ВВЕДЕНИЕ
1 Сущность, место и значение структуры управления в системе
1.1 Понятие структуры и организационной структуры управления
1.2 Виды организационных структур
1.3 Зарубежный опыт совершенствования организационных структур
2 Анализ структуры и функций аппарата управления организации
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Система управления организации, ее органы управления и функциональный аппарат, их задачи
2.3 Основные документы, регламентирующие деятельность аппарата управления и функциональный аппарат, их анализ
3 Пути совершенствования структуры и функций аппарата управления организации в современных условиях
3.1 Оценка эффективности управления организацией
3.2 Основные направления совершенствования структуры аппарата управления и распределения функций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В процессе развития и функционирования любой хозяйствующий субъект вынужден постоянно изменяться под воздействием складывающихся социально-экономических условий. Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде. Поэтому успех любой организации и возможность ее выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям.
В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденции и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития.
Актуальность темы курсовой работы, обусловлена тем, что сегодня, для любого хозяйствующего субъекта большое значение имеет организационная структура управления, подходы к распределению обязанностей, принципы создания перспективной организации и т.д. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Поэтому в настоящее время организационной структуре управления, ее совершенствованию уделяется значительное внимание, так как достижение основных целей организации возможно при эффективной структуре организации, построенной с учетом всех ее преимуществ и недостатков.
Цель организационной структуры управления состоит в том, чтобы решить стоящие перед организацией задачи, поэтому совершенствование структуры должно базироваться на стратегических планах организации, а её структура - обеспечивать реализацию стратегии организации. Кроме того, необходимо учитывать ситуацию, в которой находится организация и которая складывается из факторов внешней среды, технологии организации и её размера.
Также важное значение имеет определение соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.
На сегодняшний день, в Республике Беларусь в интересах выживания и гибкого реагирования на динамично меняющиеся рыночные условия, повышения устойчивости и адаптационной способности в удовлетворении потребительского спроса, преодоления отставания в развитии техники и технологии, в обеспечении высокого качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг организации должны целенаправленно проводить организационные изменения. Благодаря этому преодолевается инертность и застой в структурах управления, в сложившейся системе связей и отношений.
Целью данной курсовой работы является оценка эффективности управления организацией, выявление необходимости проведения организационных изменений и поиск путей совершенствования организационной структуры управления Светлогорского райпо.
Для достижение поставленной цели необходимо:
1. Изучить сущность организационной структуры управления;
2. Рассмотреть виды организационных структур;
3. Изучить зарубежный опыт совершенствования организационной структуры;
4. Познакомиться с организационно-экономической характеристикой исследуемой организации;
5. Изучить систему управления этой организации, ее органы управления и функциональный аппарат, их задачи;
6. Проанализировать основные документы, регламентирующие деятельность аппарата управления и функционального аппарата организации.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность Светлогорского райпо.
Предметом исследования является организационная структура управления Светлогорского райпо.
Теоретической и методической основой курсовой работы явились научные и учебные пособия по менеджменту и организации труда, законодательные акты, нормативные документы по теме курсовой работы. При этом были использованы источники периодической литературы, электронные ресурсы. Во второй и третьей главах также широко использовалась бухгалтерская и статистическая отчетность объекта исследования.
При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: системный подход, анализ, синтез, индукция и дедукция, методы обобщения и сравнения, структурно-функциональныйметод.
Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем курсовой работы – 47 страницы.
1 Сущность, место и значение структуры управления в системе
1.1 Понятие структуры и организационной структуры управления
Ключевое значение для организации любой отрасли в современных условиях имеет существующая на ней структура управления. Категория “структура” относительно социально-экономических систем отражает состав, строение экономического объекта, внутреннюю форму системы. Наличие структуры представляет неотъемлемый атрибут всех реально существующих социально-экономических систем, поэтому структура придает им ценность.
Структура системы представляет собой :
1) состав ее элементов и подсистем, каждый из которых выполняет определенную функцию;
2) существующие между ними взаимосвязи.
Разнообразие структур связано с различиями в области деятельности, в характере и сложности выпускаемых продуктов, в размерах, степени дифференциации и территориальном расположении предприятия.
Дж. Л. Гибсон, Дж. Ивацевич и Дж. Х. Доннелли определили структуру как план, который показывает, как люди группируются в организации. [5, c 8]
Исходя из вышесказанного, структуру организации можно определить как совокупность производственных, функциональных и обслуживающих подразделений, взаимосвязанных между собой, которые обеспечивают производственную и управленческую деятельность.
