Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Методы формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста
1.2. Применение дидактических игр для формирования элементов экономических представлений
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Определение уровня сформированности у детей представлений
2.2. Анализ и интерпретация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Всё наше общество выступает за решение проблем экономического воспитания. В настоящее время проблема стала весьма актуальной применительно к старшему дошкольному возрасту. Поскольку ребенок уже с рождения соприкасается, тем или иным способом, с экономическими категориями - труд, вещи, стоимость, деньги.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное - говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм, комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга и пр. [3, с. 29]
Были изучены исследования Л.М.Клариной, А.Д.Шатовой, Е.А.Курак, Л.И.Галкиной в которых раскрывают возможности детей в освоении экономической сферы жизни людей. Как справедливо отмечает С.А.Козлова, информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывает огромное воздействие на его формирующуюся личность. Подробно рассмотрены работы В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева.
Подробно рассмотрели авторов дидактических игр с математическим содержанием (А.А. Смоленцева), дидактические игры с элементами информатики и моделирования (А.А. Столяр); игры направленные на интеллектуальное развитие детей (А.А. Зак, З.А. Михайлова).
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В педагогической теории большое внимание уделяется проблемам экономического образования, воспитания, формирования экономического мышления подрастающего поколения. Исследования А.Ф. Аменда, В.Г. Афанасьева, Ю.К. Васильева, Н.Г. Гордиенко, В.С. Дудик, М.И. Ермоленко, Е.Н. Камышеченко, Н.В. Лебедева, С.А. Малинина, А.А. Преснова, Г.А. Романовой, И.Г. Рябовой, Б.П. Шемякина посвящены экономическому воспитанию и образованию, развитию экономического мышления подрастающего дошкольника.
Такие исследователи, как: П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, Ю.К. Васильев, Н.В. Кулакова, Э.Д. Новожилов и др. рассматривают экономическое образование и воспитание как одну из частей трудового воспитания. Данные авторы отмечают, что экономическое образование и воспитание проявляются в подготовке учащихся школы к жизни и труду и становится одним из необходимых условий его гражданской, трудовой и нравственной зрелости. Как особую отрасль знаний, лежащую на стыке экономики и психологии, суть которой заключается в исследовании закономерностей развития экономического сознания и мышления, рассматривают указанную проблему такие исследователи, как П.Г. Бунич, А.И. Китов, В.Д. Попов, П.К. Платонов, К.А. Сабиров. Ученые К.Я. Клепач, Л.П. Кураков, Л.П. Мельникова, Л.М. Нульман, О.В. Плахотник, Л.Н. Пономорев, Л.А.Фесенко, А.Т. Шпак рассматривают экономическое воспитание, как самостоятельное направление, с одной стороны, и в тоже время как составную часть всей системы воспитания.
Внимательно изучив работы психолого-педагогической литературы и научные исследования авторов Р.С. Буре, Л.С. Дзинтерс, Л.М. Казарян, С.М. Котляровой, Н.М. Крыловой, Л.А. Порембской, Л.Я. Мусатовой, Л.З. Неверович, В.Г. Нечаевой, А.Е. Образцовой, Д.В. Сергеевой, Л.И. Сайгушевой, делаем вывод. Везде у всех авторов прослеживается проблема экономического воспитания в дошкольной педагогике.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Определение уровня сформированности у детей представлений
Исследование проводилось на базе детского сада №23 по ул. Короткевича 34/1, г. Могилева. Возраст детей – 5 – 6 лет.
Перед исследованием была поставлена цель: выявить уровень сформированности экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявление уровня понимания взаимосвязи труда и денег у детей старшего дошкольного возраста;
2. Диагностика уровня сформированности экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста по методике А. А. Смоленцова.
Оценочная шкала была взята из диагностики развития дошкольников, разработанной кандидатами педагогических наук Н.С. Ежковой и О.И. Кокаревой: выполнение диагностических заданий старшими дошкольниками оценивается по 4-х балльной системе (таблица 1, приложение 1).
Для выявления уровня сформированности экономических представлений был подобран ряд диагностических заданий.
Диагностика сформированности количественных представлений
4 балла – ребенок выполнил задания осознанно, полностью и в короткий срок, допустил не более одной ошибки (исправил ее с помощью взрослого), дал развернутые ответы на вопросы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольная организация может помочь детям удовлетворить их экономическую любознательность, не утонуть в потоке информации, не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда они станут взрослыми. Мы видим решение данной проблемы в организации образовательного процесса с учетом реализации задач в области экономического образования детей дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте можно реализовать такие основные задачи экономического образования, как:
- формирование экономических представлений об экономическом развитии общества, организации производства, товарно-денежных, нравственно-этических, государственно-юридических отношениях и др.;
- формирование разумных экономических потребностей, умение со - измерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения, воспитание убеждения в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения своих потребностей.
Одним из условий успешного формирования экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста является педагогический процесс, спроектированный на базе единства цели, содержания форм и методов обучения и основанный на установлении взаимодействия по типу «педагог – ребенок – родитель», при наличии специально созданной предметно-пространственной среды.
Опыт работы показал, что применение дидактических игр на занятиях положительно сказывается на усвоении экономических представлений у дошкольников и помогает повышению уровня экономического развития детей, что подтверждает нашу гипотезу.
1. Абраменкова, В. В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребенком / В. В. Абраменкова. — Москва: Лепта Книга, 2008. — 94 с.
2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. — М., 1991.
3. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие / Р.С. Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.
4. Галкина, Л.Н. Экономика для детей: метод. пособие / Л.Н. Галкина.Челябинск: Цицеро, 2013. – 112 с.
5. Галкина, Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук / Л.Н. Галкина Челябинск, 1999. – 226 с.
6. Галкина, Л.Н. Социально-коммуникативное развитие: формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста / Л.Н. Галкина Dnyvedy 2014: Materialy X mezinarodni vědecko prakticka conference Dil 14. Pedagogika. Praha:Publishing House «Education and Science», 2014. C. 20-29.
7. Гогоберидзе, А.Г. дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе; под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцево. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
8. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А.Панько [и др.] под ред.Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 108 с.
9. Игра дошкольника / С. Л. Новоселова [и др.]; под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
10. Меньшикова, О.И. Экономика детям, большим и маленьким / Л.В. Кнышова, О.И. Меньшикова, О.В. Попова. М.: Просвещение, 1994. 76 с. Шатова
11. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982.
12. Приходько Е. Г. Формирование элементарных экономических представлений у старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 241–245.
13. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / М. А. Васильева [и др.]; под ред. М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1986.
14. Сасова, И.А. Экономическое воспитание детей в семье / И.А. Сасова. М., 1989. 45 с.
15. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева. М.: Просвещение, 1987. 96 с.
16. Шатова, А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? //Дошкольное воспитание. 1989. № 8.- с.229
17. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М., 2005. 254 с.
18. Шатова, А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание // Дошкольное воспитание. – 1995. № 8. С. 17-24
19. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.