Введение
1 Материальные запасы как объект финансово-хозяйственного контроля
1.1 Материальные ресурсы: экономическое содержание и их роль в функционировании субъекта хозяйствования
1.2 Нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение проверки операций с материальными запасами
1.3 Общая характеристика системы внутреннего контроля субъекта хозяйствования
2 Организация и методика проведения ревизии операций с материальными запасами
2.1 Планирование и организация проведения ревизии операций с материальными запасами
2.2 Проверка организации материальной ответственности и состояния контроля сохранности материальных запасов
2.3 Проверка правильности документального оформления операций с материальными запасами
2.4 Проверка правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета материальных запасов
2.5 Проверка достоверности и взаимоувязки показателей бухгалтерской и статистической отчетности по материальным запасам
3 Методика оформления результатов проверки операций с материальными запасами
3.1 Оценка состояния внутреннего контроля сохранности и использования материальных запасов
3.2 Документальное оформление материалов ревизии учета материальных запасов
3.3 Особенности планирования, проведения и документального оформления аудита учета материальных запасов
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Бухгалтерский баланс за 2015 год
Приложение Б Бухгалтерский баланс за 2016 год
Приложение В Отчет о прибылях и убытках за 2015 год
Приложение Г Отчет о прибылях и убытках за 2016 год
Приложение Д Письмо – обязательство
Приложение Е Договор на оказание аудиторских услуг
Приложение Ж План аудита
Приложение И Стратегия аудита
Приложение К Договор о полной материальной ответственности
Приложение Л Карточка складского учета
Приложение М ТТН № 0744942 от 10.05.2017
Приложение Н Инвентарная опись
Приложение П Договор с поставщиком
Приложение Р Карточка счета 10 «Материалы»
Приложение С Карточка счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Приложение Т Тест системы внутреннего контроля
Приложение У Акт выполненных работ
Приложение Ф Аудиторское заключение
Приложение Х Отчет аудитора
Приложение Ц ТТН № 0849055 от 10.05.2017
Приложение Ч Уведомление о проведении проверки
Приложение Ш Рабочий план проверки
Приложение Щ Предписание на проведение проверки
Приложение Э Программа проверки
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной экономике требует поиска путей роста функционирования общественного производства. К их числу относится совершенствование производственной инфраструктуры, в том числе складского хозяйства.
Анализ хранения, движения и изготовления материалов, например, по группе машиностроительных предприятий Республики Беларусь, показал, что на основные операции по изготовлению продукции приходится от 8 до 12% времени, а большая его часть (88 - 92%) тратится на транспортирование и хранение или ожидание изготовления.
Задача торговых предприятий - наиболее полное удовлетворение спроса населения в высококачественной продукции посредством ее доведения до конечного потребителя через реализацию. Реализация выпущенной готовой продукции – конечная цель деятельности организации, заключи-тельный этап кругооборота ее средств, по завершении которого определяются результаты хозяйствования, эффективность производства.
Процессы производства, транспортирования и потребления связаны с многочисленными перегрузками и хранением сырья, топлива, материалов и готовой продукции. В торговой сфере также значительная доля времени от получения товаров от изготовителей и до реализации потребителям приходится на хранение. В процессе хранения допускаются значительные потери металла, топлива, древесины, цемента, минеральных удобрений, что приводит к снижению показателей эффективности работы конкретных предприятий.
Любая деятельность в организации происходит в рамках двух систем. Одна – это операционная (организационная) система, построенная для достижения заданных целей. Другая система – это система контроля, пронизывающая операционную систему. Она состоит, в общем виде, из политики, процедур, правил, инструкций, бюджетов, системы учета и отчетности. Эта система направлена, в конечном итоге, на создание необходимых предпосылок и повышение вероятности того, что компания в целом и менеджеры в частности достигнут поставленных целей.
Только постоянный контроль за выпуском продукции, ее достоверный учет на складе, при отгрузке и реализации дают возможность предприятию выживать в условиях конкуренции.
В связи с этим важная роль в сохранности имущества принадлежит как организации внутреннего контроля, так и внешним контролирующим органам. В рыночных условиях хозяйствования контроль является важным фактором эффективного управления производственными и коммерческими структурами, осуществляемого для получения максимального дохода и выполнения обязательств по уплате налогов.
Соответственно законодательным, нормативно-инструкторским мате-риалам контролирующие органы наделены широкими правами. Это дает им
1 Материальные запасы как объект финансово-хозяйственного контроля
1.1 Материальные ресурсы: экономическое содержание и их роль в функционировании субъекта хозяйствования
Финансово-хозяйственный контроль – это контроль за финансовыми операциями и хозяйственными процессами с целью установления их законности, правильности и целесообразности, применяется во всех отраслях н национальной экономики и имеет различные формы в зависимости от формы собственности подконтрольного объект.
Сущность финансово-хозяйственного контроля, кроме его понятие, также характеризуется субъектами, объектами и методами осуществления.
