ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СУБКУЛЬТУРЫ В СОЦИОЛОГИИ
ГЛАВА 2 КЛАССИФИКАЦИЯ СУБКУЛЬТУР
2.1. Музыкальные субкультуры
2.1.1 Панки
2.1.2 Рокеры
2.1.3 Хип-хоп
2.1.4 Металлисты
2.1.5 Эмо
2.2 Арт-субкультуры
2.2.1 Джедаизм
2.2.2 Анимешники
2.2.3 Косплей
2.3 Субкультуры по мировоззрению
2.3.1 Скинхеды
2.3.2 Антифа
2.4 Субкультуры по хобби
2.4.1 Паркур или трейсеры
2.4.2 Байкеры
2.5 Имиджевые субкультуры
2.5.1 Ванильные
2.5.2 Хипстеры
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
3.1 Программа для верстки Adobe InDesign
3.2 Подготовка изображений для листовки
3.3 Разработка листовки в программе Adobe Indesign
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Информационные технологии (ИТ) в образовании в настоящее время является необходимым условием перехода общества к информационной цивилизации. Современные технологии и телекоммуникации позволяют изменить характер организации учебно-воспитательного процесса, полностью погрузить обучаемого в информационно-образовательную среду, повысить качество образования, мотивировать процессы восприятия информации и получения знаний. Новые информационные технологии создают среду компьютерной и телекоммуникационной поддержки организации и управления в различных сферах деятельности, в том числе в образовании [1].
Двадцать первый век – это век информатизации всех областей жизни человека. Благодаря появлению новых программ для работы с графическими материалами, текстовыми материалами, программ для создания веб-сайтов и верстки журналов, листовок, буклетов в сфере образования появляются новые способы подачи материала, проверки уровня знаний, а также разработки раздаточного материала для самостоятельной работы учащихся. Таким образом, описанные выше методы подачи теоретического, практического и иного материала можно объединить под термином дидактические материалы.
Дидактический материал – это, в первую очередь, наглядное учебное пособие (таблицы, чертежи, схемы, карточки с структурированной информацией или листовки, веб-страницы на учебную тематику, задания различной направленности, графические алгоритмы работы), разработанное с целью экономии учебного времени, а также эффективного обучения в процессе изучения материала. Работа с дидактическим материалом может быть как самостоятельной, так и под руководством преподавателя.
В процессе выполнения курсовой работы должны быть разработаны дидактические материалы на тему молодежных субкультур.
Субкультура – это термин в социологии, культурологии, обозначающий часть культуры общества, при этом отличающийся определённым набором характерных признаков, таких как: системой ценностей, языком, выбором в одежде, поведением. Молодежные субкультуры на территории стран постсоветского пространства начали образовываться ещё в двадцатом веке. Это были сообщества людей, которые противопоставляли себя обществу, а также неохотно принимали в свои ряды. В современном обществе субкультуры объединяются посредством социальных сетей и групп в них. Они не столько противопоставляют себя обществу, сколько являются объединениями по интересам. Это могут быть как предпочтения в музыке, так и в играх, сериалах и даже любовь к культуре определённой страны.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СУБКУЛЬТУРЫ В СОЦИОЛОГИИ
Понятие субкультура возникло в науке в 30-х годах двадцатого века в связи с переходом от индустриального к постиндустриальному обществу. В то время субкультура противопоставлялась массовой культуре общества, которая пропагандировалась средствами массовой информации: навязывание моды, стереотипов, шаблонов поведения. Однако с годами смысл термина был расширен, к субкультурам стали относится как к особой молодежной культуре со своими взглядами, понятиями нормы, которые не всегда противостояли общественной культуре. Таким образом к субкультурам стали относить образования на основе ценностей и норм не только среди молодежи, но и также среди других слоев общества.
