ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы денежно-кредитного регулирования
2 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь
3 Развитие денежно-кредитного регулирования в Беларуси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Для любого государства главными задачами, в области экономики, являются не только неизменный экономический рост, низкий уровень безработицы, стабильность цен на внутреннем рынке, но и внешнеэкономическое равновесие. Реализация этих целей этих целей проходит в процессе разработки и осуществления экономической политики. В контексте смешанной экономики для обеспечения устойчивого развития баланса национальной экономики одним из необходимых условий является формирование четкого инструмента денежного регулирования.
Денежная-кредитка политика государства является очень демократическим инструментом влияния на смешанную экономику, которая не нарушает суверенитет большинства компаний. Эталонная кредитно-денежная политика обеспечивает полную занятость, стабильность цен и экономический рост.
Денежная политика влечет за собой изменение значений основных макроэкономических показателей: ВВП, уровень инфляции, безработица.
На макроэкономическом уровне, денежно-кредитную политику следует трактовать как совокупность процедур в поле деятельности денежного обращения и кредитных отношений. Все эти процедуры осуществляет Центральный Банк для определения необходимого направления развития макроэкономический процессов. Показатели, которые экономика должна достичь на определенных этапах, включая развитие рынка капитала, развитие банковских и платежных систем, стабильность национальной валюты, увеличение спроса на деньги для экономики и другие, обязательно учитываются. Все эти вопросы регулируются в процессе осуществления кредитное-денежной стратегии государства, без которого невозможно нормальное функционирование экономики.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Современная кредитная система - это многоуровневый механизм накопления и рекомбинации финансовых активов. Он состоит из следующих основных компонентов:
1. Национальный банк, государственные и полугосударственные банки.
2. Банковский сектор: коммерческие банки, инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, специализированные коммерческие банки.
3. Специализированные небанковские финансовые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, финансовые корпорации, благотворительные фонды, сберегательно-кредитные ассоциации, кредитные союзы.
Вышеупомянутая трехуровневая схема структуры кредитной системы характерна для множества промышленно развитых стран, особенно для Соединенных Штатов Америки, Западной Европы и Японии. Однако с точки зрения степени развития этих связей отдельные страны значительно отличаются друг от друга. Самая развитая кредитная система в Соединенных Штатах, на нее ориентируются многие развитые странами в организации своей собственной кредитной системы. Однако, каждая страна имеет свои особенности.
Следует отметить, что кредитные системы в развивающихся странах слабо развиты. В большинстве этих стран, существует двухуровневая система, и она представлена центральным банком и системой коммерческих банков.
Нет сомнений в том, что государство следует активно вмешиваться в экономику для проведения социальной и экономической политики, а также для замены рыночного механизма, где он терпит неудачу.
2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Самостоятельно проводить денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала с момента обретения независимости. Для анализа был выбран временной период с 2003-го по 2017-й гг.
Проводимая Национальным банком денежно-кредитная политика в 2003 г. способствовала развитию различных секторов национальной экономики и достижению целевых показателей экономического и социального развития страны. Защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам, реализовывались посредством поддержания плавной, предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля на основе его гибкой привязки к российскому рублю. Эта задача была приоритетной по отношению к другим задачам денежно-кредитной политики. Фактически за январь - сентябрь 2003 г. официальный обменный курс белорусского рубля к российскому рублю снизился на 12,7 процента (или на 1,3 процента в среднем за месяц), к доллару США – на 18 процентов (или на 1,9 процента в среднем за месяц), что соответствовало прогнозной динамике [16].
Начиная с 2004 г. контрольным показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому. Денежно-кредитная политика 2005 г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов страны. В качестве индикативных показателей выступали обменный курс белорусского рубля к доллару США, темпы роста активной рублевой денежной массы, прирост рублевой денежной базы, величина международных резервных активов.
Конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 и 2007 годах являлось ограничение темпов инфляции и снижение их на 7-9% прироста индекса потребительских цен.
3 РАЗВИТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В БЕЛАРУСИ
В современных условиях социально-экономического развития все инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь должны быть направлены на насыщение экономики оптимальными денежными ресурсами для стимулирования бизнеса, удовлетворения возрастающего внутреннего платежеспособного спроса и развития экспортного потенциала. Другими словами, для стимулирования экономического роста необходимо постоянно повышать покупательную способность различных хозяйствующих субъектов национальной экономики за счет экономически обоснованного роста денежной массы и ее товарного покрытия.
