ВВЕДЕНИЕ
Развитие средств вычислительной техники способствовало созданию и широкому использованию систем обработки данных разнообразного назначения. Разрабатываются информационные системы для обслуживания различных систем деятельности, систем управления хозяйственными и техническими объектами, модельные комплексы для научных исследований, системы автоматизации проектирования и производства, всевозможные тренажеры и обучающие системы. Одной из важных предпосылок создания таких систем стала возможность оснащения их «памятью» для накопления, хранения и систематизация больших объемов данных. Другой существенной предпосылкой нужно признать разработку подходов, а также создание программных и технических средств конструирования систем, предназначенных для коллективного пользования. В этой связи потребовалось разработать специальные методы и механизмы управления такого рода совместно используемыми ресурсами данных, которые стали называться базами данных. Исследования и разработки, связанные с проектированием, созданием и эксплуатации баз данных, а также необходимых для этих целей языковых и программных инструментальных средств привели к появлению самостоятельной ветви информатики, получившей название системы управления данными.
Поэтому основные идеи современной информационной технологии базируются на концепции баз данных (БД). Согласно данной концепции основой информационной технологии являются данные, организованные в БД, адекватно отражающие реалии действительности в той или иной предметной области и обеспечивающие пользователя актуальной информацией в соответствующей предметной области.
Системы управления базами данных выполняют довольно сложный набор функций, связанный с централизованными управлениями, данными в базе данных интерфейсах всей совокупности ее пользователей. По существу, система управления базами данных служит посредником между пользователями и базой данных. Основные функции СУБД:
– непосредственное управление данными во внешней памяти - функция включает обеспечение необходимых структур внешней памяти как для хранения данных, непосредственно входящих в БД, так и для служебных целей, например, для убыстрения доступа к данным в некоторых случаях (обычно для этого используются индексы).
– управление буферами оперативной памяти - поскольку СУБД обычно работают с БД значительного размера, то при обращении к любому элементу данных вся система будет работать со скоростью устройства внешней памяти, поэтому для увеличения скорости работы в развитых СУБД поддерживается собственный набор буферов оперативной памяти с собственной дисциплиной замены буферов.
– управление транзакциями - последовательностью операций над БД, рассматриваемых СУБД как единое целое что необходимо для поддержания логической целостности БД.
– журнализация - СУБД должна быть в состоянии восстановить последнее согласованное состояние БД после любого аппаратного или программного сбоя.
1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1.1. Назначение и область применения программного продукта
Данный программный продукт предназначен для сбора, хранения и обработки информации и ориентируется на конечного пользователя, не обладающего высокой квалификацией. Поэтому программный комплекс должен обладать удобным, простым и легко осваиваемым интерфейсом, который предоставляет работнику все необходимые функции и в то же время не дает совершать ему лишних действий.
Данный программный продукт является актуальным для магазинов косметики.
В системе должны поддерживаться режимы учета товара в магазине по категориям (для рук, для ног, для лица и т.д.), группировка товара по оставшемуся сроку годности с цветовой подсветкой, анализа популярности продукции в зависимости от количества продаж. Учет наличия товара на складе и в зале, а также перемещение товара с склада в зал и обратно. Добавление и списание товара.
К выходной информации можно отнести следующие данные, которые выводятся в ходе выполнения запросов к базе данных: количество проданных товаров за месяц, год, группировка товаров по степени годности, анализ популярности продукции.
1.4.1. Методы поиска информации, применяемые для разрабатываемого программного продукта
В данном программном продукте предусмотрен режим сортировки, что существенно облегчает поиск информации, а также над каждой из таблиц присутствует текстовое поле, по значению которого производится фильтрация записей в таблице.
1.4.2. Расчетные формулы для получения промежуточных результатов
Формула для вычисления срока годности по товарам:
2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА
2.1.1. Разработка структуры входных данных
Структура входных данных представлена в таблицах 2.1 – 2.4.
Таблица 2.1 – Формат таблицы «Поставки»
| Наименование реквизита | Тип данных | Размерность |
| Код поставки | Числовой | |
| Дата поставки | Дата и время | |
| Код товара | Числовой | |
| Код поставщика | Числовой | |
| Количество товаров | Числовой | |
| Цена за единицу | Числовой | |
| Продажи за месяц | Числовой | |
| Продажи за год | Числовой | |
Таблица 2.2 – Формат таблицы «Поставщики»
| Наименование реквизита | Тип данных | Размерность |
| Код поставщика | Числовой | |
| Наименование поставщика | Короткий текст | 50 |
| Адрес | Короткий текст | 50 |
| Телефон | Короткий текст | 15 |
Таблица 2.3 – Формат таблицы «Продажи»
| Наименование реквизита | Тип данных | Размерность |
| Код продажи | Числовой | |
| Дата продажи | Дата и время | |
| Код товара | Числовой | |
| Количество товара | Числовой | |
| Цена за единицу | Числовой | |
3. УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
3.1. Требования к аппаратному обеспечению
В таблице 3.1 приведены системные требования для автоматизированной информационной системы «Магазин косметики».
