Введение
Глава 1 Политическая система КНР
Глава 2 Политическое участие элит в КНР
Глава 3 Рекрутирование элит Китая
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Политическая система и рекрутирование элит современного Китая занимает важное место в системе государства, которое направлено на защиту прав и интересов привилегированной части населения, оно же, в свою очередь, наделяло себя правом устраивать суды и применять наказания к зависимым от них людей. Таким образом, официально закрепленная руководящая роль партии в обществе позволяет ей диктовать свои условия политического, экономического, социального развития страны.
Таким образом, происходила эволюция в политико–правовой системе Китая, некоторые нормы права опережали время в отношении уровня развития общества, но это никак не опровергает тот факт, что начала свое становление политическая культура Китая, и этот процесс становления, который отражается политической системе китайского государства, является актуальной темой и по сегодняшний день.
Актуальность изучения политической системы и рекрутирования элита определяется его значением для развития правовой системы современных государств. Каждое независимое государство испытывает потребность иметь свой собственный, объективный взгляд на исторический путь развития государственности в контексте всей истории цивилизации.
Объект исследования: политическая система и элиты КНР.
Цель работы: проследить развитие политической системы Китайской Народной Республики и взаимосвязь с рекрутированием элит.
Задачи:
- охарактеризовать политическую систему КНР;
- рассмотреть понятие и участие элит в политической жизни Китая;
- изучить рекрутирование элит в КНР.
ГЛАВА 1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КНР
Председатель КНР Си Цзиньпин назвал систему многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК «большим вкладом в политическую цивилизацию человечества».
С таким заявлением он выступил на объединенном заседании с участием представителей двух некоммунистических партий, беспартийных лиц и китайцев, вернувшихся из–за рубежа. Это «партийная система нового типа, которая сформировалась в Китае», – сказал Си Цзиньпин [15]. Система считается новой, поскольку сочетает теории марксистской политической партии с реальностью Китая, может конкретно, широко и в долгосрочной перспективе представлять и реализовывать коренные интересы самых широких народных масс и всех национальностей, позволяя эффективно избегать недостатков старомодной партийной системы, которая представляет лишь небольшое количество людей и интересы малых групп, заявил Си Цзиньпин.
Система считается новой, так как она объединяет и направляет к общей цели все политические партии и беспартийных лиц, позволяет эффективно избегать недостатков отсутствии надзора в однопартийной системе, ротации партий и недобросовестной конкуренции между политическими партиями, сказал он.
Система считается новой также потому, что она объединяет идеи и предложения через институциональные, процедурные и стандартизированные распоряжении и предлагает научно–демократический механизм принятия решений, добавил он. Она соответствует реальности и отличительной традиционной культуры китайской нации и является большим вкладом в политическую цивилизацию человечества, подчеркнул Си Цзиньпин.
Следование курсу КПК не означает отказ от демократии, оно направлено на создание еще более широкой и эффективной демократии, констатировал он.
ГЛАВА 2 ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ ЭЛИТ В КИТАЕ
Описанный выше эволюционный процесс в определенном смысле представляет собой, однако, лишь некий идеальный тип (в веберовском понимании этого термина). На деле, конечно, все обстоит куда сложнее. Рыночные реформы в экономике не только способствуют созданию предпосылок для политической демократизации, но и могут привести к укреплению сил, ей противостоящих.
Представление о том, что развитие Китая полностью подчинено единой воле авторитарной власти, каковой служит правящая партия или, по меньшей мере, ее высшее руководство, является упрощенным. Наделе принятие решений по многим ключевым вопросам развития страны и особенно их реализация наталкиваются сегодня на различные препятствия, среди которых не последнее место занимают корыстные интересы приближенных к власти бизнес–элит. Эту ситуацию бывший заместитель министра образования Чжан Баоцин незадолго до своей отставки охарактеризовал следующим образом: «Самая главная проблема для Китая сегодня в том, что указания не исполняются. То, что определяют в Чжуннань– хае (резиденция ЦК КПК в Пекине. – Я. Б.), часто за пределы Чжуннаньхая не выходит»[15]. Здесь нетрудно обнаружить аналогию с тем, что происходило в России в 1990–х годах, несмотря на совершенно различную судьбу правящих партий.
По мере становления рыночной экономики, примерно с середины 90–х годов прошлого века и особенно в начале нынешнего века, политическая и хозяйственная элиты вступили в сложное взаимодействие, в результате которого первая обретала необходимую легитимность и страховала себя от конкурентной борьбы за власть, а вторая – получала растущие материальные выгоды. Такое взаимодействие увеличивало совокупную мощь элит и способствовало все большему подчинению интересов государства и общества корпоративным интересам.
ГЛАВА 3 РЕКРУТИРОВАНИЕ ЭЛИТ КИТАЯ
Очевидно, качество элиты во многом зависит от принципов ее образования. Известно, что политическое рекрутирование – это вовлечение людей в активную политическую жизнь. И важнейшее место занимает создание политической элиты, из которой формируются законодательные и исполнительные органы государства, правительственный аппарат, руководящие кадры государственных учреждений. Исследовать этот процесс – значит понять, как люди вовлекаются в политику, выдвигаются на руководящие политические посты (в том числе становятся политическими лидерами), устанавливают политические контакты, как они делают политическую карьеру.
