ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические подходы к исследованию маркетинговой деятельности в организациях малого бизнеса
2 Характеристика ОДО «Шестой элемент» и анализ эффективности ее маркетинговой деятельности
3 Пути совершенствования маркетинговой деятельности ОДО «Шестой элемент»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Малые предприятия играют важную роль в экономике любой страны. На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Эта функция малых предприятий предотвращает явление так называемой «лоскутной экономики», при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитом других. Другая важнейшая функция небольших организаций – поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, боль-шей свободой ценовой политики. Малые предприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение науч-но-технических достижений.
К сожалению, деятельность компаний малого и среднего бизнеса сопряжена с рядом проблем, значительно усложняющих их деятельность. Среди основных можно отметить следующие:
– более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
– зависимость от крупных компаний;
– недостатки в управлении делом;
– низкая компетентность руководителей;
– повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
– трудности привлечении дополнительных финансовых средств и по-лучении кредитов;
– неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.
Основные проблемы представителей малого бизнеса так или иначе связаны с большими рисками и ограниченностью в экономических ресурсах, в том числе – бюджетов на маркетинговую и рекламную деятельность.
Успех в бизнесе зависит от успеха в маркетинге. Именно маркетинг как концепция управления деятельностью предприятия, провозглашающая ориентацию на удовлетворение потребностей покупателей, может и должен по-мочь небольшим компаниям не только «держаться на плаву», но и успешно функционировать в рыночной среде.
Актуальность темы объясняется тем, что использование методов маркетинга позволяет тесно стыковать интересы и цели предпринимательства, от-дельных хозяйствующих структур с общественными целями и интересами, обеспечивать единство микро- и макроэкономического подходов к развитию экономики, что в конечном итоге способствует снижению риска банкротства и росту конкурентоспособности.
Актуальность темы предопределила цель и задачи исследования.
Целью данной работы является оценка маркетинговой деятельности организации и выявление путей ее совершенствования.
Исходя из поставленных целей были решены следующие задачи:
– изучить теоретические подходы к исследованию маркетинговой деятельности в организациях малого бизнеса;
– провести анализ маркетинговой деятельности ОДО «Шестой эле-мент»;
– предложить пути совершенствования маркетинговой деятельности ОДО «Шестой элемент».
Объектом исследования является ОДО «Шестой элемент».
Предмет исследования – маркетинговая деятельность организации.
При написании курсовой работы применялись следующие методы: абстрактно-логический, экономико-статистический, метод сравнения, ситуационный анализ и др.
Методологической базой послужили учебные пособия, учебники зарубежных и отечественных авторов, нормативно-справочные материалы, мате-риалы периодической печати и другие источники, соответствующие вопросам избранной темы исследования. Так, исследованию понятия маркетингового потенциала посвящены работы таких отечественных маркетологов-практиков, как Баранчеев В., Бесфамильная С., Гончарук В., Попов Е., Рож-ков А., Стрижов С.
Информационной базой исследования является статистическая и бухгалтерская отчетность, а также данные внутреннего учета и оперативная информация.
Представленная работа выполнена на материалах финансово-экономических результатов хозяйственной деятельности ОДО «Шестой эле-мент» за 2015-2017 г.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 Теоретические подходы к исследованию маркетинговой деятельности в организациях малого бизнеса
Малый бизнес – изначальная форма развития предпринимательства и базовое направление оздоровления национальной экономики. Именно малый бизнес, реализуя многообразные услуги на всех стадиях воспроизводственного процесса, служит ключевым фактором экономического роста [31, с.13].
Мировой опыт подтверждает значимость малого бизнеса в создании конкурентной среды, способствующей формированию мотивационных механизмов к инвестированию, совершенствованию финансово-кредитных рычагов.
Маркетинг – центральная функция управления малым бизнесом, так как его целью является определение потребности покупателей и мобилизация ресурсов фирмы для удовлетворения этих потребностей. По мере обострения конкуренции в условиях глобализации экономики значение концептуализации маркетинга усиливается.