На данный момент в социологии не существует единого мнения насчет феномена образования субкультур в обществе. Как и любой социальный и культурный процесс он имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Возникновение субкультуры рассматривается как позитивная реакция на социокультурные и культурные потребности общества (профессиональная) и, с другой стороны, как негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру [2].
Классификацию подгрупп в современном обществе можно выполнить проанализировав такие факторы:
1. Демографические. В зависимости от местности, в которой проживает индивид он может быть вовлечен в группу людей, существующую только в этом регионе.
2. Национальные. При анализе этнического фактора в стране можно заметить, что, помимо белорусов, у нас есть этнические меньшинства русских, украинцев, в больших городах можно встретить представителей Средней Азии (Туркменистан, Таджикистан и т. д.). И такие меньшинства в новой, чужой для них стране будут объединятся в группы для более комфортного существования в Беларуси.
3. Профессиональные. Для более лучшего конкурирования в своей профессии и для роста в ней люди склонны объединяться в профессиональные группы, таким образом они быстрее развиваются в своей деятельности, меняют компании для работы, получают новые проекты, а также могут полностью удовлетворять свои потребности в общении посредством неформальных встреч с членами своей профессиональной группы.
4. Социальные и др.
Таким образом у таких подгрупп со временем образуются субкультуры.
ГЛАВА 2 КЛАССИФИКАЦИЯ СУБКУЛЬТУР
Культура любого общества состоит из большого количества различных субкультур. Каждая из субкультур имеет свои определённые особенности: язык, одежда, нормы поведения, ценности, специфического отношение к конкретному социальному явлению. Субкультуры можно также рассматривать как историческое явление, возникающее благодаря развитию общества.
Большое разнообразие существующих в современном обществе субкультур можно классифицировать по следующим признакам:
1. Возраст. Субкультуры – это не только объединения молодых людей, в наше время есть детские субкультуры, а также субкультуры пожилых людей.
2. Демографический. Субкультура города, деревни и т. д.
3. Классовый признак. Здесь разделение на субкультуры осуществляется в зависимости от классовой принадлежности.
4. Место в социальной структуре (криминал, политики и т. д.).
5. Профессия.
Кроме того, по временному основанию все субкультуры могут быть поделены на два типа:
1. традиционалистские, то есть существующие в любом обществе (например, профессиональные субкультуры).
2. инновационно-авангардные, возникающие в конкретные периоды истории в связи с критикой господствующей культуры [5].
Рассмотрим основные субкультуры, которые не зависят от места в социальной структуре, профессии, классового и демографического признаков и профессии.
2.1. Музыкальные субкультуры
2.1.1 Панки
Субкультура панки возникла ещё в 1930-х годах в Англии. Первые панки – это контркультура. Они провозглашали анархию и отрицали всё, что их окружает. От английского слово punk – испорченный, никчёмный, подонок.
Панки, в первую очередь выделяются своей эпатажной музыкой. Первые музыкальные композиции в стиле панк рок были весьма эпатажными, концерты очень шумными и агрессивными. Вседозволенность, большое количество алкоголя, насилие главные отличительные черты панка. Панки провозглашали: «Секс и насилие».
Панки выражают свою принадлежность к культуре посредством прически, одежды, пирсинга, татуировок, украшений. Главный атрибут каждого панка – ирокез. Представители субкультуры панков представлены на рисунке 2.1.
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
В качестве дидактического материала для молодежных субкультур было принято решение разработать листовку, на которой размещены основные представители современных молодежных субкультур. Для самостоятельного ознакомления студентов с материалом о субкультурах были выбраны наиболее популярные в данный момент субкультуры. Информация о существующих на данный момент контркультурах отсутствует на листовке. Это объясняется тем, что нет смысла завлекать молодое поколение контркультурами, чтобы не разлагать общество и минимизировать насилие и агрессию в нём.
Таким образом, для ознакомления студентов с молодежными субкультурами на листовке будут размещены следующие виды субкультур:
1. Арт-субкультуры.
