ВВЕДЕНИЕ
Рыночные отношения, к которым стремится наше общество, нельзя представить без конкуренции. Конкуренция представляет собой экономическое соперничество организаций на рынке за предпочтение потребителя с целью получения большей прибыли. Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования организации в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции.
Проблема повышения качества продукции является актуальной для любой организации, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.
Задача повышения качества приобретает комплексный характер и затрагивает все отрасли промышленности. Причинами необходимости повышения качества продукции являются: повышение требований научно-технического прогресса, ужесточение требований к свойствам и характеристикам продукции, особенно к надежности, долговечности, сохраняемости, безотказности, эстетичности, экономичности в эксплуатации. Улучшение качества продукции требует повышения качества сырья, материалов, комплектующих изделий, внедрения новых прогрессивных технологий и методов организации производства и труда.
Проблемой повышения качества продукции занимаются во всех странах мира, о чем свидетельствуют многочисленные публикации по вопросам теории и практики повышения качества продукции. Исследования в данной области показывают, что решение проблемных вопросов обеспечения повышения качества продукции во многих странах стало национальным движением. Например, в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии управление качеством продукции выведено на государственный уровень. Во многих странах созданы Национальные советы по качеству и надежности, ассоциации по осуществлению контроля качества продукции в промышленности, статистическому управлению качеством, ассоциации стандартов и другие организации.
Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.
Повышение качества продукции имеет большое значение для организации-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от высококачествен-ной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа.
В промышленно развитых странах во многих фирмах и компаниях функционируют системы качества, успешно обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Состав и сущность систем качества регламентируется рядом международных стандартов по управлению качеством продукции. Для потребителей наличие таких систем у изготовителей продукции является гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в полном соответствии с договорами. Поэтому нередко потребитель при заключении контрактов требует проверки имеющейся у изготовителя системы обеспечения качества на соответствие её требованиям международных стандартов
Таким образом, тема курсовой работы актуальна на данном этапе экономического развития Республики Беларусь.
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ управления качеством продукции и разработка мероприятий по совершенствованию системы качества продукции на ОАО «Гомельстекло».
В задачи входит раскрытие реализации на практике основных функций. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- раскрыто понятие качества продукции и значение его повышения в современных условиях;
- изучена методика оценки качества продукции;
- охарактеризован зарубежный и отечественный опыт повышения качества и конкурентной способности продукции;
- дать организационно-экономическую характеристику организации;
- провести анализ качества и конкурентоспообности продукции организации;
- выявить основные направления совершенствования качества и конкурентоспообности продукции.
Объект исследования: финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Гомельстекло».
Предмет исследования: качество продукции ОАО «Гомельстекло».
В работе использованы метод сравнения, метод расчета относительных и абсолютных показателей и показателей динамики, графические и аналитические методы.
В процессе изучение данной темы и подготовке курсовой работы были использованы нормативные документы, статистическая отчетность ОАО «Гомельстекло» за 2015-2017 гг., а также литературные источники, как отечественных, так и зарубежных авторов. Среди наиболее значимых литературных источников, которые использовались для написания курсовой работы, хотелось бы отметить учебные пособия Елисеевой Т.П. «Экономический анализ хозяйственной деятельности» и учебник под общей редакцией Стражева В.И. «Анализ хозяйственной деятельности в промышленности».
Работа состоит из введения, 3 разделов, заключения, списка использованных источников.
1 Качество продукции – основа ее конкурентоспособности
1.1 Понятие качества продукции и значение его повышения в современных условиях
В своей деятельности организации обязаны учитывать требования потребителя к качеству поставляемой продукции и услуг и его интересы.
Вот! В конкурентной борьбе организация должна производить только то, что оно может продать, или же вообще ничего не производить. По мере насыщения рынка и удовлетворения количественного спроса, усиления конкуренции уже не производство, а сбыт будет определять цели организации. Изменение структуры и объема производимой продукции как фактор увеличения прибыли постепенно уступает место росту качества продукции как совокупности новых потребительских свойств товара: надежности, эффективности применения, удобству обслуживания, доступной цене и т.п В хозяйственной деятельности крупных промышленных объединений, концернов усиливается значение внешнеэкономической деятельности.
