информация производственного сектора, коммерческого сектора, аналитического
Заключение
В данной курсовой работе были изучены теоретические основы коммуникаций в управлении, охарактеризовано понятие, основные элементы и этапы коммуникационного процесса, определены основные виды коммуникаций, коммуникационные барьеры и теоретические пути повышения эффективности межличностных коммуникаций.
Таким образом, коммуникация играет важную роль в развитии организации как целостного организма. Каждый руководитель должен быть заинтересован в улучшении коммуникации. С помощью коммуникации реализуются цели компании, проводятся новые идеи, мотивация, осуществляется контроль за поведением персонала организации. Коммуникации также необходимы для утверждения авторитета руководителя.
Анализ системы коммуникации был произведен на примере ЧПУП «Газосиликатстрой», одного из лидеров по производству газосиликатных блоков, учитывая, что зарегистрировано оно было только в сентябре 2013 г., можно говорить о том, что предприятие находится на первой стадии своего развития и именно от эффективности межличностных коммуникаций зависит его дальнейшее развитие и совершенствование. По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
- наблюдается увеличение объема произведенной продукции с 105994 млн р. до 160193 млн р., т.е. на 51,13 %, при этом затраты на производство продукции в 2015 г. увеличились на 77,52 %, что привело к увеличению затратоемкости выпущенной продукции с 0,768 р. до 0,902 р., т.е. на 17,46 %;
- превышении темпов роста себестоимости реализованной продукции в 2015 г. (208,21 %) над темпом роста полученной выручки от реализации (181,69 %) привело к снижению полученной прибыли от реализации с 17941 млн р. до 13258 млн. р.;
- рентабельность продаж в 2,15 г. снизилась с 19,74 % до 8,03 %, что связано с резким ростом себестоимости выпущенной продукции, а также со снижением полученной прибыли от реализации, а снижение показателей рентабельности говорит о снижении эффективности коммерческой деятельности ЧПУП «Газосиликатстрой» в 2015 г.;
- в 2015 г. произошло сокращение работников, т.к. среднесписочная численность персонала в 2015 г. упала с 225 чел. дор 193 чел., т.е. на 14,22 %, при этом происходит увеличение фонда заработной платы на 14,18 %, что привело