Рассмотрим основные направления развития денежного регулирования, в рамках которого можно достичь стратегических целей развития Республики Беларусь.
Эмиссионная политика.
Первое, что требуется сделать это ограничить объем денежной эмиссии. Для этого необходимо снизить уровень процентных ставок. В результате кредиты станут более доступными для реального сектора экономики.
На фондовом рынке необходимо усилить координацию действий правительства и Национального банка, чтобы обеспечить стабильную работу сегмента финансового рынка за счет более эффективного сбора и раскрытия информации, защиты инвесторов, улучшения качество услуг, предоставляемых участниками этого рынка, что подразумевает расширение видов выпускаемых ценных бумаг, повышение уровня прозрачности информации о рынке ценных бумаг, контроль за созданием резервов банков под обесценение ценных бумаг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из основных инструментов регулирования экономики является денежно-кредитная политика. Её следует понимать, как совокупность мер, принимаемых правительством в денежно-кредитной области для регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики.
Существует два подхода к реализации денежно-кредитной политики: использование правил и дискреционное принятие решений. Использование правил и дискреционного принятия решений имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества одного подхода являются недостатками другого. Основным преимуществом правил является их прозрачность и согласованность с течением времени, тогда как дискреционная политика более гибкая и может использовать более разную информацию для принятия решения.
Предпосылкой эффективной денежно-кредитной политики является наличие современной банковской системы.
В настоящее время проблема эффективной денежно-кредитной политики имеет особую актуальность, поскольку стало ясно, что будущее не только каждой страны, но и мировой экономики зависит от ее решения. В основном эта проблема предполагает оптимальный баланс между рычагами национальной и внешней экономической политики, которые предоставили бы государству благоприятные условия для достижения положительных параметров экономического роста с ценовой стабильностью и стабильным платежным балансом.
Республика Беларусь начала проводить собственную денежно-кредитную политику, как только она стала независимой.
1. Гальперин, В.М. Макроэкономика: учебник / В.М. Гальперин; под общей редакцией Л.С. Тарасевича. Второе издание, переработанное и дополненное Издательство СПбГУЭФ, 2007.
2. Долан, Эдвин Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э.Долан. – СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1994. – 493 с.
3. Киреев, А. П. Международная экономика / А.П. Киреев. – М.: Международные отношения, 2011. – 488 с.
4. Курс переходной экономики : учебник для вузов / под редакцией Л.И.Абалкина. – М.: Финстатинформ, 2007. – 640 с.
5. Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, проблемы в Беларуси / Э.И. Лобкович. – Мн.: БГЭУ, 2010. – 70 с.
6. Луссе, А.В. Макроэкономика: краткий курс: учебное пособие. / А.В.Луссе. – СПб: Питер, 2001. – 240 с.
7. Макконнелл, К. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: учебник для экономических вузов / К. Макконнелл, С. Брю; перевод с английского – 14-е издание – М.: ИНФРА-М, 2003. –970 с.
8. Макроэкономика / И.В.Новикова [и др.]; под редакцией И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 304 с.
9. Макроэкономика: Учебное пособие / Т.С.Алексеенко [и др.]; под редакцией Л.П. Зеньковой. Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.
10. Макроэкономика: учеб. пособие / Т.С.Алексеенко [и др.]; под редакцией Л. П. Зеньковой. – 3-е издание, стереотипное. – Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2004. – 220 с.
11. Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики / Н.Г. Мэнкью; перевод с английского – 2-е издание – СПб.: Питер, 2004. – 573 с.
12. Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики РБ на 2018 год [Электронный ресурс] / Право.бай. Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=P31600359&p1=1.
13. Сакс, Дж. Д. Макроэкономика / Дж. Д. Сакс, Ф.Б.Ларрен; переовод с английского — М.: Дело, 2006. – 848 с.
14. Самуэльсон, П. Экономика: учебное пособие / П.Самуэльсон, В.Нордхаус; перевод с английского – 17-е изд. – М.: Вильямс, 2011. – 688 с.
15. Электронный портал Нацбанка РБ [Электронный ресурс] / Курсы валют. Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/rates/ratesDaily.asp.
16. Электронный портал Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Основные показатели статистики. Режим доступа: http://belstat.gov.by.