Необходимость производства продукции для реализации на внешних рынках может быть обусловлена такими факторами, как малая емкость или насыщенность внутреннего рынка, высокий уровень внутренней конкуренции, возможность использования монопольного положения на мировом рынке, конъюнктура цен. Для отечественных организаций более важными в настоящее время являются факторы, обусловленные особенностями экономической системы и теми процессами, которые связаны с переходом к рыночной экономике [7, с. 244].
Стражев В.И. выделяет следующие задачи анализа качества:
- оценивается технический уровень продукции;
- выявляются отклонения этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;
- анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;
- выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;
- обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращение брака и потерь [19, с.209].
Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т.д.). Источниками
2 Исследование показателей качества и конкурентоспособности продукции ОАО «Гомельстекло»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Гомельстекло»
Гомельский стекольный завод им. М.В. Ломоносова (с 1994 года ОАО «Гомельстекло») построен и введен в эксплуатацию в начале тридцатых годов. По первоначальному проекту завод был возведен как предприятие по выпуску оконного стекла. В начале 50-х годов на предприятии освоено производство пеностекла и термостойких стеклянных труб (в то время единственное в стране и в мировой практике). В 1961 году на заводе стало выпускаться закалённое стекло «Сталинит». В этот период на предприятии была также освоена технология производства матированного закаленного стекла для микроавтобусов «РАФ», а также декоративного закаленного стекла для газовых плит, специального стекла для мебельной промышленности. В дальнейшем на предприятии было освоено производство узорчатого и армированного стекла (1981г.), стеклянных термостойких труб и фасонных частей к ним с полимерным покрытием (1982 г.). С января 1993 года на базе цеха по производству стеклянных труб освоено производство стеклянной узкогорлой тары. В 1990 году завод перешел на аренду. С 1991 года на предприятии было начато строительство производства полированного стекла. За время стройки арендное предприятие было преобразовано в ОАО «Гомельстекло». Завод входит в состав Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь. В конце 1996 года начат выпуск полированного стекла методом термического формования (FLOAT процесс). В 2010 году в результате проведения реорганизации, к ОАО «Гомельстекло» присоединен ОАО «Гомельский горно-обогатительный комбинат» и 22 ноября 2010 года предприятие зарегистрировано как филиал «Гомельский горно-обогатительный комбинат» ОАО «Гомельстекло».
Филиал ОАО «Гомельстекло» единственный производитель листового стекла в Республике Беларусь. Основной вид продукции, стекло листовое, занимает более 80% в общем объеме выпуска. Также предприятием выпускается продукция промышленной переработки: закаленное стекло для автомобилей, холодильников, газовых и электроплит, стеклопакеты, стекло многослойное строительного назначения. В декабре 2016 года начато освоение выпуска стекла с покрытием (в том числе энергосберегающего). Стекло листовое является главным экспортным продуктом предприятия, более 90% его реализуется за пределы Республики Беларусь (Украина, Прибалтика, страны
3 Пути повышения качества продукции, ее конкурентоспособности
3.1 Основные направления повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции
Для улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования процессов и эффективного управления деятельностью ОАО «Гомельстекло» разработало, применяет и совершенствует систему менеджмента организации, основанную на системах менеджмент качества, охраны окружающей среды, энергоменеджмента и охраны труда.
Базовой системой менеджмента является система менеджмента качества, которая внедрена в соответствии с требованиями МС ISO 9001 с 9 апреля 2003 года и подтверждена международным и национальным сертификатами. Единая система менеджмента организации разработана и внедрена с 29 июня 2005 года, включающая в себя систему менеджмента качества, разработанную в соответствии с МС ISO 9001, систему управления окружающей средой - в соответствии с СТБ ИСО 14001 и систему управления охраной труда - в соответствии с СТБ 18001. В 2014 внедрена система энергетического менеджмента согласно требований СТБ ISO 50001.
