Введение
1. SWOT–анализ деятельности предприятия
2. SWOT–анализ в области управления персоналом
3. Классификация зарубежных методик
Заключение
Список использованных источников
Введение
Несмотря на широкое различие во взглядах, большинство ученых признают, что основной целью управления является эффективное функционирование организации, ее социальная направленность в экономике. Именно для решения этой непростой задачи, которая актуальна на сегодняшний день, необходимо подробно рассмотреть тему данной работы:
«Метод SWOT–анализа в практике управления».
SWOT–анализ является одной из ступеней ситуационного анализа, цель которого состоит в оценке стратегического положения для конкретной организации и ответе на следующие вопросы: хорошо ли работает используемая на сегодняшний день стратегия; что является для организации сильными и слабыми сторонами, благоприятными возможностями и угрозами; может ли организация конкурировать по стоимости; насколько сильны конкурентные позиции организации; и какие стратегические действия создают лицо организации.
SWOT–анализ является этапом разработки маркетинговой стратегии.
SWOT–анализ предполагает возможность оценки фактического положения и стратегических перспектив организации, получаемых в результате изучения сильных и слабых сторон организации, ее рыночных возможностей и факторов риска. SWOT–анализ имеет управленческую и стратегическую ценность, если связывает воедино факторы внутренней и внешней среды и сообщает, какие ресурсы и возможности понадобятся организации в будущем.
SWOT–анализ полезен с точки зрения выявления угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация.
Методология SWOT–анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее установление
1. SWOT – анализ деятельности предприятия
Важнейшим этапом при выработке эффективной стратегии фирмы, является стратегический анализ, который должен дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию (и потребностям) внешней среды, в которой работает организация. На основе этого анализа и должен происходить рациональный выбор стратегий из возможного множества вариантов.
В современной хозяйственной практике SWOT–анализ является одним из наиболее известных и распространенных качественных методов проведения стратегического анализа.
Привлекательность и популярность данного метода связана, с одной стороны, с его простотой, универсальностью и доступностью, с другой – с возможностью комплексного взгляда на организацию и ее деловую среду.
SWOT – это аббревиатура начальных букв английский слов:
strength – силы;
weaknesses – слабости;
opportunities – возможности;
threats – угрозы.
Таким образом, SWOT–анализ – это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Strength – сильная сторона: внутренняя характеристика организации, которая выгодно отличает данное предприятие от конкурентов.
Weaknesses – слабая сторона: внутренняя характеристика организации, которая по отношению к конкуренту выглядит слабой (неразвитой), и которую предприятие в силе улучшить.
Opportunities – возможность: характеристика внешней среды организации (т.е. рынка), которая предоставляет всем участникам данного рынка возможность для расширения своего бизнеса.
2. SWOT–анализ в области управления персоналом
Примеры вопросов, ответы на которые помогут выявить важные факторы:
• Какие тренды рынка труда могут оказать влияние на обеспечение организации персоналом?
• Какие фрагменты, методы в организации неэффективны или устарели и нуждаются в пересмотре?
• Соответствует ли размер премий к росту показателей производительности сотрудников?
• Соответствует ли уровень квалификации сотрудников потребностям организации? Получают ли сотрудники необходимую подготовку? В полном ли объеме? Своевременно ли?
• Достаточное ли число сотрудников сконцентрировано на ключевых направлениях деятельности организации?
• Как люди оценивают эффективность коммуникаций между различными подразделениями?
• Разработан ли план замещения ключевых должностей?
• Знают ли сотрудники цели/ задачи — компании/ отдела/ свои личные?
• Регулярно ли проводится оценка?
Примеры результата SWOT–анализа в области управления персоналом:
Слабые стороны:
• сокращение вакансий сотрудников, необходимой для благоприятной и успешной деятельности предприятия;
• слишком сложная и порой невыполнимая схема расчета бонусов для отдела продаж;
• небольшие стимулы в целях стимулирования продаж для сотрудников.
