Введение
1 Постановка задачи
1.1 Описание предметной области
1.2 Цели и задачи проектирования
2 Проектирование задачи
2.1 Проектирование схемы базы данных
2.2 Алгоритм реализации задачи
2.3 Описание сред реализации задачи
3 Программная реализация
3.1 Физическая структура базы данных
3.2 Структура приложения
4 Тестирование
5 Описание применения
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Microsoft Access – это система управления базами данных (СУБД), предназначенная для создания и обслуживания баз данных, обеспечения доступа к данным и их обработки.
База данных представляет собой организованную структуру, используемую для хранения данных, т.е. любых сведений о явлениях, процессах, действиях и т.д. Данные несут в себе информацию о событиях, происходящих в материальном мире, и, по сути, являются зарегистрированными сигналами, возникшими в результате этих событий. Данные становятся информацией, если пользователь обработает их и осмыслит, применив при этом адекватные этим данным методы. Сегодня большинство СУБД размещают в своих структурах не только данные, но и методы (программные коды), поэтому можно утверждать, что Microsoft Access – это СУБД, предлагающая широкий диапазон средств для хранения информации и эффективного управления этой информацией.
Данная база данных создана для отображения информации о внутренней структуре и деятельности видеопроката.
В магазине видеопроката хранится огромное количество дисков, услугами пользуются довольно много людей. Для обеспечения оперативности ведения информации о дисках и клиентах необходима автоматизированная система, основанная на современной базе данных. Использование базы данных и автоматизированной системы для работы с базой данных существенно сократит время обслуживания клиентов и время работы с видеотекой по систематизации информации о дисках, по сбору информации о должниках и многие другие задачи.
В магазине видеопроката необходимо хранить разнообразную информацию о дисках, чтобы оперативно можно было определить информацию о наличии в видеотеке некоторой кассеты по определенному жанру или определенного режиссера.
Информация о клиентах должна быть полной и достаточной для определения клиента, фамилия, имя, его место жительство и т.д. Необходимо учесть, что среди клиентов могут быть однофамильцы, поэтому у каждого клиента должен быть уникальный код, в данном случае в качестве кода используется счетчик (ID номер) клиента.
Администратор должен иметь возможность добавлять новые диски и списывать старые, вести учет выдачи и возврата дисков, записывать нового клиента и удалять клиентов которые уже не пользуются услугами видеопроката.
Проанализировав предметную область, мы можем сказать, что разработка базы данных для видеопроката актуальна. Целью разработки базы данных «Видеопрокат» и автоматизированной системы для работы с ней является повышение качества обслуживания клиентов и улучшение коллекции дисков видеотеки.
Входные и выходные данные задач.
Информация о фильме:
1. Название фильма.
2. Картинка.
3. Жанр.
4. Продолжительность.
5. Год выпуска.
6. В главной роли.
8. Цена.
9. Описание.
Информация о клиентах:
1. ФИО.
2. Адрес.
3. Номер телефона.
4. Паспортные данные.
Информация о прокате:
1. Дата выдачи.
2. Код клиента.
3.Код фильма.
4. Возврат(да/нет).
Приложение БД должно позволять решать следующие задачи:
- регистрировать каждый диск, взятый каждым клиентом;
- определять имеющееся в наличии диски;
- выполнять расчет стоимости каждой сделки;
- подсчитывать суммарный объем покупок, сделанных каждым из клиентов и выявлять наиболее активных клиентов;
- рассчитывать объемы поставок и продаж за определенный период времени и определять доход фирмы;
В таблице «Информация о фильме» представлены фильмы и их характеристики. Структура таблицы представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Информация о фильме
| Наименование поля | Тип данных | Размер поля | Признак ключа | Примечание |
| Код фильма | Счетчик | Длинное целое | * | Подпись: код фильма |
| Название фильма | Текст | Короткий текст | | Подпись: название фильма |
| Картинка | Поле OLE | | | |
| Жанр | Текст | Короткий текст | | Подпись: жанр |
| Продолжительность | Числовой | | | Подпись: продолжительность |
| Год выпуска | Числовой | | | Подпись: год выпуска |
| В главной роли | Текст | Короткий текст | | Подпись: Главная роль |
| Цена | Числовой | | | Подпись: цена |
| Описание | Текст | Короткий текст | | Подпись: описание фильма |
Таблица «Информация о клиентах» указывает на то, какие клиенты берут фильмы. Структура таблицы представлена в таблице 2.
