ВВЕДЕНИЕ
Вся система управления организацией и регулирование деятельности предприятия или организации осуществляется на методах планирования. Каждый последующий этап служит продолжением предыдущего, и связать их без методики планирования практически невозможно. Поэтому планирование занимает центральное место в механизме управления организацией как способ достижения поставленных целей на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех необходимых действий.
Планирование можно охарактеризовать как деятельность, направленную на определение краткосрочных и долгосрочных целей и необходимых для их решения задач, а также распределение и перераспределение ресурсов организации для реализации поставленных задач.
Основная цель планирования состоит в том, чтобы насколько возможно при сложившихся условиях, найти оптимальные условия решения задач, стоящих перед организацией.
Планирование отвечает на три основных вопроса:
1) Где находится фирма в настоящее время? Оцениваются сильные и слабые стороны в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, трудовые ресурсы для того, чтобы определить, чего может реально добиться фирма.
2) Куда мы хотим двигаться? Оценивая конкурентную среду, основных клиентов, экономическую ситуацию руководство определяет, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению.
3) Как, при помощи каких ресурсов фирма собирается достичь своих целей? Определяются функции и обязанности сотрудников и возможные пути достижения поставленных целей.
Применение планирования на фирме позволяет: предвидеть перспективу развития фирмы в будущем; более рационально использовать все ресурсы предприятия; избежать риска банкротства; улучшать контроль в организации.
Стратегическое планирование - это определение целей организации в долгосрочной перспективе.
1 Теоретические основы планирования и стратегического развития на предприятии
1.1 Сущность и содержание функции планирования. Основные этапы процесса планирования
Планирование - это одна из функций управления организацией, которая представляет собой процесс выбора и обоснования целей организации и путей их достижения. Именно посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации [6, c.43].
Планирование - процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.
Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:
-распределения ресурсов;
-координации деятельности между отдельными подразделениями;
-координации с внешней средой (рынком);
-создания эффективной внутренней структуры;
-контроля за деятельностью;
-развития организации в будущем.
В общем, в процессе планирования можно выделить:
-процесс целеполагания (определение системы целей);
-процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;
-процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.
Целеполагание - это процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений. В результате получается дерево целей, которое лежит в основе всего процесса планирования.
2 Анализ стратегического развития на примере ОАО "Шкловский агросервис"
2.1 Организационно - экономическая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество "Шкловский агросервис" создано на основании решения Шкловского районного исполнительного комитета от 28.02.03г. № 5-15 путем присоединения ОАО "Шкловский райагропромснаб", ОАО "Шкловская сельхозхимия", ОАО "Агротехсфера" к ОАО "Шкловкая райагропромтехника" с изменением названия общества на ОАО "Шкловский агросервис". В дальнейшем ОАО"Шкловский агросервис" реорганизован путем присоединения к нему ЗАО"Уланово" и ЗАО "Чернянское" и Холдингом в форме ОАО"Агромашсервис" от 14.07.04 г.
Уставный фонд общества на 01.01.2016 г. составил 3 339 481 600 рублей.
Вышестоящее ведомство – управляющая компания холдинг в форме открытого акционерного общества «Агромашсервис».
Органами управления общества являются: собрание акционеров; наблюдательный совет; дирекция и директор.
Высшим органом управления общества является собрание акционеров. Наблюдательный совет осуществляет руководство деятельностью общества в период между собраниями акционеров. Дирекция является исполнительным органом общества, подотчетна по всем вопросам своей деятельности собранию акционеров и правлению и действует в пределах полномочий, определенных Уставом ОАО "Шкловский агросервис", решениями собраний акционеров и наблюдательного совета.
Директор координирует деятельность всей организации и руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью.
Главными функциональными областями: производство, снабжение, экономика, руководят заместители директора и подчиняются непосредственно директору. Главный инженер руководит технической деятельностью, определяет техническую политику и перспективы технического развития.
3 Мероприятия по совершенствованию организации разработки стратегии развития на ОАО "Шкловский агросервис"
3.1 Зарубежный опыт стратегического развития предприятий агропромышленного комплекса
Агропромышленный комплекс является важнейшим сегментом экономики многих стран мира. К их числу можно отнести практически все страны Европейского Союза, Австралию, Бразилию, Индию, Китай, Вьетнам, Японию, Великобританию и США.
Основными целями управления агропромышленным комплексом в зарубежных странах являются:
1) Обеспечение стабильных экономических и социальных условий для развития сельского хозяйства;
2) Обеспечение населения качественными продуктами питания по социально-приемлемым ценам;
3) Снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Агропромышленная система управления в зарубежных странах состоит из государственного регулирования и хозяйственного управления.
Особое значение в управлении агропромышленным комплексом в зарубежных странах уделяется формированию прибыли сельскохозяйственных производителей. Многие государства направляют свои силы на оказание помощи национальному аграрному товаропроизводителю. Например, они поддерживают приемлемые цены, как для производителей, так и для потребителей на внутреннем рынке, что позволяет с/х организациям окупить затраты и получить доход. Подобные меры являются важным инструментом регулирования агропромышленного комплекса и более того, в США они объединены в специальный закон (Farm Bill), который принимается Конгрессом каждые 6 лет. Еще одной мерой обеспечения прибыли предприятий аграрной сферы является применение государственных субсидий, дотаций и льгот за счет бюджетных средств. Это позволяет искусственно понизить себестоимость продукции сельского хозяйства. Например, субсидии в странах Европейского Союза достигают 45-50% стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции, в Японии и Финляндии – 70%. В США на поддержание сельскохозяйственных товаропроизводителей приходится около 60% бюджетных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование предприятия. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к неплатежеспособности предприятий.