Организационная структура является абстрактным понятием. Фактически ее никто никогда не видел. Однако организационная структура является тем механизмом, который обеспечивает достижение поставленных целей. Положение дел в организации является свидетельством наличия или отсутствия структуры. Структура организации способствует организационной эффективности, и эта взаимосвязь оправдывает интересы организации. [5, c 428]
Организационная структура, представляющая собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создает условия для достижения установленных целей. Она развивается и изменяется под воздействием особенностей стратегии организации, ее внутренней сложности и изменений во внешней среде. [1, c 53]
Персонал является важнейшей частью организации и имеет сложную взаимосвязанную структуру. Системный анализ позволяет рассматривать
2 Анализ структуры и функций аппарата управления организации
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
Светлогорское районное потребительское общество создано в 1938 году в соответствии с решением Собрания пайщиков на основе имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей.
Общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организаций. Общество руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями органов управления и органов контроля потребительской кооперации и Уставом Общества. Общество создано на неопределенный срок. Общество на добровольной основе входит в Гомельский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ.
Торговлю в райпо осуществляют 83 магазина с торговой площадью 7345 кв.м., 15 объектов торговли оснащены платежными терминалами для безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек. Обслуживание 32 малонаселенных пунктов, не имеющих стационарной розничной сети с численностью жителей 830 человек, осуществляют 2 автомагазина.
Заготовительную деятельность в Светлогорском райпо осуществляют 83 магазина, 7 приемо - заготовительных пункта (2 передвижных, 4 пункта-магазина).В районе работают 8 заготовителей.
Производственная деятельность Светлогорского райпо представлена хлебным цехом, колбасным цехом, засолочным цехом, скотоубойным и швейным цехами.
Транспортная отрасль имеет в своем наличии 46 единиц транспортных средств, в том числе 39 грузовых автомобилей.
Светлогорское райпо является собственником земельных участков в Светлогорском районе и г. Светлогорске общей площадью 26,8019 га., а также арендатором земли на срок от 20 лет и свыше - 0,0454 га.
Контроль за соблюдением Устава общества, его финансово-хозяйственной и иной деятельности осуществляет ревизионная комиссия, которая руководствуется в своей деятельности законодательством РБ, уставом,
3 Пути совершенствования структуры и функций аппарата управления организации в современных условиях
3.1 Оценка эффективности управления организацией
Эффективность управления принято рассматривать в единстве двух сторон: экономической и социальной эффективности. Социальная эффективность характеризует степень достижения социальных целей - удовлетворение материальных и духовных потребностей работников, повышение содержательности и улучшения условий труда, увеличение свободного времени, его экономия. Частные показатели социальной эффективности управления в торговле - время на ожидание услуги, время на получение услуги, качество обслуживания, культура обслуживания и др. Экономическая эффективность позволяет определить, ценой каких затрат она достигнута. Решение социальных проблем, повышение социальной эффективности способствуют повышению и экономической эффективности общественного труда. Выделение экономической и социальной сторон эффективности управления позволяет содержательно раскрывать взаимосвязи многообразных общественных явлений, решать практические вопросы повышения эффективности, определять последовательность мероприятий с учетом их актуальности и значимости,
Особенность результатов управленческого труда состоит в том, что они трудно поддаются количественной оценке. Результаты труда руководителей, как правило, оцениваются по показателям производственной деятельности возглавляемых ими коллективов, труда специалистов и технических исполнителей, по показателям работы отдела. Это своего рода конечные результаты, между временем достижения которых и моментом приложения труда существует значительный разрыв.
В качестве критерия эффективности производства и управления используются обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов - труда, основных фондов, инвестиций.
Главной задачей организации труда управленческого персонала является экономичность аппарата управления. Экономичность аппарата управления понимается как выполнение им возложенных на него функций с минимальными затратами (трудовыми, материальными, финансовыми). Иными словами, обеспечение экономичности означает, прежде всего, достижение максимальной производительности управленческого труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа написана на тему «Структура и функции аппарата управления организации» (на примере Светлогорского райпо).
В работе рассмотрены сущность структуры аппарата управления работников в организации, исследован зарубежный опыт совершенствования организационных структур, дана организационно-экономическая характеристика деятельности Светлогорского райпо за 2014-2016 гг., проанализированы показатели экономичности управления райпо, дана оценка эффективности управления, разработаны направления структуры аппарата управления в деятельности анализируемой организации.
Эффективное функционирование организация предполагает построение определенной структуры управления. Организационная структура является абстрактным понятием. Однако она является тем механизмом, который обеспечивает достижение поставленных целей.
Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.
Структура управления должна отражать цели и задачи организации, быть подчинена производству и меняться в вместе с ним, должна отражать разделение труда и объемы полномочий работников
Объектом исследования является хозяйственно-финансовая деятельность Светлогорского райпо.
Светлогорское районное потребительское общество создано в 1938 году в соответствии с решением Собрания пайщиков на основе имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей.
Общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организаций. Общество руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями органов управления и органов контроля потребительской кооперации и Уставом Общества. Общество создано на неопределенный срок. Общество на добровольной основе входит в Гомельский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ.
Изучив динамику основных экономических показателей деятельности Светлогорского райпо, было выявлено, что она является эффективной и прибыльной.
Светлогорское райпо занимается активной деятельностью в области повышения образовательного уровня своего персонала. В связи с этим
состав персонала сформирован положительно, деятельность по формирования трудовых ресурсов организации совершенствуется и ее эффективность постепенно повышается.
Изучив организационную структуру организации, было выявлено, что она является линейно-функциональной структурой. В ней были выявлены следующие недостатки: дублирование функций и неравномерная нагрузка по исполнению управленческих и организационных обязанностей и ответственности ведущими специалистами, дублирование ответственности руководителями и специалистами.
Для устранения этих недостатков и для совершенствования организационной структуры Светлогорского райпо необходимо:
- изменение организационной структуры базы с учётом основных принципов;
- введение должности маркетолога или специалиста по рекламе;
- уточнение функций органов управления организации и должностным обязанностям руководителей и специалистов;
- улучшение информационной среды в системе управления базы;
- автоматизация управленческих процессов и применение современных технологий управления;
- «обновление» и «омоложение» персонала организации;
- совершенствовать систему контроля.
Основной результат работы должен состоять не в том, что структура должна измениться, а в том, чтобы ее можно было регламентировать, нормативно закрепив функции и разграничив сферы компетенции.
В целом совершенствование структуры аппарата управления Светлогорского райпо и распределения функций должно способствовать наиболее рациональному осуществлению процессов управления, повышению производительности труда работников аппарата управления при выполнении возложенных на них функций.
1 Бабосов, Е.М. Управление персоналом : учеб. пособие для вузов / Е.М. Бабосов, Э.Г. Вайнилович, Е.С. Бабосова. - Минск : ТетраСистемс, 2012. - 288 с.
2 Беляцкий, Н.П. Управление персоналом : учебник / Н.П. Беляцкий. - Мн. : Соврем. шк., 2010. - 448 с.
3 Герчикова, И.Н. Менеджмент.:Учебник/ И.Н. Герчикова - 3-е изд., перераб. доп. - М.: ЮНИТИ, 2010.-501с.
4 Гибсон, Д.Л. Организации : поведение, структура, процессы : учеб. для вузов : пер. с англ. / Д.Л. Гибсон, Д. Иванцевич, Д.Х. Доннелли. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 662 с.
5 Головачев, А.С. Экономика предприятия (организации) : учеб. пособие для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / А.С. Головачев. - Мн. : Высш. шк., 2011. - 463 с.
6 Карлина, Т. Структура организации и конкурентные преимущества / Татьяна Карлина // Проблемы теории и практики управления. - 2012. — № 6. — С. 76—84.
7 Климович, Л.К. Основы менеджмента : учеб. пособие / Л.К. Климович. – 2-е изд. - Мн. : РИПО, 2010. - 287 с.
8 Маршев, В. И. Организация, менеджмент, менеджеры / Вадим Маршев // Проблемы теории и практики управления. - 2014. — № 8. — С. 86—91.
9 Менеджмент : учеб. для бакалавров / под ред. И.Н. Шапкина. - М. : Юрайт, 2012. - 690 с.
10 Об утверждении Концепции развития потребительской кооперации на 2016–2020 года: Постановления правления Белкоопсоюза. – Минск, 2016.– 50 с.
11 Организационно-функциональная структура предприятия: принципы построения и налаживание горизонтальных связей / подготовил Николай Тарашкевич // Финансовый директор. - 2015. — № 10. — С. 64—72.
12 Официальный сайт Национально статистического комитета Республики Беларусь – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ - Дата доступа: 07.09.2018.
13 Попова, Л. Ф. Уточнение понятия и содержания организационной структуры предприятия / Л. Ф. Попова // Фундаментальные и прикладные исследования. - 2014. — № 6. — С. 84—91.
14 Современный менеджмент : учеб. для вузов / под ред. М.М. Максимцова, В.Я. Горфинкеля. - М. : Вузовский учеб., 2012. - 299 с.
15 Смольский, А. П. Организационная реструктуризация компании / Алексей Смольский // Финансовый директор . - 2012. — № 9. — С. 34—38.
16 Смольский, А. П. Типы организационной структуры компании. Достоинства и недостатки / Алексей Смольский // Главный экономист. - 2014. — № 7. — С. 54—58.
17 Тележников, В.И. Менеджмент : учеб. пособие для вузов / В.И. Тележников ; под ред. Н.П. Беляцкого. - Мн. : БГЭУ, 2008. - 509 с.