ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КАНАЛОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность и содержание распределительной деятельности в маркетинге
1.2 Выбор и управление каналов распределения на предприятии
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КАНАЛОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛИАЛА «НЕСВИЖСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД» ОАО «БОРИСОВХЛЕБПРОМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ эффективности действующих каналов распределения предприятия
ГЛАВА 3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ КАНАЛОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В ФИЛИАЛЕ «НЕСВИЖСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД» ОАО «БОРИСОВХЛЕБПРОМ»
3.1 Направления оптимизации каналов распределения предприятия
3.2 Оценка эффективности использования предложенных каналов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях хозяйствования предприятиям недостаточно просто производить даже конкурентоспособную продукцию. В целях обеспечения стабильно растущих объемов сбыта необходимо постоянно оптимизировать и совершенствовать процесс и механизм доведения произведенной продукции до покупателя с наименьшими затратами и в наиболее оптимальные сроки.
Многие предприятия создают свои фирменные сети для обеспечения полного контроля над рынками сбыта, но это требует значительных инвестиций в создание собственных складов, поддержания уровня запасов на них, транспортировку, грузопереработку и т. д. Поэтому производители передают свои функции по распределению сторонним торговым и логистическим компаниям, стараясь при этом сохранить право собственности на товары на как можно более длинных участках каналов распределения.
Сложность систем распределения готовой продукции определяется разнообразием логистических сетей, включающих в себя каналы различных уровней, что приводит к возникновению различного рода конфликтов в системе распределения продукции предприятия. Устранение данных конфликтов налаживается благодаря процессу координации, начиная с планирования стратегических целей и задач и заканчивая контролем над организацией действующего процесса.
Все это обуславливает актуальность исследования процесса распределения и используемых предприятием каналов распределения продукции, а также поиска путей оптимизации управления данными каналами.
Цель представленной курсовой работы – разработать пути оптимизации каналов распределения для филиала «Несвижский хлебозавод».
Для решения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты организации каналов распределения на предприятии;
- проанализировать и дать оценку каналов распределения в филиале «Несвижский хлебозавод»;
- разработать пути оптимизации каналов распределения для филиала «Несвижский хлебозавод».
Объектом исследования является деятельность филиала «Несвижский хлебозавод» ООО «Борисовхлебпром» в 2015-2017 гг.
Предметом исследования курсовой работы являются каналы распределения продукции филиала «Несвижский хлебозавод».
Теоретической и методической основой представленной курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты по теме исследования, учебники, учебные пособия, материалы периодической печати. Информационной базой послужили данные бухгалтерской и статистической отчетности предприятия за 2015-2017 гг.
При написании курсовой работы использованы следующие методы исследования: сравнение, группировка, абсолютные и относительные величины, графический, а также логический метод.
Работа состоит из трех основных частей: теоретической, аналитической и практической, содержащей конкретные направления оптимизации управления каналами распределения и их экономическое обоснование, а также включает введение, заключение и список использованных источников литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КАНАЛОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность и содержание распределительной деятельности в маркетинге
Одним из этапов маркетинговой деятельности предприятия является организация эффективного сбыта, который реализуется путем формирования соответствующей сбытовой политики и формирования каналов распределения. Формирование на предприятии определенной сбытовой политики базируется на использовании такого элемента комплекса маркетинга, как «доведение продукта до потребителя». Этот подход направлен на осуществление деятельности предприятия, ориентированной на то, чтобы обеспечить для целевого потребителя максимальную доступность продукта. То есть ключевой составляющей данного элемента комплекса маркетинга предприятия является обоснование, выбор и использование в хозяйственной и маркетинговой работе оптимальной схемы доставки продукта к потребителю, то есть ее физическое распределение или товародвижение (транспортировка, хранение, обработка груза), а также послепродажное (сервисное) обслуживание потребителя.
Научно обоснованный и рассматривающий распределение, как часть комплекса маркетинга, взгляд на функцию распределения в маркетинговой деятельности предприятия получил свое оформление и развитие в 60-х – начале 70-х годов XX века. Для представителей бизнес-среды и ученых в сфере маркетинга и логистики пришло осознание того, что объединение и централизация различных функций, касающихся распределения произведенной продукции, в единую управленческую функцию содержит в себе существенный резерв повышения эффективности маркетинговой и хозяйственной деятельности предприятия. Результатом такого интегрированного подхода к реализации разъединенных функций распределения в маркетинге стало окончательное
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КАНАЛОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛИАЛА «НЕСВИЖСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД» ОАО «БОРИСОВХЛЕБПРОМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Филиал «Несвижский хлебозавод» входит в состав Открытого акционерного общества «Борисовхлебпром» с 13 января 2014 года.
Филиал «Несвижский хлебозавод» Открытое акционерное общество «Борисовхлебпром» – обособленное подразделение Открытого акционерного общества «Борисовхлебпром».
Филиал «Несвижский хлебозавод» имеет отдельный баланс, являющийся частью самостоятельного баланса ОАО «Борисовхлебпром», печать, штампы, имеет право открывать расчетный счет и иные счета в любых отделениях банков.