Маркетинг в отраслях сферы малого бизнеса – комплексная система управленческой, регулирующей и исследовательской деятельности, учитывающая отраслевые особенности и направленная на удовлетворение потребностей общества в соответствии с покупательским спросом. В результате главная цель маркетинга заключена в удовлетворении потребностей общества с учетом материальных и духовных запросов. Основные направления маркетинговой деятельности являются ключевыми составляющими всех стадий воспроизводственного процесса – от производства материальных благ, их распределения, обращения до стадии конечного потребления. В последние годы качественно новое развитие получил рынок услуг сферы малого бизнеса, представляющий социально-экономический комплекс, работа которого осуществляется в соответствии с рыночными законами, национальной спецификой, территориальной масштабностью в целях усиления роли институтов потребителей и повышения качества жизни общества [31, с.14].
Маркетинг (от английского market – рынок) – комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследование и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды организации-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.
Маркетинговая деятельность должна обеспечить:
– надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы;
2 Характеристика ОДО «Шестой элемент» и анализ эффективности ее маркетинговой деятельности
Общество с дополнительной ответственностью «Шестой элемент» за-регистрировано Гомельским областным исполнительным комитетом, решение облисполкома №365 от 17.05.2004.
Организация осуществляет свою деятельность в соответствии с Законами («О торговле», «О защите прав потребителей» и др.), декретами и указами Президента Республики Беларусь, приказами и распоряжениями Министерства торговли, другими ведомственными и локальными актами, а также согласно Устава ОДО «Шестой элемент».
ОДО «Шестой элемент» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, текущие счета в банках в белорусских рублях и иностранной валюте и действует на основании полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Согласно уставу ОДО «Шестой элемент» осуществляет следующие виды деятельности
- оптовая и розничная торговля;
- производство электрораспределительной и регулирующей аппаратуры;
- деятельность автомобильного грузового транспорта;
- монтаж наладка ремонт и техническое обслуживание электрораспределительной и регулирующей аппаратуры
- операции с недвижимым имуществом;
- строительство;
- транспортно-экспедиционная деятельность;
- организация грузоперевозок.
Основным видом деятельности организации является оптовая и розничная торговля, а также сдача недвижимого имущества в аренду. Основную часть прибыли получает от оптовой торговли электротехнической продукцией.
Компания «Шестой элемент» уже более 10 лет на рынке. Специализируется на оптовой и розничной торговлеэлектротехнической и кабельной продукции. За это время компания стала одним из лидеров на рынке в дан-ной области торговли и является официальным представителем таких ведущих компаний, как TDM Electric, NLCO, Schneider Electric, Русский свет.
С 2007 года организация начало собственное производство электро-распредели¬тельной и регулирующей аппаратуры. Работы выполняются как по индивидуальным заказам, так и выпускаются серийные партии продукции.
Основной целью деятельности организации является получение прибыли.
Основными задачами являются: обеспечение предприятий и организаций различных форм собственности строительными материалами, электро-технической
3 Пути совершенствования маркетинговой деятельности ОДО «Шестой элемент»
Все большее значение в развитии эффективной коммуникационной политики приобретает Интернет. В настоящее время количество компаний, которые реализуют Интернет-маркетинг, постоянно увеличивается. Интернет-маркетинг требует своей доли в бюджете маркетинга, которая будет стремиться к увеличению с течением времени, учитывая существующие для этого предпосылки. Для успеха организации необходимо сконцентрировать огромное внимание на проблеме оценки эффективности использования интернет-маркетинга.
Маркетинговое коммуникации в социальных медиа необходимы, потому что стремительное развитие социальных объединений в сети свидетельствует о том, что множество людей испытывают острую нужду в человеческих отношениях и стараются восполнить этот пробел в своей социальной жизни. А так как технологии постоянно совершенствуются, то это общение становится все более разносторонним и насыщенным.
Маркетинговое коммуникации в социальных медиа обеспечивают:
- сохранение и повышение имиджа компании;
- ведение диалога и получение обратной связи;
- повышение лояльности посредством построения длительных взаимоотношений с клиентами;
- получение активной аудитории, участвующей в обсуждениях, конкурсах, мероприятиях, распространяющей информацию о компании;
- создание базы данных;
- установление эмоциональной связи.
