Введение
1. Инновационный процесс в экономике: роль, значение, последствия
2. Влияние инноваций на макроэкономическую результативность ряда экономически развитых стран
3. Проблема инноваций и перспективы экономического роста в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Мировая практика показывает, что инновации занимают ведущее место в экономике развитых стран. Они способствуют росту конкурентоспособности экономики, обеспечивают оптимизацию структуры экономики, экономию за счет масштаба производства, диверсификацию экономической деятельности, привлечение внешних финансовых ресурсов с целью приобретения рыночной власти и установления доминирования в развитии ведущих отраслей мировой экономики.
В последние годы проблемы инноваций становятся все более актуальными. Это отражает растущее понимание общества о том, что обновление всех сфер жизни невозможно без инноваций в производстве, управлении, финансах. Это инновации, которые ведут к обновлению рынка, улучшению качества и расширению ассортимента товаров и услуг, созданию новых методов производства, маркетингу продуктов, повышению эффективности управления и т. д.
Инновации являются одним из важных факторов, способствующих обеспечению доступа к ресурсам и рынкам сбыта на основе реализации потенциальных конкурентных преимуществ белорусской экономики, переходу к интенсивной модели экономического развития при одновременном сохранении ее социальной ориентации. Ключевыми факторами устойчивого роста и инновационного развития Республики Беларусь являются эффективная технологическая интеграция и развитие международной кооперации в области инноваций.
Переход на инновационный путь развития белорусской экономики жизненно важен сегодня, поскольку она все более интегрируется в европейские и мировые экономические процессы по объективным причинам. В то же время повышение ее конкурентоспособности возможно только при условии целенаправленного развития и формирования национальной инновационной системы, рыночной трансформации существующего научно-технического потенциала Республики Беларусь с ориентацией на мировые тенденции в инновационной сфере с обязательным рассмотрением ее характеристик и интересов.
1. Инновационный процесс в экономике: роль, значение, последствия
Термин и понятие «инновации» как новой экономической категории ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Иозеф Алоиз Шумпетер в начале второго десятилетия ХХ века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса. И. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:
– использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
– внедрение продукции с новыми свойствами;
– использование нового сырья;
– изменения в производстве и в его материально-техническом обеспечении;
– появление новых рынков сбыта [6, с. 98].
Без использования инноваций в современной экономике практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию. Эффект инновационной деятельности субъектов хозяйствования имеет комплексный характер и проявляется на двух уровнях: на уровне самих этих субъектов и на уровне национальной экономики в целом.
Непосредственно для предприятий их инновационная деятельность обеспечивает два типа эффектов: явные и неявные. Явный эффект заключается в том, что благодаря успешной реализации инновационных разработок предприятие приобретает или поддерживает свои конкурентные преимущества.
Неявный эффект инноваций для предприятия заключается в том, что благодаря их внедрению предприятие наращивает свой собственный научно-технический и интеллектуальный потенциал, что дает ему возможность в будущем обеспечить высокую степень своей инновационной восприимчивости.
На общем экономическом уровне эффект инновационных процессов выражается в обеспечении общего экономического роста, увеличении экспорта и ускорении динамики технологических укладов [13, c. 35].
Поэтому, правильное осуществление промышленным предприятием инновационной деятельности повышает его конкурентоспособность на рынке, а высокая интенсивность инновационной деятельности обеспечивает для него больше конкурентных преимуществ. В силу этого, можно сказать о том, что инновационная активность предприятия является стратегической характеристикой его эффективности.
Понятие «инновации» включает в себя разработку и внедрение новых и усовершенствованных продуктов, процессов и услуг. Инновации имеют решающее значение для экономического развития. Совершенно очевидно, что в будущем инновации станут движущей силой развития экономики знаний.
2. Влияние инноваций на макроэкономическую результативность ряда экономически развитых стран
Практика экономически развитых стран показывает, что устойчивый рост экономики в современных условиях обусловлен высоким уровнем внедрения новых технологий и разработок в производство. По разным оценкам, от 50 до 70% роста ВВП в этих странах обеспечивается за счет использования инноваций [5, c. 36].
В большинстве стран с развитой экономикой регулирование и стимулирование инновационных процессов происходит в основном за счет национальных исследовательских программ и различных уровней участия правительства. В зависимости от степени государственного регулирования инновационного развития можно разделить на четыре основные модели научно-технического развития промышленно развитых стран:
1. Страны – лидеры в области науки, ориентированные на реализацию широкомасштабных целевых проектов. Как правило, значительная часть научно-технического потенциала этих центров сосредоточена в государственном секторе экономики (США, Англия и Франция).