В стабильных политических системах рекрутирование элиты осуществляется в соответствии с тщательно разработанными процедурами (обычно освященными традициями), в результате чего персональный состав элиты с большей или меньшей периодичностью обновляется, а сама политическая структура остается в значительной степени неизменной. По-иному обстоит дело в условиях крутой ломки политической системы, в периоды политической нестабильности. Тогда происходит трансформация или смена элит: люди, занимающие ключевые позиции в государственном управлении, лишаются своих постов, возникает много вакансий, которые заполняются с нарушением обычных рутинных норм. Общество обычно никогда не испытывает недостатка в желающих занять элитные позиции. Это стимулируется высоким статусом управленческой деятельности, престижем, возможностью получить ряд привилегий, в том числе материальных. Иное дело, насколько квалифицированными оказываются «новобранцы» на элитных позициях, каковы их моральные и деловые качества [6].
Процесс создания элиты исключительно важен для политической системы: он может либо обеспечить более или менее равные возможности доступа к власти всем гражданам, либо ограничить эти возможности, а то и вовсе их лишить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведя исследование, можно сделать вывод, что предпринятые меры модернизации политической системы носят двоякий характер, а соответственно в сравнительной перспективе им может быть дана двоякая оценка. Некоторые аналитики в Китае и в мире считают, что Китаю удалось построить модель политико–экономического управления, альтернативную западной демократии. Однако таких оценок в целом в мире пока меньшинство. Другие аналитики считают, что это переходная модель управления, все еще далекая от устойчивости. В то же время устойчивость нынешней системы выше, чем системы единоличного авторитарного правления и «ручного руководства», подобной изначально существовавшей в Китае «советской системы». В то же время «китайская модель» в целом и в долгосрочной перспективе менее устойчива, чем система открытого социально–политического доступа в демократиях западного типа. Легитимность китайской модели политического и экономического управления обеспечивается главным образом высокими темпами экстенсивного экономического роста, строительством современный инфраструктуры «с нуля» и постоянным и постепенном на протяжении тридцати с лишним лет повышением благосостояния населения. Такая система устойчива в условиях постоянного экономического роста, а при его торможении или остановке, а также при увеличении внутриэлитных разногласий или расхождении мнений о путях развития страны сохранить систему и политический режим в неизменном виде может быть проблематично.
В то же время на протяжении последних десятилетий, несмотря на острые дискуссии и даже разногласия, в высшем партийном руководстве возобладало мнение о продвижении и развитии экономических мер и стимулов и дальнейшей политической модернизации, а не об усилении мобилизационных мер и осуществлении «больших скачков» периода единоличного авторитарного управления.
1 Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. – Москва: Наука, 2010. – 174 с.
2 Горелов, А. А. Политология: конспект лекций: учебное пособие / А. А. Горелов. – Москва: КноРус, 2013. – 180 с.
3 Козырев, Г. И. Основы социологии и политологии: учебник / Г. И. Козырев. – Москва: Форум: Инфра–М, 2012. – 270 с.
4 Мухаев, Р. Т. Политология: конспект лекций: учебное пособие / Р. Т. Мухаев. – Москва: Проспект, 2015. – 223 с.
5 Боровик, В. С. Основы социологии и политологии: учеб. пособие для ссузов / В. С. Боровик, Б. И. Кретов. – Москва: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. – 447 с.
6 Политология: Альбом схем /сост. Е.В. Макаренков, В.И.Сушков. Москва: Наука, 2008. – 185 с.
7 Лю Цзюньнин. Дандай Чжунго ды вэйцюаньчжуи юй цзыючжуи [Авторитаризм и либерализм в современном Китае] / Электронный ресурс/ Режим доступа: [http://boxun,com.hero/liujn/14_l.shtml]. Дата доступа: 05.10.2018
8 Зотов, В. Д. История политических учений: учеб. / В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. Москва: Юрист, 2005. – С. 43–49.
9 Погорелый, Д. Е. Политология / Д. Е. Погорелый, В. Ю. Фесенко, К. В. Филиппов; под общ. ред. С. Н. Смоленского. Москва: Эксмо, 2008. – С. 227–229.
10 Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение: Методы изучения; Учеб. пособие для вузов / Н.И. Леонов. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 240с.
11 Цыганков, П.А. Международные отношения / П.А. Цыанков – Москва: Наука, 2006. – 364 с.
12 Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений. Москва: Научно–образовательный форум по международным отношениям, 2002
13 Политологии: электронный учебник, презентации (анимации, звук), подробные тренировочные тесты, контрольные тесты, словарь терминов, персовалии / А. Ю. Мельвиль и др. – Электрон, дан. (695 МБ). – М. : КНОРУС, 2010. – 1 электрон, оптич. диск (CD–Book) : зв., цв. – (Электронный учебник).
14 Бергер Я.М. Эволюция модели экономического развития в КНР и ее глобальное значение // Вековой путь Китая к прогрессу и модернизации. К 100–летию Синьхайской революции: тез. докл. XIX Междунар. науч. конф. «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы», Москва, 19–21 октября 2011 г. – М., 2011. – С.80–82.
15 Гринин Л.Е. Китайская модель и перспективы лидерства Китая в мире // Век глобализации. – Москва: Юрист, 2016. – С.43–61.