Введение
1 Теоретические основы формирования маркетинговой стратегии
1.1 Сущность понятия маркетинговой стратегии
1.2 Виды маркетинговой стратегии
1.3 Процесс формирования маркетинговой стратегии
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия
2.1 Общая характеристика ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»
2.2 Анализ производственно-хозяйственной и экономической деятельности ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»
2.3 Анализ внешней среды ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»
2.4 Анализ маркетинговой деятельности ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз».
2.4.1 Анализ товарной политики
2.4.2 Анализ ценовой политики
2.4.3 Анализ системы распределения предприятия
2.4.4 Анализ коммуникационной политики
2.5 SWOT-анализ ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»
3 Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»
3.1 Разработка маркетинговой стратегии ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»
3.2 Участие ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» в выставке
3.3 Использование e-mail рассылки для рекламы ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Уже ни для кого не секрет, что маркетинговая деятельность и маркетинговое продвижение очень сильно влияют на потребителя. Маркетинг, как инструмент увеличения продаж стремится к достижению максимального потребления товаров и услуг, с помощью удовлетворения потребностей покупателя, предоставляя ему максимально широкий выбор и улучшение качества жизни. Экономический смысл маркетинга – это рост прибыли и доходов предприятия, повышение его конкурентоспособности на рынке, обновление текущего уровня производства.
Маркетинговая стратегия является составляющей общей стратегии предприятия, описывающая как оно должно пользоваться своими ресурсами для того, чтобы достигнуть максимального результата в росте уровня и объема продаж и увеличении прибыли от продаж в долгосрочной перспективе. Это такая стратегия предприятий, которая ориентирована на потребительский рынок. При этом, маркетинговая стратегия имеет два основных объекта – это рынок и товар.
Процесс управления маркетинговой деятельностью – это перечень самых различных мероприятий, подвергаемых тщательному анализу для выбора максимально оптимального варианта. В настоящее время многие специалисты признают, что маркетинг и его планирование играют довольно важную роль. Причём это происходит независимо от вида и типа предприятия. В Республике Беларусь проблемы маркетинговой деятельности предприятий являются довольно актуальными, так как большая часть государственных предприятий попросту не имеет оптимальной системы организации маркетинга либо маркетинговый отдел на предприятии отсутствует вообще.
Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что эффективное управление предприятием в настоящее время, когда на рынке присутствует острая конкуренция, является необходимым условием для увеличения эффективности работы данного предприятия, а также создания, развития и реализации его конкурентных преимуществ. На сегодняшний день, перед руководителем встает перечень стратегических вопросов, позволяющих выбрать оптимальное направление развития своего бизнеса и определить основные конкурентные преимущества организации или предприятия, которым он управляет. Создание такого конкурентоспособного видения и обеспечение эффективности управления предприятием с маркетинговой точки зрения – это основная предпринимательская функция маркетинга.
Целью курсовой работы является формирование и развитие маркетинговой стратегии в ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз».
Для того, чтобы достигнуть поставленную в работе цель, необходимо решить следующий перечень задач:
– изучить сущность понятия маркетинговой стратегии;
– исследовать виды маркетинговой стратегии;
– рассмотреть процесс формирования маркетинговой стратегии;
– дать общую характеристику ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»;
– проанализировать производственно–хозяйственную и экономическую деятельность ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»;
– проанализировать внешнюю среду ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»;
– провести анализ маркетинговой деятельности ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»;
– провести SWOT–анализ ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»;
– разработать мероприятия, направленные на совершенствование маркетинговой деятельности ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»;
– оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования в данной курсовой работе является ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз». Предмет исследования – это формирование и развитие маркетинговой стратегии предприятия.
Теоретической и методологической основой курсовой работы являются подходы к решению задач исследования системы маркетинга предприятия, его стратегий на перспективу, используемый набор инструментов, приемов и методов, предлагаемый отечественными и зарубежными авторами.
Несмотря на большое количество работ, посвященных изучению маркетинговой стратегии на предприятиях, фундаментальных, досконально поясняющих данное явление работ по данному вопросу в белорусской науке очень мало. Однако этот факт не означает, что проблема вовсе не исследуется либо она малоперспективна. Это происходит потому, что основное изучение системы маркетинга и маркетинговой стратегии на предприятиях реализовывается на экспертно–прикладном уровне, а их результаты предназначены для внутренних нужд анализируемых предприятий. Кроме того, все эти мероприятия рассчитаны на непосредственное внедрение в практику, потому и носят закрытый характер.