2. Страны сосредоточились на развитии благоприятной инновационной среды и рационализации всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);
3. Страны развивают чувствительность к достижениям мирового научно-технического прогресса и координируют действия различных секторов в научно-технической области (Япония и Южная Корея).
4. Страны новой, только возникающей модели научно-технического развития, ориентированы на создание развитой промышленной среды с использованием инновационного фактора. Развитие экономики стран этой группы обусловлено заимствованием достижений мирового научно-технического прогресса (Китай, Индия) [14, c. 43].
В целом страны, заинтересованные в своем развитии, идут по пути формирования соответствующей социально-экономической среды, и только на ее основе может возникнуть инновационная среда. Как пример можно привести распределение стран по показателю среднедушевого ВВП по квартилям в течение ХХ века, так как этот показатель помогает охарактеризовать приведенные выше модели инновационного развития. Страны первой и второй модели (США, Англия, Франция, Германия, Швеция и Швейцария) за вековой период не изменили своего положения в рейтинге, как занимали, так и занимают высокие места в IV (высшем) квартиле распределения стран по показателю среднедушевого ВВП. Здесь в течение столетия была сформирована развитая социально-экономическая среда.
3. Проблема инноваций и перспективы экономического роста в Республике Беларусь
В силу того, что Республика Беларусь не имеет больших запасов природных ресурсов, наиболее приоритетным для нее является инновационный путь развития, который направлен на создание конкурентоспособных производственных сил. Экономика Республики Беларусь имеет значительную промышленную составляющую ВВП – свыше 35%, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к объему инвестиций в основной капитал, их инновационному характеру и эффективности.
Основы законодательства об инновационной деятельности в Республике Беларусь определяет Закон Республики Беларусь от 10.07.2012 г. № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь». Данный закон направлен на определение правовых и организационных основ государственной инновационной политики и инновационной деятельности в Республике Беларусь. Кроме этого в начале этого года была принята Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь 31.01.2017 № 31, которая направлена на достижение приоритетов социально-экономического развития нашей страны на 2016 – 2020 годы в области эффективных инвестиций и ускоренного развития инновационных секторов экономики и является основным документом, обеспечивающим реализацию важнейших направлений государственной инновационной политики [20].
В рамках данных программ определены основные направления инновационной деятельности в Беларуси, которыми являются: оптимизация структуры управления и снижение затрат в энергетической системе и жилищно-коммунальном хозяйстве, ликвидация перекрестного и бюджетного субсидирования этих отраслей в увязке с повышением адресной социальной поддержки населения; восстановление конкурентоспособности промышленного комплекса, повышение эффективности работы агропромышленного комплекса; переход в региональной политике к концентрации ресурсов на ключевых направлениях, способных обеспечить максимальную отдачу и получение долгосрочных эффектов устойчивого развития регионов и др. [20].
Главными методами реализации инновационной политики в Республике Беларусь являются:
– формирование законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере, т.е. в законодательстве должна предусматриваться разработка соответствующих правовых актов;
– государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;
– совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности;
– создание условий для формирования совместных предприятий по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;
– обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции; консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;
– развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;
– участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах;
– выделение государственных инвестиций для реализации инновационных проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.
Заключение
Инновационная деятельность - это деятельность, которая направлена на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства. Инновационная деятельность включает: выявление проблем субъектов инновационного процесса; осуществление инновационного процесса; организацию инновационной деятельности. Главная предпосылка инновационной деятельности субъектов инновационного процесса состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности субъектов хозяйствования.
Влияние инновационного сектора на экономический рост, важность инновационного сектора национальной экономики определяется:
– связью инноваций с формированием новых товарных рынков и более рациональным использованием ресурсов;
– взаимосвязью наукоемких высокотехнологичных отраслей с секторами промышленности, сельского хозяйства, услуг и крупными успехами на внешних (в т.ч. зарубежных) рынках;
– мультипликативным эффектом затрат на научные исследования в различных отраслях экономики. Другие отрасли промышленности и экономики в целом, «подстегиваемые» новыми технологиями и новыми конкурентами, производят более совершенные товары на базе передовых технологий, обуславливая более высокий уровень производительности труда, а также создание больших производственных возможностей и рабочих мест с более высоким уровнем оплаты труда.
Индикатором инновационной активности стран является уровень наукоемкости ВВП. На современном этапе развития ситуация складывается таким образом, что доля развитых стран (страны ЕС, США и Япония) в мировых затратах на НИОКР постепенно уменьшается. В развивающихся странах, наоборот, наблюдается рост активности в затратах на НИОКР.