Использование SMM особенно актуально для ОДО «Шестой элемент». Агрегирование клиентов в сообществах в социальных медиа позволит увеличить посещение сайта компании, продажи на сайте.
Использование ОДО «Шестой элемент» SMM позволит:
- усилить присутствие бренда на социальных платформах;
- увеличить трафик сайта;
- обеспечить положительное отношение потребителей и восприятие бренда;
- необходимо развивать партнерские отношения с клиентами в будущем.
Маркетинговые коммуникации в социальных медиа включают:
- мониторинг сетей, включающий начальное исследование аудитории соцсетей и ее отношение к бренду и регулярное исследование, которое позволяет отслеживать динамику отношения аудитории к бренду;
- продвижение ОДО «Шестой элемент» в соцсетях – френдинг, посев,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация маркетинговой деятельности является важнейшей составной частью управления организации и зависит от ситуации, в которой находится организация.
Маркетинговая деятельность предприятия представляет собой творческую управленческую деятельность, задача которой заключается в развитии рынка товаров, услуг и рабочей силы путем оценки потребностей потребите-лей, а также в проведении практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей. С помощью этой деятельности координируются возможности производства и распределение товаров и услуг, а также определяется, какие шаги необходимо предпринять, чтобы продать товар или услугу конечному потребителю.
Суть и содержание маркетинговой деятельности отражают объективные условия развития рынка, который в известной мере утрачивает хаотичность и подпадает под регулирующее воздействие заранее устанавливаемых хозяйственных связей, где особая роль отводится потребителю. Потребитель предъявляет свои требования к продукту, его технико-экономическим характеристикам, количеству, срокам поставки (прежде всего, машин и оборудования) и тем самым создаст предпосылки для распределения рынка между производителями. Возрастает значение конкуренции, борьбы за потребите-ля. Это заставляет производителей тщательно и глубоко изучать конкретных потенциальных потребителей и запросы рынка, который предъявляет высокие требования к качеству и конкурентоспособности продукции.
Объектом исследования данной курсовой работы является ОДО «Шестой элемент».
ОДО «Шестой элемент» является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.
Выручка от реализации в ОДО «Шестой элемент» на протяжении анализируемого периода увеличивается. В результате превышения темпа роста выручки от реализации над темпом роста себестоимости в 2017 году по сравнению с 2016 годом прибыль от реализации выросла, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. ввиду обратных процессов наблюдается ее снижение.
Наблюдается снижение основных показателей рентабельности в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Так, рентабельность оборотных средств снизилась на 13,07 п. п., основных средств – на 25,1 п. п., функционирующего капитала – на 9,16 п. п. В качестве положительного момента отметим увеличение рентабельности продаж на 1,64 п. п., продукции – на 2,24 п. п.
По результатам проведенного анализа выделим сильные и слабые стороны организации. Сильные: увеличение рентабельности продаж и продукции; рост производительности труда в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Слабые: замедление оборачиваемости оборотных средств; снижение эффективности использования основных средств, темп роста оплаты труда превышает темп роста его производительности в 2017 году по сравнению с 2016 годом.
Наблюдается снижение степени охвата розничным товарооборотом покупательных фондов населения в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 0,6%, в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличение на 0,05%. Удельный вес розничного товарооборота ОДО «Шестой элемент» в розничном товарообороте г. Гомель в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизился на 0,06%, в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 0,15%.
С целью обеспечения конкурентоспособных цен и высокого уровня выполнения заказов в организации постоянно оптимизируются бизнес-процессы, широко внедряется транспортная и складская логистика для повышения оперативности и качества обслуживания покупателей.
Активная политика продвижения товара на рынке, тесное сотрудничество с деловыми партнерами, информационная и рекламная поддержка, а главное внимательное отношение к каждому клиенту – вот важные составляющие успеха «ОДО Шестой элемент».
Стратегия маркетинга ОДО «Шестой элемент» – сохранение существующей доли потребительского рынка, ее постепенное наращивание.