При написании данной курсовой работы использовался следующий перечень методов исследования:
– синтез;
– классификация;
– обобщение;
– графический метод предоставления информации;
– PEST–анализ;
– SWOT–анализ предприятия;
– БКГ–анализ (матрица БКГ);
– дедуктивный метод;
– оценка эффективности;
– аналитический обзор литературы и интернет–источников по заданной тематике работы.
1 Теоретические основы формирования маркетинговой стратегии
1.1 Сущность понятия маркетинговой стратегии
Маркетинг (от английского маркетинга – продажа, торговля на рынке) – это организационная функция и набор процессов для создания, продвижения и доставки продукта или услуги клиентам и управления их отношениями с выгодами для организации. В широком смысле маркетинговые задачи заключаются в определении и удовлетворении человеческих и социальных потребностей [1, с. 52].
Основные цели маркетинга:
- исследование, анализ и оценка потребностей реальных и потенциальных потребителей продукции компании в областях, представляющих интерес для фирмы;
- маркетинговая поддержка для разработки новых продуктов и услуг компании;
- анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, на которых фирма работает или будет действовать, включая исследование деятельности конкурентов;
- формирование ассортиментной политики компании;
- разработка ценовой политики компании;
- участие в формировании стратегии и тактики рыночного поведения компании, включая разработку ценовой политики;
- продажа продуктов и услуг компании;
- маркетинговые коммуникации;
- техническое обслуживание.
В маркетинге существует 4 блока сложных функций:
- аналитическая функция,
- производственная функция,
- функция продаж,
- функция контроля и мониторинга [2, c. 86].
Немаловажным аспектом во внедрении маркетинга на предприятии является его маркетинговая стратегия. Ведь именно в рамках маркетинга, в первую очередь, осуществляется реализация всех перспективных и стратегических целей на практике. Стратегическое планирование на предприятии в совокупности с анализом маркетинговой информации является довольно сильным побуждающим фактором для его развития, при этом позволяя своевременно определять все необходимые тенденции в экономике, на рынке, структурные сдвиги, перемены потребительского поведения. Таким образом, выявление долгосрочных направлений деятельности
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия
2.1 Общая характеристика ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»
Государственное опытное лесохозяйственное учреждение «Борисовский опытный лесхоз», входит в состав Минского государственного производственного лесохозяйственного учреждения и Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь. ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» расположен на северо-востоке Минской области на территории Борисовского района (рисунок 1.1). Также его небольшая часть, в размере 72 га, расположена в Логойском районе. Данный лесхоз состоит из 17 лесничеств [12]. План-расположение лесхоза отображено на рисунке 2.1.
Борисовский опытный лесхоз создан в 1936 году в целях сохранения белорусских лесов. После революции 1917 года и гражданской войны, в СССР очень широко строительные работы. Причем Беларусь, как страна богатая лесными ресурсами, принимала в них довольно активное участие. Лесные массивы в стране в то время занимали до 70% и более земельных угодий. Естественно, большое внимание было уделено использованию огромных лесных богатств. Таким образом, в середине 20–х годов было издано несколько постановлений ЦИК и СНН СССР о рациональном использовании лесного хозяйства. На Втором Всероссийском съезде Советов был принят Декрет о земле. В итоге возникла необходимость создания такой организации, которая занималась и заготовкой древесины, и уходом за лесопосадками, да и выращиванием наиболее перспективных пород деревьев. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 июля 1936 года на базе бывших лесов государственного и местного значения, был организован Борисовский лесхоз. План-расположение лесхоза отображено на рисунке 2.1.
3 Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»
3.1 Разработка маркетинговой стратегии ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»
В предыдущем разделе курсовой работы было выявлено, что ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» работает стабильно, уже много лет на рынке, успел завоевать доверие потребителей и приобрести постоянных партнеров. Однако, существуют некоторые угрозы со стороны рынка, которые способны снизить эффективность деятельности данного предприятия, а также снизить его финансовую состоятельность. Данные угрозы способна ликвидировать только грамотная маркетинговая стратегия. Таким образом, чтобы и дальше получать высокие объемы прибыли и быть конкурентоспособным на рынке необходимо разработать для ГОЛХУ «Борисовский лесхоз» новую маркетинговую стратегию для укрепления стабильного положения.