2. Субкультуры по хобби.
3. Имиджевые субкультуры.
Каждый вид субкультур будет представлен наиболее популярным представителем. Таким образом арт-субкультуры будет представлять субкультура косплей, описанная в подразделе 2.2.3. Ярким представителем субкультуры по хобби являются трейсеры, проанализированные в подразделе 2.4.1. Информация об имиджевых субкультурах будет дана на примере хипстеров, описанные в подразделе 2.5.2.
Листо́вка — вид агитационно-политической или информационной литературы, лист бумаги с текстом и иногда с иллюстрациями [11]. В нашем случае листовка будет носить информационный характер.
3.1 Программа для верстки Adobe InDesign
Adobe InDesign – приложение, разработанное компанией Adobe для работы с текстом, графическими изображениями, позволяющее создавать структурированные страницы для печати и веба.
С помощью этой программы можно с типографской точностью разрабатывать различные печатные и веб-издания: журналы, книги, газеты. В программе можно быстро адаптировать макеты к разным форматам страниц, разнообразной ориентации, при этом сохраняя качество изображения.
При создании любой печатной /веб-продукции в наше время помимо традиционных знаний, необходимо владеть навыками разработки дизайна и грамотной верстки. Дизайн – это создание визуального образа будущего печатного издания путем подбора иллюстраций, создание стиля подбором цветового и шрифтового решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе разработки курсовой работы по теме "Подготовка дидактических материалов для молодежных субкультур" была проанализирована литература на тему молодежных субкультур. В процессе написания пояснительной записки были изложены основные теоретические положения на тему субкультур: рассмотрены субкультуры в социологии и культурологии, также проведена классификация и структуризация субкультур, проанализированы наиболее яркие и известные субкультуры в своей классовой группе. С практической точки зрения была разработана листовка "Современные субкультуры" в программе, являющейся современным лидером среди программ компьютерной верстки - Adobe indesign. Листовка является дидактическим материалом, с помощью которого студенты могут самостоятельно ознакомится с тремя наиболее яркими представителями современных молодежных субкультур, которые на данный момент наиболее распространены.
Косплей – представитель арт-субкультуры, зародившийся в Японии, основной сутью которого является создание образа (костюмы, прически, татуировки) любимого персонажа фильма.
Хипстеры - представитель имидж- субкультуры, которые следуют моде и основной ценностью которых является модный внешний вид и следование трендам.
Паркур - представитель хобби-субкультуры, пропагандирует движение, веру в себя и свободу.
Каждая из описанных субкультур не противопоставляет себя обществу, они существуют совместно с общей культурой и привносят в нее что-то новое. Представителей этих субкультур можно встретить на улицах своего города, эти субкультуры развиваются именно сейчас и будут актуальны ближайшие годы, поэтому были выбраны именно они.
Для разработки листовки были изучены навыки работы с программой пакета adobe. Рассмотрены .....
1. Аксюхин, А. А., Вицен, А. А., Мекшенева, Ж. В. Информационные технологии в образовании и науке / А. А. Аксюхин, А. А. Вицен, Ж. В. Мекшенева / Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 11. – С. 50-52.
2. Студопедия.Орг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.-org/1-123892.html/.
3. Антикультура и контркультура. Субкультура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://worlds-culture.ru/index.php?action=full&id=114.
4. Ершова, Ю. Я. Культура, субкультура, контркультура: дефиниция и демаркация понятий / Ю. Я. Ерошова / Вестник СПбГУКИ. – 2016. – № 4. – С. 42-45.
5. Студенческая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://students-library.com/library/read/42889-subkultura.
6. Хип-хоп [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jump-street.ru/hip-hop.html/.
7. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эмо_(субкультура).
8. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Антифа
9. Социология молодежи. Электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/subcultures/167-parkur.html.
10. Субкультура Паркур [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://neftekumsk.ru/blog/1332-5310780.html
11. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Листовка.