Субъекты финансово-хозяйственного контроля – это внешние и внутренние органы контроля. Каждой форме финансово-хозяйственного контроля отвечает отдельный субъект контроля.
Материальные запасы – это часть имущества организации (исключая здания и сооружения, оборудование) используемая в производстве и иной хозяйственной деятельности – запасы сырья и материалов, полуфабрикатов, предметов незавершенного производства, комплектующих изделий, топлива, запасных частей. Все это – материально-производственные запасы, часть из них, называемая текущими, расходуется в производстве от поставки к поставке материалов на складе.
Кроме них можно выделить запасы, предназначенные для продажи, страховые запасы, мобилизационные запасы.
К материальным запасам относятся:
- предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;
- предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с классификацией ОКОФ;
- готовая продукция.
Основными задачами учета материальных запасов являются:
- контроль за сохранностью ценностей, соответствием складских запасов нормативам, выполнением планов снабжения материалами;
- выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов;
- контроль за соблюдением норм потребления;
- своевременное выявление неиспользуемых материалов, подлежащих реализации;
2 Организация и методика проведения ревизии операций с материальными запасами
2.1 Планирование и организация проведения ревизии операций с материальными запасами
Планирование проведения проверки – это разработка контролирующим органом общего плана проверки с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения контроля, в том числе разработка программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления контрольных процедур, необходимых для осуществления поставленных задач. Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии.
Проверка – форма контроля (надзора), в ходе которого контролирующий (надзорный) орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий.
Проверка проверяемого субъекта проводится, как правило, за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 510 предусматриваются различные сроки проведения проверки:
- срок проведения внеплановой тематической оперативной проверки в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения не должен превышать трех рабочих дней.
- срок проведения контрольной проверки не должен превышать пяти рабочих дней.
- срок проведения дополнительной проверки не может превышать десяти рабочих дней. Данный срок не распространяется на дополнительные проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).
Срок проведения проверки, за исключением внеплановой тематической оперативной, контрольной и дополнительной проверок, не может превышать при проведении проверок:
- индивидуальных предпринимателей, нотариусов, лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность,
3 Методика оформления результатов проверки операций с материальными запасами
3.1 Оценка состояния внутреннего контроля сохранности и использования материальных запасов
Предприятия разрабатывают и внедряют процедуры контроля для того, чтобы быть уверенными в законности осуществляемых хозяйственных операций, в том, что информация по ним зарегистрирована полностью и точно, что все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных по ним обнаруживаются с максимальной скоростью (независимо от того, произошла ли ошибка при обработке данных по незаконным хозяйственным операциям, заключается ли она в невозможности провести обработку данных по законным операциям), что целостность зарегистрированных данных по ведению финансовой деятельности обеспечена файлами компьютера или бухгалтерскими книгами и что доступ к активам и связанным с ними документам ограничен. Это значит, что процедуры контроля дают уверенность в том, что цели контроля, заключающиеся в обеспечении полноты, точности, законности операций, в защите файлов и активов, были достигнуты и что системой бухгалтерского учета выдается надежная финансовая информация. Предприятиям следует применять различные способы достижения указанных целей.
Внутренний контроль в организации играет функцию управления, которая состоит в выявлении отклонений от планов, заказов, сделок, лимитов, смет, норм и нормативов или нарушений отдельных законодательных актов и других регламентирующих документов. Для выявления указанных отклонений и нарушений фактические результаты сравнивают с установленными планом или регламентирующими документами.
Источником данных о фактических результатах являются в основном данные бухгалтерского учета.
Система внутреннего контроля (далее – СВК) — это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой отчетности [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рыночных условиях контроль и проверка является важным фактором эффективного управления предприятием промышленности, осуществляемого для получения максимальной прибыли и выполнения обязательств.
С внутреннего контроля начинается совершенствование работы всего предприятия в целом, а также в бухгалтерии и других структурах, которые связаны с управлением. Внутренний контроль способствует работникам бухгалтерии в решении их задач. Основываясь на внешних и внутренних данных, оперативно пополняющихся, он также дает возможность администрации предприятия оперативно и с наилучшей выгодой решать вопросы жизнедеятельности предприятия.
Вместе с тем не следует занижать значение внешнего контроля: ревизии и аудита. Информационная функция состоит в том, что полученная во время контроля информация является основанием для принятия соответствующих решений и проведения корректирующих действий, благодаря которым обеспечивается нормальное функционирование проверяемого объекта. Основная функция государственной контрольно-ревизионной службы — осуществление контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их хранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Основными источниками контроля учета материальных запасов являются: первичная документация, сметы затрат, бухгалтерские записи на счетах затрат на элементам (счета: , 10 «Материалы», 42 «Торговая наценка», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты с бюджетом» (чрезвычайный налог, налог на землю, экологический налог), 18 «НДС», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»); регистры бухгалтерского финансового учета - журналы-ордера и соответствующие ведомости; данные финансовой отчетности (баланс, отчет о финансовых результатах), статистическая и оперативная отчетность.