Процесс планирования на предприятии заключается в определении глобальной цели, выборе соответствующих стратегий ее осуществления, обоснованных методами и моделями стратегического анализа и планирования, а также установлении основных показателей финансово-хозяйственной деятельности, достижение которых приведет к реализации разработанных стратегий по средствам решения более конкретных задач.
Таким образом, в настоящее время практически все предприятия осознали, что залогом долгосрочного и успешного функционирования является не ориентация на сиюминутную прибыль и успех, а разработка эффективной стратегии существования на долгосрочную перспективу.
Во второй главе курсовой работы дана характеристика ОАО "Шкловский агросервис".
Цель сельскохозяйственной деятельности ОАО «Шкловский агросервис» - максимизация прибыли в долгосрочной перспективе без серьезных рисков. Миссия предприятия заключается в эффективном оказании услуг сельскохозяйственного назначения и производстве и реализации конкурентоспособной и востребованной продукции животноводства и растениеводства.
Приведёны исследования внешней среды организации с учетом сложившейся экономической ситуации области и конкурентной среды.
Проведен анализ внутренней среды организации. ОАО "Шкловский агросервис" завоевал свои позиции на рынке животноводческой и растениеводческой продукции. Продукция предприятия пользуется спросом, особенно молочная продукция и зерно. Предприятию необходимо удерживать свои позиции и завоевывать новые за счет повышения продуктивности производства и реализации маркетинга.
1. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы./ М.М. Алекссева - М.: Финансы и статистика, 2008. – 456 с.
2. Бородин,А.Д. Этапы формирования стратегического потенциала предприятия // А.Д. Бородин - Проблемы теории и практики управления, 2007, №6
3. Брасс, А.А. Основы менеджмента. / А.А.Брасс - М.: Экоперспектива, 2006. – 239 с.
4. Вершигора, Е.Е. Менеджмент./ Е.Е. Вершигора - М., Инфра-М, 2008. – 283 с.
5. Веснин, В.Р. Менеджмент. / В.Р. Веснин - М.: Проспект, 2009. – 512 с.
6. Виханский, О.С. Стратегическое управление. / О.С. Виханский - М.: Гардарики, 2002. – 292 с.
7. Гавриленко, В.М. Менеджмент. / В.М. Гавриленко - М.: Приор-издат, 2011. – 160 с.
8. Герчикова, Н.Н. Менеджмент. / Н.Н. Герчикова - М.: Юнити, 2008. – 621 с.
9. Деловое планирование / Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 345 с.
10. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учебник. / Н.И. Кабушкин - М.: ПЖ ФУА, ЗАО Экономпресс, 2007. – 284 с.
11. Казначевская, Г.Б. Менеджмент / Г.Б. Казначевская - Феникс, 2008. – 378 с
12. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления/ В.И. Кнорринг - М.: Норма, 2006. – 528 с.
13. Маркова, В.Д., Кузнецова, С.А. Стратегический менеджмент./ М.: Новосибирск: Инфра-М – Сибирское соглашение, 2001. – 123 с.
14. Менеджмент / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.: ФБК – Пресс, 2009. – 504 с.
15. Мескон, М.Х., Альберт М., Хедури Ф. Основы менеджмента. / М.: Дело, 2006. – 704 с.
16. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения / Б.Г. Литвак - М.: Дело, 2006. – 440 с.
17. Основы менеджмента / Под ред. В.И. Королева. / М.: Магистр, 2008. – 620 с.
18. Пилипенко, Н.Н., Татарский, Е.Л. Основы менеджмента: Структурно-логические схемы. / М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2012. – 144 с.
19. Руденко, В.И. Менеджмент. / В.И. Руденко - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 192 с.
20. Томпсон, А.А., Стрикленд, Дж.А. Стратегический менеджмент. / М.: Юнити, 2007. – 411 с.
21. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева/ М, Инфра-М, 2008. – 736 с.
22. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент. /Р.А. Фатхутдинов - М., ЗАО Бизнес-школа Интел – Синтез, 2005. – 641 с.
23. Хворостенко, А.В. Основы менеджмента. / А.В. Хворостенко - М.: Экзамен, 2006. – 157 с.
24. Цыпкин, Ю.А., Люкшинов, А.Н., Эриашвили, Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 439 с.
25. Ямпольская, Д.О., Зонис, М.М. Менеджмент. / М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 427 с.
26. Сайт Шкловского райисполкома[Электронный ресурс] / Шкловский районный исполнительный комитет. -Шклов,2016. Режим доступа: http://shklov.mogilev-region.by/ru/selskoe.
27. ОАО "Александрийское" [Электронный ресурс] /О предприятии. - а.г. Александрия,2016. Режим доступа: http://alexandriya.by/direct/animal.
28. Зарубежный опыт управления на предприятиях АПК [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://geolike.ru/page/gl_322.htm.