Предметом деятельности филиала является производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, смеси сухой. Основными видами деятельности филиала «Несвижский хлебозавод» ОАО «Борисовхлебпром»:
- производство хлебобулочных и кондитерских изделий;
- удовлетворение покупательского спроса в данных видах продукции населения своего района и близлежащих районов;
- продвижение своей продукции в другие регионы Республики Беларусь.
Основной целью товарной политики предприятия является оптимизация ассортимента, чтобы не производить, что производится, а производить то, что покупается. В 2017 году на заводе было произведено 55 наименований хлебобулочных изделий и 32 наименования кондитерских.
Формовые хлеба на предприятии производятся на хлебопекарной линии на базе печи Г4-ХПФ-21М, подовые – на печи Г4-ХПФ-16М, для выпечки хлебов из пшеничной муки высшего и первого сортов, тостов, батонов, хлебцов и прочих булочных изделий используется печь Г4-ХПФ-12С, для выпуска мелкоштучных булочных и сдобных изделий и пиццы - печь Ротор-89.
ГЛАВА 3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ КАНАЛОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В ФИЛИАЛЕ «НЕСВИЖСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД» ОАО «БОРИСОВХЛЕБПРОМ»
3.1 Направления оптимизации каналов распределения предприятия
Как показал проведенный анализ, для филиала «Несвижский хлебозавод» наблюдается проблема потери отдельных каналов распределения (частные торговые предприятия, крупные розничные ритейлеры), что объясняется в том числе неспособностью предприятия предложить более низкую по сравнению с местными производителями цену. Это требует поиска путей дальнейшего снижения себестоимости. В части работы с каналами распределения речь идет о снижении затрат при организации распределения, что делает целевым резервом снижения расходов для предприятия транспортные затраты, являющиеся основной составляющей и фактором роста затрат на реализацию в филиале.
Организация транспортного хозяйства филиала «Несвижский хлебозавод» имеет следующие недостатки:
- недостаточный уровень координации по распределению транспортных средств на маршрутах – работа диспетчерской службы по обработке заказов на транспорт, определению маршрутов движения и оптимальному расчету загрузки автомобилей производится устаревшими методами практически без использования современных программных средств автоматизации;
- отсутствие мотивации водителей к выполнению большего числа рейсов;
- отсутствие контроля над использованием транспортных средств, формальное заполнение путевых листов и бесконтрольный расход ГСМ.
Поэтому предлагается произвести централизацию и автоматизацию транспортного хозяйства филиала «Несвижский хлебозавод» путем внедрения программного комплекса автоматизации управления транспортным хозяйством на предприятии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предметом деятельности филиала является производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, смеси сухой. Основными видами деятельности филиала «Несвижский хлебозавод» ОАО «Борисовхлебпром»: производство хлебобулочных и кондитерских изделий; удовлетворение покупательского спроса в данных видах продукции населения своего района и близлежащих районов; продвижение своей продукции в другие регионы Республики Беларусь.
Управление предприятием осуществляется на базе линейно-функциональной структуры, причем необходимо отметить, что в филиале отсутствует отдел маркетинга, а функции маркетинга выполняет ведущий маркетолог и маркетолог.
Анализ деятельности и развития филиала «Несвижский хлебозавод» ОАО «Борисовхлебпром» показывает, что предприятие развивалось в целом эффективно, о чем свидетельствуют улучшение финансовых результатов деятельности предприятия и рост производительности труда. Выручка от реализации продукции филиала «Несвижский хлебозавод» возросла в 2016 году на 9,0 %, или на 299 тыс. руб., а в 2017 году на 3,0 %, или на 108 тыс. руб. за год, и составила в 2017 году 3 740 тыс. руб. То есть наблюдалось замедление темпов роста объема производства и реализации продукции в 2017 году в сравнении с 2016 годом, что позволяет сделать выводы о замедлении экономического роста предприятия. Прибыль от реализации филиала за три года увеличилась почти в 3 раза, или на 187 тыс. руб., и составила в 2017 году 284 тыс. руб. Рентабельность продаж продукции филиала возросла в 2016 году на 2,79 п.п. и в 2017 году еще на 1,89 п.п. до 7,59 % в отчетном году, а рентабельность реализованной продукции предприятия – до 13,28 % в 2017 году, или на 8,45 п.п. за три года. При росте среднемесячной заработной платы работников предприятия на 3,7 % в 2016 году и еще на 2,7 % в 2017 году до 627,5 руб. темпы роста производительности труда работников филиала составили, соответственно, 13,5 % и 3,0 %, то есть были более высокими. Однако, необходимо отметить снижение деловой активности, как негативную тенденцию. Оборачиваемость совокупных активов филиала за три года замедлилась на 0,34 оборота до 2,35 оборота в 2017 году, а оборачиваемость оборотных средств на 1,66 оборота до 4,55 оборота в 2017 году, то есть в среднем снижение оборачиваемости составило до 25 %.