Формой называется объект базы данных, используемый для просмотра, ввода или изменения данных. По сравнению с ручным вводом данных, интерфейс, основанный на формах, позволяет автоматизировать процесс путем добавления в форму функциональных элементов, ввести проверку данных, настроить представление данных для просмотра.
Программа предназначена для сбора и анализа информации об фильмах, взятых в прокат.
Область применения: магазины по прокату видеофильмов.
База данных – это совокупность структурированных и взаимосвязанных данных и методов, обеспечивающих добавление выборку и отображение данных. Microsoft Access позволяет управлять всеми сведениями из одного файла базы данных. В рамках этого файла используются следующие объекты:
- таблицы для сохранения данных;
- запросы для поиска и извлечения только требуемых данных;
- формы для просмотра, добавления и изменения данных в таблицах;
- отчеты для анализа и печати данных в определенном формате;
Удачная разработка базы данных обеспечивает простоту ее поддержания.
В заключении можно сказать, что система выполняет все возложенные на неё функции по предоставлению всей необходимой информации предполагаемому пользователю данной базы данных.
В данном приложении приведен листинги запросов, используемых в приложении.
Листинг 1 – Возврат
SELECT Фильм.[Код фильма], Фильм.Название, Операция.Возврат
FROM Фильм INNER JOIN Операция ON Фильм.[Код фильма] = Операция.[Код фильма]
WHERE (((Операция.Возврат)=True));
Листинг 2 – Всего операций
SELECT Count(Операция.[Код операции]) AS [Count-Код операции]
FROM Операция;
Листинг 3 – Должники
SELECT Клиент.ФИО, Операция.Возврат, Фильм.Название, Операция.[Дата выдачи]
FROM Фильм INNER JOIN (Клиент INNER JOIN Операция ON Клиент.[Код клиента] = Операция.[Код клиента]) ON Фильм.[Код фильма] = Операция.[Код фильма]
GROUP BY Клиент.ФИО, Операция.Возврат, Фильм.Название, Операция.[Дата выдачи]
HAVING (((Операция.Возврат)=False));
Листинг 4 – Должники - количество
SELECT Клиент.ФИО, Count(Операция.[Код фильма]) AS [Count-Код фильма]
FROM Фильм INNER JOIN (Клиент INNER JOIN Операция ON Клиент.[Код клиента] = Операция.[Код клиента]) ON Фильм.[Код фильма] = Операция.[Код фильма]
GROUP BY Клиент.ФИО, Операция.Возврат
HAVING (((Операция.Возврат)=False));
Листинг 5 – Доход
SELECT Count([Код операции])*[Цена] AS Доход
FROM Фильм INNER JOIN Операция ON Фильм.[Код фильма] = Операция.[Код фильма]
GROUP BY Фильм.Цена;
Листинг 6 – По дате
Скриншоты программы



1. И.Г. Гниденко, Е.Л. Рамин, О.Д.Мердина, «Система управления базами данных MICROSOFT ACCESS 2007», Методические указания по выполнению лабораторных работ. – СПб.: СПбГИЭУ, 2009. – 86с.
2. Бойко В.В., Савинков В.М. "Проектирование информационной базы автоматизированной системы на основе СУБД" М.: Финансы и статистика, 1982.
3. Вендров A.M. «Проектирование программного обеспечения», Финансы и Статистика, М., 2000.
4. Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка. - СПб.: Питер, 2001, 304 с.
5. Зиндер Е.З. Проектирование баз данных: новые требования, новые подходы. М.: Финансы и статистика, 1996. - 182 с.
6. Мейер Д. Теория реляционных баз данных. - М.: Мир, 1987. - 608с.
7. В. Б. Сибилев. Проектирование баз данных: учебное пособие. – Томск:ТМЦДО, 2007.
8. Дейт К. Введение в системы баз данных. - К.: Диалектика, 1998.
9. Фокс Д. «Программное обеспечение и его разработка», Мир, М., 1995.
10.Элиенс А. «Принципы объектно-ориентированной разработки программ», Вильяме, М.,2002.