Система менеджмента организации представляет собой соединение всех релевантных для организации аспектов в одной системе: качества, экологии, энергопотребления и охраны труда и других направлений деятельности организации. Совместимость и связь менеджмента качества, экологии, энергопотребления и охраны труда описывается матрицами взаимосвязи разделов МС и документов СМ и приводится в Руководстве по менеджменту. Системы менеджмента распространяется на все подразделения организации за исключением социальной сферы.
Система менеджмента описывается единой документацией, необходимой для ее функционирования в соответствии с требованиями международных стандартов. СМ, включая ее документы и Руководство по менеджменту, содержит описание СМ организации в области проектирования, разработки и производства листового полированного стекла и стеклоизделий и служит для поддержания СМ в рабочем состоянии, демонстрации СМ заинтересованным организациям.
Для успешного функционирования организация определила и осуществила менеджмент взаимосвязанных видов деятельности.
Вся деятельность организации в области качества, энергопотребления, охраны окружающей среды и труда рассматривается как совокупность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важным показателем деятельности промышленных организаций является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению сумму прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Показатель качества продукции, характеризующий одно из его свойств, называется единичным. Комплексным называется показатель, характеризующий несколько свойств продукции. Комплексные показатели подразделяются на групповые и обобщенные. Групповой показатель определяется совокупностью единичных показателей. Для потребителя качество неразрывно связано с полезным эффектом, получаемым от блага его употребления. Показателями качества являются также долговечность, надежность, оригинальный вид и форма и др.
Изучение отношения покупателя к качеству выпускаемого продукта, анализ потребительской оценки его параметров ведется специалистами по маркетингу и выступает в качестве одного из факторов при разработке рыночной стратегии. Результаты изучения также учитываются при организации сбыта, в процессе рекламирования товара, при установлении цены и определении возможных наценок и скидок – за более высокое или низкое качество. В процессе производства качество продукта должно соответствовать внутренним техническим стандартам организации, опытному образцу, модели или конструкции изделия.
Уровень качества продукции – это относительная характеристика ее качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. За базовые могут приниматься значения показателей качества лучших отечественных и зарубежных образцов продукции, по которым имеются достоверные данные о качестве, а также достигнутые в некотором предыдущем периоде времени или найденные экспериментальным и теоретическим методами. Для оценки уровня качества продукции применяют дифференциальный, комплексный или смешанный методы.
В зависимости от потребностей в стекольной продукции ОАО «Гомельстекло» осуществляет выпуск стекла листового различной модификации, пеностекла (для теплоизоляции зданий), стеклопакетов, а также осуществляет стекольную переработку.
Анализ основных показателей деятельности ОАО «Гомельстекло» показал, что за анализируемый период выросла выручка от реализации. Так, в 2016 году по сравнению с 2015 годом выручка от реализации увеличилась на 62,44%, в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 30,47%. За 2017 год ОАО «Гомельстекло» обеспечило наращивание объемов промышленного производства и реализации продукции по отношению к 2016 году, выполнило все показатели, доведенные организации на 2017 год Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, а также провело значительную работу по снижению затрат на производство продукции. В результате за 2017 год получена чистая прибыль 5447 тыс. р. (чистый убыток за 2015 год 47251 тыс. р.). Рентабельность продаж в 2017 году составила 28,26%, что на 7,51% выше показателя 2016 года.
Основными конкурентами стекла листового ОАО «Гомельстекло» являются: ОАО «Борский стекольный завод», ОАО «Салаватстекло», ОАО «Саратовстройстекло», ООО «Пилкингтон Гласс», ООО «Главербель Клин», ООО «Гардиан Стекло Рязань», ОАО «Востек», ЗАО фирма «Символ», ОАО «Кварцит стеклозавод».
Нами проведена оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Гомельстекло». За базовый образец выбрано стекло листовое М0 производства ОАО «Гомельстекло».
По результатам проведенного анализа было выявлено, что стекло листовое М0 ОАО «Гомельстекло» не уступает по конкурентоспособности аналогам. Предложенная экономическая система оценки конкурентоспособности продукции позволит учитывать интересы, как потребителя, так и производителей, будет препятствовать реализации неконкурентоспособных изделий, создаст предпосылки для реализации отечественных товаров применение которых наиболее выгодны и потребителю, и продавцу.