Анализ эффективности использования каналов распределения филиала «Несвижский хлебозавод» показывает, что на фоне отказа большинства крупных розничных ритейлеров от работы с предприятием, филиал пытался активно задействовать административный механизм и наращивать продажи через государственные предприятия. Практически по всем сегментам, за исключением таких каналов, как частные торговые предприятия г. Минска и прочие каналы (бюджетные учреждения, организации агросервиса – государственный сектор), наблюдалось устойчивое снижение доли этих каналов в структуре распределения продукции предприятия. При этом заметный спад наблюдался по такому каналу, как мелкие и средние частные торговые предприятия. Снижение спроса со стороны частного сектора и отсутствие возможности возобновить сотрудничество с крупными ритейлерами обуславливается в условиях острой конкуренции ценовым фактором. Наибольшие темпы роста отдельных видов расходов, составляющих общую сумму расходов на реализацию филиала «Несвижский хлебозавод», были характерны для транспортных расходов и составили 12,7 % в 2016 году и 12,4 % в 2017 году, что повлекло рост их доли в общей сумме расходов. На долю транспортных расходов, как видно из представленных данных рисунка 2.6, в 2017 году приходилось 89,8 % от общей суммы понесенных расходов на реализацию предприятия, что было выше уровня 2015 года на 0,8 п.п.
Для филиала «Несвижский хлебозавод» наблюдается проблема потери отдельных каналов распределения (частные торговые предприятия, крупные розничные ритейлеры), что объясняется в том числе неспособностью предприятия предложить более низкую по сравнению с местными производителями цену. Это требует поиска путей дальнейшего снижения себестоимости. В части работы с каналами распределения речь идет о снижении затрат при организации распределения, что делает целевым резервом снижения расходов для предприятия транспортные затраты, являющиеся основной составляющей и фактором роста затрат на реализацию в филиале.
Поэтому было предложено произвести централизацию и автоматизацию транспортного хозяйства филиала «Несвижский хлебозавод» путем внедрения программного комплекса автоматизации управления транспортным хозяйством на предприятии.
Предложенная автоматизация позволит за счет оптимизации числа маршрутов и сокращения их числа с 26 до 22 маршрутов обеспечить снижение затрат предприятия в каналах распределения на 117,49 тыс. руб., что будет обеспечено за счет снижения потребления топлива и автоматизации работы диспетчерской службы. Это в свою очередь позволит повысить конкурентоспособность продукции филиала по цене и сделать ее более привлекательной для представителей тех каналов распределения, по которым у предприятия сейчас наблюдается снижение оборота.
1. Афанасенко, И. Экономическая логистика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013 – 432 с.
2. Бабук, И. М. Экономика организации: учебное пособие / И. М. Бабук. – 2–е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 327 с.
3. Басовский, Л.Е. Маркетинг: курс лекций / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 219 с.
4. Берзин, И. Маркетинговый анализ / И. Берзин. – М.: КНОРУС, 2015. – 480 с.
5. Болт, Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом / Г. Дж. Болт. – М.: Экономика, 2011. – 271 с.
6. Бурцев, В. В. Каналы сбыта / В. В. Бурцев // Маркетинг в России и за рубежом – 2012. – №4. – С. 19-24.
7. Глубокий, С. В. Маркетинг / С. В. Глубокий. – Минск: Тонпик, 2014. – 188 с.
8. Головачев, А. С. Экономика организации: учеб. пособие / А. С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2013. – 464 с.
9. Голубков, Е. П. Основы маркетинга: учебник / Е. П. Голубков. – М.: Инфра-М, 2013. – 656 с.
10. Григорьев, М.Н. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник / М. Н. Григорьев, В. В. Ткач, С. А. Уваров. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 490 с.
11. Диксон, П. Управление маркетингом / П. Диксон. – М.: ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2015. – 520 с.
12. Дорофеев, В. Д. Менеджмент: учеб. пособие / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 531 с.
13. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учеб. пособие / Л.А. Дробышева. – М.: Дашков и К, 2016. – 152 c.
14. Завьялов, П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие / П. С. Завьялов. – М.: ИНФРА – М, 2010. – 496 с.
15. Кузнецова, Л.В. Основы маркетинга: учеб. пособие / Л.В. Кузнецова, Ю.Ю. Черкасова. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. – 139 c.
16. Кузнецова, Т. В. Обоснование выбора метода размещения объектов в цепи поставок / Т.В. Кузнецова // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2014. – № 1. – С. 32-34.
17. Мазманова, Б. Г. Методические вопросы прогнозирования сбыта. / Б. Г. Мазманова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – №3. – С. 17-20.
18. Маркетинг: учебник / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. – М.: Инфра-М, 2013. – 335 с.
19. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: учеб. пособие / Ю.В. Морозов. – М.: Дашков и К, 2016. – 148 c.
20. Немогай, Н. В. Логистика и управление цепочками поставок как фактор конкурентоспособности отечественных организаций / Н. В. Немогай // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2013. – № 3. – С. 27-31.
21. Савицкая, Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2015. – 607 с.
22. Соколова, Т. В. Маркетинговые исследования сбытовой сети / Т. В. Соколова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. – № 4. – С. 28-32.