Инновационная деятельность в Республике Беларусь характеризуется небольшим количеством крупных предприятий (в основном относящихся к государственному сектору, использующих морально устаревшее оборудование III и IV укладов. Доля инновационных малых и средних предприятий низка.
Самым большим число инновационно-активных организаций промышленности было в 2012 г. (437 ед.) В 2013-2017 гг. число инновационно-активных организаций уменьшилось на 90 и составило 347 единиц.
1. Азоев, Г.Л. Рынок нано: от нанотехнологий – к нанопродуктам / Г.Л. Азоев. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 319 с.
2. Акулич, В. 10 особенностей белорусской экономической модели / В. Акулич // Белорусский экономический журнал. – 2015. – №2 – С. 6-10.
3. Барцевич, Т. Взаимодействие в сфере инноваций: достаточно ли Беларусь внедряет инноваций, чтобы быть партнером? / Т Барцевич // Беларусь и Европейский Cоюз: нереализованный потенциал = Belarus and European Union: unrealized potential: сборник статей / ред.–сост.: Д. Бабицкий — Минск: Равноденствие, 2012. – С. 8–48.
4. Бондарь, А.В. Макроэкономика: уч. пособие для студентов экономических специальностей ВУЗов / А.В. Бондарь. – Минск: БГЭУ, 2014. – 415 с.
5. Ботеновская, Е.С. Направления и механизмы реализации инновационной политики Республики Беларусь / Е.С. Ботеновская // Банковский вестник. – 2014. – № 1/606. – С. 36—43.
6. Бунчук, М.А. Инновационная и технологическая политика в социальном рыночном хозяйстве / М. А. Бунчук // Наука и науковедение. –2015. – № 2. – С. 98-103
7. Быков, А.А. Инновационное развитие звеньев экономики: монография / А. А. Быков. – Минск: Мисанта, 2013. – 143 с.
8. Вашковец, З.О. Механизм государственного стимулирования инновационной деятельности / З.О. Вашковец // Бел. экономич. журн. – 2015. – №10. – С. 53-61.
9. Витун, С.Е. Конкурентоспособность регионов и предприятий в условиях перехода к рыночной экономике / С.Е. Витун // Труды Минского института управления. – 2015. – №1 (5). – С. 163.
10. Жданова, О. А. Роль инноваций в современной экономике / О. А. Жданова // Экономика, управление, финансы: материалы междунар. науч. конф. –Пермь: Меркурий, 2015. – С. 38-40.
11. Инновационная инфраструктура Беларуси / Материалы республиканской научно-практической конференции. – Мн.: ГУ «БелИСА», 2015. – 100 с.
12. Козлова, Е.В. Правовое регулирование инновационной деятельности: реалии и перспективы / Е.В. Козлова // Право Беларуси. – 2014. – №24. – С. 39-42.
13. Краюхин, Г.А. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание / Г.А. Краюхин. – СПб: ГИЭА, 2014. – 286 с.
14. Лутохина, Э.А. Креативная трудология (начала инноватики): монография / Э.А. Лутохина. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2012. – 253 с.
15. Мельникова, И.Н. Стимулирование научно-инновационной деятельности: мировой опыт / И.Н. Мельникова // Журнал международного права и международных отношений. – 2015. – №5. – С. 20-25.
16. Мясникович, М.В. Научные основы инновационной деятельности: М.В. Мясникович. – Минск: Право и экономика, 2013. – 280 с.
17. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
18. Недилько, В.И. Инновации в Республике Беларусь: состояние и перспективы / В.И. Недилько // Новости науки и технологий. – 2015. – № 2. – С. 39-44.
19. Новикова, И.В. Макроэкономика: уч. пособие для студентов ВУЗов по экономическим специальностям / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский. – Минск: АУ при Президенте РБ, 2012. – 389 с.
20. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь 10 июля 2012 г. № 425-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2012. – № 2/1977.
21. О Парке высоких технологий: Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12; в ред. от 3 ноября 2014 г. № 4 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2014. – № 1/15373.
22. Об утверждении Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 15 дек. 2016 г., № 466 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
23. Протасова, М.А. Национальная инновационная система и развитие экономики / М.А. Протасова // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2018. – № 1. – С. 21–27.
24. The Global Innovation Index 2017: Winning with Global Innovation [Electronic resource] / Cornell University, INSEAD, and WIPO, 2017. – Режим доступа: http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2017.pdf