Стратегия сбыта ОДО «Шестой элемент» направлена на наращивание доли потребительского рынка Гомельского района, укрепление позиций в г. Гомель, увеличение объемов сбыта продукции в соседних районах, внешне-торгового оборота.
Для привлечения покупателей и повышения узнаваемости компании ОДО «Шестой элемент» проводит широкомасштабную рекламную кампанию в Интернете, размещая о себе информацию практически во всех информационных каталогах.
ОДО «Шестой элемент» является одним из самых заметных импорте-ров на рынке электротехнической продукции г. Гомеля.
ОДО «Шестой элемент» является официальным дистрибьютором продуктов торговой марки «Schneider Electric» и электротехнической продукции торговой марки «TDM Electric» РФ, официальным партнером СООО «Хенкель Баутехник» СООО «Евроавтоматика ФиФ» РБ и дилером ООО «БЛ ТРЕЙД» РФ.
Ценовая политика ОДО «Шестой Элемент» осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ценообразовании», регулирование цен осуществляется Правительством, республиканскими органами государственного управления, областными и Гомельским городским исполнительными комитетами. Ценообразование торговой организации регулируется законодательством посредством предельной торговой надбавки. ОДО «Шестой Элемент» может варьировать ценами лишь снижая предельный уровень надбавки, недополучая при этом прибыль, либо искать более выгодных поставщиков продукции. Цены на товары, поступающие в продажу формируются исходя из предельных торговых надбавок, а затем в процессе реализации смотрят, какие товары менее ходовые и делают на эти товары скидки.
Основными потребителями продукции являются предприятия и организации Гомельской области. За время работы на белорусском рынке ОДО «Шестой элемент» на выбор потребителю предлагает более 2000 наименований электротехнической продукции различных производителей, различной цены и качества.
Розничная торговая сеть организации представлена 6 торговыми объектами общей площадью более 280 м2.
В 2018 году и в последующие годы организация намерена сохранить положи¬тельные тенденции в удовлетворении спроса населения в необходимых товарах на¬родного потребления, сохранить устойчивое финансовое положение и увеличить чистую прибыль.
Использование SMM особенно актуально для ОДО «Шестой элемент». Агрегирование клиентов в сообществах в социальных медиа позволит увеличить посещение сайта компании, продажи на сайте.
Использование ОДО «Шестой элемент» SMM позволит:
- усилить присутствие бренда на социальных платформах;
- увеличить трафик сайта;
- обеспечить положительное отношение потребителей и восприятие бренда;
- необходимо развивать партнерские отношения с клиентами в будущем.
Экономический эффект от рекламной деятельности ОДО «Шестой эле-мент» составит 12,8 тыс. р.
Таким образом, проведенный расчет показал, что в ОДО «Шестой эле-мент» коммуникационная политика в сети интернет, положительно влияет на увеличение выручки от реализации продукции и прибыли от реализации продукции.
1 Адамчук, И.А. Роль маркетинга в малом бизнесе / И.А. Адамчук, В.Д. Стефанова. // Территория науки. – 2014. – № 5. – С. 78-84.
2 Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник / И. Л. Акулич. – 6-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2011. – 511 с.
3 Акулич, И. Л. Международный маркетинг: учеб. для вузов / И. Л. Акулич. – Мн. : БГЭУ, 2010. – 495 с.
4 Алексунин, В. А. Маркетинг: учеб. для вузов / В. А. Алексунин. – М.: Дашков и К, 2011. – 204 с.
5 Анурин, В. Маркетинговые исследования потребительского рынка / В. Анурин, И. Муромкина, Е. Евтушенко. – СПб : Питер, 2014. – 270 с.
6 Байбардина Т. Н. Поведение потребителей: учеб. пособие / Т. Н. Байбардина, Г. Н. Кожухова, А. Я. Якимик. – Мн.: Из-во Гревцова, 2010. – 175 с.
7 Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, ана-лиз, прогноз : учеб. пособие для вузов / И. К. Беляевский. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 320 с.
8 Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие. – М: ИНФРА-М, 2011. – 215 с.