1. Агбаш, В. Л. Товароведение непродовольственных товаров: учеб. пособие / В. Л. Агбаш, В. Ф. Елизарова, Д. Лойко. – 2-е изд., перераб. – М.: Экономика, 2011. – 347 с.
2. Азгальдов, Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии) / Г. Г. Азгальдов. – М.: Экономика, 2012. – 256 с.
3. Варакута, С. А. Управление качеством продукции: учеб. пособие / С. А. Варакута. – М.: ИНФРА, 2012. – 207 с.
4. Глушаков, В. Е. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В. Е. Глушаков. – Мнинск: Экоперспектива, 2011. – 167 с.
5. Головачев, А. С. Экономика предприятия. В 2 ч. Ч. 2: учеб. пособие / А. С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2008. – 464 с.
6. Демидова, Г. А. Товароведение промышленных товаров / Г. А. Демидова, М. М. Дианич, И. В. Егоров. – М.: Экономика, 2011. – 347 с.
7. Елисеева, Т. П. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Т. П. Елисеева. – Минск: Соврем. шк., 2009. – 944 с.
8. Ермолович, Л. Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Л. Л. Ермолович [и др.]. – Мн.: Интерпрессервис, 2010. – 576с.
9. Ильин, А. И. Планирование на предприятии: учебник / А. И. Ильин. – Минск: Новое знание, 2013. – 635с.
10. Исследование непродовольственных товаров: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. 1732 «Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами» / И. М. Лифиц, Е. Д. Леженин, А. И. Меркулова и др. – 2-е изд. Перераб. – М.: Экономика, 2012. - 344 с.
11. Комплексное управление качеством на предприятии / В. Ситко, Р. Маик, Е. И. Мешайкина // Белорусский экономический журнал. – 2014. – № 1. – C.111-116.
12. Корешков, В. Основные направления работы в области качества продукции и услуг в РБ / В. Корешков. // Директор. – 2015. – № 1. – C.41-48.
13. Лобан, Л. А. Экономика предприятия: учеб.-метод. пособие / Л. А. Лобан. – Минск: ЗАО «Веды», 2011. – 280 с.
14. Немогай, Н. В. Управление качеством: учеб.-метод. комплекс / Н. В. Немогай, Н. В. Бонцевич, В. В. Садовский. – Гомель: ЦИИР, 2010. – 228с.
15. Николаева, М. А. Товарная экспертиза: учебник / М. А. Николаева. – М.: Издательский дом «Деловая литература», 2009. – 288 с.
16. Плясунков, А. В. Экономические методы управления конкурентоспособностью продукции: автореферат диссертации / А. В. Плясунков. – Минск. БГПА, 2012. – 21 с.
17. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Г. В. Савицкая. – Минск: Новое знание, 2011. – 704с.
18. Справочник товароведа непродовольственных товаров: В 3-х кн. / Большаков К. В., Богатырева Т. Г., Ганштак Я. И. и др. – 2-е изд., перераб. – М.: Экономика, 2009. – 412 с.
19. Стражев, В. И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / В. И. Стражев [и др.]; под общей ред. В. И. Стражева. – Минск: Выш. шк., 2009. – 302с.
20. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 312 с.
21. Чечеткина, Н. М. Товарная экспертиза: учебник / Н. М. Чечеткина, Т. И. Путилина, В. В. Горбунева. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 512 с.
22. Шепелев, А. Ф. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров: учеб. пособие / А. Ф. Шепелев, И. А. Печенежская. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2011. – 246 с.
23. Шишкин, И. Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством: учебник / И. Ф. Шишкин. – М.: Изд-во стандартов, 2010. – 342 с.
24. Экономика предприятия: учеб. пособие / В. П. Волков [и др.]. – М.: Новое знание, 2014. – 672 с.
25. Экспертиза качества товаров / М. В. Федоров, Е. Е. Задесенец, Е. И. Шипилов, В. М. Щаренский. – М.: Экономика, 2014. – 208 с.
26. Яшева, Г. А. Как оценить конкурентоспособность товара / Г. А. Яшева. // Маркетинговое образование. – 2015. – №1. – С. 20-25.