3. Классификация зарубежных методик
В условиях рыночной экономики важнейшей задачей любого субъекта хозяйствования является постоянный контроль за объемом продаж и доходами, поскольку при быстро меняющемся спросе и обостряющейся конкуренции существенно возрастает риск невостребованности продукции (работ, услуг). Для своевременной оценки текущей ситуации, принятия сбалансированных решений для управления доходами и прибылью организации как основными показателями финансовых результатов функционирования организации, необходим оперативный анализ, а в ряде случаев – мониторинг объема продаж, выручки, прибыли. Для активного управления объемом продаж и прибылью необходимо привлечение как учетной (внутренней) информации, так и данных о состоянии рынка, спроса на конкретные группы товаров (работ, услуг), динамике цен и т.п. (рыночная неучетная информация). Интеграция учетной и рыночной информации предполагает использование новых методов экономического анализа.
Большинство классических методов экономического анализа, разработанных российскими учеными, основывается на данных бухгалтерской отчетности. В условиях возросшей конкуренции и сложности выхода на новые рынки, динамичности формирования информации и изменения рыночной конъюнктуры, руководству организации требуется оперативная информация о текущей ситуации и позиционировании участников рынка в той или иной отрасли или направлении, динамике изменения основных факторов, определяющих успешное функционирование организации.
Поскольку рыночная информация часто меняется и является неустойчивой, для ее формирования большое значение имеют экспертные оценки, сделанные на основании имеющихся данных управленческого
учета – следствие этого – получение на их основе необходимого массива
Заключение
SWOT – анализ – это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды) для повышения эффективности использования таких инструментов, как SWOT–анализ, следует аккуратнее вникать в суть предлагаемых этими авторами технологических рекомендаций, пытаясь глубже осмыслить, что стоит за этими рекомендациями. Он комплексно исследует внешнюю окружающую среду и ресурсный потенциал предприятия. При этом особое внимание уделяется не просто констатации фактов, а определению «возможностей» и «угроз», которые привносит в деятельность предприятия внешняя окружающая среда, и «силы» и «слабостей», возникающих из имеющегося ресурсного потенциала первичного звена хозяйствования. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.
Объекты в рамках каждого элемента (например, сильные стороны) будут проранжированы по значимости: первой будет идти самая важная сила, затем вторая и так далее.
Существует простейшая форма представления результатов SWOT–анализа, где перечисляются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Благодаря своей концептуальной простоте SWOT – анализ стал легко применимым для менеджеров и столь же подверженным неправильному применению. Для его проведения не требуются ни обширные базы данных, ни формальная подготовка. Любой, кто хоть немного знаком с компанией и имеет представление о рынке, может составить простой SWOT. С другой стороны, присущая анализу простота может привести к поспешным и бессмысленным выводам, полным таких неопределенных и двусмысленных понятий, как «эксплуатационная характеристика продукта», «современное
1. Акофф, Н. О менеджменте / Н. Акофф, Л. Рассел. – СПб.: Питер, 2008. – 448 с.
2. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. – СПб.: Питер, 2009. – 524 с.
3. Альтшулер, И.Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. Инструменты, проблемы, ситуации. / И.Г. Альтшулер. – М.: Вершина, 2006. – 232 с.
4. Веснин В.Р. Основы менеджмента / В. Р. Веснин. – М.: ООО Издательство Элит, 2009. – 560 с.
5. Воробьев, А.Д. Методология стратегического менеджмента / А.Д. Воробьев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. – № 6. – С. 127–130.
6. Герчикова, И.Н. Менеджмент / И. Н. Герчикова – М.: Юнити, 2008. – 501 с.
7. Глухов, В.В. Менеджмент / В.В. Глухов. – СПб.: Издательство Лань, 2012. – 528 с.
8. Голубков, Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. – № 3, с. 25–29.
9. Горемыкин, В.А. Экономическая стратегия предприятия / В.А. Горемыкин, О. А. Богомолов. – М.: Филинъ: Рилант, 2010. – 506 с.
10. Дафт, Р.Л. Менеджмент: учеб. – 2–е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2006. – 388 с.
11. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: учебник. / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М.: Экономичность, 2007. – 416 с.
12. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. / Ф. Котлер. – М.: Питер, 2008. – 813 с.
13. Мескон, М. Основы менеджмента. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2008. – 672 с.
14. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. / А.А. Томсон А. Дж. Стрикленд III. – М.: Вильямс, 2007. – 928 с.
15. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие. / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Дело, 2008. – 447 с.