Внутрихозяйственный (внутренний) финансовый контроль осуществляется собственниками, бухгалтерскими, финансовыми и другими функциональными службами предприятий.
Ревизионный процесс состоит из целого ряда последовательных этапов. Каждый из этапов имеет свое содержание, функциональное назначение и отделен по времени.
План проведения ревизий и проверок сохраняется у руководителя контрольно-ревизионного органа и не подлежит разглашению с целью обеспечения внезапности каждой ревизии или проверки.
Программа ревизии включает перечень конкретных вопросов, которые подлежат проверке, период, за который может быть проведенная ревизия, а также описание процедуры его осуществления.
1 Материальные запасы [Электронный ресур]. – Режим доступа: https://economic_mathematics.academic.ru. – Дата доступа: 27.08.2018
2 Финансово-хозяйственный контроль [Электронный ресур]. – Режим доступа: http://uchebnikirus.com/buh-audit/finansovo-gospodarskiy_kontrol_-_dikan_lv/finansovo-gospodarskiy_kontrol.htm. Дата доступа: 26.08.2018
3 Журнал главная книга Аудит материальных запасов [Электронный ресурс]. – Главная книга. – выпуск №8. – с. 8-12.
4 Ресурсы [Электронные ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/ logistika/ materialno-tehnicheskie-resursy.html. Дата доступа: 20.08.2018
5 Финансовый менеджмент: учеб. пособие для студ. спец. "Финансы и кредит" учреждений, обеспеч. получение высш. образования / под ред. Д.А. Панкова. - Минск: БГЭУ, 2010. – 364 с.
6 О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь, 12 июл. 2013 г., № 57-3 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 09.03.2018.
7 Об аудиторской деятельности: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З // БизнесИнфо [Электронный ресурс] – 2017 – Дата доступа: 09.03.2018
8 Гражданский кодекс Республики Беларусь: КодексРесп. Беларусь, 07 дек. 1998 г., № 218-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 03.02.2017г., № 226-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр прaвoвoйинформ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002.
9 Банковский кодекс Республики Беларусь: кодекс Респ. Беларусь, 25 окт. 2000г. № 441-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 01.01.2017. № 268-З// КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс]/ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск., 2014. – Дата доступа: 01.03.2018.
10 Налоговый кодекс Республики Беларусь : кодекс Респ. Беларусь, 15 окт. 2010 г. № 174-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 01.01.2017г. № 96-З// КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс]/ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск., 2014. – Дата доступа: 01.03.2018.
11 Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь от 29.06.2011 № 50: в ред. от 01.01.2015г. //БизнесИнфо:Беларусь [Электронный ресурс]/ Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – Дата доступа: 01.03.2018.
12 О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ ПрезидентаРесп. Беларусь, 16 окт. 2009 г., № 510: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 06.05.2015 г., № 188 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр прaвoвoйинформ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002.
13 Дикань Л.В. Контроль и ревизия: учеб. пособие. / Л.В. Дикань - М .: Знание, 2007. - 327 с
14 Хмельницкий В.А. Ревизия и аудит: учебное пособие / В.А. Хмельницкий, Т.А.Гринь. – Минск: БГЭУ, 2011. – 473 с.
15 Комментарий к аудиторскому правилу «Существенность и аудиторский риск» [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://spravka-jurist.com/base/part-zz/tx_wsxaya.htm. – Дата доступа: 23.08.2018.
16 О некоторых вопросах Министерства финансов Республики Беларусь по аудиторской деятельности (вместе с Правилами аудиторской деятельности «Понимание деятельности, системы внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности»): постановление М-ва финансов Респ. Беларусь, 29 дек. 2008 г., № 203 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.
17 Практический аудит: учеб пособие / под редакцией доктора эконом. наук, профессора Я.В. Соколова. – СПб.: Издательство «Юридический центр «Пресс», 2004. – 864 с.
18 Материальная ответственность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gb.by / izdaniya/glavnyi-bukhgalter/materialnaya-otvetstvennost-rabotnikov-e. Дата доступа: 27.08.2018.
19 Бровкина Н.Д., Кулинина Г. В. Практический аудит. Учебное пособие// ЮНИТИ - 2008.
20 Копылов Л.П. Аудит товарно-материальных ценностей // Аудиторские ведомости – 2007, №9.
21 Василевич И.П. Аудиторская проверка материально-производственных запасов // Бухгалтерский учет. –2006 №20
22 Лемеш, В.Н. Ревизия и аудит. Практикум: учеб. пособие / В.Н. Лемеш. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: Изд-во Гревцова, 2012. – 428 с.: ил.
23 Понимание деятельности, системы внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности: Министерства финансов Республики Беларусь от 9 декабря 2008 г. № 203 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2016 – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/audit/rules/postmf.pdf. - Дата доступа: 20.10.2016
24 Сапелкина, Е.И. Исследование экономической устойчивости: традиционные модели и новые инструменты. – Мн.: Образование и воспитание, 2009. – 44 с.