Таблица 3.1 – Системные требования к программному продукту
| | Декларируемые как минимальные | Рекомендуемые |
| Процессор | Процессор с частотой 500 МГц. | 500 МГц или выше. |
| Память | 256 МБ ОЗУ. | 256 МБ ОЗУ или выше. |
| Свободное место на жестком диске | 100 МБ свободного пространства на диске. | 100 МБ свободного пространства на диске или больше. |
| Монитор | Монитор с разрешением 1024x768. | Монитор с разрешением 1024x768 или выше. |
| Операционная система | Windows XP с пакетом обновления 3 (SP3) (только 32-разрядная версия ОС) или Windows Vista с пакетом обновления 1 (SP1), Windows 7, Windows Server 2008 или более поздняя 32- или 64-разрядная ОС. | Windows Vista с пакетом обновления 1 (SP1), Windows 7 с пакетом обновления 1 (SP1), Windows 8, Windows Server 2008 R2 32- или 64-разрядная ОС. |
| Графика | Для аппаратного ускорения обработки изображений требуется графическая плата DirectX 9.0c с видеопамятью 64 МБ. | Объём памяти от 64 МБ, совместимость с DirectX 9.0b и новейшие драйвера. |
| Оптические накопители | CD-ROM (требуется для установки программного продукта). | CD-ROM или DVD-ROM. |
| Устройства взаимодействия с пользователем | Клавиатура. | Клавиатура и мышь. |
3.2. Климатические условия эксплуатации
Помещения с видео-дисплейными терминалами (ВДТ) и ПЭВМ должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточной вытяжной вентиляцией. Эти помещения также должны иметь естественное и искусственное освещение. Естественное освещение должно осуществляться через светопроемы, ориентированные преимущественно на север и северо-восток, и обеспечивать коэффициент естественной освещенности (КЕО) не ниже 1,2% в зонах с устойчивым снежным покровом и не ниже 1,5% на остальной территории. Указанные значения КЕО нормируются для зданий, расположенных в III климатическом поясе. Расчет КЕО для других поясов светового климата проводится по общепринятой методике.
4. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
4.1. Установка программного обеспечения на ЭВМ
Для установки данного программного продукта необходимо запустить Setup.exe, затем программа установки автоматически завершит установку программы.
4.2. Вызов программного обеспечения
Вызов автоматизированной информационной системы «Магазин косметики» осуществляется запуском файла «Магазин косметики.exe», который располагается на рабочем столе.
При запуске программы откроется главное окно приложения.
Рисунок 4.1 – Главное окно программы
4.3. Ввод исходных данных
Ввод исходных данных при использовании программы осуществляется ручным способом с клавиатуры самим пользователем (провизором).
4.4. Действия пользователя по обработке информации
Главное окно программы содержит 7 кнопок, рассмотрим назначение каждой.
При нажатии на кнопку «Поставщики» откроется окно для добавления, редактирования и удаления информации о поставщиках (рис. 4.2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данного курсового проекта было создание программного продукта, который был бы удобный в использовании и показывал все характеристики предметной области, приобрести навыки работы с C++ Builder 6, научиться создавать таблицы, работать с формами и отчетами, использовать запросы для упрощения работы с базами данных.
В данном курсовом проекте была реализована база данных «Магазин косметики», позволяющая автоматизировать работу фирмы.
База данных может предоставить пользователю всю необходимую информацию о поставках, наличие и отправке товара. Таким образом, первостепенная цель написания данного курсового проекта, а именно создание БД, позволяющей контролировать работу склада, выполнена.
В целом, разработанная база данных отвечает следующим требованиям:
- имеет удобный пользовательский интерфейс;
- имеет защиту в виде паролей на информацию базы данных;
- обеспечивает выполнение операций хранения и модификации, соблюдает правила обновления данных.
Полученный программный продукт может быть применен в повседневной работе фирмы, что облегчит труд сотрудников фирмы и повысит производительность труда.