В первую очередь необходимо обозначить цель данной стратегии. Особенностью рынка лесных продуктов и древесины является устойчивый и постоянно растущий спрос. Следовательно, для ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз», наилучшей будет маркетинговая стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ, путем более глубокого проникновения на имеющиеся рынки сбыта, а также географическое развитие, то есть освоение новых рынков сбыта.
Формирование маркетинговой стратегии для ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» является довольно сложным процессом, включающих ряд взаимосвязанных этапов.
1 этап в разработке маркетинговой стратегии ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» - это определение миссии и основных целей данного предприятия. Миссией ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» является максимально полное удовлетворение и создание новых потребностей в продукции и услугах лесхоза, направленных на развитие лесного комплекса Борисовского района, а также повышение качества жизни работников лесхоза и улучшение условий труда.
Основными целями ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» являются:
- сохранение и приумножение лесного фонда;
- обеспечение необходимой конкурентоспособности предприятия;
- сохранение завоеванных рынков сбыта и освоение новых;
- поддержание долгосрочных отношений с покупателями;
- рост объемов заготовок и производства древесины;
- повышение имиджа лесхоза.
Вторым этапом формирования маркетинговой стратегии ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» является анализ внешней и внутренней среды. анализа внутренней и внешней среды в предыдущем разделе данной курсовой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения данной курсовой работы и достижения поставленной цели был решен следующий перечень задач:
– изучена сущность понятия маркетинговой стратегии;
– исследованы виды маркетинговой стратегии;
– рассмотрен процесс формирования маркетинговой стратегии;
– дана характеристика ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»;
– проанализирована производственно–хозяйственная и экономическая деятельность ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»;
– проанализирована внешняя среда ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»;
– проведен анализ маркетинговой деятельности ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»;
– проведен SWOT–анализ ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»;
– разработаны мероприятия, направленные на совершенствование маркетинговой деятельности ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»;
– оценена эффективность предложенных мероприятий.
При решении данных задач получены следующие выводы:
Маркетингом является функция и процессы для создания, продвижения и доведения товара от производителя до потребителя. Одним из главных аспектов осуществления маркетинговой деятельности предприятия является его маркетинговая стратегия. Маркетинговая стратегия предприятия является набором стратегических решений, обеспечивающих эффективное выполнение задач в среднесрочной и краткосрочной перспективах. Таким образом, это основная часть стратегии предприятия. Ее основной целью является поддержание и развитие производства, потенциала предприятия, расширения ассортимента и качества товаров, роста сбыта и повышения эффективности предприятия в целом. Разработка маркетинговой стратегии является очень важной для любого успешного предприятия, так как она обеспечивает реализацию маркетинга. Основополагающей базой при реализации маркетинговой стратегии являются именно потребительские потребности. Их точное определение, анализ и, в конечном счете, удовлетворение находится в основе маркетинговой стратегии. Для разработки и принятия стратегических и маркетинговых планов нужен анализ общей конъюнктуры предприятия и составление прогнозов на перспективу.
Выделяют следующие основные виды маркетинговой стратегии: стратегия лидерства, стратегия военных, стратегия, основанные на рыночном спросе (стратегии конверсии, творческий, стимулирующий, поддерживающий, противодействующий маркетинг, а также ремаркетинг, демаркетинг, синхронный маркетинг).
Кроме того, существуют следующие основные типы маркетинговых стратегий: поглощение доли рынка или его расширения до необходимых показателей; стратегия инноваций; инновационная имитация; дифференциация продуктов; снижение издержек производства, стратегия ожидания, индивидуализация потребителя; интернационализация; сотрудничество.
При формировании маркетинговой стратегии предприятия учитывается 4 группы факторов: развитие спроса и маркетинговой среды; состояние конкуренции на рынке; управленческие ресурсы предприятия; основную концепцию развития предприятия. Начальной точкой для формирования маркетинговой стратегии является анализ динамично развивающейся рыночной конъюнктуры и прогноз дальнейшего развития рынка, который включает в себя: макро и микросегментацию; оценка привлекательности отдельных товарных рынков и их сегментов; оценка конкурентоспособности и конкурентных преимуществ фирмы и ее продуктов на рынке. Ключевым моментом в развитии маркетинговой стратегии компании является анализ внутренней и внешней среды.