9 Бернович, П. Антикризисный маркетинг. Как выйти победителем из кризиса? / П. Бернович // Ноомаркетинг [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.noomarketing.net/antikrizisniy-marketing – Дата доступа: 20.09.2018.
10 Борисов, Б.Л. Технологии рекламы и РR: учеб. пособие / Б.Л. Бори-сов. – М.: ФАИР–ПРЕСС, 2011. – 624 с.
11 Виноградова, С. Н. Коммерческая деятельность: учеб. пособие \ С. Н. Виноградова. – Мн.: Вышэйшая школа, 2009. – 176 с.
12 Глазов, М.М. Маркетинг организации: анализ и диагностика : учеб. для вузов / М.М. Глазов, И.П. Фирова. – СПб. : Андреев. изд. дом, 2014. - 268 с.
13 Глубокий С.В. Товаропроводящая сеть предприятия: эффективные решения по организации, маркетингу и менеджменту / С.В. Глубокий. – Минск: Изд-во Гревцова, 2011. – 376 с.
14 Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е. П. Голубков. – М. : Финпресс, 2010. – 464 с.
15 Данько, Т.П. Управление маркетингом : учеб. для вузов / Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 334 с.
16 Джи, Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. – СПб.: Питер, 2011. – 370 с.
17 Карпеко, О.И. Промышленный маркетинг: учеб. пособие / О.И. Карпеко. – Минск: БГЭУ, 2010. – 415 с.
18 Коммерция и технология торговли: учебник / Дашков Л. П., В.К. Памбухчиянц– М.: ИНФРА-М, 2010. – 335 с.
19 Коммерческая деятельность: учеб. для вузов / Ф. Г. Панкратов, Т. К. Серегина. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2013. – 580 с.
20 Коммерция и технология торговли: учебник / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. – М: ИНФРА-М, 2015. – 430 с.
21 Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг / Ж.-Ж. Ламбен. – Спб.: Наука, 2007. – 433 с.
22 Маркетинг: учебное пособие для магистрантов / Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. – Таганрог: ТРТУ, 2014. – 356 с.
23 Михарева В. А Стратегический маркетинг: учеб. пособие / В. А. Михарева. – Минск: Изд-во Гревцова, 2009. – 208 с.
24 Организация коммерческой деятельности: справ. пособие / С. Н. Виноградова, С. П. Гурская, О. В. Пигунова и др.; // Под общ. ред. С. Н. Виноградовой. – Мн.: Вышэйшая школа, 2013. – 464 с.
25 Основы коммерческой деятельности / Л. В. Осипова, И. М. Синяева. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 380 с.
26 Памбухчиянц, О. В. Технология розничной торговли: учебник / О. В. Памбухчиянц. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 264 с.
27 Панкратов, Ф. Г. Рекламная деятельность: учебник / Ф. Г. Панкратов и др. М.: ЮНИТИ, 2010. – 288 с.
28 Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф. Г. Панкратов, Т. К. Серегина. – М: ИНФРА-М, 2015. – 580 с.
29 Пашутин, С.Б. Манипуляции и «зомбирование» в маркетинге / С. Б. Пашутин // Маркетинг в России и за рубежом [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mavriz.ru/articles/2009/5/4965.html. – Дата доступа: 21.09.2018.
30 Петрович, М. В. Механизм оптимизации интересов участников потребительского рынка / М. В. Петрович // Предпринимательство в Беларуси. – 2014. – № 10. – С. 20-23.
31 Синяева, И. М. Маркетинг в малом бизнесе: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Маркетинг» / И.М. Синяева, СВ. Земляк, В.В. Синяев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 287 с.
32 Феофанов, О. А. Реклама: новые технологии в России / О. А. Феофанов. – СПб.: Питер, 2011. – 112 с.
33 Хардинг, Г. Маркетинг промышленных товаров / Г. Хардинг; пер. с англ. – М.: Сирин, 2012. – 272 с.
34 Энджел, Д. Поведение потребителей / Д. Энджел, Р. Блэкуэлл. – СПб.: Питер, 2010. – 606 с.