База данных «Магазин косметики» проста в использовании и содержит удобный интерфейс: даже неопытный пользователь сможет легко разобраться, как с ней работать.
В дальнейшем возможно расширение функциональных возможностей и усовершенствование данной БД (создать дополнительные отчеты, запросы, макросы) для более удобной и продуктивной работы сотрудников.
После завершения работы над курсовым проектом, были приобретены навыки создания и заполнения таблиц, оформление и составление правильных форм, создание запросов и отчетов. Так же научился строить диаграмму взаимодействия компонентов системы и диаграмму последовательности форм.
Скриншоты программы
1. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами пользователя / Пер. с англ. Г.Г. Буг. – М.: ДМК, 2000. – 224 с.: ил.
2. ГОСТ 19.101-77. Программа и методика испытаний. – Введ. 01.01. 1981 г. – М.: Изд-во стандартов, 2001.
3. ГОСТ 19.102-77 Стадии разработки. – Введ. 81-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 2001.
4. ГОСТ 19.104-78. Единая система программной документации. Основные надписи. – Введ. 81-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 2001.
5. ГОСТ 19.106-78. Единая система программной документации. Требования к программным документам, выполненным печатным способом. – Введ 81-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 2001.
6. ГОСТ 19.201-78 Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению. – Введ. 81-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 2001.
7. ГОСТ 19.103-80. Единая система программной документации. Схемы алгоритмов и программ. Обозначение условные графические. – Введ. 81-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 2001.
8. ГОСТ 19.701-80. Единая система программной документации. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения. – Введ 81-07-01 – М.: Изд-во стандартов, 2001.
9. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81, ГОСТ 7.40-82; Введ. 2004-10-01. – Мн.: Госстандарт Республики Беларусь, 2004. – 47 с.
10. Глушаков С.В. Базы данных: учебный курс / С.В. Глушаков Д.В. Ломотько. – Киев: Абрис, 2000. – 480 с.: ил.
11. Зелковец М.В. Принципы разработки программного обеспечения / М.В. Земковец. – Москва: Мир, 1982. – 400 с.: ил.
12. Зиглер К.К. Методы проектирования программных систем / К.К. Зиглер – М.: Мир, 1985. – 520 с.: ил.
13. Карпей Т.В. Экономика. Организация и планирование промышленного производства / Т.В. Карпей – М.: Дизайн ПРО, 2004г. – 321 с.: ил.
14. Кинг Д.А. Создание эффективного программного обеспечения/ Д.А. Кинг. – М.: Мир, 1991. – 412 с.: ил.
15. Крёнке Д.Р. Теория и практика построения баз данных / Д.Р. Кренке. – СПб: Питер, 2003. – 540 с.: ил.
16. Константайн Л.О. Разработка программного обеспечения / Л.О. Константайн, Л. Локвуд. – СПб: Питер, 2004. – 592 с.: ил.
17. Левчук Е.А. Технология организации, хранения и обработки данных / А.Е. Левчук. – М.: Вышэйшая школа, 2005. – 450 с.: ил.
18. Малыхина М.М. Базы данных: основы, проектирование, использование / М.М. Малыхина. – СПб: БХВ-Петербург, 2004. – 423 с.: ил.
19. Поливкина Т.В. Сборник инструкций по охране труда для учреждений образования / Поливкина Т.В., А.А. Тарасевич. – М.: ЦОТЖ, 2004. – с. 161-163.
20. Сокол Т.С. Охрана труда/ Т.С. Сокол, Н.В. Овчинникова. – М.: Дизайн ПРО, 2005. – 304 с.: ил.
21. Система безопасности труда: сборник. – М.: Изд-во стандартов, 2002. – 102 с.
22. Тассел Д.Д. Стиль, разработка, эффективность, отладка, испытание программ / Д.Д. Тассел. – М.: Мир, 1981. – 450 с.: ил.
23. Тиори Т.О. Проектирование структур баз данных / Т.О. Тиори. – М.: Мир, 1985. – 430 с.: ил.
24. Фрай Дж.Т. SQL в примерах и задачах / Дж.Т. Фрай [и др.]. – Мн.: ООО «Новое знание», 2002. – 578 с.: ил.
25. Microsoft Windows. Справочник администратора / Пер. с англ. Р.С. Уильям. – Москва: Изд-во торговый дом «Русская редакция», 2004. – 480с.: ил.
26. Ульман Дж.К. Основы систем баз данных / Дж.К. Уильман. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 300 с.: ил.