2) Государственное опытное лесохозяйственное учреждение «Борисовский опытный лесхоз», входит в состав Минского государственного производственного лесохозяйственного учреждения и Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь. Данный лесхоз состоит из 17 лесничеств. Адрес ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз»: Республика Беларусь, Минская область, г. Борисов, ул. Лопатина, 205а.
Что касается финансового состояния предприятия, то за анализируемый период в ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» наблюдается рост финансово–экономических показателей. В первую очередь, с ростом заготовки древесины увеличилась выручка от ее реализации. Конечно, при этом повысилась себестоимость продукции, однако валовая прибыль также увеличилась (темп роста 149,6% и 141% соответственно). При этом увеличилась и прибыль от реализации. Этого удалось достичь путем снижения уровня расходов на реализацию на 430 и 1030 рублей в 2016 и 2017 годах соответственно.
Кроме того, наблюдается увеличение уровня чистой прибыли в 2017 году на 4750 рублей по сравнению с убыточной работой в 2016 году. Этого удалось достичь не только с помощью роста прибыли от реализации древесины, но и увеличения рентабельности работы на лесозаготовках (на 4%) и на лесопилении (на 14,7%).
3) В ходе анализа внешней среды «Борисовского лесхоза» было выявлено, что данное предприятие имеет достаточный перечень факторов, положительно влияющих на эффективность предприятия. Среди них: развитие законодательства страны, инвестиции, дополнительное налогообложение, спрос на древесину среди населения, рост престижа лесхоза, модернизация и переоснащение предприятия. Целевой аудиторией ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» является та аудитория, которая является потенциальными потребителями выпускаемой им продукции. Конкурентами данного предприятия являются лесхозы, которые производят в Республике Беларусь аналогичную продукцию.
4) Что касается маркетинговой деятельности ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз», то она организована на должном уровне. На предприятии отдел маркетинга отсутствует.
Основными задачами товарной политики в ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» являются:
– определение и удовлетворение запросов клиентов;
– оптимальное использование технологических знаний и опыта лесхоза;
– оптимизация финансовых результатов;
– превращение потенциальных различных услуг в реальные и соблюдение принципов гибкости процесса предоставленных услуг, оптимальной квалификации кадров.
Что касается ценовой политики, то цены формируются на основании фиксированной таксовой цены древесины. ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» использует активную ценовую стратегию, цены формирует самостоятельно, придерживается стратегии средних цен.
Что касается системы распределения, то основным каналом распределения в Борисовском лесхозе является канал нулевого уровня, то есть сбыт осуществляется, минуя всех посредников. Таким образом, используя эффективную систему товародвижения, ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» в своей деятельности охватывает значительный сегмент рынка, включающий не только свой район деятельности, но и крупные древообрабатывающие предприятия страны, а также внешние рынки сбыта. Данная схема распределения и выбор транспорта доставки является довольно эффективным, обеспечивая низкие затраты на организацию сбыта.
Что касается коммуникационной политики, то она используется увеличения объёма продаж производимой лесопродукции и лесоматериалов, привлечения новых потенциальных партнеров и покупателей, а также расширения рынков сбыта. Данная политика осуществляется по трем направлениям: участие в специализированных выставках, реклама своей производимой продукции и расширение деятельности лесхоза в сети Интернет.
5) При анализе маркетинговой деятельности ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» были выделены некоторые недостатки в работе. На основании этого была разработана маркетинговая стратегия продвижения продукции ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз», нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ, путем более глубокого проникновения на имеющиеся рынки сбыта, а также географическое развитие новых рынков.
Кроме того, были разработаны некоторые маркетинговые мероприятия для продвижения лесхоза и повышения конкурентоспособности продукции: участие в выставке «Интерлес», e-mail рассылка коммерческих предложений существующим и потенциальным потребителям.
Реализовав на практике все вышеперечисленные мероприятия, можно добиться необходимого увеличения конкурентоспособности ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз», увеличения рынков сбыта, роста узнаваемости выпускаемой продукции, увеличения реализации, а, следовательно, и прибыли.
1 Басовский, Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2011 – 219 с.
2 Ноздрева, Р.Б. Маркетинг / Р.Б. Ноздрева, М.И. Соколова, В.Ю. Грачев. – М.: Юрист, 2000. – 345 с.
3 Данько, Т.П. Управление маркетингом: учебник для вузов / Т.П. Данько. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 334 с.
4 Кретов, И.И. Организация маркетинга на предприятии. – М.: Юристъ, 2001. – 417 с.
5 Панкрухин, А.П. Маркетинг: учебник для вузов / А.П. Панкрухин. – М.: Омега-Л, 2003. – 656 с.
6 Зозулев, А.В. Промышленный маркетинг: стратегический аспект: учеб. пособие / А.В. Зозулев. – Харьков: Студцентр, 2005. – 576 сю
7 Алексунин, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / В.А. Алексунин. – М.: Изд.-торг. корп. «Дашков и К», 2006. – 716 с.
8 Данилевич, А.А. Маркетинг предприятия отрасли / А.А. Данилевич. – Минск: БИП-С плюс, 2010. – 77 с.
9 Карпеко, О.И. Промышленный маркетинг: учеб. пособие / О.И. Карпеко. – Минск: БГЭУ, 2010. – 415 с.
10 Савенкова, Т.И. Основы промышленного маркетинга: учеб. пособие / Т.И. Савенкова. – М.: Экономист, 2007. – 236 с.
11 Уэбстэр, Ф. Основы промышленного маркетинга: пер. с англ. / Ф. Уэбстэр. – М.: Издат. дом Гребенникова, 2005. – 415 с.
12 Корпоративный сайт ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://borisovleshoz.by/. – Дата доступа: 20.10.2018.
13 PEST-анализ: разбираем подробно [Электронный ресурс] / Лучшие элементы стратегического анализа. – 2015. – Режим доступа: http://powerbranding.ru/BIZNES–ANALIZ/pest. – Дата доступа: 20.11.2018.
14 Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. – М. : Центр экономики и маркетинга, 1996. – 208 с.
15 Уткин, Э.А. Маркетинг / Э.А. Уткин. – М.: ЭКСМОС, 2008. – 189 с.
16 Полещук, И.И. Ценообразование : учеб. пособие для вузов / И.И. Полещук, В.В. Терешина. – Минск: БГЭУ, 2001. – 303 с.
17 Протасеня, В.С. Каналы распределения продукции промышленности: рационализация формирования и управления / В.С. Протасеня // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирования. – 2004. – №6. – С.14-15.
18 Глубокий, С.В. Качественная и количественная оценка каналов сбыта и сбытовых стратегий / С.В. Глубокий // Экономика. Финансы. Управление. – 2000. – № 7. – С.42-49.
19 Глубокий, С.В. Товаропроводящая сеть предприятия: эффективные решения по организации, маркетингу и менеджменту / С.В. Глубокий. – Минск: Изд–во Гревцова, 2008. – 376 с.
20 Выставка «Лесдревтех» [Электронный ресурс] / Бэлэкспо – 2018. – Режим доступа: https://www.belexpo.by/vystavki/2018/lesdrevtekh_2018. – Дата доступа: 22.10.2018.
21 Выставка «Деревообработка» [Электронный ресурс]/ Archiline Wooden Houses – 2018. – Режим доступа: http://www.archiline.by/index.pl?act=PRODUCT&id=457. – Дата доступа: 22.10.2018.
22 Васильев, Г.А. Рекламный маркетинг: учеб. пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. – М.: Вуз. Учеб., 2010. – 276 с.
23 SWOT-анализ предприятия [Электронный ресурс]/ Мировые продажи – 15 апреля 2015. – Режим доступа: http://worldsellers.ru/swot–analiz. – Дата доступа: 22.11.2018.
24 Оценка стоимости рекламы [Электронный ресурс]/ Рекламный менеджер – 01 декабря 2014. – Режим доступа: https://studlib.info.
25 Что значит показатель ROMI [Электронный ресурс]/ Semantica – 15 ноября 2017. – Режим доступа: https://semantica.in/blog/chto-znachit-pokazatel-romi-v-reklame.html.
26 Братенкова Т.М. Маркетинг в отрасли: учеб. пособие к выполнению курсовой работы для студентов специальности «Маркетинг» / Т.М. Братенкова. – Минск: БГТУ, 2014. – 54 с.